НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

   В ходе работы конференции были освещены проблемы:

  • Основные направления работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе;
  • Ведущие направления работы с одаренными детьми в условиях лицейского и гимназического образования;
  • Механизмы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по предмету;
  • Деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы;
  • Особенности организации работы научного общества учащихся в условиях лицейского и гимназического образования;
  • Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в олимпиадах различных уровней предметов естественно-математического цикла.

 

Программа работы конференции

26 февраля 2008 г.

   Регистрация участников конференции

 9.00-10.00

Пленарное заседание «Основные направления работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе и в условиях лицейского и гимназического образования»

 

Приветствие участников конференции (Милованова Н. Г., проректор по науке ТОГИРРО)

10.00-10.10

1. «Ведущие направления работы с одаренными детьми  в условиях лицейского образования» (Выдренков С. В., педагог - психолог МОУ Лицей № 34 г. Тюмени)

10.10-10.30

2. «Основные направления работы  с одаренными детьми в общеобразовательной школе» (Глебова О. А.,                            заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 50 г. Тюмени)

10.30-10.50

3. «Из опыта работы школы с одаренными  детьми»  (Шулятьева В. А., директор МОУ, «Лесновская средняя общеобразовательная школа», Юргинский район)

10.50-11.10

4. «Участие высшей школы в работе с одаренными детьми» (Ларина Н.С., Шелпакова Н.А., Тюменский государственный университет, г. Тюмень)

11.10-11.30

5. «Виды детской одаренности. Методы работы с одаренными детьми» (Вепрева Т. Н., ст. преподаватель ТОГИРРО)

11.30-11.50

6. «Деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы» (Белозеров В. И., учитель математики МОУ «Юргинская СОШ №1», Юргинский район)

11.50-12.10

8. «Особенности научно-исследовательской деятельности в профильной школе» (Перегонцева Т. В., учитель физики МОУ лицея ТНГУ)

12.10-12.30

Обед

12.30-13.30

Работа секций предметов естественно-математического цикла по направлению «Особенности организация исследовательской деятельности учащихся»

13.30-16.00

 

 

27 февраля

Работа секций предметов естественно-математического цикла

по направлению «Особенности подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней»

10.00-12.30

Обед

12.30-13.30

Круглый стол «Итоги научно-практической конференции учителей предметов естественно-математического цикла «Организация работы с одаренными детьми» по предметам»

13.30-14.30

Вручение сертификатов участникам конференции

14.30-15.00

 

   На конференции работали секции: «Математика», «Физика», «Химия - Биология», «География».

 

В работе секции «Математика» приняли участие 10 человек (9 учителей математики, 1 заместитель директора по УВР) - учителя г. Тюмени, г. Тобольска, Викуловского р-на, Омутинского р-на, Юргинского р-на, Ялуторовского р-на.

 

26 февраля 2008 г. в первый день работы секции по направлению организации исследовательской деятельности среди учащихся были озвучены доклады следующей тематики:

-        Организация исследовательской деятельности учащихся юга Тюменской области в направлении «Фундаментальная и прикладная математика»: состояние проблемы (Лаврова-Кривенко Я. В., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО);

-       Исследовательский подход в работе с одаренными детьми (из опыта работы учителя математики) (Кривенко Г. Н., учитель математики МОУ СОШ №16 г. Тюмени);

-        Использование объектно-ориентированной среды ЛогоМиры для работы с одаренными детьми в начальной школе по математике (Махмутова З.К., учитель информатики МОУ «Гимназия имени Н. Д. Лицмана»);

-       Механизм вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по предмету (Ситникова Н. В., учитель математики МОУ Ситниковской СОШ).

 

По направлению подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней по математике 27 февраля 2008 г. были заслушаны следующие доклады:

-        Особенности организации олимпиадного движения школьников по математике: опыт юга Тюменской области (Лаврова-Кривенко Я. В., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО);

-       Математика как средство защиты права ребёнка быть умным («Формула одаренности». Из опыта работы) (Глухих Л. А., учитель математики ГРК г. Тюмени);

-       О математическом творчестве школьников (Салтанова Елена Викторовна, учитель математики МОУ СОШ №25 г. Тюмени);

-       Основные направления и особенности, подготовки учащихся к участию в олимпиадах по математике (Веренич Н. В., Учитель математики МОУ «Карабашская СОШ»);

-       Основные направления работы с одаренными детьми по математике в  5 классе (Дорошенко Т. А., учитель математики МОУ «Лицей» г.Тобольска).

