О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Результаты опытно-экспериментальной и инновационной работы в условиях реализации приоритетных направлений развития образования области
В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов. Система образования не должна только ретранслировать прошлое - она может и обязана создавать образ будущего.
Необходимость реформирования системы школьного образования, реализация основных направлений модернизации российского образования предполагают развитие инновационных процессов в региональной системе образования. Приоритетный национальный проект «Образование» ставит своей целью стимулирование дальнейшего развития образования, получение результатов от введения наиболее эффективных современных образовательных технологий в массовую практику работы учреждений.
Количество и статус опытно-экспериментальных и инновационных
площадок в Тюменской области 2008 г.
В 2008 году в области функционировало 156 экспериментальных площадок, что на 42 больше, чем в предыдущем:
- на муниципальном уровне - 102,
- на региональном уровне - 15 областных и 34 областных ТОГИРРО:
- на федеральном уровне - 5 (МОУ Уватская СОШ; МОУ «Гимназия им Н.Д. Лицмана» г. Тобольска; МОУ гимназия № 12 г. Тюмени; МОУ СОШ № 70 г. Тюмени; МОУ СОШ № 90 г. Тюмени).
Активность руководителей образовательных школ по переводу школ в режим развития увеличилась за последние два года. Можно предположить, что такая активность обусловлена реализацией национального проекта «Образование». И, как следствие, резкое увеличение инновационной деятельности в образовательных учреждениях потребовало поиска эффективных путей управления инновационными процессами в области.
Следует отметить, что в 2006-2007 учебном году в 6 районах не было экспериментальных площадок (Абатский, Ишимский, Казанский, Упоровский, Уватский, Ярковский). На начало 2007-2008 учебного года экспериментальных площадок не зарегистрировано в одном районе - Ярковском. В 2008 году во всех территориях открыты экспериментальные площадки.
Основные направления экспериментальной деятельности в области:
- обеспечение качественного образования (внедрение УМК; информатизация образовательного процесса; профильное обучение; внедрение современных технологий обучения и воспитания; управление образовательными процессами);
- воспитание социально-активной личности (социализация, развитие личности, работа с разными категориями детей, воспитание толерантной личности);
- здоровье.
В области действует Экспертный совет при департаменте образования и науки Тюменской области (создан в сентябре 2008г.), одним из направлений деятельности которого, является экспертная оценка деятельности областных опытно-экспериментальных площадок (15).
В области закончился эксперимент по апробации УМК в начальной школе, в результате чего приказом ДОиН было рекомендовано обучение в начальной школе по 4 комплектам.
1). По результатам экспериментальной работы в начальной школе началось массовое внедрение УМК в практику начального образования. Сравнительный анализ качественной успеваемости выпускников 4 классов по итогам 2005-06 учебного года и этих же учеников по результату обучения в 5 классе (2006-07 уч. год) подтверждает главные результаты инновационной работы: развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию; формирование компонентов учебной деятельности как умения учиться, развитие устойчивого познавательного интереса школьников и готовности к обучению в основном звене.
Опыт инновационной работы распространяется кафедрой в рамках научно-практических конференций, областных педагогических чтений, Креатив-фестиваля педагогов дошкольного и начального образования.
2). Важными направлениями инновационной работы кафедры является выстраивание преемственности между дошкольной, начальной и основной ступенями образования. Инновационная деятельность сегодня ведется по следующим направлениям:
- отработка вариантов предоставления услуг по выравниванию стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста (программ предшкольного образования, форм консультативно-методической помощи семьям);
- отработка «Индивидуальных карт развития старшего дошкольника»;
- отработка диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
3). В основной школе апробируются:
- учебники «нового поколения» для 5-6 классов по системе Л.В. Занкова и «Школе 2100», опыт работы был обобщён и представлен на Межрегиональной конференции «Непрерывность образования: опыт преемственности ступеней дошкольного, начального и основного общего образования» 13-14 ноября 2008 г.;
- УМК по литературе (5-9 кл.: Учебник-хрестоматия. Автор-составитель С.С. Меркин). Опыт работы обобщается ежегодно. Результаты: 95% учащихся читает все произведения школьной программы; 25% - сверх школьной программы; в среднем учащиеся демонстрируют процент выполнения срезовых контрольных работ - 90-92%; процент качества - 40-45%. Опыт распространяется через областные семинары, курсы повышения квалификации.
Обеспечение качественного образования. Внедрение современных
технологий обучения и воспитания
По данному направлению работает 4 опытно-экспериментальных площадок института. Цель ОЭР на этих площадках - повышение качества образования на основе использования современных педагогических технологий.
