ПОЛУЧИВ ДИПЛОМ, ПРОДОЛЖАЙ УЧИТЬСЯ!

  

Проект делает акцент на четыре вектора реформирования образования. Развитие системы обеспечения его качества. Профильное обучение. Обновление содержания и технологий обучения и воспитания. И самое главное - совершенствование экономических механизмов, прежде всего - переход региональной системы образования на нормативное подушевое бюджетное финансирование образовательных учреждений. За непродолжительное время ТОГИРРО совместно с правительством области и Департаментом образования и науки провел несколько межрегиональных научно-практических конференций, стажировки, выездной семинар в Калининграде. В них в общей сложности приняли участие около 500 человек.

С 10 по 14 декабря Тюмень принимала две делегации из Свердловской области и Якутии. В эти дни в рамках проекта «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала Тюменской области» на базе ТОГИРРО была организована стажировка для представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений, в рамках которой прошли семинары и «круглые столы», посвященные деятельности управляющих советов школ, переходу на отраслевую систему оплаты труда, нормативному финансированию. В завершающий день, 14 декабря, в здании Тюменской областной Думы состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Модернизация системы образования. Опыт Тюменской области».

Регион-консультант

Ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Владимировна РОЙТБЛАТ рассказала о деятельности института по реализации приоритетных направлений развития образования в области:

- Самой первой задачей, стоявшей перед нами, было собрать и проанализировать информацию по 21 региону России. Каждый из них, реализуя модель модернизации образования, делает это по-своему. Изучение опыта регионов было очень полезно. Когда мы составляли программы обучения, разрабатывали методические материалы, все это учитывали. Почему наша область стала регионом-консультантом? Мы прекрасно понимаем, что ни одно из направлений ПНП «Образование» не было бы реализовано, если бы не шла подготовка кадров. Особый интерес представляют подходы к постдипломному образованию, поскольку повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, соответствующего всем требованиям, - это необходимое условие модернизации системы образования в России.

Более того, запросы на квалифицированное кадровое обеспечение стали поступать и от общества, и, чтобы достичь цели, поставленной им, образовательный комплекс нашей области должен постоянно обеспечивать непрерывное воспроизводство педагогических кадров, и в первую очередь руководящих, которые отвечают современным требованиям.

Решить задачу такого масштаба не представлялось бы возможным в рамках традиционной системы повышения квалификации, поскольку она, во-первых, многие годы была ориентирована на узкий круг задач постдипломного усовершенствования специалистов, связанного преимущественно с централизованным методическим обеспечением, не выходящим за рамки предметной сферы деятельности. Во-вторых, повышение квалификации не предполагало учета создания программ, упреждающих социальные изменения в обществе и сфере образования. В-третьих, эта система не затрагивала всей совокупности проблем, связанных с жизнеустройством специалистов в быстро меняющемся мире, в частности, их готовность и способность к переквалификации, но оставалась чрезвычайно далекой от того, чтобы отвечать на задачи, которые ставило время.

Указанные недостатки характерны не только для системы повышения квалификации, они типичны для постдипломного образования специалистов во всех областях. В области была разработана концепция непрерывного образования педагогических управленческих кадров, которая позволяет проектировать и реализовывать программы постдипломного образования, расширять его функции. Назову пять основных принципов этой концепции.

Первое: многообразие целей и задач. Второе: постоянный и системный характер. Третье: переход от традиционной к инновационной стратегии организации профессиональной деятельности педагогов и управленческого звена. Четвертое: комплексный подход, опирающийся на междисциплинарные знания и охватывающий все аспекты деятельности управленца. Пятое: открытость и динамичность как самой концепции постдипломного образования, так и практики ее внедрения. Деятельность нашего института предполагает сегодня четыре основных направления. Это информационно-аналитическая, проектно-прогностическая деятельность, обеспечение стратегического развития системы образования региона; это, безусловно, большой блок подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров, специалистов органов управления образованием, специалистов финансово-экономических служб образовательных учреждений и организаций, научно-педагогических работников. И последнее направление, очень хлопотное, но интересное - организационно-педагогическая деятельность. Сюда входят мероприятия, связанные с развитием ребенка и творчеством педагога. Что касается проектно-прогностической деятельности, в 2007 году были разработаны концепция качества образования Тюменской области и проект ее реализации, 25 программ развития различных образовательных учреждений, тридцать программ повышения квалификации по актуальным проблемам модернизации образования в области.

