Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании

12-13 октября 2010 года в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования состоялась областная научно-практическая конференция «Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании», организаторами которой стала кафедра ЕМО ТОГИРРО.

В рамках конференции 12 октября - на пленарном заседании были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы, волнующие педагогическую общественность Тюменского региона:

-       сущность компетентностного подхода;

-       технологии и методы, используемые при реализации компетентностного подхода (проблемное обучение, исследовательский и проектный метод, технология сотрудничества) на уроке и во внеурочной деятельности;

-       использование компетентностно-ориенитованных заданий для осуществления формирования и оценки сформированности ключевых компетентностей;

-       диагностика сформированности ключевых компетентностей.

13 октября - прошел обмен опытом, в рамках которого педагоги дисциплин естественно-математического цикла дали мастер-классы.

На конференции выступило около 70 учителей, заместителей директоров, руководителей ОУ юга Тюменской области. Всего приняло участие порядка 120 педагогов.

По результатам работы конференции издан сборник научных  и практических материалов в 2-х частях: «Теоретические основы реализации компетентностного подхода» и «Разработки уроков и внеурочных мероприятий на основе компетентностного подхода».

Данная конференция являлась логическим завершением курсов повышения квалификации учителей предметов естественно-математического цикла «Реализация компетентностного подхода с целью повышения качества обучения по предметам естественно-математического цикла». В результате работы на курсах слушатели представили проекты по организации познавательной деятельности с использованием компетентностного подхода и материалы по диагностике уровня компетентностей учащихся.

Впервые в практике тюменского региона были проведены подобные практико-ориентированные курсы повышения квалификации учителей предметов естественно-математического цикла, а данная конференция вызвала неподдельный интерес у ее участников.


   

Резолюция

Областной научно-практической конференции

"Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании"

 

Сегодня все более насущным становится преображение российского общества, направленность всех его институтов на формирование личности, главными характеристиками которой являются компетентность, ответственность и ее конкурентоспособность. В данных   условиях остро возникает необходимость перехода от строго регламентированной жизни общества и отдельного человека к выстраиванию более гибких и мобильных социальных отношений. В связи с этим как никогда возрастает запрос на творческую и компетентную личность.

Главная проблема существующей системы образования заключается в ее неэффективности, которая  проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

Формированию новых качеств выпускника способствует внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы, позволяющему учащимся достигать новых образовательных результатов - набора ключевых компетенций, обеспечивающих способность действовать в различных проблемных ситуациях. По мнению Хуторского А.В. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетенция - это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс школы  требует перехода от определения  цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Опираясь на опыт реализации компетентностного подхода в школьном  образовании г. Челябинск, г. Самара, г Ульяновск, ОУ г. Тюмени ( МАОУ гимназия №12, №16,) отмечена необходимость принятия комплекса мер по эффективной реализации компетентностного подхода в образовательный процесс школы в системе образования Тюменской области, участники областной научно-практической конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

 I. Департаменту образования и науки Тюменской области

-           создать нормативно-правовую базу совершенствования региональной системы естественно-математического образования с учетом реализации компетентностного подхода в школьном  образовании;

-           включить в госзадание ТОГИРРО на 2011 г. разработку концепции и механизма  реализации компетентностного подхода в школьном  образовании.

II. Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования

-           разработать концепцию  и механизм реализации компетентностного подхода в школьном  образовании;

-           разработать компетентностно-ориентированнные задания по всем предметам естественно-математическго цикла;

-           разработать учебные планы и программы семинаров, модули в курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, способствующие формированию готовности педагогов работать по реализации компетентностного подхода в школьном  образовании.

III. Муниципальным органам управления образованием:

-           предусмотреть в планах работы реализации компетентностного подхода в школьном  образовании  и повышение квалификации учителей по данному направлению.

IV. Общеобразовательным учреждениям:

-           осуществлять образовательный процесс с позиции реализации компетентностного подхода;

-           осуществить повышение квалификации учителей и зам. директоров ОУ по данному направлению.

 

13 октября 2010 года

 

 

Проректор ТОГИРРО по НИР                                                                                         Милованова Н.Г.