ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2007 ГОДА ЗАВЕРШЕНЫ!
Сборник материалов состоит из 2 частей, 5 разделов.
Часть 1.
Раздел 1. «Перспективы развития системы вариативного начального и дошкольного образования в Тюменской области: от науки к практике»;
Раздел2. «Наш подход не исключает поиска» (о творческих подходах педагога в обучении, о развитии качеств творца».
Часть 2
Раздел 3. «Воспитательный и развивающий потенциал образовательного процесса»;
Раздел 4. «Роль учебно-методических комплектов в сохранении здоровья учащихся»;
Раздел 5. «Проблемы дошкольного образования и способы повышения его качества»
Сборник содержит научные статьи и тезисы педагогов дошкольного и начального образования из различных территорий Тюменской области, посвященные вопросам теории качества дошкольного и начального образования и практики путей и способов его повышения.
Материалы сборника адресованы специалистам в области управления образованием, практической педагогики и психологии, работающим в системе дошкольного и начального образования; студентам, обучающимся на факультетах дошкольного и начального образования; родительской общественности и всем тем, кто проявляет интерес к процессам, происходящим в системе современного российского образования.
Сборник предварен вступительной статьей редактора и в ней заключен мотив Педагогических чтений: «Любить свою профессию, гордиться ей, продолжать в ней совершенствоваться, учиться выбирать вариативные программы во благо качеству образования ребенка, быть в профессии счастливыми»
В Педагогических чтениях приняли участие 136 авторов из г.г. Тюмени (43 чел.), Ишима (3 чел.), Тобольска (18 чел.), Ялуторовска (10чел.) , р.п. Голышманово (9 чел.);
районов: Ялуторовского (1чел.), Голышмановского (22 чел.), Уватского (5 чел.), Сладковского (3чел.), Тюменского (2 чел.), Исетского (3 чел.), Ярковского (5 чел.), Упоровского (1 чел.), Омутинского (3 чел), Заводоуковского (1 чел.), Нижне-Тавдинского (1 чел.), Юргинского (2 чел.), Бердюжского (1 чел.), Аббатского (2 чел.) + 4 человека не указали места работы и жительства + 3 человека с Севера Тюменской области (п. Излучинск)
Все участники Педагогических чтений были предварительно распределены по секциям в соответствии с тематикой. План проведения мероприятия составлен и занесен в Программу Педагогических чтений.
29 марта на Пленарном заседании присутствовало 261 человек из 22 территорий Тюменской области. Из них 22 дошкольника, 22 руководящих работника, остальные - учителя начальных классов.
30 марта в работе секций принимало участие - 216 человек:
Секция 1. «Наш подход не исключает поиска» (о творческих подходах педагога в обучении, о развитии качеств творца) - 78 человек
Секция 2. Воспитательный и развивающий потенциал образовательного процесса - 50 человек
Секция 3. Роль учебно - методических комплектов в сохранении здоровья учащихся - 39 человек
Секция 4. Проблемы дошкольного образования и способы повышения его качества- 49 человек
Причем в работе секций принимали участие и те, кто не был 29 марта на Пленарном.
В заключительной части Педагогических чтений участники приняли Резолюцию:
Резолюция,
принятая участниками Областных Педагогических чтений «Пути повышения качества дошкольного и начального образования в условиях вариативности образовательных программ»
29-30 марта 2007 года.
принятая участниками Областных Педагогических чтений «Пути повышения качества дошкольного и начального образования в условиях вариативности образовательных программ»
29-30 марта 2007 года.
На основании анализа вопросов теории путей и способов повышения качества дошкольного и начального образования, представленного наработанного и обобщенного опыта их решения, участники конференции констатировали, что в настоящее время педагоги Тюменской области реализуют разные программы и это замечательно. Есть возможность удовлетворить потребности детей и родителей, есть возможность педагогу выбрать приоритетную для него программу. Вариативность образования способствует активизации творческой деятельности педагога, росту его профессионального мастерства.
