НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ»

В открытии конференции приняли участие ректор ТОГИРРО Ройтблат О.В., Поварова И.Н., начальник отдела дошкольного и общего образования Тюменского департамента образования и науки. С небольшим концертом перед педагогами выступили учащиеся начальных классов средней школы № 91 г. Тюмени.

На пленарном заседании итоги опытно-экспериментальной работы области по УМК «Перспективная начальная школа» подвела Фокеева С.Н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО, отметив положительные результаты обучения младших школьников области по комплекту. Автор учебников русского языка и литературного чтения Чуракова Н.А. осветила нетрадиционные пути решения проблемы развития речи младших школьников, провела мастер-класс. Захарова О.А., соавтор учебников и тетрадей на печатной основе по математике, раскрыла вопросы изучения окружающего мира средствами математики, способы решения практических задач, провела мастер-класс. Семь учителей начальных классов Тюменской области поделились опытом работы обучения учащихся по комплекту, опытом организации работы творческих групп учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа». На конференции было проведено 6 открытых уроков с 1 по 4 класс учителями Нижнетавдинской МОУ СОШ и МОУ СОШ № 63, лицея № 34 г. Тюмени, которые получили высокую оценку присутствующих на уроках.

После пленарного заседания «Свободным микрофоном воспользовались 5 участников конференции». Были заданы вопросы авторам учебников по проблемам преемственности обучения в основной школе, о том, что мешает более широкому внедрению комплекта, о методическом сопровождении учителей, работающих по комплекту, о том, какие пособия для учителей планируется еще издать и др. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

В конце работы участниками конференции была принята резолюция (см. Приложение), лучшие педагоги области (29 человек), работающие по комплекту «Перспективная начальная школа», награждены памятными подарками, благодарственными письмами.

Работа конференции позволила достаточно глубоко осветить теоретические вопросы обучения по комплекту, обменяться практическим опытом работы и обсудить перспективы дальнейшего совершенствования качества начального образования в регионе.

Издан сборник материалов конференции (часть 1), включающий в себя 29 научно-практических статей. Готовится к выпуску вторая часть сборника, содержащая конспекты уроков по всем предметам данного комплекта, проведенных учителями области.

Проведение конференции широко освещалось в средствах массовой информации: по телевидению, по радио, в печати.


План проведения межрегиональной научно-практической конференции «Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»: теория и практика работы»

26 февраля 2007 г.

9.00 – 10.00
–    Регистрация участников конференции
10.00 – 10.30. – Открытие конференции. Ройтблат О.В., ректор ТОГИРРО
                           Фокеева С.Н., зав.кафедрой дошкольного и
                           начального образования ТОГИРРО

10.40. – 11.20. – открытые уроки (6 уроков):
Литературное чтение 1 класс – Григорьева В.А., учитель нач.кл., Нижнетавдинская МОУ СОШ

Математика 2 класс – Квашнина Светлана Алексеевна, учитель нач.кл., МОУ СОШ № 63 г. Тюмени

Русский язык 2 класс - Садреева Светлана Геннадьевна, учитель нач.кл., МОУ СОШ № 63 г. Тюмени

Русский язык 2 класс – Горбунова Марина Альбертовна, учитель нач. кл., лицей №34 г. Тюмени

Русский язык 3 класс - Третьякова Полина Евстафьевна, учитель нач. кл., лицей №34 г. Тюмени

Литературное чтение 4 класс – Михеева Тамара Андреевна, учитель нач. кл., лицей №34 г. Тюмени

11.20. – 11.40  - Кофе-пауза
11.40. – 13.00. – Пленарное заседание:

1. Фокеева Светлана Николаевна
, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО «Итоги экспериментальной работы по УМК «Перспективная начальная школа»

2. Чуракова Наталья Александровна, д.ф.н., к.п.н., автор учебников «Русский язык» и «Литературное чтение» г. Москва «Развитие речи младших школьников. Нетрадиционные аспекты рассмотрения проблемы». Мастер-класс.

13.00. – 13.40. – Обед

13.40. – 16.00. – Пленарное заседание.

3. Захарова Ольга Александровна, к. физ.-мат н., г. Москва «Изучение окружающего мира средствами математики. Решение практических задач». Мастер-класс.

4. Матова Ольга Владимировна, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель нач.кл. Винзилинской начальной школы № 1 Тюменского района «Результаты экспериментальной работы по УМК «Перспективная начальная школа».

