МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СТУПЕНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В работе конференции приняли участие 350 делегатов из 6 регионов и 26 территорий юга Тюменской области, представители издательств «Вентана-Граф», «Ассоциация XXI век», «ИД «Фёдоров», институтов ПК г. Омска, Курганской области, ХМАО, в том числе и кафедр дошкольного и начального образования МГПУ и АПКиППРО (г. Москва).
13 ноября в работе конференции приняли участие 250 человек. Из них:
- гости - 20 чел.: г. Курган ИПК и ПРО - 9, Омск ИРО - 2, г. Самара - 1 чел., г. Ханты-Мансийск - 2 чел., г. Когалым - 1 чел., г. Нальчик КБР - 1, г. Москва - 2 чел.; г. Назарово Красноярского края - 2 чел.
- директора школ - 11 человек;
- директора дошкольных образовательных учреждений - 48 чел.;
- специалисты и методисты органов управления образованием области - 25 чел.;
- учителя - предметники - 21 чел.;
- зам. директора школ - 8 чел;
- учителя начальных классов
- «Начальная школа 21 века» - 30 чел.;
- «Перспективная начальная школа» - 13 чел.;
- «Школа 2100» - 15 чел.;
- с-ма Л.В. Занкова - 20 чел.;
- «Школа России» и др. УМК - 35 чел.
Во второй половине дня прошли 4 мастер-класса.
Мастер-класс №1 по теме «Смысловое пространство художественного текста и способы его интерпретации в средней школе» вела Свиридова Виктория Юрьевна, автор курса «Литературное чтение» (г. Самара). Сопровождала мастер-класс от кафедры ДиНО Федоскина О.В.
На мастер-классе №2 по теме «Непрерывность образования: поиск путей, способов, механизмов обеспечения преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования» представили свой опыт в решении вопросов преемственности педагоги г.Ишима и г.Тобольска. Сопровождала мастер - класс от кафедры ДиНО Белькович В.Ю.
На мастер-классе №3 по теме «Системный подход к управлению механизмами реализации преемственных связей между начальной и основной школой в условиях вариативности программ» представили свой опыт администрация МОУ «Гимназия №12» и МОУ СОШ №8. Сопровождала мастер-класс от кафедры ДиНО Квитова Л.Ф.
Мастер-класс №4 по теме «Обеспечение преемственных связей в подготовке старшего дошкольника в рамках предшкольного образования» вела Конышева Наталья Михайловна, руководитель программы «Ступеньки детства» (г.Москва). Сопровождала мастер-класс от кафедры ДиНО Гололобова Н.Л.
14 ноября работало 7 секций на базе детских садов и школ г.Тюмени и Тюменского района.
Секция №1 «Социальное партнерство в решении вопросов непрерывности развития и образования ребенка» состоялась на базе МАДОУ «Детский сад - Центр развития ребенка№146» г.Тюмени (директор Е.П. Торопыгина). Руководитель секции - Квитова Лариса Федоровна. Присутствовало 45 человек. Это директора ДОУ, учителя начальных классов и педагоги начальной школы. Участникам конференции был представлен опыт взаимодействия педагогов детского сада и школы, педагогов детского сада с семьей. Участники конференции посетили два открытых занятия в подготовительной группе, посмотрели форму обсуждения открытого занятия педагогами ДОУ и начальной школы, занятие психолога с детьми и с родителями этих детей по подготовке к школе, занятие по физическому воспитанию по вопросам здоровьесбережения.
На этой же секции прозвучал опыт построения непрерывного образования от детского сада до основной школы в МОУ «Ситниковская СОШ Омутинского района» в рамках ОС «Школа 2 100»
Секция №2 «Построение пространства развития детей дошкольного возраста - условие обеспечения непрерывности образования» состоялась на базе МАДОУ «Детский сад №123» г.Тюмени (директор Неборская Людмила Яковлевна). Руководитель секции Белькович Виктория Юрьевна. Присутствовало 32 человека. Участники конференции имели возможность присутствовать на трех занятиях и с последующим обсуждением их между педагогами ДОУ и начальной школы. Во второй части секции было заслушано 4 доклада по тематике секции.
Секция №3 «Здоровьесберегающие технологии в решении вопросов преемственности дошкольного и начального образования. Опыт работы с детьми по программам «Здравствуй», «Цветок здоровья» (авт. М.Л. Лазарев) состоялась на базе Муниципального социального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат «Парус» (директор Г. В. Токарева). Руководитель секции Фаизова Наталья Владимировна. Присутствовало 50 человек. Участники конференции имели возможность присутствовать на трех занятиях и с последующим обсуждением их между педагогами ДОУ и начальной школы.
Секция №4 «Подходы к обеспечению непрерывности образования в рамках реализации УМК «Перспективная начальная школа» состоялась на базе МОУ «Начальная школа п.Винзили Тюменского района» (директор Н.К. Рослякова). Руководитель секции О.В. Матова. Присутствовало 35 человек.
