ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЛАСТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ
Положение о проведении областных Педагогических чтений
педагогов дошкольного и начального общего образования
«Теория и практика формирования и воспитания информационной культуры»
г. Тюмень, 26 марта 2009 г.
Педагогические чтения 2009 года кафедра дошкольного и начального образования предлагает посвятить проблеме формирования и воспитания информационной культуры.
Информационная культура - это важный компонент культуры учения. Культура учения в свою очередь - это вид социальной культуры. Социальная культура - это способность человека самостоятельно выбрать способ поведения, стратегию, тактику и стиль деятельности, соответствующие нормативным требованиям общества или входящей в его состав социальной группы (возрастной или профессиональной) и в то же время эффективные с точки зрения эффективности деятельности.
Закладывать основы культуры учения целесообразно уже на самых ранних этапах образования, на дошкольной и начальной ступенях, где ведущей деятельностью является познавательная. Конкретные пути и методы формирования культуры учения могут широко варьироваться от игровых приемов до решения проблемных задач.
Надеемся, что Педагогические чтения позволят широко обсудить обозначенные аспекты социальной культуры, культуры учения и информационной культуры, обобщить имеющийся в регионе опыт, спрогнозировать перспективы дальнейшей педагогической работы.
Предполагаем, что обозначенная проблема будет интересна педагогам дошкольного и начального образования, руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений, родителям, общественности.
Цели областных Педагогических чтений:
- Повышение квалификации педагогов дошкольного и начального образования;
- Обзор научных взглядов, тенденций, установок на формирование и воспитание информационной культуры;
- Освещение и обобщение имеющегося в регионе опыта формирования и воспитания информационной культуры;
- Привлечение к проблеме воспитания информационной культуры родителей как субъектов образовательного процесса;
- Повышение качества дошкольного и начального образования посредством анализа научных идей, имеющегося в регионе опыта формирования информационной культуры и на основе этого корректировки собственной педагогической деятельности;
- Усиление приоритета сотрудничества, диалогичности, толерантности во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса для достижения общих задач формирования и воспитания информационной культуры.
Примерные темы для обсуждения:
- Методологические аспекты формирования и воспитания информационной культуры педагогов и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- Технологии выбора педагогом учебно-методического комплекта (программы) как средство освоения педагогической информации;
- Формы воспитания информационной культуры педагогов и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- Воспитание информационной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности;
- Информатика как средство формирования системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- Информатика без компьютера - средство освоения независимых от компьютера популярных видов деятельности;
- Педагогические условия формирования и воспитания информационной культуры педагогов и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- Опыт формирования умений проектирования объектов и процессов доступными инструментальными средствами;
- Опыт формирования информационной грамотности, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать информацию;
- Опыт формирования умений адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации;
- Опыт формирования общеучебных умений по работе с информацией;
- Опыт освоения некоторых линий информатики в виде методики обучения;
- Опыт использования мультимедийных средств в целях воспитания информационной культуры;
- Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования информационной культуры дошкольников и младших школьников;
- Роль библиотечных уроков в формировании информационно-поисковых умений;
- Познавательное общение в дошкольном и начальном образовании;
- Информационно-аналитические умения: система индивидуального мониторинга;
- Кодирование и хранение информации: специфика дошкольного образовательного учреждения и начальной школы;
- Комплексное использование различных источников информации на занятиях в ДОУ и на уроках в начальной школе;
- Персональный компьютер на занятиях в ДОУ и на уроках в начальной школе.
В рамках педагогических чтений планируется проведение секций, мастер-классов, «круглого стола».
Сроки и место проведения:
Областные Педагогические чтения состоятся 26 марта 2009 года.
Место проведения: МОУ СОШ № 36 г.Тюмени
Подготовка Областных Педагогических чтений:
- В ходе подготовки материалов на Педагогические чтения педагог обращается к трудам ученых, находит мысли, идеи, солидарные тем, которые он реализует в своей практической деятельности. В начале статьи педагог коротко останавливается на опыте ученых, затем только описывает свой опыт как подтверждение мыслям ученых, или как альтернативу мыслям ученых, или как собственное открытие.
- В ходе подготовки материалов педагог может получить консультацию по интересующим его вопросам, затруднениям.
- До начала чтений будет подготовлен в печать сборник материалов.
Образец заявки:
- 1. ФИО участника, категория, звание;
- 2. Название и адрес образовательного учреждения;
- 3. Контактные данные (рабочие и домашние телефоны, адреса);
- 4. Указать форму участия: выступление на пленарном, выступление на секции, проведение мастер - класса с участниками конференции.
- 5. К заявке приложить текст выступления (см. требования к материалам).
Требования к оформлению материалов для печатного сборника:
- Объем материалов не должен превышать двух страниц печатного текста, набранного 12 кеглем, через один интервал, поля по 2,0 см;
- К печати будут приниматься материалы объемом и свыше двух страниц печатного текста, если они представляют собой законченное педагогическое творчество: программа курса, серия разработок по проблеме, набор игр в определенной классификации и т.д. Эти материалы будут изданы в отдельном сборнике при условии внесения денежного взноса.
- Материалы предоставляются в печатном и электронном варианте (дискета, диск). Внимание! Перед пересылкой проверьте дискету на отсутствие вирусов. Материалы обратно не высылаются.
Образец оформления статьи:
Анна Ивановна Иванова,
учитель начальных классов МОУ СОШ №1
п. Голышманово Тюменской области
Воспитание информационной культуры дошкольников средствами игры
Материалы должны быть высланы не позднее 15 февраля 2009 года.
Координатором по подготовке Областных педагогических чтений является Квитова Лариса Федоровна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н.
Контактные данные: 625 000 г. Тюмень, ул. Советская, 56./кафедра дошкольного и начального образования, с пометкой «Областные педагогические чтения, тел./факс: 8 (3452) - 24-37-67