Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании
12-13 октября 2010 года в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования состоялась областная научно-практическая конференция «Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании», организаторами которой стала кафедра ЕМО ТОГИРРО.
В рамках конференции 12 октября - на пленарном заседании были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы, волнующие педагогическую общественность Тюменского региона:
- сущность компетентностного подхода;
- технологии и методы, используемые при реализации компетентностного подхода (проблемное обучение, исследовательский и проектный метод, технология сотрудничества) на уроке и во внеурочной деятельности;
- использование компетентностно-ориенитованных заданий для осуществления формирования и оценки сформированности ключевых компетентностей;
- диагностика сформированности ключевых компетентностей.
13 октября - прошел обмен опытом, в рамках которого педагоги дисциплин естественно-математического цикла дали мастер-классы.
На конференции выступило около 70 учителей, заместителей директоров, руководителей ОУ юга Тюменской области. Всего приняло участие порядка 120 педагогов.
По результатам работы конференции издан сборник научных и практических материалов в 2-х частях: «Теоретические основы реализации компетентностного подхода» и «Разработки уроков и внеурочных мероприятий на основе компетентностного подхода».
Данная конференция являлась логическим завершением курсов повышения квалификации учителей предметов естественно-математического цикла «Реализация компетентностного подхода с целью повышения качества обучения по предметам естественно-математического цикла». В результате работы на курсах слушатели представили проекты по организации познавательной деятельности с использованием компетентностного подхода и материалы по диагностике уровня компетентностей учащихся.
Впервые в практике тюменского региона были проведены подобные практико-ориентированные курсы повышения квалификации учителей предметов естественно-математического цикла, а данная конференция вызвала неподдельный интерес у ее участников.
Резолюция
Областной научно-практической конференции
"Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании"
Сегодня все более насущным становится преображение российского общества, направленность всех его институтов на формирование личности, главными характеристиками которой являются компетентность, ответственность и ее конкурентоспособность. В данных условиях остро возникает необходимость перехода от строго регламентированной жизни общества и отдельного человека к выстраиванию более гибких и мобильных социальных отношений. В связи с этим как никогда возрастает запрос на творческую и компетентную личность.
Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности, которая проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.
Формированию новых качеств выпускника способствует внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы, позволяющему учащимся достигать новых образовательных результатов - набора ключевых компетенций, обеспечивающих способность действовать в различных проблемных ситуациях. По мнению Хуторского А.В. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Компетенция - это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы требует перехода от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
Опираясь на опыт реализации компетентностного подхода в школьном образовании г. Челябинск, г. Самара, г Ульяновск, ОУ г. Тюмени ( МАОУ гимназия №12, №16,) отмечена необходимость принятия комплекса мер по эффективной реализации компетентностного подхода в образовательный процесс школы в системе образования Тюменской области, участники областной научно-практической конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
I. Департаменту образования и науки Тюменской области
- создать нормативно-правовую базу совершенствования региональной системы естественно-математического образования с учетом реализации компетентностного подхода в школьном образовании;
- включить в госзадание ТОГИРРО на 2011 г. разработку концепции и механизма реализации компетентностного подхода в школьном образовании.
II. Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования
- разработать концепцию и механизм реализации компетентностного подхода в школьном образовании;
- разработать компетентностно-ориентированнные задания по всем предметам естественно-математическго цикла;
- разработать учебные планы и программы семинаров, модули в курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, способствующие формированию готовности педагогов работать по реализации компетентностного подхода в школьном образовании.
III. Муниципальным органам управления образованием:
- предусмотреть в планах работы реализации компетентностного подхода в школьном образовании и повышение квалификации учителей по данному направлению.
IV. Общеобразовательным учреждениям:
- осуществлять образовательный процесс с позиции реализации компетентностного подхода;
- осуществить повышение квалификации учителей и зам. директоров ОУ по данному направлению.
13 октября 2010 года
Проректор ТОГИРРО по НИР Милованова Н.Г.