                                                                                                                    

   В работе секции «География» приняли участие  24 преподавателя из г. Тюмени, Ялуторовска, Тобольска, Заводоуковска, Тюменского, Аромашевского, Омутинского, Нижнетавдинского, Сладковского, Ялуторовского, Голышмановского, Викуловского, Упоровского, Бердюжского районов.

     В ходе работы секции по направлению «Особенности организация исследовательской деятельности учащихся» были выслушаны выступления: «Формы организации занятий по географии с одаренными детьми» (Каткова Ольга Анатольевна, доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, к.п.н.); «Создание   учебно-исследовательских проектов с использованием технологии географических информационных систем» (Прозорова Галина Владимировна, преп.геоинформатики кафедры геоинформатики Института геологии и геоинформатики ТюмГНГУ); «Взаимодействие школьного научного объединения учащихся и школьного краеведческого музея,  направленное  на формирование чувства патриотизма и гражданской ответственности» (Ядрышникова Валентина Георгиевна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 18 г. Тюмени); «Формирование исследовательской  культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности по географии» (Валова Виктория Даниловна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 1 им. 50-летия Советской власти г. Ялуторовска); «Организация работы в учащихся в кружке «Юный геолог» (Бабайцева Тамара Анатольевна, руководитель кружка по геологии Областного центра дополнительного образования детей и молодежи г. Тюмени); «Исследовательские работы со школьниками по географии» (Гайнбихнер Марина Владимировна, учитель географии Маслянской СОШ Сладковского района); «Деятельность Научного Общества учеников в условиях общеобразовательной школы» (Усольцева Мария Ивановна, учитель географии МОУ Омутинской СОШ № 1); «Механизмы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность по географии» (Максименко Надежда Сергеевна, учитель географии МОУ Карабашской СОШ Ялуторовского района); «Изучение родного края на основе краеведческого материала на уроках географии и биологии» (Селиверстова Надежда  Александровна, учитель географии МОУ Антипинской СОШ Нижнетавдинского района); «Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии» (Зиневич Галина Модестовна, учитель географии Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого).

     По направлению «Особенности подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней» были заслушаны выступления о системе работы с одаренными детьми (выступали: Дурасова Елена Николаевна, учитель географии МОУ Богандинской СОШ № 1; Арефьева Ираида Владимировна, учитель географии, завуч МОУ СОШ № 5 г. Тюмени; Киршина Надежда Семеновна, учитель географии, МОУ «Гимназии имени Н. Д. Лицмана»); также были выслушаны следующие доклады: «Особенности проведения олимпиад по географии» (Каткова Ольга Анатольевна, доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, к.п.н.); «Работа с одарёнными детьми при подготовке к школьной Олимпиаде в условиях гимназии» (Семяник Надежда Константиновна, учитель географии Академической гимназии ТюмГУ); «Взаимодействие школы и родителей при организации работы с одаренными детьми» (Постовалова Вера Нифонтовна, учитель географии Боровской СОШ № 1 Тюменского района); «Условия организации работы с одаренными детьми» (Журавлева Любовь Васильевна, учитель географии МОУ Королевской СОШ Голышмановского района).

В работе секции «Физика» приняли участие 18 учителей физики из разных территорий юга Тюменской области. По теме «Исследовательская деятельность учащихся по физике» с сообщением выступили: Чиган И.В., учитель физики МОУ СОШ № 3 г. Ялуторовска,  Филатова С.А., учитель физики МОУ СОШ №5 г. Ишима, Монахова Т.А.,  учитель физики МОУ Большекрасноярская СОШ Омутинского района, Юлдашев Р.Р., учитель физики МОУ Янтыковская СОШ Тюменского района, Заводовская З.Д., учитель физики МОУ СОШ № 25 г. Тюмени. По направлению «Олимпиады по физике: формы, особенности олимпиадных заданий, подготовка учащихся» поделились опытом работы: Сотникова Г.П., учитель физики МОУ СОШ №65 г. Тюмени об участии команды школы во «Всероссийском турнире юных физиков» в 2007 г., Вепрева Т.Н., старший преподаватель ТОГИРРО о видах интеллектуальных соревнований по физике, Русакова Л.А., учитель физики МОУ СОШ №9 г. Тобольска о системе подготовки учащихся к олимпиадам по физике, Шестакова Т.Д., методист ГИМЦ  г. Тюмени о летней интеллектуальной школе.