Все школы:
- показывают стабильные результаты по ЕГЭ - показатели ЕГЭ по каждой школе превышают среднеобластные и средние результаты по району;
- положительную динамику участия детей в предметных олимпиадах, конференциях.
Наиболее значимыми результатами являются:
- Разработка нормативно-правовая базе новой модели ОУ - школа-лаборатория (СОШ № 40 г. Тюмени, Маслянская СОШ Сладковского р-на), позволяющая ввести в области новое направление развитие школы как научно-методической площадки по обучению руководителей ОУ по конкретным направлениям, включающим такие формы обучения как стажировка на «рабочем месте», мастер-классы, занятия по разработке нормативно-правовой документации ОУ, по комплексно-целевому планированию деятельности ОУ и другие;
- Разработка и внедрение в деятельность других ОУ модульно-блочной технологии организации образовательного процесса в основной и старшей школе (внедрение: Онохинская СОШ Тюменской р-на, Уватская СОШ и др.);
- Разработка и проведение областных семинаров для руководителей ОУ области на базе школ-лабораторий по следующим темам:
- Обеспечение гарантий качественной подготовки учащихся в условиях работы школы по технологии концентрированного обучения.
- Методы продуктивного обучения.
- Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе.
- Опыт работы педагогического коллектива школы по достижению современного качества образования» и другие (СОШ № 40 г. Тюмени).
- Разработана система подготовки педагогов по интеграции предметов естественно-математического цикла (содержание, технологии), реализуемая сегодня при подготовке учителей-предметников с привлечением учителей, принимавших непосредственное участие в разработке системы (учителя биологии, математики, химии СОШ № 7 г. Тюмени); изданы учебно-методические материалы.
По направлению «Профильное обучение» ведется ОЭР на одной областной площадке ТОГИРРО, на которой отрабатывается модель организации профильного обучения на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов в школьном округе (Усовская СОШ Сладковского р-на; начало работы - март 2008г.).
На 5 муниципальных ОЭП под руководством научных руководителей ТОГИРРО ведется работа по другим актуальным проблемам организации профильного обучения в сельской школе (Нововяткинская СОШ Викуловского р-на, Маслянская СОШ Сладковского р-на, Север-Плетневская СОШ, Юргинская СОШ №1, Юргинская СОШ №2). Необходимость организации профильного обучения определена в современной модели образования 2020, поэтому цель экспериментальной работы в данном направлении - обобщить и систематизировать отработанные ранее формы профильного обучения (федеральный эксперимент 2000-2003 гг. под руководством ТОГИРРО), разработать новые формы с учетом новых потребностей - становление и развитие базовых сельских школ.
Результаты деятельности ОЭП обобщаются ежегодно. Наиболее значимые результаты:
- Создана сетевая модель профильного обучения (Юргинский р-н).
- Создана модель организации профильного обучения в малокомплектной сельской школе на основе индивидуальных образовательных маршрутов (Нововяткинская СОШ Викуловского р-на).
- Разработаны нормативно-правовые документы (единый учебный план, единое тематическое планирование, профильные классы) по организации профильного обучения в школьном округе (Юргинский, Уватский).
- Изданы учебно-методические пособия «Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся в вопросах и ответах»; «Управление введением профильного обучения в сельской школе».
Качество. Информатизация образовательного процесса
По данному направлению работают 6 ОЭП (Заводоуковский, Нижнетавдинский, Тюменский, Сладковский, Тобольский). Основная цель - повышение качества образования на основе использования всех возможностей информационного пространства ОУ.
Разрабатываются различные направления использования ИКТ и программных продуктов в образовательном процессе. Это просматривается в тематике ОЭР:
- ИКТ в управлении ОУ;
- интеграция ИКТ и педагогических технологий;
- ИКТ в учебном процессе (интегрированный курс);
- школа - информационно-ресурсный центр;
- Интернет-ресурсы в образовательном процессе;
- школьные сайты, школьное телевидение и другие.
Наиболее значимые результаты:
- разработаны рекомендации:
- по использованию электронных учебников по истории, обществознанию, физике, химии, алгебре, географии;
- по использованию программных продуктов «Живая математика»; «Живая история», «Тим и Том в Африке»;
- по использованию электронных энциклопедий «Кирилла и Мефодия», «Мир природы», «Мир животных»;
- проведено более 7 видеоконференций для руководителей и педагогов области с использованием Интернет-ресурсов Абалакской СОШ Тобольского района и Сладковской СОШ.
