СРЕЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕУЧЕБНЫМ УМЕНИЯМ (ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ) 8 КЛАСС

 

Пояснительная записка к заданиям срезовой контрольной работы

по общеучебным умениям и навыкам 8 класс

            Содержание срезовой контрольной работы определяется на основе следующих документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089) в части «Требования к формированию общеучебных умений и навыков»,  Примерной программы по литературе за курс основной школы с учетом рекомендаций по организации и проведению итоговой аттестации выпускников основной школы по литературе под ред. Ковалевой Г.С. 

            Выбор  повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в качестве основы, на которой базируется  контрольная работа, определяется следующими принципами. Во-первых, это произведение, которое должно быть изучено  на момент проведения срезовой контрольной работы в соответствии с Примерной программой по литературе. Во-вторых, события, послужившие исторической основой произведения,  известны на момент проведения контрольной работы в соответствии с программой по истории в 5 -8 классах. В-третьих, это произведение включено в государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений и на этом основании рекомендовано для включения в итоговую аттестацию учащихся 9 классов.  

            Цель контрольной работы - выявление уровня развития у обучающихся 8 классов учебно- информационных общеучебных умений.

Под учебно-информационными умениями в соответствии с Программой развития общеучебных умений и навыков (под ред. С.Г. Воровщикова и Д.В. Татьянченко) понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Данные умения составляют основу познавательной деятельности, уровень их развития во многом определяет успешность обучения  ребенка, его готовность к самообразованию.

На выполнение срезовой контрольной работы по учебно-информационным общеучебным умениям  отводится 90 минут.

            Работа проверяет владение обучающимися такими видами речевой деятельности, как чтение и слушание (восприятие, понимание, структурирование информации, полученной с помощью слушания и чтения).

Работа состоит из 3 частей. Задания части А направлены на проверку таких видов речевой деятельности, как слушание (А1-А3) и чтение (А4-А15).

   Части 1 и 2 включают    задания А (с выбором ответа), к каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 1 (А1-А3) - включает задания на понимание учебного текста, воспринимаемого на слух, и извлечение информации из него. Логика расположения заданий в этой части соответствует логике восприятия устного текста.

Часть 2 (А4-А15) -  включает задания на извлечение информации из одного текста, а также  сопоставление информации из 2 и 3 текстов различного содержания (исторического, литературоведческого, художественного) и стилей (художественного и научного).

Часть 3 состоит из  заданий  В (с кратким ответом -последовательность  цифр и букв). Задания В1-В2 проверяют умения работать с графическим источником информации (картой).

Выполнение заданий в зависимости от степени сложности (Б - задание базового уровня, П - повышенного уровня, В - высокого уровня)  оцениваются от 1до 3 баллов.

 Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

 

Рекомендации по проведению контрольной работы

Текст для прослушивания читается 2 раза с интервалом 2 -3 минуты учителем русского языка и литературы, не работающим в этом классе.

Ответы  к заданиям части А вносятся в лист ответов №1. Под соответствующим номером задания напротив выбранного варианта ответа ставится знак «Х».

Ответы к части В записываются в лист ответов следующим образом: В1 - как последовательность цифр без запятых и пропусков клеточек (например: 1234), В2 - как последовательность букв и цифр через запятую (запятая в отдельной клеточке) (например: А1, Б2, В3).

Рекомендации по оцениванию заданий

и контрольной  работы в целом

Количество баллов за каждое  выполненное задание указано в Кодификаторе элементов содержания.

 Максимальный балл за всю работу составляет 30 баллов.

При переводе оценок в 5- балльную шкалу рекомендуется придерживаться следующих соотношений:

«5» -  от 25 до 30 баллов

«4» -  от 19 до 24 баллов

«3» -  от 13 до 18 баллов

 

Оценки за контрольную срезовую работу могут быть выставлены в журнал по «русскому языку», поскольку большая часть заданий (кроме В1 и В2) проверяет общеучебные умения (умения работать с текстом), являющиеся предметом специального внимания на уроках русского языка.

Кодификатор

элементов содержания по учебно-информационным общеучебным умениям для составления контрольных измерительных материалов региональной срезовой контрольной работы

Задание

Проверяемое умение

Уровень

(базовый, средний, высокий)

Количество

 баллов

Часть 1

Задания, проверяющие умения извлекать информацию из учебно- научного текста, воспринимаемого на слух.

А1

Умение выделять главное и  определять последовательность подачи информации (соотнесение плана и исходного текста)

Б

1

А2

Умение выделять главное (различение главной и второстепенной информации)

П

2

А3

Умение выделять главное (выбор заголовка для прослушанного текста)

П

2

Часть 2

 Задания, проверяющие умения извлекать информацию из прочитанного  учебно- научного текста.

А4

Умение определять жанр учебного текста.

Б

1

А5

Понимание структуры текста, знание книговедческих терминов (примечание, сноска, ссылка, апостроф и др.)

Б

1

А6

Умение определять границы  частей текста (выделять абзацы)

Б

1

А7

Знание значений многозначных слов. Умение выбирать значение в соответствии с  контекстом.

П

2

А8

Умение выделять главное (ключевые слова)

П

2

А9

Умение выделять главное (находить мысль отраженную/ неотраженную в тексте)

Б

1

А10

Определять смысловые отношения между частями предложения (замена знака препинания словом/ словосочетанием)

П

2

А11

Умение отбирать информацию:  выбирать правильный ответ из предложенных на вопрос обобщенного характера (готовая формулировка ответа в тексте отсутствует).

П

2

А12

Умение выделять главное, различать главную и второстепенную информацию для ответа (сообщения) на предложенный вопрос (находить лишние в смысловом отношении предложения)

Б

1

А13

Умение определять характер источника  (различать художественный и научный текст)

Б

1

А14

Умение сравнивать информацию из двух источников: находить общую и различную информация, в том числе выраженную неявно (по всему тексту).

П

2

А15

Сравнение информации, представленной в трех текстах. Соотнесение информации, содержащейся в тексте, и дополнительной информации (год написания текста, автор и др.)

В

3

Часть 3

В1

Извлечение информации  из графического источника (карты): установление последовательности событий на основе карты.

В

3

В2

Извлечение информации  из графического источника (карты): соотнесение даты, события и карты.

В

3

 

Итого

 

30