ОСОБЕННЫЕ ЛЮДИ ОСОБЕННОЙ ПРОФЕССИИ

«Лев - царь зверей, а учитель - царь знаний» - сказал первоклашка Женя. «Учитель - чудо света, самое прекрасное, что у нас есть» - добавил второклассник Мишаня. «Учитель - серия энциклопедий» - подытожила Анечка, что скоро окончит начальную школу. И все они, эти непосредственные карапузы, правы, правы, правы... Педагог - человек особенный - хранитель и воспитатель детских душ. Хотя, почему только детских?! И в тридцать лет мы вдруг приходим к Учителю, который и направит, и подтолкнет, и уверенность вдохнет. А не случись с ним встречи судьбоносной...

 Осенью 2007 года взяв на воспитание первокурсников в университете, я, наконец, поняла, что значит учить. Открываешь дверь аудитории, открываешь душу, а через полтора часа - как прокрученное на тысячи оборотов в стиральной машине полотенце. И это только полтора часа в неделю со взрослыми, казалось бы, людьми. А что значит почти целый день с малышней, слишком любопытной, слишком подвижной?.. Снимаю шляпу перед школьным педагогом. Не жалею ладоней, аплодируя ему. Не только на удачно финишировавшем областном «Учителе года-2008», но и впредь.

Да, семнадцатая педагогическая весна подошла к концу. Пересекшись еще летом на семинаре в тюменской школе № 25, в этом апреле участники (восемнадцать счастливчиков, удачно прошедших заочный этап) обрели верных единомышленников из разных уголков региона. Город понял село. Село - город. Оказалось, и радости, и проблемы в разных школах похожие, решаются сложные ситуации тоже примерно одинаково... Итак, обрели единомышленников, получили возможность поделиться опытом, да просто высказаться и, как обещали организаторы в лице ТОГИРРО и помощники в лице Тюменского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», наполнили подаренные на открытии конкурса портфели знаниями и знакомствами. Полна и моя головушка впечатлений. Коротенько пробежимся по главным этапам областного «Учителя года-2008», основной базой для которого стала тюменская школа № 40.

На «Защиту педагогической концепции» попали к учителю русского языка и литера туры Плешковской школы Ишимского района Тамаре Пятилетовой, учителю начальных классов Красновской школы Исетского района Ларисе Щапиной и учителю русского языка и литературы гимназии № 16 города Тюмени Елене Володиной. Тамара Семеновна представляла тему «Развитие рефлексии учащихся». «Я хочу, чтобы ребенок психологически комфортно чувствовал себя на уроке» - высказалась участница, начиная защиту. А ученики Пятилетовой - далеко не из счастливых и крепких семей... Свои уроки она строит по принципу: задача - диалог - игра - рефлексия, учит рассуждать, спорить, ведь в споре как известно - истина! «Да, им трудно поддерживать чистоту русского языка, но они стараются. Стараются вместе со мной. А итогом упорства становится то, что многие ребята поступают в вузы!» - с гордостью констатировала учитель. Похожая ситуация у педагога Щапиной: небольшая сельская школа, маленькие классы, не все дети из благополучных семей. «Я второй год участвую в эксперименте, пытаясь создать комфортные, можно сказать тепличные, условия для учеников младших классов. Но нужно, чтобы подобные условия их ждали и дальше - в средней школе». Елена Володина рассуждала на тему воспитания языковой креативной личности старшеклассника. Много лет этот педагог преподает в профильном гуманитарно-филологическом классе «шестнадцатой» гимназии, ее ученики постоянно отличаются на областных олимпиадах. Елена Николаевна учит их мыслить, как она выразилась, «по живому» и даже оспаривать Блока и его «Незнакомку». 

 «Конкурсный урок» провели в компании учителя истории и обществознания Пятковской школы Упоровского района Риммы Кузнецовой. Вместе с ребятами из школы № 40 она презентовала жюри и коллегам «культурные» 45 минут. Подготовленная участницей тема - «Культура и духовная жизнь». Такую впору добрым посылом с помощью «Писем о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева начинать. Школяры старались, поддерживая нового учителя: называли ассоциации, которые у них возникают при слове «культура», размышляли, что такое культура духовная и материальная, разделяли понятия культуры массовой, элитарной и народной...

Пожалуй, самыми интересными этапами, по плану - заключительными, стали «Лекции суперфиналистов» и «Педагогические дебаты». Здесь к месту о пятерке сильнейших сказать. Это уже упомянутая Елена Володина, учитель начальных классов Винзилинской начальной школы № 1 Тюменского района Елена Дик, учитель русского языка и литературы Беркутской школы Ялуторовского района Ирина Рябкова, учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 9 города Тобольска Галина Трофимова и учитель математики Юргинской школы № 1 Юргинского района Владимир Белозеров. Лекции были превосходны. Признаюсь, не все: кто-то ограничился темой престижа тюменского образования. А это и без «нобелевской лекции» у каждого на слуху...  «Мне обидно, что в нашей стране, прежде чем стать известным, нужно умереть» - слова в защиту творцов Серебряного века произнесла Володина. Белозеров, как истинный математик, спел оду числам - демократичным, абстрактным, объединяющим необъединяемое. А вот Ирина Рябкова, хотя и специалист по суффиксам, рассказала о том, как комнатные растения влияют на микроклимат в школе, и посоветовала убрать из вестибюлей колючки и шипы, повесить на стены плющ, в кабинеты литературы принести фиалки с фиолетовыми цветками, на математику - хлорофитум, в учительскую - снимающие напряжение, усталость агрессивность мяту и герань, а в кабинет директора - благородную гордению.

На «Педагогических дебатах», первом за семнадцать лет конкурсе с участием журн алистов, было жарко. Представители СМИ, привычно задающие каверзные вопросы политикам и звездам, здесь «охотились» на учителей. Спрашивали про жестокость в школах и как с ней бороться, про обучение детей-инвалидов, про ситуацию, когда учитель берет к себе в класс собственного ребенка (что часто встречается в сельских храмах знаний)... На пятерых суперфиналистов - пять минут, чтобы остоять свою точку зрения. Случалось, времени не хватало - так много хотелось рассказать зрительному залу и назойливым мастерам пера и микрофона...

Это был последний соревновательный этап. Впереди участников ждали... результаты и награды. Они нашли своих героев на торжественной церемонии закрытия «Учителя года Тюменской области-2008» во Дворце искусств «Пионер». И вот как распределились олимпийские места: третье место занял один из двух представителей сильного пола, принявших участие в конкурсе, - математик Владимир Белозеров из Юргинского; второе - учитель начальных классов из Винзилей Елена Дик; абсолютным победителем жюри назвало преподавателя русского языка и литературы Елену Володину из тюменской гимназии № 16 (скажу по секрету, многие журналисты уже на первых этапах финала сделали ставки именно на нее). Все призеры, кроме большого количества подарков и красивых слов от судей и коллег, получили и солидные денежные премии - 40, 60 и 80 тысяч рублей соответственно. А Елена Николаевна Володина - возможность представлять наш регион на «Учителе года России-2008». Пожелаем ей удачи!

 

Ирина НИКИТИНА

"Тюменская область сегодня", 16 апреля