5. Бажукова Ольга Владимировна, руководитель творческой группы учителей нач. кл. Заводоуковского района «Некоторые итоги работы творческой группы учителей начальных классов Заводоуковского района, работающих по новому учебному комплекту «Перспективная начальная школа»

7. Романова Елена Васильевна, учитель нач.кл. СШ № 5 г. Ишима. «УМК «Перспективная начальная школа» как способ организации жизненного пространства младшего школьника»

8. Басалаева Маргарита Владимировна, учитель начальных классов Поддубровинской  СШ Викуловского района «Развитие познавательной и мыслительной деятельности учащихся при работе по УМК «Перспективна начальная школа».

9. Комарова Алла Борисовна ,учитель начальных классов МОУ СОШ №2 Омутинского района «Работа с картиной как средство развития младших школьников при работе по УМК «Перспективная начальная школа»

10. Таланова Людмила Александровна, учитель нач.кл.  Сорочкинской основной школы Аромашевского района «Нетрадиционные способы развития речи детей при работе по УМК «Перспективная начальная школа»
11. Бугра Вера Александровна, учитель нач.кл. Нижнетавдинской МОУ СШ Нижнетавдинского района «Общение с младшими школьниками в процессе обучения»

16.00. – 16.10
. – Перерыв.

16.10. – 16.50 – «Свободный микрофон».

16.50. – 17.30. Подведение итогов. Принятие резолюции.


Резолюция,
принятая участниками межрегиональной
научно-практической конференции
«УМК «Перспективная начальная школа»: теория и практика работы»
26 февраля 2007 года.

На основании обобщения наработанного опыта, анализа итоговой и текущей результативности учебного процесса, а также впечатлений от продемонстрированных уроков по УМК «Перспективная начальная школа», участники конференции пришли к следующему заключению:

I.                     За 4,5 года освоения нового учебно-методического комплекта (его содержания и методического аппарата) учителями области под руководством кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО и районных творческих групп и методических объединений проделана серьезная работа:

1.      Сложилось, в целом, верное понимание особенностей личностно-ориентированного УМК, его нацеленности на формирование общеучебных и коммуникативных умений, на самостоятельную работу младших школьников.

2.      Формирование общеучебных умений (умений ориентироваться в корпусе отдельной книги и работать сразу с несколькими источниками информации; умений работать со словарями и справочниками, таблицами, графиками, правилами, иллюстрациями) стало содержанием учебного процесса.

3.      Формирование коммуникативных умений (деловое сотрудничество, разные формы общения со сверстниками и взрослыми) также стало содержанием учебного процесса.

4.      В целом учителями области понимается логика разворачивания внутрипредметных содержаний.

5.      В основном результативно используется внешняя сюжетная интрига как способ создания целостного и единого эмоционального пространства, оптимистической коммуникативной атмосферы, необходимой для продуктивного учебного процесса.

6.      Практически всеми учителями аутентично понимается роль наглядности как важного компонента проблематизации предметного содержания.

II.                   Вместе с тем, участники конференции выявили ряд методических проблем, возникающих у учителей в ходе учебного процесса, необходимость решения которых образует направление дальнейшей работы по освоению содержания и методического аппарата УМК. Представляется недостаточным осознание внутрипредметных механизмов разворачивания знания, что выражается:

1.      В нестрогой логике подачи материала и отклонении его пошагового предъявления.

2.      В размывании внутрипредметных концепций привлечением дополнительных видов работы, не запланированных в УМК и отвлекающих от освоения разработанных идей.

3.      В преувеличении места (не роли, а именно места) учителя на уроке, приводящее к снижению детской активности и самостоятельности, что препятствует достижению поставленных целей обучения.

III.                Несмотря на отмеченные трудности в овладении методическим аппаратом УМК, выявленные итоговая, текущая результативность на каждом этапе обучения и положительная динамика у учащихся 5-х классов, проучившихся в начальных классах по комплекту, приводят к выводу: в целом содержание и методический аппарат УМК «Перспективная начальная школа» освоен работающими по нему учителями Тюменской области.

учитель нач.кл. Сорочкинской основной школы Аромашевского района «Нетрадиционные способы развития речи детей при работе по УМК «Перспективная начальная школа», учитель нач.кл. Нижнетавдинской МОУ СШ Нижнетавдинского района «Общение с младшими школьниками в процессе обучения»