НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
В ходе работы конференции были освещены проблемы:
- Основные направления работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе;
- Ведущие направления работы с одаренными детьми в условиях лицейского и гимназического образования;
- Механизмы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по предмету;
- Деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы;
- Особенности организации работы научного общества учащихся в условиях лицейского и гимназического образования;
- Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в олимпиадах различных уровней предметов естественно-математического цикла.
Программа работы конференции
26 февраля 2008 г.
Регистрация участников конференции | 9.00-10.00 |
Пленарное заседание «Основные направления работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе и в условиях лицейского и гимназического образования» |
|
Приветствие участников конференции (Милованова Н. Г., проректор по науке ТОГИРРО) | 10.00-10.10 |
1. «Ведущие направления работы с одаренными детьми в условиях лицейского образования» (Выдренков С. В., педагог - психолог МОУ Лицей № 34 г. Тюмени) | 10.10-10.30 |
2. «Основные направления работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе» (Глебова О. А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 50 г. Тюмени) | 10.30-10.50 |
3. «Из опыта работы школы с одаренными детьми» (Шулятьева В. А., директор МОУ, «Лесновская средняя общеобразовательная школа», Юргинский район) | 10.50-11.10 |
4. «Участие высшей школы в работе с одаренными детьми» (Ларина Н.С., Шелпакова Н.А., Тюменский государственный университет, г. Тюмень) | 11.10-11.30 |
5. «Виды детской одаренности. Методы работы с одаренными детьми» (Вепрева Т. Н., ст. преподаватель ТОГИРРО) | 11.30-11.50 |
6. «Деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы» (Белозеров В. И., учитель математики МОУ «Юргинская СОШ №1», Юргинский район) | 11.50-12.10 |
8. «Особенности научно-исследовательской деятельности в профильной школе» (Перегонцева Т. В., учитель физики МОУ лицея ТНГУ) | 12.10-12.30 |
Обед | 12.30-13.30 |
Работа секций предметов естественно-математического цикла по направлению «Особенности организация исследовательской деятельности учащихся» | 13.30-16.00 |
27 февраля
Работа секций предметов естественно-математического цикла по направлению «Особенности подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней» | 10.00-12.30 |
Обед | 12.30-13.30 |
Круглый стол «Итоги научно-практической конференции учителей предметов естественно-математического цикла «Организация работы с одаренными детьми» по предметам» | 13.30-14.30 |
Вручение сертификатов участникам конференции | 14.30-15.00 |
На конференции работали секции: «Математика», «Физика», «Химия - Биология», «География».
В работе секции «Математика» приняли участие 10 человек (9 учителей математики, 1 заместитель директора по УВР) - учителя г. Тюмени, г. Тобольска, Викуловского р-на, Омутинского р-на, Юргинского р-на, Ялуторовского р-на.
26 февраля 2008 г. в первый день работы секции по направлению организации исследовательской деятельности среди учащихся были озвучены доклады следующей тематики:
- Организация исследовательской деятельности учащихся юга Тюменской области в направлении «Фундаментальная и прикладная математика»: состояние проблемы (Лаврова-Кривенко Я. В., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО);
- Исследовательский подход в работе с одаренными детьми (из опыта работы учителя математики) (Кривенко Г. Н., учитель математики МОУ СОШ №16 г. Тюмени);
- Использование объектно-ориентированной среды ЛогоМиры для работы с одаренными детьми в начальной школе по математике (Махмутова З.К., учитель информатики МОУ «Гимназия имени Н. Д. Лицмана»);
- Механизм вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по предмету (Ситникова Н. В., учитель математики МОУ Ситниковской СОШ).
По направлению подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней по математике 27 февраля 2008 г. были заслушаны следующие доклады:
- Особенности организации олимпиадного движения школьников по математике: опыт юга Тюменской области (Лаврова-Кривенко Я. В., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО);
- Математика как средство защиты права ребёнка быть умным («Формула одаренности». Из опыта работы) (Глухих Л. А., учитель математики ГРК г. Тюмени);
- О математическом творчестве школьников (Салтанова Елена Викторовна, учитель математики МОУ СОШ №25 г. Тюмени);
- Основные направления и особенности, подготовки учащихся к участию в олимпиадах по математике (Веренич Н. В., Учитель математики МОУ «Карабашская СОШ»);
- Основные направления работы с одаренными детьми по математике в 5 классе (Дорошенко Т. А., учитель математики МОУ «Лицей» г.Тобольска).