В рамках Федерального эксперимента по предшкольному образованию реализуется программа «Двенадцать месяцев», в рамках международной программы Майкрософт «Партнерство в образовании» - проект «Академия учителей», государственный контракт Федерального агентства по образованию «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования» с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменской области. Мы уделяем большое внимание информационно-аналитической деятельности. Она предполагает создание персонифицированного банка профессионального уровня педагогов области, результатов их деятельности с целью организации дифференцированного повышения уровня квалификации.

Был разработан мониторинг образовательных программ, методик и технологий повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов системы управления учреждений общего образования, руководителей школ, создано информационно-аналитическое обеспечение организации и проведения ЕГЭ, проведены социологические исследования по модернизации образования в Тюменской области (совместно с Московским государственным педагогическим университетом).

От статистики к управлению

Наряду с традиционными курсами повышения квалификации ТОГИРРО приступил к проведению семинаров. За последний год через них прошло обучение около девяти тысяч работников образования, а всего их в школах Тюменской области, по словам Ольги Ройтблат, около 10 тысяч. Учителя и руководители практически находятся в ситуации постоянной учебы. Внедряется экспериментальная система повышения квалификации по накопительной системе, которая позволяет выстраивать индивидуальный уровень повышения квалификации педагога в зависимости от его профессионального уровня. Институт активно включился в реализацию национального проекта «Образование», участвовал в разработке общероссийских критериев, региональных показателей конкурсного отбора учителей и образовательных учреждений, активно работал по программе внедрения государственно-общественного управления.

- Информатизацию проходящих в сфере образования изменений, - продолжает Ольга Ройтблат, - мы расцениваем как создание баз и оперативного управления ими, поскольку в целом по стране система образования захлебывается от всякого рода статистики. Данных очень много, только в Тюменской области это 500 показателей. Каким образом использовать эту статистику, какие уп-равленческие решения принимать? Мы активно ведем обучение педагогов, руководителей управлений образования, выезжаем в территории, организовывая курсы, обеспечивая необходимое оборудование и инструментарий в удобное для педагогов время. Что касается баз, сегодня как никогда актуальны знания наших сотрудников, их не заменят никакие компьютеры. В ближайшие годы будет существовать потребность в специалистах, обладающих такими качествами, как проблемно-аналитическое мышление, информационно-коммуникационные технологии, здоровье, умение работать в команде - корпоративное умение, инновационность, предпринимательские способности.

Деятельность института по направлению «Информатизация образования» в 2007 году предполагала повышение квалификации педагогических работников в разных формах. Нами был разработан интегрированный курс по использованию ИКТ в предметах, программы обучения и модули по проблемам воспитания, разработано мультимедийное сопровождение курсов и семинаров, проведено три видеоконференции в режиме on-line: «Информатизация образовательного процесса» (с методическими службами отдаленных территорий области), «Государственные стандарты второго поколения», институт участвовал в восьми конференциях международного и всероссийского уровня, провел выставку «Информационные технологии и международные программы». Я поддерживаю тех директоров, которые в подготовке и переподготовке учителя видят большое будущее. Задача ведь заключается не только в том, чтобы купить суперсовременный «металл», не в том, чтобы отрапортовать, сколько учащихся приходится на один компьютер, а прежде всего в подготовке педагогических кадров. Важен учитель, способный обучать, учитель, который знает, как это делать, обладает технологиями. Это самая большая ценность.

Среди докладов, прозвучавших на конференции, особенно хотелось бы выделить те, в которых поднималась тема повышения качества образования. Об этой проблеме говорил заместитель директора Департамента образования и науки Тюменской области Игорь Шишкин. Начальник Управления по образованию города Тюмени Вера Соловьева подготовила доклад об организационных структурах управления качеством образования на муниципальном уровне. О развитии инновационных процессов в образовании Тюмени как средстве повышения качества образования выступила с докладом Татьяна Шебеко, директор городского информационно-методического центра. Председатель городской общественной организации «Родительская инициатива» Евгений Показаньев поделился опытом работы управляющих советов школ, рассказал о рисках, связанных с их деятельностью и путях их преодоления. С приветственным словом выступили гости: руководители делегаций Свердловской области и Республики Саха (Якутия) Сергей Карсканов - начальник Управления образования города Ирбита, и Евгений Турнаев - заместитель директора Жатайской средней школы (Якутия).

Федор ТОННЕЕВ