 

В работе секции учителей биологии и химии приняли участие 22 учителя биологии и химии. из  городских и сельских ОУ ( г. Тюмени, г. Ялуторовска., г. Тобольска, г Ишима, Омутинского, Юргинского, Ялуторовского, Тюменского, Казанского, Аромашевского,  Сладковского, Тобольского, Нижнетавдинского районов).                    Все участники секции выступили с докладами по двум направлениям: организация исследовательской деятельности учащихся и подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня.

По первому направлению доклады можно объединить по нескольким темам:

1) механизм вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность;

 2) организация исследовательской деятельности в ученическом коллективе;

3) использование метода проектов в исследовательской деятельности;

4) деятельность научного общества учащихся в условиях общеобразовательной школы;

5) деятельность научного общества в рамках дополнительного образования.

По второму направлению доклады были посвящены подготовке учащихся к олимпиадам в сельских и городских ОУ.

В ходе работы секции учителя заслушали доклады, обсудили наиболее проблемные вопросы по работе с одаренными детьми, обменялись опытом работы.

 

По итогам работы конференции были вынесены следующие предложения

Секция «Математика»

1.      При работе с одаренными по математике детьми необходимо обращать внимание не только на развитие их интеллекта, но и применять творческий подход в обучении и формировании основных предметных умений и навыков.

2.      Осуществлять работу с одаренными детьми помимо индивидуальной желательно и также в классном коллективе.

3.      Необходимо осуществлять связь с вузами в плане работы с одаренными по математике детьми.

4.      Необходимо усилить и осуществлять более качественную подготовку учащихся к участию в районных и областных конференциях «Шаг в будущее» для выхода на российский уровень конкурса.

5.      Сделать научно-практические конференции «Организация работы с одаренными детьми» традиционными.

6.      Организовать работу с одаренными детьми по математике Тюменской области в летнее время.

7.      Организовать на базе ТОГИРРО областные математические конкурсы.

8.      Поощрять участников зональных и областных олимпиад по математике грамотами до 10 места по рейтингу.

Секция «География»

  1. Конференцию «Организация работы с одаренными детьми» проводить по итогам 3 лет работы педагогов.
  2. Издать методическое пособие по работе с одаренными детьми по итогам работы конференции.
  3. Издать на дисках презентации участников конференции.
  4. Победителей конференции «Шаг в будущее» принимать в вузы на бюджетные места.
  5. Для подготовки учащихся к областным олимпиадам привлекать узких специалистов.
  6. Желательно каждому учителю географии иметь УМК по географии Тюменской области.

 

Секция «Физика»

    1. Организовать работу конференции с периодичностью раз в два года;
    2. Использовать  в качестве одной из форм работы с одаренными детьми летние смены при школьных лагерях;
    3. Рекомендовать в качестве одной из форм работы с одаренными детьми турниры юных физиков в школе, районе, городе, области;
    4. Пригласить на следующую конференцию психолога, который бы осветил практические вопросы работы с одаренными детьми;
    5. Проводить юниорские олимпиады (для учащихся 7, 8 классов).

 

 

 

Секция «Биология»

1.Обобщить опыт работы учителей

-по организации исследовательской деятельности учащихся:

1.Волковой Марии Емельяновны, учителя биологии МОУ Сладковской СОШ.

2.Левченко Алексея Ивановича, учителя биологии и  географии МОУ Журавлёвской СОШ Омутинского  района .

3.Соловьевой Валентины Васильевны, учителя биологии МОУ гимназии №12  г. Тюмени.

4.Быкова Александра Владимировича, к. с/х. н.  руководителя научного общества «Лесновец». АНО ДОД «Юргинский центр дополнительного образования и досуга детей», с. Юргинское Юргинского района.

5. Корепановой Натальи Егоровны, учителя биологии МОУ СОШ № 16 г. Тобольска.

6. Ильичевой Веры Генриховны, учителя химии и физики, руководителя НОУ МОУ «Петелинской СОШ» Ялуторовского района.

- по подготовке  учащихся к олимпиадам :

1. Лежняковой Маргариты Леонидовны, учителя биологии высшей категории  Маслянской средней общеобразовательной школы Сладковского района.

2.  В ТОГИРРО проводить семинары по методике проведения исследовательских работ.