Организация внеурочной занятости обучающихся
В рамках государственного задания 29 июня 2010 года состоялся областной семинар «Организация внеурочной занятости обучающихся», который транслировался в режиме видеоконференцсвязи.
На семинаре приняли участие: заместители руководителей образовательных учреждений по УВР, педагоги-организаторы, классные руководители, начальники пришкольных летних оздоровительных лагерей, психологи Тюменской области в количестве 500 человек.
В повестке семинара рассматривались следующие вопросы:
Оптимальное использование возможностей и имеющихся ресурсов образовательных учреждений для предоставления услуг дополнительного образования (Мясникова Юлия Геннадьевна, начальник отдела молодежных и профилактических программ департамента по спорту и молодежной политики Тюменской области)
Организация предоставления услуг дополнительного образования детей на базе общеобразовательной школы. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса дополнительного образования детей в школе (Курбаш Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО)
Выступление Мясниковой Юлии Геннадьевны:
«По данным, представленными муниципальными образованиями, на 1 января 2010 года удельный вес детей, получающих услугу дополнительного образования, составляет 86,8 % от общей численности детей и молодёжи в возрасте 5-18 лет. Из них на базе образовательных и дошкольных учреждений - 40 % (или 81, 1 тыс. человек).
В течение I - II квартала 2010 года была продолжена, начавшаяся в 2009 году, передача учреждений дополнительного образования из отрасли «образование» в «молодежную политику», «культуру» и «спорт». На 1 июня 2010 года процесс передачи учреждений завершен.
На базе данных учреждений реализуются образовательные программы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, культурологическое.
На основе проведенных социальных опросов с целью учета в работе современных приоритетов детей и молодежи, расширена категория потребителей услуг дополнительного образования. Правительством области были предприняты усилия по модернизации системы дополнительного образования. Данная работа возложена на департамент спорта и молодежной политике Тюменской области (ДСиМП ТО).
Целью модернизации дополнительного образования является: сохранение лучших традиций дополнительного образования и внедрение в практику учреждений клубных форм досуговой занятости, соответствующих потребностям современной молодежи (см. слайд 1).
Слайд 1. Основные (традиционные) направления и формы работы в учреждениях дополнительного образования и досуговой занятости по направлениям молодежной политики
На сегодняшний день в Тюменской области актуальными у детей и молодежи становятся такие направления как:
- Клуб КВН
- Студии современного танца
- Школы креативной журналистики
- Дизайн-студии
- Добровольческие объединения
- Клубы интеллектуальных игр
- Студии брейк-данса и граффити (см. слайд 2)
Слайд 2. Основные (нетрадиционные) направления и формы работы в учреждениях дополнительного образования и досуговой занятости по направлениям молодежной политики
Предлагаемые формы работы позволят решить целый ряд вопросов: привлечь в учреждения (в том числе и школы) разные возрастные категории потребителей услуг, увеличить охват детей, подростков и молодежи, вовлеченных в организованные формы досуговой занятости, использовать более широкий спектр воспитательных технологий. Необходимо организовать эту работу так, чтобы ребенок выступал не только в качестве потребителя услуг, но и сам являлся субъектом организации деятельности, активным помощником и лидером направлений. Данные задачи поставлены перед всеми учреждениями образования области с целью охвата большего количества населения через развитие филиальных форм работы».
Выступление Курбаш Елены Владимировны:
«Программа - это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности педагога, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.
Документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учреждения. С другой стороны, это вид творческой разработки (или технология) по какому-либо педагогическому, учебно-творческому, репродуктивному, рекреационному виду деятельности как самого педагога (учреждения, объединения и т. п.), так и занимающихся у него детей и подростков.
Как документ программа может рассматриваться с разных точек зрения.
Во-первых, это документ, фиксирующий процесс управления совместной деятельностью.
Во-вторых, это официальный документ, представляемый в органы управления образованием с различными целями:
а) как показатель профессионального уровня педагога;
б) как характеристика содержания совместной деятельности педагога и воспитанников;
в) как обоснование необходимости материально-технического обеспечения работы педагога.
Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в образовательном учреждении, в силу своей специфики отражает весь учебно-воспитательный процесс в целом. Она должна содержать сведения:
- об исходном состоянии объекта (анализ исходного образовательного уровня);
- образ желаемого будущего состояния этого объекта (перспективная воспитательная цель);
- состав и структуру действий по переходу от настоящего момента к желаемому состоянию (разделы и темы выбранной образовательной области, изложенные последовательно и логично).
Выделяют семь качеств, характеризующих образовательную программу: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Документ, представляемый в какие-либо инстанции, в том числе и программа педагогической деятельности, должен сопровождаться двумя рецензиями.
Первая может быть дана специалистом, непосредственно знающим работу данного педагога. Вторая - от «внешнего» рецензента, оценивающего программу, то есть ее содержание, логику изложения, оформление, исполнение».