- Отработана система работы с программным продуктом Net-школа (СОШ № 88 г. Тюмени, Тюневская СОШ Нижнетавдинского р-на).
- Созданы и функционируют школьные сайты, школьные пресс-центры (г. Ишим, г. Тюмень, г. Тобольск, Тобольский, Сладковский, Нижнетавдинский, Уватский р-ны).
- Изданы учебно-методические пособия:
- «Мультимедийные средства в начальном и дошкольном образовании»;
- «Использование информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов».
Возросла мотивация педагогов и учащихся к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Справка. Информационное пространство ОУ мы рассматриваем как совокупность следующих компонентов:
- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства (сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача информации).
Качество. Управление образовательными процессами
Опытно-экспериментальная деятельность ведется на 6 площадках ТОГИРРО. В основном все ОЭП работает второй год. Основная цель - апробировать новые формы и технологии управления образовательным учреждением.
На площадках отрабатываются:
- Модель сельской школы - «Школа - социокультурный комплекс».
- Модель школы - «Школа успеха для всех».
- Модели общественного участия в управлении образованием.
Приведем некоторые результаты, которые могут быть использованы в практике других ОУ:
- Разработана нормативно-правовая база деятельности органов государственно-общественного управления.
- Создана модель управления образовательным учреждением через формирование системы общественно-государственного управления и самоуправления школы, когда управляющий совет включается в обсуждение и принятие решений на всех этапах управленческой деятельности.
- Проведена областная видеоконференция «Государственно-общественное управление: результативность деятельности, проблемы, перспективы развития».
- Разработаны методические рекомендации из опыта работы школы, включающие подходы к отбору состава УС школы, описания механизмов стимулирования активности родителей и местного сообщества, формы общественной экспертизы деятельности школы.
- Отработан механизм взаимодействия школы с социальными партнерами.
- Разработана система отбора и подготовки представителей общественности к участию в управлении.
Качество. Развитие сельских школ
По данному направлению работают 3 ОЭП.
Основная цель - создание новых моделей сельских школ, совершенствование образовательного процесса сельской школы для обеспечения доступного качественного образования.
В данном направлении отрабатываются новые модели сельских школ:
- базовая сельская школа как ресурсный центр (включает возможности использования всех ресурсов ОУ - кадрового, материально-технического, финансово-экономического, учебного, интернет-ресурсов и т.д.);
- базовая сельская школа как социокультурный комплекс, включающий исследование возможностей сельского социума, интеграции социальных институтов и школы, основного и дополнительного образования для развития личности.
Методические результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности сегодня распространяются через различные формы не только в области, но и для других регионов.
Результаты, наиболее значимые для образования области:
- разработана нормативно-правовая база деятельности базовых сельских школ в условиях школьного (образовательного) округа:
- Положение о базовой сельской школе утверждено ДОиН;
- Положение о координационном совете;
- Положение о школьном округе и другие представлены на семинарах для руководителей базовых сельских школ как примерные;
- обобщен опыт деятельности базовых сельских школ области на Всероссийской конференции (Сладковский, Юргинский, Исетский, Викуловский и другие районы);
- проведены семинары для руководителей базовых сельских школ;
- разработаны примерные положения об организации различных форм профильного обучения в условиях школьного округа;
- разработаны примерные положения об организации работы с разными категориями детей в условиях школьного округа;
- опубликованы учебно-методическое пособие «Программно-методическое обеспечение базовой сельской школы»; статья «Интеграционные подходы к развитию базовых сельских школ» в журнале «Региональное образование 21 века: проблемы, перспективы».
Направление «Воспитание социально-активной личности» реализуется по 4-м направлениям: социализация; развитие личности; работа с разными категориями детей; воспитание толерантной личности
Воспитание социально-активной личности. Социализация (МОУ Нововяткинская СОШ Викуловского района «Взаимодействие школы с социальными институтами как средство социализации учащихся» ( 2006 г.); МОУ Новоандреевская СОШ Сладковского района «Школа-центр воспитательной и досуговой деятельности на селе» ( 2006 г.)).
По данному направлению работает одна областная ОЭП ТОГИРРО - Нововяткинская СОШ Викуловского района. Цель - разработать формы и методы работы с сельскими школьниками по социализации, выбору профессии в условиях профильного обучения; формы и методы работы с детьми особого внимания; модель допрофессиональной подготовки сельских школьников.
Школа в феврале 2009 года отчитывалась на областном экспертном совете, где результаты ее работы были признаны социально-значимыми и было принято решение продолжить экспериментальную работу.