Участники конференции имели возможность присутствовать на четырех уроках с последующим обсуждением. Во второй половине дня был дан мастер-класс «Работа с живописными произведениями разных жанров в начальной школе». Вела мастер-класс Карпеева Ирина Вячеславовна, зав. Региональным информационно-методическим центром «Перспективная начальная школа» (г.Омск).
Секция №5 «Реализация подходов к решению вопросов преемственности дидактической системы Л.В. Занкова между начальной и основной ступенью общего образования» состоялась на базе МОУ «Гимназия №1» г.Тюмени (директор М.А. Колосов). Руководитель О.В. Федоскина. Присутствовало 40 человек. Участники конференции имели возможность присутствовать на пяти уроках с последующим обсуждением.
Во второй половине дня был дан мастер-класс «Метод проектов и его использование на уроках русского языка для формирования опыта социальных отношений учащихся». Вела мастер-класс Бычкова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №12» г.Тюмени.
Секция №6 «Обеспечение непрерывности образования дошкольников на ступени начальной школы средствами УМК «Предшкольная пора» и УМК «Начальная школа 21 века» состоялась на базе МОУ СОШ №19 (директор Непряхина А.Н.) Руководитель секции Менчинская Е.А. Присутствовало 40 человек. Участники секции имели возможность присутствовать на четырех уроках с последующим обсуждением их между педагогами. Во второй части секции было заслушано 3 доклада по тематике секции, в том числе и доклад Агеевой Натальи Николаевны, заместитель начальника методической службы ИЦ «Вентана-Граф» (г. Москва)
Секция №7 «Обеспечение преемственности предшкольного и начального образования» (УМК «Ступеньки детства» и УМК «Гармония») состоялась на базе МОУ Боровская СОШ №2 Тюменского района (директор Шипицин Сергей Анатольевич). Руководитель секции Н.Л.Гололобова. Присутствовало 55 человек. Участники секции имели возможность посмотреть один открытый урок, присутствовать при презентации опыта работы в курсе обучения грамоте и участвовать в мастер-классе Конышевой Н.М. «Преемственность в развитии основных психических процессов и формировании приемов умственной деятельности у дошкольников и младших школьников».
В своих выступлениях участники конференции констатировали, что проблема преемственности во все времена стояла остро, а в современных условиях обеспечение преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования рассматривается как одна из важнейших стратегических задач отечественного образования в целом. Не случайно данной проблеме уделяется внимание на высоком правительственном уровне: лишь за последние годы она неоднократно поднималась и обсуждалась в Министерстве образования и науки РФ, в комитете Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, в комитете ГД по образованию. Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ издан ряд писем и методических рекомендаций, посвященных данной проблеме.
В рамках широкого обсуждения проблемы было представлено 75 тезисов и заслушано 28 докладов и сообщений, посвященных проблемам преемственности. В своих выступлениях участники конференции отметили:
- Повышение качества дошкольного образования, здоровья, жизни дошкольников делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности.
- Выдвижение проблем образования детей старшего дошкольного возраста в число приоритетных задач государства в целом, каждого региона, конкретного города обозначило необходимость разработки методических и организационно-педагогических подходов к решению данной проблемы.
- Вариативность образовательных программ в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьному образованию, что кратно осложняет решение проблем преемственности. В этой ситуации опыт решения вопросов преемственности дошкольного и начального образования таких образовательных учреждений Тюменской области, как МАУ ДО «Тюнёвский детский сад «Ладушки» Нижнетавдинского района, МОУ Ситниковская СОШ Омутинского района, «Детский сад № 21» «Детский сад №45», «Детский сад №7», «Детский сад №40» г. Тобольска, ряд детских садов г. Ялуторовска, детских садов «Теремок» и «Родничок» с. Абатское, «Онохинский детский сад «Солнышко» и начальной школы №1 п. Винзили Тюменского района, "Детский сад "Сказка" Аромашевского района, МАДОУ «Центр развития ребенка «Рябинушка» Ярковского муниципального района», «Ишимский городской центр развития ребенка детский сад №8», МОУ СОШ №19 г. Тюмени и др. может быть использован другими педагогическими коллективами.
- Ключевой фигурой реализации преемственности, а, следовательно, и осуществления государственной образовательной политики в области образования является педагог. Для этого необходимо продолжить работу институтов повышения квалификации по обеспечению, сопровождению и реализации преемственности.
- Сегодня в России, как на федеральном, так и региональном уровнях существует множество программно-методических моделей дошкольного и предшкольного образования. Наряду с этим неразработанность государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что требования к развитию ребенка, определяемые разными программами и технологиями, нередко носят субъективный и произвольный характер.
- К сожалению, родители не позиционируют себя как участники преемственности, занимают пассивную, потребительскую позицию. Положительный опыт имеется, но проблему включения родителей в этот процесс необходимо решать на научном и практическом уровнях.
