Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях перехода на ФГОС НОО второго поколения на курсах повышения квалификации

 

к.п.н., зав. кафедры дошкольного начального образования ТОГИРРО

Менчинская Е.А.;

специалист психологического центра ТОГИРРО Новоселова Е. М.

 

Характерной особенностью современного Российского образования является переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, который ставит принципиально новые цели по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Определяющим условием реализации ФГОС начального общего образования является наличие достаточного кадрового потенциала, проблема обеспечения которого в нашем регионе обострилась в последние годы. Очевидной встала проблема необходимости решения вопросов притока в школу молодых специалистов, создания условий для их мотивации на продолжение педагогической деятельности и профессионального роста.

  Именно с этой целью по инициативе Департамента образования и науки Тюменской области, профсоюзной организации работников образования, ТОГИРРО в период школьных каникул с 26 по 31 марта 2012 г. были организованы курсы повышения квалификации для 29 молодых учителей начальных классов области на базе санатория «Сосновый бор» в с. Памятное Ялуторовского района на тему: «Реализация компетентностного подхода в образовании в условиях перехода на ФГОС второго поколения». С начинающими педагогами встретились директор Департамента образования и науки Тюменской области Райдер Алексей Владимирович, председатель профсоюзной организации работников образования Худякова Валентина Тимофеевна. В ходе встречи обсуждались наиболее актуальные вопросы становления молодых специалистов в профессии, проблемы развития системы образования региона.

В ходе курсов выявлялось понимание педагогами особенностей развивающего обучения, умение проектировать личностно-ориентированное взаимодействие с учениками с учётом индивидуального подхода. Причём 50% времени отводилось на практическую часть. Осмысление и углубление понимания теоретических основ построения ФГОС НОО проходило через использование преподавателями ТОГИРРО активных форм обучения: лекции, семинары, деловые игры, практикумы, мастер-классы и др. Одной из составляющей курсов для молодых учителей стал тренинг личностного роста «Успешный человек - это я», организованный специалистом психологического центра ТОГИРРО Новоселовой Еленой Михайловной. Благодаря тренингу с помощью специальных интерактивных упражнений, педагоги быстро познакомились друг с другом. Молодой задор и инициативность участников позволили не только в сжатые сроки организовать взаимодействие, но и найти точки соприкосновения, как в профессиональном, так и в личном плане. Результат такого организованного знакомства не замедлил сказаться: уже на следующий вечер курсанты преподнесли всем гостям санатория приятный сюрприз в виде концерта, подготовленного исключительно по инициативе учителей. Следующая встреча с психологом была посвящена поиску сильных сторон личности участников, выявлению затруднений в профессиональной деятельности, носящих психологическую природу. А также с помощью тренинговых процедур были отработаны приемы эффективного коммуникативного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Большую заинтересованность проявили молодые учителя, осваивая программу стартовой диагностики первоклассников. Занятие прошло на практическом материале, с использованием работ детей. Учителя задавали много вопросов, стараясь разобраться с этим новым направлением, поскольку стартовая диагностика пришла в школы вместе с образовательными стандартами второго поколения и отсутствовала в вузовской программе подготовки будущих педагогов.

Для проведения мастер-классов были привлечены педагоги образовательных учреждений г. Тюмени. Так, учитель начальных классов МАОУ СОШ №88 Авилова Светлана Юрьевна познакомила педагогов с современными образовательными технологиями, с методами обучения младших школьников с целью достижения нового качества образования, выделила приоритетные направления развития учащихся в ходе построения процесса познания. Совместно с аудиторией были рассмотрены активные методы обучения и воспитания школьников в образовательном процессе и условия, влияющие на выбор тех или иных методов с целью развития у учащихся способности самостоятельно добывать знания.

Высоким мастерством организации продуктивной деятельности с молодыми педагогами, отличался мастер-класс, который провела учитель музыки МАОУ СОШ №15 г. Тюмени Гаськова Инна Николаевна. Инна Николаевна вовлекла молодых педагогов в «Весёлый оркестр», остановилась на возможностях своего предмета для формирования универсальных учебных действий в начальной школе, развития личности младших школьников средствами музыкального образования.

Углубление теоретических и практических знаний педагогов осуществлялось через организацию самостоятельной работы по разработке проектов учебного занятия, по моделированию внеурочной деятельности, по решению проблемных ситуаций, консультирование, проводимых преподавателями кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО Квитовой Ларисой Фёдоровной, Гололобовой Надеждой Леонидовной, Менчинской Еленой Анатольевной. Подобные формы работы очень полезны и необходимы педагогам. Они позволяют начинающему специалисту понять, более глубоко осознать важность профессии учителя, создают условия для осмысления ФГОС нового поколения.

По итогам курсов был проведен «круглый стол». Анкетирование слушателей позволило сделать вывод о том, что идея данного проекта является актуальной, наметить перспективы работы с молодыми специалистами на будущее. Хочется надеяться, что участие молодых учителей в таком информационно- и эмоцинально- насыщенном проекте станет залогом их успешной адаптации в профессии.