В работе секции «География» приняли участие 24 преподавателя из г. Тюмени, Ялуторовска, Тобольска, Заводоуковска, Тюменского, Аромашевского, Омутинского, Нижнетавдинского, Сладковского, Ялуторовского, Голышмановского, Викуловского, Упоровского, Бердюжского районов.
В ходе работы секции по направлению «Особенности организация исследовательской деятельности учащихся» были выслушаны выступления: «Формы организации занятий по географии с одаренными детьми» (Каткова Ольга Анатольевна, доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, к.п.н.); «Создание учебно-исследовательских проектов с использованием технологии географических информационных систем» (Прозорова Галина Владимировна, преп.геоинформатики кафедры геоинформатики Института геологии и геоинформатики ТюмГНГУ); «Взаимодействие школьного научного объединения учащихся и школьного краеведческого музея, направленное на формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности» (Ядрышникова Валентина Георгиевна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 18 г. Тюмени); «Формирование исследовательской культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности по географии» (Валова Виктория Даниловна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 1 им. 50-летия Советской власти г. Ялуторовска); «Организация работы в учащихся в кружке «Юный геолог» (Бабайцева Тамара Анатольевна, руководитель кружка по геологии Областного центра дополнительного образования детей и молодежи г. Тюмени); «Исследовательские работы со школьниками по географии» (Гайнбихнер Марина Владимировна, учитель географии Маслянской СОШ Сладковского района); «Деятельность Научного Общества учеников в условиях общеобразовательной школы» (Усольцева Мария Ивановна, учитель географии МОУ Омутинской СОШ № 1); «Механизмы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по географии» (Максименко Надежда Сергеевна, учитель географии МОУ Карабашской СОШ Ялуторовского района); «Изучение родного края на основе краеведческого материала на уроках географии и биологии» (Селиверстова Надежда Александровна, учитель географии МОУ Антипинской СОШ Нижнетавдинского района); «Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии» (Зиневич Галина Модестовна, учитель географии Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого).
По направлению «Особенности подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней» были заслушаны выступления о системе работы с одаренными детьми (выступали: Дурасова Елена Николаевна, учитель географии МОУ Богандинской СОШ № 1; Арефьева Ираида Владимировна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 5 г. Тюмени; Киршина Надежда Семеновна, учитель географии, МОУ «Гимназии имени Н. Д. Лицмана»); также были выслушаны следующие доклады: «Особенности проведения олимпиад по географии» (Каткова Ольга Анатольевна, доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, к.п.н.); «Работа с одарёнными детьми при подготовке к школьной Олимпиаде в условиях гимназии» (Семяник Надежда Константиновна, учитель географии Академической гимназии ТюмГУ); «Взаимодействие школы и родителей при организации работы с одаренными детьми» (Постовалова Вера Нифонтовна, учитель географии Боровской СОШ № 1 Тюменского района); «Условия организации работы с одаренными детьми» (Журавлева Любовь Васильевна, учитель географии МОУ Королевской СОШ Голышмановского района).
В работе секции «Физика» приняли участие 18 учителей физики из разных территорий юга Тюменской области. По теме «Исследовательская деятельность учащихся по физике» с сообщением выступили: Чиган И.В., учитель физики МОУ СОШ № 3 г. Ялуторовска, Филатова С.А., учитель физики МОУ СОШ №5 г. Ишима, Монахова Т.А., учитель физики МОУ Большекрасноярская СОШ Омутинского района, Юлдашев Р.Р., учитель физики МОУ Янтыковская СОШ Тюменского района, Заводовская З.Д., учитель физики МОУ СОШ № 25 г. Тюмени. По направлению «Олимпиады по физике: формы, особенности олимпиадных заданий, подготовка учащихся» поделились опытом работы: Сотникова Г.П., учитель физики МОУ СОШ №65 г. Тюмени об участии команды школы во «Всероссийском турнире юных физиков» в 2007 г., Вепрева Т.Н., старший преподаватель ТОГИРРО о видах интеллектуальных соревнований по физике, Русакова Л.А., учитель физики МОУ СОШ №9 г. Тобольска о системе подготовки учащихся к олимпиадам по физике, Шестакова Т.Д., методист ГИМЦ г. Тюмени о летней интеллектуальной школе.
