СЕДЬМОЙ ДЕНЬ КОНКУРСА

Итак, бомонд конкурса «Учитель года России – 2006» был в сборе. Учителя из Челябинска и области, организаторы региональных конкурсов и, наконец, Большое жюри, состоящее из начальников управлений образования российских регионов, победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России», детей. Руководителем жюри на сегодняшний конкурсный день был назначен министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. А уже завтра на свою вахту заступит неизменный в течение многих лет председатель — ректор Московского университета Виктор Садовничий.

Описывать мастер-классы — занятие практически бесполезное. Надо быть в зале, видеть, как горят глаза «учеников», как вдохновенно говорит учитель, как неожиданно высказанная яркая мысль или вовремя произнесенное острое слово вызывают аплодисменты или смех. Этот конкурсный драйв надо почувствовать! На нескольких уроках мне повезло сделать это в качестве ученицы... И только такое близкое знакомство с конкурсным заданием «Мастер-класс» позволяет мне рассказать о пятнадцати «спектаклях». «Спектаклями» я их называю не потому, что это было шоу, как раз наоборот, многие уроки были вполне рабочими. Просто проходили они на театральной сцене Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.

Первым мастер-класс давал Сергей Захаров, учитель биологии из Смоленска. Он говорил о законах, природных и человеческих, спрашивал своих взрослых учеников, в чем их различие, какие последствия может иметь вмешательство в них? В финале урока педагог предложил «школьникам» составить письмо потомкам. Получились такие наставления детям и внукам: «Мы тоже пробовали», «Прежде думай», «Будьте снисходительны».

Елена Резчикова, историк из Ярославской области, сравнила на своем занятии российских олигархов конца 20 века и воротил американского бизнеса конца 19-го века. Разговор об американских бизнесменах оказался таким интересным и познавательным, что в конце ученики Елены Александровны не смогли единодушно ответить на вопрос, кто они, все эти форды, рокфеллеры, карнеги — разбойники или герои. «У каждого человека, — считает Елена Резчикова, — душа все равно стремится к добру».

Птичий гомон, картина Сальвадора Дали, стихотворение французского поэта Жака Превера, образы и ассоциации — это мастер-класс филолога Игоря Апольского из Ростовской области. Ученики дискутировали с учителем, вместе искали ответы на вопросы, шутили и написали под музыку сочинение о птице.

Московский учитель русского языка и литературы Марат Алимов предложил задуматься о простой вещи — знаках препинания. Но какими сложными оказались несколько запятых и многоточий в замечательном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов»! Причем выяснилось, что в либретто знаменитой оперы и оригинальной драме расставлены они по-разному. И это все меняет.

Ученики англичанки из Иванова Светланы Капраловой учились методу ассоциаций. Оказывается, английское слово лучше запоминается, если учить его, предварительно изобразив руками, ногами, всем телом. И здоровье сохраняется, ведь движение — это жизнь!

Учитель английского языка из Орла Игорь Звягинцев посвятил свой мастер-класс Вильяму Шекспиру. Его взрослые ученики узнали немало интересных фактов из биографии английского классика и даже рассказали о его жизни по-английски, услышали стихи поэта на русском и английском языках и составили свои ассоциации, слушая волшебные поэтические строчки.

Участники мастер-класса филолога Светланы Богдановой из Воронежской области выполняли необычное задание: искали формы проведения уроков по роману Льва Толстого «Война и мир». Решили, что в мозаике великого произведения разобраться нелегко, но возможно, если сначала его самостоятельно прочитать.

Екатерина Уба, учитель русского языка и литературы из Ульяновска, провела со своими учениками целое исследование... загадки (урок предназначался пятиклассникам). В конце мастер-класса конкурсанты в роли детей смогли ответить на вопрос: «Для чего нужна загадка». Чтобы видеть необычное в обычном. Чтобы раскрыть душу народа. Чтобы узнать то, что простыми словами не расскажешь...

Ученики Любови Бутенко, филолога из Ставрополя, попытались по-новому взглянуть на текст знакомого каждому школьнику произведения — «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского. «Ведь каждое слово этого романа — национальный опыт», — считает Любовь Петровна.

Благодаря биологу Татьяне Максимовой из Тулы, весь зал и коллеги, пришедшие поучаствовать в мастер-классе, узнали много интересного о генетике. Например, о том, что вероятность встретить генетического двойника ничтожно мала и что в природе постоянно происходят мутации, так что по большому счету мы все с вами — немного мутанты.

Сложные вопросы задал своим конкурсным «детям» учитель истории из Санкт-Петербурга Сергей Букинич: «Трудно ли быть интеллигентом в России?», «Кто такой интеллигент?». Ответы искали с помощью зала и цитат из публицистики Дмитрия Сергеевича Лихачева, который создал три заповеди русской интеллигенции. Один из выводов в финале мастер-класса: «Интеллигентом быть легко, если есть внутренняя свобода».

Алексей Крученых, Ирина Гуро, фактура слова, заумное слово... Футуристы стали главными героями мастер-класса филолога из Вологодской области Андрея Успенского. Взрослые «дети» дети решали, похожи ли на стихи загадочно звучащие строчки: «Дыр, бул, щыл, убешщур, скум...». Пришли к выводу, что все-таки стихи. А необычная форма — просто попытка футуристов заставить читателя слушать звуки.

Учитель русского языка и литературы Ирина Лубнина из Кировской области предложила интересное задание, почти игру: сравнить образы на портретах русских художников с литературными героями русских писателей. А еще Ирина Леонидовна показала интересный прием, который называется «биография в картинках». Он помогает, отталкиваясь от портрета, выйти на факты биографии писателя.

Мастер-класс Ольги Ковалевой, тюменского филолога, был завершающим, но всех участников, севших за парты на сцене Дворца пионеров, он по-настоящему вдохновил. Ведь мы исследовали пластику текста, открывали в нем новые слои, точно играли с матрешкой. И в итоге поняли, что по прочтении книги расставания с текстом не происходит, ведь «над словом — радуга», то есть новые и новые смыслы.


Оксана Родионова,
специальный корреспондент «Учительской газеты»