Организация внеурочной занятости обучающихся

В рамках государственного задания 29 июня 2010 года состоялся областной семинар  «Организация внеурочной занятости обучающихся», который транслировался в режиме видеоконференцсвязи.

На семинаре приняли участие: заместители руководителей образовательных учреждений по УВР, педагоги-организаторы, классные руководители, начальники пришкольных летних оздоровительных лагерей, психологи Тюменской области в количестве 500 человек.

В повестке семинара рассматривались  следующие вопросы:

 

Оптимальное использование возможностей и имеющихся ресурсов образовательных учреждений для предоставления услуг дополнительного образования (Мясникова Юлия Геннадьевна, начальник отдела молодежных и профилактических программ департамента по спорту и молодежной политики Тюменской области)

 

Организация предоставления услуг дополнительного образования детей на базе общеобразовательной школы. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса дополнительного образования детей в школе (Курбаш Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО)

 

Выступление Мясниковой Юлии Геннадьевны:

            «По данным, представленными муниципальными образованиями, на 1 января 2010 года удельный вес детей, получающих услугу дополнительного образования, составляет 86,8 % от общей численности детей и молодёжи в возрасте 5-18 лет. Из них на базе образовательных и дошкольных учреждений - 40 % (или 81, 1 тыс. человек).

            В течение I - II квартала 2010 года была продолжена, начавшаяся в 2009 году, передача учреждений дополнительного образования из отрасли «образование» в «молодежную политику», «культуру» и «спорт». На 1 июня 2010 года процесс передачи учреждений завершен.

            На базе данных учреждений реализуются образовательные программы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, культурологическое.

             На основе проведенных социальных опросов с целью учета в работе современных приоритетов детей и молодежи, расширена категория потребителей услуг дополнительного образования. Правительством  области были предприняты усилия по модернизации системы дополнительного образования. Данная работа возложена на  департамент спорта и молодежной политике Тюменской области (ДСиМП ТО).

Целью модернизации дополнительного образования является: сохранение лучших традиций дополнительного образования и внедрение в практику учреждений клубных форм досуговой занятости, соответствующих потребностям современной молодежи (см. слайд 1).

 

Слайд 1. Основные (традиционные) направления и формы работы в учреждениях дополнительного образования и досуговой занятости по направлениям молодежной политики

На сегодняшний день в Тюменской области актуальными у детей и молодежи становятся такие направления как:

  • Клуб КВН
  • Студии современного танца
  • Школы креативной журналистики
  • Дизайн-студии
  • Добровольческие объединения
  • Клубы интеллектуальных игр
  • Студии брейк-данса и граффити (см. слайд 2)

 

Слайд 2. Основные (нетрадиционные) направления и формы работы в учреждениях дополнительного образования и досуговой занятости по направлениям молодежной политики

 

            Предлагаемые формы работы позволят решить целый ряд вопросов: привлечь в учреждения (в том числе и школы) разные возрастные категории потребителей услуг, увеличить охват детей, подростков и молодежи, вовлеченных в организованные формы досуговой занятости, использовать более широкий спектр воспитательных технологий. Необходимо организовать эту работу так, чтобы ребенок выступал не только в качестве потребителя услуг, но и сам являлся субъектом организации деятельности, активным помощником и лидером направлений. Данные задачи поставлены перед всеми учреждениями образования области с целью охвата большего количества населения через развитие филиальных форм работы».

 

Выступление Курбаш Елены Владимировны:

«Программа - это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности педагога, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учреждения. С другой стороны, это вид творческой разработки (или технология) по какому-либо педагогическому, учебно-творческому, репродуктивному, рекреационному виду деятельности как самого педагога (учреждения, объединения и т. п.), так и занимающихся у него детей и подростков.

Как документ программа может рассматриваться с разных точек зрения.

Во-первых, это документ, фиксирующий процесс управления совместной деятельностью.

Во-вторых, это официальный документ, представляемый в органы управления образованием с различными целями:

а) как показатель профессионального уровня педагога;

б) как характеристика содержания совместной деятельности педагога и воспитанников;

в) как обоснование необходимости материально-технического обеспечения работы педагога.

Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в образовательном учреждении, в силу своей специфики отражает весь учебно-воспитательный процесс в целом. Она должна содержать сведения:

  • об исходном состоянии объекта (анализ исходного образовательного уровня);
  • образ желаемого будущего состояния этого объекта (перспективная воспитательная цель);
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего момента к желаемому состоянию (разделы и темы выбранной образовательной области, изложенные последовательно и логично).

Выделяют семь качеств, характеризующих образовательную программу: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

Документ, представляемый в какие-либо инстанции, в том числе и программа педагогической деятельности, должен сопровождаться двумя рецензиями.

Первая может быть дана специалистом, непосредственно знающим работу данного педагога. Вторая - от «внешнего» рецензента, оценивающего программу, то есть ее содержание, логику изложения, оформление, исполнение».