В работе секции учителей биологии и химии приняли участие 22 учителя биологии и химии. из городских и сельских ОУ ( г. Тюмени, г. Ялуторовска., г. Тобольска, г Ишима, Омутинского, Юргинского, Ялуторовского, Тюменского, Казанского, Аромашевского, Сладковского, Тобольского, Нижнетавдинского районов). Все участники секции выступили с докладами по двум направлениям: организация исследовательской деятельности учащихся и подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня.
По первому направлению доклады можно объединить по нескольким темам:
1) механизм вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность;
2) организация исследовательской деятельности в ученическом коллективе;
3) использование метода проектов в исследовательской деятельности;
4) деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы;
5) деятельность научного общества в рамках дополнительного образования.
По второму направлению доклады были посвящены подготовке учащихся к олимпиадам в сельских и городских ОУ.
В ходе работы секции учителя заслушали доклады, обсудили наиболее проблемные вопросы по работе с одаренными детьми, обменялись опытом работы.
По итогам работы конференции были вынесены следующие предложения
Секция «Математика»
1. При работе с одаренными по математике детьми необходимо обращать внимание не только на развитие их интеллекта, но и применять творческий подход в обучении и формировании основных предметных умений и навыков.
2. Осуществлять работу с одаренными детьми помимо индивидуальной желательно и также в классном коллективе.
3. Необходимо осуществлять связь с вузами в плане работы с одаренными по математике детьми.
4. Необходимо усилить и осуществлять более качественную подготовку учащихся к участию в районных и областных конференциях «Шаг в будущее» для выхода на российский уровень конкурса.
5. Сделать научно-практические конференции «Организация работы с одаренными детьми» традиционными.
6. Организовать работу с одаренными детьми по математике Тюменской области в летнее время.
7. Организовать на базе ТОГИРРО областные математические конкурсы.
8. Поощрять участников зональных и областных олимпиад по математике грамотами до 10 места по рейтингу.
Секция «География»
- Конференцию «Организация работы с одаренными детьми» проводить по итогам 3 лет работы педагогов.
- Издать методическое пособие по работе с одаренными детьми по итогам работы конференции.
- Издать на дисках презентации участников конференции.
- Победителей конференции «Шаг в будущее» принимать в вузы на бюджетные места.
- Для подготовки учащихся к областным олимпиадам привлекать узких специалистов.
- Желательно каждому учителю географии иметь УМК по географии Тюменской области.
Секция «Физика»
- Организовать работу конференции с периодичностью раз в два года;
- Использовать в качестве одной из форм работы с одаренными детьми летние смены при школьных лагерях;
- Рекомендовать в качестве одной из форм работы с одаренными детьми турниры юных физиков в школе, районе, городе, области;
- Пригласить на следующую конференцию психолога, который бы осветил практические вопросы работы с одаренными детьми;
- Проводить юниорские олимпиады (для учащихся 7, 8 классов).
Секция «Биология»
1.Обобщить опыт работы учителей
-по организации исследовательской деятельности учащихся:
1.Волковой Марии Емельяновны, учителя биологии МОУ Сладковской СОШ.
2.Левченко Алексея Ивановича, учителя биологии и географии МОУ Журавлёвской СОШ Омутинского района .
3.Соловьевой Валентины Васильевны, учителя биологии МОУ гимназии №12 г. Тюмени.
4.Быкова Александра Владимировича, к. с/х. н. руководителя научного общества «Лесновец». АНО ДОД «Юргинский центр дополнительного образования и досуга детей», с. Юргинское Юргинского района.
5. Корепановой Натальи Егоровны, учителя биологии МОУ СОШ № 16 г. Тобольска.
6. Ильичевой Веры Генриховны, учителя химии и физики, руководителя НОУ МОУ «Петелинской СОШ» Ялуторовского района.
- по подготовке учащихся к олимпиадам :
1. Лежняковой Маргариты Леонидовны, учителя биологии высшей категории Маслянской средней общеобразовательной школы Сладковского района.
2. В ТОГИРРО проводить семинары по методике проведения исследовательских работ.