Важно, чтобы в освоении вариаций педагог стремился дойти до сути новой, выбранной им программы, осваивал концепцию, знакомился с трудами ученых - основоположников вариативных систем и программ. Не смена учебников старых на новые приведет к повышению качества образования, а изменение педагогической деятельности и характера взаимодействия с ребенком. Эти перемены должны осуществляться в соответствии с программными требованиями и подходами. Только сравнение своего опыта с научными теоретическими положениями авторов программ, анализ, коррекция своей деятельности на основе педагогической рефлексии могут привести к повышению качества образования ребенка. Поэтому на «Педагогических чтениях» работники дошкольного и начального образования обсудили труды ученых, обобщили свой педагогический опыт работы по вариативным программам, обозначили проблемные вопросы, которые требуют решения.
Проблемные вопросы были на форуме распределены в группы:
- вопросы творческого подхода к обучению, развитию качеств творца;
- воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса;
- роли учебно-методических комплектов в сохранении здоровья учащихся;
- вопросы качества дошкольного образования и способов его повышения;-
и освещены на секциях, где участники пришли к выводам.
1. Повышение качества дошкольного и начального образования возможно только на основе анализа научных идей и трудов ученых - основоположников вариативных систем и программ. Это позволяет грамотно реализовывать цели, задачи, содержание, технологии вариативных программ в соответствии с концепцией авторов. Это позволяет увидеть разное и особенное в вариативных программах. Осознание этих особенностей дает возможность оценить соответствие выбранной педагогом программы собственному стилю педагогической деятельности. Это, в конечном счете, позволяет сделать осознанный выбор: отдать свои педагогические предпочтения одной вариативной программе и развиваться в ней, совершенствоваться на благо обучению и развитию ребенка.
2. Осознанный выбор, стабильная работа в выбранном комплекте позволит вывести педагогическое творчество на новый качественный уровень, где и педагогу, и ребенку будет дано равное право реализовывать свои качества творца, развиваться как творцам. Мы, педагоги, должны помнить, что культивирование развития творческих качеств ребенка - это одна из новых функций педагога гуманистической модели образования. Развить качества творца может только педагог - творец, ставящий творческую деятельность превыше деятельности исполнительской. В какой бы образовательной системе не работал педагог, какую бы вариативную программу не реализовывал, всегда найдется возможность воплотить свои творческие замыслы и подходы.
3. Творческие замыслы и подходы реализуются в образовательном процессе, который обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. И какой бы путь реализации педагогических целей и задач не выбрал учитель, он должен помнить о цене этого педагогического выбора. Цена, стоимость и мера связаны с оценкой здоровья учащихся. Педагог должен научиться отбирать и применять те способы обучения и воспитания, которые делают пребывание ребенка в школе (детском саду) комфортным, интересным. Именно такое взаимодействие способствует сохранению и улучшению здоровья детей, поскольку от интересного не устают.
4. Здоровьесбережению способствует и адекватное возрастным особенностям детей содержание образования. Поэтому так важно на современном этапе определиться, чему учить ребенка младшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, младшего школьника. Ясность в этом вопросе повысит качество дошкольного, предшкольного и начального образования, повысит результативность педагогической деятельности.
На основе вышеперечисленных выводов участники областных Педагогических чтений пришли к заключению:
- Продолжать работать над повышением качества дошкольного и начального образования посредством внедрения в практику научных идей ученых - основоположников вариативных систем (программ) и корректировки собственной педагогической деятельности.
- Отдать предпочтение вариативности содержания дошкольного и начального образования как способу активизации педагогической деятельности и педагогического творчества, как средству удовлетворения все возрастающих потребностей родителей и детей в получении, с одной стороны, качественного общего для всех, и, в тоже время, особенного, индивидуализированного образования.
За принятие данной резолюции собрание проголосовало единогласно.
Всем 136 участникам - авторам сборника вручены Сертификаты участника Педагогических чтений 2007.
Положение об областных Педагогических чтениях 2008 года поступит в территории в октябре месяце. Будем ждать новых публикаций!