письмо с анализом по ОРКСЭ

Уважаемые коллеги!

 

   В рамках реализации регионального плана мероприятий по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) и с целью определения уровня информированности родителей о целях, задачах и содержании нового курса во всех школах области были проведены встречи с родителями и предварительное анкетирование родителей учащихся 3-х классов (будущих 4-классников).

   Анализ данных муниципальных органов управления образованием, представленных по состоянию на 31.03.2012 года, показал следующие результаты проведённой работы.

   Всего в вышеназванных мероприятиях приняли участие 93% родителей (от общей численности родителей учащихся 3-х классов). При этом менее 93% участия родителей продемонстрировали 5 территорий (Ялуторовский, Ярковский районы, города Тюмень, Тобольск, Ялуторовск).

   По половозрастному составу это в подавляющем большинстве женщины (более 86%) старше 30 лет (81%), имеющие 1-2 детей (79%).

   Большая часть родителей (88%) считают, что представления о религиозной культуре дети должны получать в школе и дома, менее 5% респондентов называют в числе источников информации религиозные организации, специальную литературу, средства массовой информации, включая Интернет.

   Что касается сведений о самом курсе, то большинство респондентов (77%) отметили, что получили необходимую информацию о курсе ОРКСЭ именно в школе, вместе с тем, более 38% считают, что эта информация требует дополнительных комментариев.

   Положительно к введению нового курса относятся 74% родителей, отрицательно - почти 8%. Наличие отрицательно настроенных родителей на первом этапе информационно-разъяснительной работы неизбежно, однако, настораживает, что более 15% респондентов вообще затруднились ответить в определении своего отношения к курсу, и более 17% не смогли понять какой характер (светский или религиозный) носит этот курс. Следовательно, ключевые цели, задачи и ожидаемые результаты работы с обучающимися в рамках курса ОРКСЭ остались для них и после проведения родительских собраний непонятными.

   Большинство родителей считают, что введение курса будет способствовать общему развитию и расширению кругозора обучающихся (67%), нравственному воспитанию (54%), улучшению обстановки в молодёжной среде (36%), но при этом достаточно значимая часть родителей (12%) уверены, что новый курс при этом приведёт к перегрузке учебной программы, а почти 5% родителей ответили, что курс может привести к межрелигиозному расслоению и усилению влияния религиозных организаций в школе.

   Настораживает и тот факт, что в 5 территориях при определении предварительного выбора модуля для изучения в рамках курса ОРКСЭ были избраны не более одного (Абатский район) или не более двух модулей (Армизонский, Омутинский, Сладковский, Ялуторовский районы). При этом в среднем по области были выбраны все шесть модулей.

   Таким образом, органам управления образованием необходимо провести анализ полученной информации в разрезе школ и организовать там, где выявится необходимость, проведение дополнительных разъяснительных мероприятий с акцентом на индивидуальные (групповые) встречи с родителями с участием муниципальных тьюторов, привлечением потенциала управляющих советов школ.

   Наряду с этим во всех муниципальных образованиях необходимо обеспечить постоянное консультирование по вопросам введения курса педагогов и родителей на школьном и муниципальном уровнях, в том числе через проведение телефонных «горячих линий», размещение необходимой информации на сайтах школ.

   Особое внимание следует уделить созданию условий для всестороннего информирования общественности и не допускать препятствий со стороны педагогов и руководителей школ свободному волеизъявлению родителей в отношении выбора модуля по изучению курса ОРКСЭ.

   Со своей стороны департамент направляет для использования в работе ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса ОРКСЭ (приложение).

   Кроме того, при проведении работы с родителями рекомендуем пользоваться ранее направленным в органы управления образованием письмом Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ» с учётом организационных изменений, внесённых Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

   По итогам проведённой работы просим направить сведения о полученных результатах в срок до 01 мая 2012 года на адрес электронной почты GrooOF@72to.ru (Ольга Фёдоровна Гроо, телефон: (3452) 46-59-18).

 

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

 

 

 

Директор департамента                                                                                         А.В. Райдер

 

 

 

 

 

 

Гроо Ольга Фёдоровна   

46-59-18

 

Приложение

Наиболее часто задаваемые вопросы

о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Вопрос

Ответ

1.

Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

2.

Какие документы регламентируют введение данного курса?

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3.

Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

4.

Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

5.

Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

6.

Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

7.

Можно ли изучать одновременно несколько модулей?

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

8.

Каковы основные принципы преподавания курса?

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

9.

В чём воспитательная составляющая данного курса?

Освоение курса должно обеспечить:

  • понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
  • укрепление духовной преемственности поколений.

10.

Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

11.

Кто может вести курс ОРКСЭ?

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

12.

Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?

В муниципальных общеобразовательных учреждениях - нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

13.

В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

14.

Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.