ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
«Многие проблемы в образовании, как и в экономике, общественной жизни, являются по сути своей проблемами информационными, почти никто не обращается с информацией так, как она это заслуживает!» - таков был леймотив представленного опыта руководителями Тюменского государственного колледжа связи, информатики и управления, на базе которого 9 февраля состоялся семинар.
Слушатели семинара познакомились с созданной в колледже единой информационно-образовательной средой, позволяющей более оперативно и эффективно управлять деятельностью всех субъектов образовательного процесса, в том числе, и качеством образования, что находит отражение в таких составляющих, как система обучения (база знаний специалиста, база средств поддержки специалистов, база данных профессионального мира), система управления учебным процессом (база данных нормативно-правовой документации, организация обучения (АРМы администрации), контроль знания студентов, мониторинг качества образования), система учебно-методического обеспечения (виртуальный НМК, методическая картотека, 1С Библиотека, медиатека).
С консалтинговым подходом в управлении качеством подготовки специалистов слушателей курсов познакомила Сименист Валентина Феофановна, заведующая НМЦ ТГКСИУ. Она остановилась на различных видах консультирования: педагогическое (нацелено на информационное, концептуальное, программно-методическое обеспечение деятельности педагогов и образовательного процесса), организационно – управленческое (нацелено на диагностику состояния дел в образовательном учреждении, подготовку управленческих решений, способных улучшить это состояние, осуществления нововведений), управленческо – педагогическое (организация консультирования на разных иерархических ступенях: педагог, заведующий отделением, заместитель директора, директор).
Иначе, консалтинг образовательный - деятельность по оказанию консультационных, информационных, экспертных услуг, предоставлению рекомендации и профессиональной помощи педагогам и студентам в организации процесса обучения и воспитания.
Организация и внедрение консультирования - это не самоцель, а эффективное средство повышения качества подготовки специалистов.
Очень подробно с опытом работы по вопросу «Мониторинг как средство получения информации о качестве образовательного процесса» познакомила слушателей семинара Арушанян Жанна Викторовна, заместитель директора по учебной и методической работе колледжа, к.п.н.
Обсуждались на семинаре и другие вопросы, которые также были взяты слушателями выездного семинара, на вооружение и использование в дальнейшей работе.
Итоговая аттестация - завершающий этап обучения и он проводится с целью: определения соответствия уровня и качества профессиональной подготовленности выпускников требования ГОС НПО и выявления соответствия достигнутого уровня и качества профессиональной подготовленности выпускников запросам современного рынка труда и требованиям работодателей региона.
В связи с чем, на состоявшемся семинаре 13 февраля по теме «Обновление содержания программы Итоговой аттестации выпускников» для руководителей учебных заведений обсуждались такие вопросы, как:
* Разработка образовательной программы по профессии НПО одно из главных условий обновления содержания Программы итоговой аттестации (Красикова Клавдия Федоровна, зав. кафедрой профессионального образования ТОГИРРО).
* Нормативно правовая основа разработки Программы итоговой аттестации в учреждении НПО (Карпова Светлана Ивановна, главный специалист отдела среднего и начального профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области).
* Основные задачи руководителей по подготовке и проведению Итоговой аттестации обучающихся по программам НПО в 2007 году (Анисимова Ольга Алексеевна, начальник отдела среднего и начального профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области).
Информационной поддержкой в решении этого вопроса на местах будут служить разработанные группой авторов, под редакцией Анисимовой О.А. и Красиковой К.Ф., методические рекомендации «Основная образовательная программа по профессии начального профессионального образования как условие достижения современного качества образования». В них представлен комплект документов, входящий в состав разрабатываемой в учебном заведении по каждой профессии НПО основной образовательной программы, а также основные этапы, которые важно соблюдать при формировании этой основной образовательной программы по профессии НПО, и приведены примеры описания образовательной программы и Программа итоговой аттестации.
На проведенном «круглом столе» «Инновации в профессиональном образовании» состоялся заинтересованный разговор руководителей образовательных учреждений НПО и СПО по одному из направлений реструктуризации региональной сети системы НПО и СПО юга Тюменской области, а именно, созданию Ресурсных центров профессионального образования. Ряд руководителей поделились материалами, которые были наработаны ими после проведенного 30 ноября 2006 г. семинара по проблеме «Ресурсные центры профессионального образования (РЦПО) как составляющая повышения качества образования». Каждый руководитель следующих образовательных учреждений: Профессионального лицея №1 г.Тюмени (Виктор Николаевич Тамочкин, директор и Виктор Владиленович Смирнов, руководитель Службы информационных образовательных технологий), Профессионального лицея №54 п.Омутинский (Галина Борисовна Турок, директор), Агролицея №29 г. Заводоуковска (Надежда Кирьяновна Воеводина, зам. директора по т/о), Профессионального училища № 14 г.Тюмени (Валентина Владимировна Ушакова, зам. директора по т/о), Голышмановского агропедагогического колледжа (Александр Леонидович Ледаков, директор) и Ишимского сельскохозяйственного техникума (Зинаида Петровна Борисенко, директор) представили презентации разработанных ими обоснований, Концепции, Положений, организационных моделей управления и содержательную структуру деятельности РЦПО.