СРЕЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕУЧЕБНЫМ УМЕНИЯМ (ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ) 8 КЛАСС
Пояснительная записка к заданиям срезовой контрольной работы
по общеучебным умениям и навыкам 8 класс
Содержание срезовой контрольной работы определяется на основе следующих документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089) в части «Требования к формированию общеучебных умений и навыков», Примерной программы по литературе за курс основной школы с учетом рекомендаций по организации и проведению итоговой аттестации выпускников основной школы по литературе под ред. Ковалевой Г.С.
Выбор повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в качестве основы, на которой базируется контрольная работа, определяется следующими принципами. Во-первых, это произведение, которое должно быть изучено на момент проведения срезовой контрольной работы в соответствии с Примерной программой по литературе. Во-вторых, события, послужившие исторической основой произведения, известны на момент проведения контрольной работы в соответствии с программой по истории в 5 -8 классах. В-третьих, это произведение включено в государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений и на этом основании рекомендовано для включения в итоговую аттестацию учащихся 9 классов.
Цель контрольной работы - выявление уровня развития у обучающихся 8 классов учебно- информационных общеучебных умений.
Под учебно-информационными умениями в соответствии с Программой развития общеучебных умений и навыков (под ред. С.Г. Воровщикова и Д.В. Татьянченко) понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Данные умения составляют основу познавательной деятельности, уровень их развития во многом определяет успешность обучения ребенка, его готовность к самообразованию.
На выполнение срезовой контрольной работы по учебно-информационным общеучебным умениям отводится 90 минут.
Работа проверяет владение обучающимися такими видами речевой деятельности, как чтение и слушание (восприятие, понимание, структурирование информации, полученной с помощью слушания и чтения).
Работа состоит из 3 частей. Задания части А направлены на проверку таких видов речевой деятельности, как слушание (А1-А3) и чтение (А4-А15).
Части 1 и 2 включают задания А (с выбором ответа), к каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 1 (А1-А3) - включает задания на понимание учебного текста, воспринимаемого на слух, и извлечение информации из него. Логика расположения заданий в этой части соответствует логике восприятия устного текста.
Часть 2 (А4-А15) - включает задания на извлечение информации из одного текста, а также сопоставление информации из 2 и 3 текстов различного содержания (исторического, литературоведческого, художественного) и стилей (художественного и научного).
Часть 3 состоит из заданий В (с кратким ответом -последовательность цифр и букв). Задания В1-В2 проверяют умения работать с графическим источником информации (картой).
Выполнение заданий в зависимости от степени сложности (Б - задание базового уровня, П - повышенного уровня, В - высокого уровня) оцениваются от 1до 3 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
Рекомендации по проведению контрольной работы
Текст для прослушивания читается 2 раза с интервалом 2 -3 минуты учителем русского языка и литературы, не работающим в этом классе.
Ответы к заданиям части А вносятся в лист ответов №1. Под соответствующим номером задания напротив выбранного варианта ответа ставится знак «Х».
Ответы к части В записываются в лист ответов следующим образом: В1 - как последовательность цифр без запятых и пропусков клеточек (например: 1234), В2 - как последовательность букв и цифр через запятую (запятая в отдельной клеточке) (например: А1, Б2, В3).
Рекомендации по оцениванию заданий
и контрольной работы в целом
Количество баллов за каждое выполненное задание указано в Кодификаторе элементов содержания.
Максимальный балл за всю работу составляет 30 баллов.
При переводе оценок в 5- балльную шкалу рекомендуется придерживаться следующих соотношений:
«5» - от 25 до 30 баллов
«4» - от 19 до 24 баллов
«3» - от 13 до 18 баллов
Оценки за контрольную срезовую работу могут быть выставлены в журнал по «русскому языку», поскольку большая часть заданий (кроме В1 и В2) проверяет общеучебные умения (умения работать с текстом), являющиеся предметом специального внимания на уроках русского языка.
Кодификатор
элементов содержания по учебно-информационным общеучебным умениям для составления контрольных измерительных материалов региональной срезовой контрольной работы
Задание | Проверяемое умение | Уровень (базовый, средний, высокий) | Количество баллов |
Часть 1 Задания, проверяющие умения извлекать информацию из учебно- научного текста, воспринимаемого на слух. | |||
А1 | Умение выделять главное и определять последовательность подачи информации (соотнесение плана и исходного текста) | Б | 1 |
А2 | Умение выделять главное (различение главной и второстепенной информации) | П | 2 |
А3 | Умение выделять главное (выбор заголовка для прослушанного текста) | П | 2 |
Часть 2 Задания, проверяющие умения извлекать информацию из прочитанного учебно- научного текста. | |||
А4 | Умение определять жанр учебного текста. | Б | 1 |
А5 | Понимание структуры текста, знание книговедческих терминов (примечание, сноска, ссылка, апостроф и др.) | Б | 1 |
А6 | Умение определять границы частей текста (выделять абзацы) | Б | 1 |
А7 | Знание значений многозначных слов. Умение выбирать значение в соответствии с контекстом. | П | 2 |
А8 | Умение выделять главное (ключевые слова) | П | 2 |
А9 | Умение выделять главное (находить мысль отраженную/ неотраженную в тексте) | Б | 1 |
А10 | Определять смысловые отношения между частями предложения (замена знака препинания словом/ словосочетанием) | П | 2 |
А11 | Умение отбирать информацию: выбирать правильный ответ из предложенных на вопрос обобщенного характера (готовая формулировка ответа в тексте отсутствует). | П | 2 |
А12 | Умение выделять главное, различать главную и второстепенную информацию для ответа (сообщения) на предложенный вопрос (находить лишние в смысловом отношении предложения) | Б | 1 |
А13 | Умение определять характер источника (различать художественный и научный текст) | Б | 1 |
А14 | Умение сравнивать информацию из двух источников: находить общую и различную информация, в том числе выраженную неявно (по всему тексту). | П | 2 |
А15 | Сравнение информации, представленной в трех текстах. Соотнесение информации, содержащейся в тексте, и дополнительной информации (год написания текста, автор и др.) | В | 3 |
Часть 3 | |||
В1 | Извлечение информации из графического источника (карты): установление последовательности событий на основе карты. | В | 3 |
В2 | Извлечение информации из графического источника (карты): соотнесение даты, события и карты. | В | 3 |
| Итого |
| 30 |