- Массовый переход учителей начальных классов на работу по вариативным комплектам «нового поколения», нацеленным на реализацию личностно-ориентированного образования обострил проблему создания благоприятных социально-психологических условий для обучения и воспитания учащихся на ступени основной школы. Нивелируется субъектный опыт учащихся, их достижения, ужесточаются требования со стороны педагогов, не простраивается преемственность на содержательном и процессуальном уровнях. Практические подходы к решению проблем преемственности ступеней образования начинают складываться как на федеральном, так и региональных уровнях. Разрабатываются учебники для 5-6 классов в рамках реализации концепций начального образования и дидактических систем. Педагоги включаются в апробацию этих учебников. Например, в опытно-экспериментальную работу по апробации учебников «нового поколения» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в Тюменской области включены школы №№4, 5, 8 г. Ишима, №№ 1, 2, 3, 4 г. Ялуторовска, гимназии №1, 12, 49, школы №41, 65, НОУ «Аврора» г. Тюмени, Голышмановская СОШ №1, Исетская СОШ №1, Уватская СОШ, Боровская СОШ №1 Тюменского района. Однако работа по выстраиванию преемственности начальной и основной школы тормозится из-за несогласованности вопросов на управленческом уровне (федеральном, региональном, муниципальном, отдельного учреждения).
В докладах и тезисах пленарного дня, выступлениях и мастер-классах в день секционной работы обобщался опыт работы органов управления образованием, образовательных учреждений юга Тюменской области.
В настоящее время в Тюменской области ведётся опытно-экспериментальная работа по осуществлению предшкольного образования, проблемам преемственности ступеней дошкольного, начального и основного общего образования:
- по апробации программы «Двенадцать месяцев» на базе 10 образовательных учреждений районов (г. Тюмень, г. Тобольск, Казанский, Голышмановский, Тюменский районы);
- по апробации программы «Предшкольная пора» (г. Заводоуковск, г. Тюмень, г. Тобольск, Бердюжский, Уватский, Тюменский районы и др.);
- «Создание условий непрерывности развития ребёнка средствами ОС «Школа 2100» (МОУ Ситниковская СОШ Омутинского района)
- «Преемственность ступеней начального и основного общего образования в реализации дидактической системы Л.В. Занкова» (5-6 класс), который реализуется в регионе с 2003 г. при научном консультировании ФНМЦ им. Л.В. Занкова (г. Москва).
С целью обеспечения преемственности, непрерывности образования детей старшего дошкольного возраста сотрудниками кафедры проведена работа по изучению и систематизации материалов, раскрывающих практические подходы к организации предшкольной подготовки:
- выпущен сборник методических рекомендаций по вопросам организации предшкольного образования в группах кратковременного пребывания,
- разработаны рекомендации по формированию и внедрению альтернативных моделей предоставления образовательных услуг детям старшего дошкольного возраста, создана рабочая группа при департаменте образования и науки,
- выпущен сборник рекомендаций по взаимодействию ДОУ с семьями по вопросам подготовки ребёнка к школе,
- предложен вариант карты индивидуального развития старшего дошкольника, позволяющей фиксировать и корректировать работу с детьми на основе материала диагностики готовности детей к обучению в школе.
С целью выстраивания единого образовательного пространства в регионе организована работа по выявлению и дальнейшему содействию развитию творчества и способностей детей старшего дошкольного возраста, младших школьников, учащихся основной школы (конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон).
За последние годы кафедра дошкольного и начального образования предлагает педагогам формы повышения квалификации: авторские семинары, семинары-практикумы, конференции, мастер-классы. Наряду с расширением тематики курсов и семинаров повышения квалификации кафедра инициирует и внедряет новые формы повышения профессиональной компетентности педагогов: «Областные педагогические чтения педагогов дошкольного и начального образования», Креатив-фестиваль педагогов дошкольного и начального образования.
В заключение конференции участникам была предложена анкета. Высказалось 89 человек. Из них результативность работы конференции оценили на
«отлично» - 59 чел.
«хорошо» - 28 чел.
«удовлетворительно» - 2 чел.
Отзывы участников конференции:
« Работа на конференции была плодотворной. Тема конференции «Непрерывность образования...» актуальна. Результатом трехдневной встречи с интересными, увлеченными людьми считаю то, что по- настоящему ощутила потребность в постоянном общении с учителями, специалистами ТОГИРРО. Определила для себя конкретно и точно, что буду работать по системе Занкова, тесно сотрудничая с учителями начальной школы...»
«...Интересны выступления Н.М. Конышевой, В.Ю Свиридовой, О.В. Федоскиной, Карпеевой И.В. На уроке Лободы Ж.И. интересен диалог «учитель-ученик», организация деятельности детей по усвоению нового материала. Спасибо».
«...Выступления в основном интересные, содержательные. Уроки для нас познавательны, нацеливают на осмысление многих принципов».
«... Удачно выстроена конференция по содержанию, по подбору уроков, их последовательности. Много позитивных эмоций. Благодарность организаторам»
«...Очень интересен и познавателен мастер-класс Н.М. Конышевой»
«...Информация, которую получили на конференции жизненно необходима!. Уровень подачи материала вполне научен. Знакомясь с передовым опытом, педагогов-занковцев понимаешь, в какую сторону необходимо направлять свою деятельность»
«...Очень интересны мастер-класс В.Ю Свиридовой, выступление Н.В. Бычковой о развивающем обучении в 9 классе. Огромное спасибо организаторам!»