ВОСЬМОЙ ДЕНЬ

А сегодня конкурсанты собрали последние силы и показали свое ораторское и дискуссионное мастерство. Оба задания относительно новые на конкурсе и поэтому самые сложные для финалистов.

Однако с публичной лекцией все педагоги справились блестяще. Зачем дается это задание? Чтобы увидеть, как «пятнашка» справляется с миссией учителей года — «пиарить» учительство в российском обществе. Нелегкий труд: выйти на сцену, встать около пюпитра и завораживать аудиторию не увлекательным сюжетом урока, не музыкальными и световыми эффектами, а словом. Слово — вот главное оружие педагога. Произнося публичную лекцию, надо доказать, что этим оружием владеешь в совершенстве. Придумать тему, написать речь, произнести ее красиво и не заглядывая в бумажку... На подготовку десятиминутной лекции у конкурсантов была ночь.

И вот что у них получилось. Приведу несколько примеров, чтобы вы представили, что происходило сегодняшним утром на сцене Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.

«Слава слушающему!» — воскликнул москвич Марат Алимов. — «Именно в тот момент, когда наступает пауза, открывается дверь в мир нашего воображения». А дальше начинается творчество, ведь «человеческий мозг в постоянном поиске ассоциаций, сравнений. Мы говорим метафорами, живем ими». Лекция Марата Рашидовича называлась «Слово и молчание». Зрители, коллеги-конкурсанты, жюри еще раз убедились, как мастерски владеет словом столичный филолог.

Светлана Капралова из Иванова, самый здоровьесберегающий педагог конкурса, начала со страшных цифр и фактов: в нашей стране всего 32% здоровых детей и подростков! Значительная часть населения находится в состоянии затяжного психоэмоционального стресса. Права Светлана Юрьевна: эта ситуация может создать угрозу национальной безопасности России. Что делать? Школа должна стать площадкой для сохранения здоровья детей, а учитель — фактором, обуславливающим здоровье школьника. При этом Светлана Капралова четко определяет круг обязанностей педагога: «Лечить — не наша задача. Наша задача — создать безопасную для ребенка школу».

Сергей Букинич, питерец, — интеллигент, в чем мы могли убедиться за время конкурса. Сергей Александрович верно подметил первый вопрос, который задают друг другу педагоги при встрече: «Сколько у тебя часов?». А может быть, надо осознать, что школа — просто «интересная составляющая нашей жизни»? Вчерашний мастер-класс петербургского филолога запомнился всем, а особенно, оказывается, старшекласснику, который работает на конкурсе в ученическом пресс-центре. Подросток проснулся ночью и понял, что знает теперь, что ответить Ленину на его определение интеллигенции.

Изящную по форме и глубокую по содержанию публичную лекцию прочитала Ольга Ковалева из Тюмени, очаровательная женщина и философ. Она предложила посмотреть на образование через призму книги Алана Александра Милна «Винни Пух и все-все-все».

Когда открываешь эту замечательную книгу, выясняется, что в ней есть образованные герои. Например, Сова. Она умеет читать, но только если «ей не заглядывают через плечо». У Кролика настоящие мозги. Правда, при этом он «никогда ничего не понимает». Скромный Винни-Пух — вот образованный человек... то есть медведь.

Подумайте, это не так смешно, как кажется на первый взгляд. «Быть образованным — это уметь образовывать пространство. Деятельный, мудрый и непременно возвращающийся в тишину своего дома — таков Винни-Пух и все-все-все образованные люди. Быть образованным — значит нести в мир свое культурное пространство». Так замечательно сформулировала главную идею своей лекции Ольга Анатольевна.

Следующее задание — «Педагогический ринг» началось весело. «Пятнашку» поделили на «пятерки» и предложили сделать разминку, затем поучаствовать в дискуссии. Ведущие «ринга» — директор 31-го челябинского лицея Александр Попов и директор московской гимназии «Класс-центр» Сергей Казарновский — придумали для разминки замечательную тему: «Я умею то, что не умеет никто». Рассказать о себе каждый из пятнадцати финалистов должен были всего за 30 секунд.

Выяснилось, что:

Сергей Захаров умеет слушать.

Елена Резчикова «не умеет того, что умеют все».

Игорь Апольский умеет слушать учительниц.

Светлана Иванова умеет любить детей, людей вокруг нее.

Марат Алимов умеет быть разным с детьми — отцом, братом, другом.

Светлана Капралова сочиняет стихи, когда копает картошку.

Игорь Звягинцев умеет играть.

Светлана Богданова считает, что все умеют то, же что и она — «не только сеять раз доброе, вечное, но и „пахать“. Но иметь 48 кг и „пахать“ — это дано не каждому».

Екатерина Уба умеет «придти когда зовут, уйти, когда лишняя».

Любовь Бутенко умеет «ровно держать спину и ходить по воде как посуху».

Татьяна Максимова умеет общаться со своими учениками, смотрит на окружающий мир так, как никто смотреть не сможет.

Сергей Букинич умеет вдохновлять людей.

Ольга Ковалева умеет подписывать открытки.

Ирина Лубнина умеет видеть необычное в обычном.

Андрей Успенский уверен: «Каждый из нас такой, как никто».

Шуточный настрой «педагогического ринга» держался и во время его дискуссионной части. Условия спора были предложены такие: даются две точки зрения на одну тему, необходимо сначала доказывать одну, затем другую, причем по решению жребия — «орел, решка». Объяснение конкурсанты сначала приняли: эти необходимо для того, чтобы жюри воочию увидело — «пеликаны» умеют понять оппонента, его точку зрения. Во время дискуссии ведущие каждые пять минут напоминали судьям: «Конкурсант так не думает, это его роль!» И все-равно идея «педагогического ринга» этого года себя явно не оправдала. Педагоги попытались сыграть в представление, и все было смешно, пока темы были относительно нейтральные.

Первая касалась патриотического воспитания. Одни учителя должны были доказывать, что «Патриотическое воспитание: это атавизм или пережиток!», другие «Патриотическое воспитание — это основная воспитательная идея современной школы».

Вторая — самостоятельности педагога. Тезис № 1 гласил: «Я не приемлю никаких регламентаций в своей работе». Тезис № 2: «Я считаю, что максимально регламентированные действия учителя — это прекрасно».

Но вот третья тема согнала улыбки с лиц конкурсантов. Одним финалистам предлагалось утверждать: «Основы православной культуры — единственный путь к нравственному совершенствованию». А другим: «Введение основ православной культуры недопустимо в российской школе». Педагоги попытались играть в носителей первого или второго убеждения, но получилось не умно, вычурно, искусственно. Актуальная проблема, решение которой не может найти все российское общество, которую активно обсуждали в кулуарах участники конкурса «Учитель года России-2006», превратилась вдруг в основу «Маппет-шоу», как совершенно верно заметил, не сдержавшись, филолог Сергей Букинич. Слова петербуржца «разбудили» Большое жюри. Его председатель, ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий, совесть конкурса, высказал общее мнение: «Жюри должно обсудить ситуацию и принять решение, учитывать ли результаты „Педагогического ринга“ при подсчете итоговых баллов». С тем конкурсный день и закончился. Что решило Большое жюри и оргкомитет, узнаем завтра.


Оксана Родионова,
специальный корреспондент «Учительской газеты»