Кроме этого, под руководством преподавателей ТОГИРРО ведется работа на муниципальных площадках (Сладковский, Тюменский, Исетский, Нижнетавдинский и другие районы). Ниже представлены обобщенные результаты экспериментальной деятельности, которые сегодня внедряются в ОУ области.
ПРИМЕР. Нововяткинская СОШ:
- Более 80 % учеников ОЭП продолжают обучение в вузах, ссузах, учреждениях НПО, СПО.
- Положительная динамика результатов ЕГЭ выпускников учебно-консультационного пункта; показатели - выше областных.
- Разработана модель допрофессиональной подготовки по профессиям: «Тракторист», «Швея».
- Создан специализированный факультативный класс добровольной подготовки к военной службе «Ратибор», что привело к положительной динамике по пропуску уроков без уважительной причины; прекратился отсев учащихся; нет случаев преступлений
В Нововяткинской СОШ реализуются 2 профиля: технологический и информационно-технологический. Результаты поступления в учебные заведения по профилю представлены на слайде - 62%.
Воспитание социально-активной личности. Развитие личности.
По данному направлению работают 3 ОЭП.
Цель - выявить возможности ОУ для развития личности, разработать и внедрить способы работы, обеспечивающие развитие личности в урочной и внеурочной деятельности.
Приведем некоторые примеры воспитательно-образовательных результатов:
- Созданы пресс-центр и медиоцентр с медиотекой для организации досуга школьников.
- Прослеживаются достижения в освоении учащимися государственных стандартов и образовательных программ, наблюдается рост общей и качественной успеваемости (более 10% медалистов).
- Партнерство с ТюмГУ, ТОГИРРО, Тюм ГАКИ, Тюменским колледжем искусств, УРГПИ .
- Организована проектно-исследовательская деятельность учащихся.
- Используются современные образовательные технологии в образовательном процессе: проблемно-модульная технология, технология полного усвоения, проектная технология, информационно-коммуникативная технология.
- Разработан социальный паспорт микрорайона школы, включающий в себя:
- социальные категорий семей, детей, их количество;
- характеристику материальных, кадровых ресурсов;
- характеристику организаций и ведомств, задействованных в
воспитательной работе;
- анализ взаимодействия субъектов социальной сферы.
- Призовые места учащихся на предметных олимпиадах, конкурсах детского творчества, городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровней:
- 1 призер областных предметных олимпиад (гимназия №1); 3 победителя областной конференции «Шаг в будущее».
Методические результаты:
- Разработаны образовательные модели: «Интеграция», уроков чтения английского языка с хоровым пением во втором классе, предметов общеобразовательного цикла.
- Разработан мониторинг развития личности учащихся.
- Разработана технология интеграции общего и дополнительного образования детей.
- Распространение опыта работы школ на семинарах, научно-практических конференциях городского, областного, всероссийского уровня для педагогов и руководителей ОУ, специалистов управления по образованию.
Воспитание социально-активной личности. Работа с разными категориями детей
Данное направление реализуется на одной ОЭП ТОГИРРО 3-х муниципальных ОЭП.
Цель - разработать эффективные технологии работы с детьми, требующих особого внимания (одаренные дети, лети группы риска, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.).
Обобщенные данные по результатам ОЭР:
- Более 20% старшеклассников ежегодно участвует в предметных олимпиадах муниципального, областного, всероссийского и международного уровня.
- Организовано индивидуальное надомное обучение учащихся по состоянию здоровья на основании решений РПМПК.
- Реализуются элективные курсы предпрофильной и профильной подготовки: «Почему мы не похожи друг на друга», «Личность и общество», «Экология и мы», «Социология», «Психология общения» др.
- Создана новая система оценки учебных и внеучебных достижений учащихся (портфолио).
- В каждом ОУ создан Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, комиссии по воспитательной работе и работе с «трудными» учащимися.
Методические результаты:
- Разработаны и реализуются программы: «Одаренные дети», «Модно быть здоровым», «Дети и взрослые - сограждане в меняющемся мире», «Тепло родного очага» (проект «Семья»), «Введение профильного обучения», «Лето-это маленькая жизнь», программа развития ученического самоуправления.
- Проводятся методические районные семинары и конференции по распространение педагогического опыта на базе ОУ (ежегодно около 10 мероприятий).
- Создан внутришкольный центр взаимодействия и социально - педагогической поддержки для организации помощи в вопросах воспитания детей для родителей, испытывающих затруднения в общении с ними.
Воспитание социально-активной личности.
Воспитание толерантной личности
По данному направлению работает 3 ОЭП. Цель - создание эффективных способов работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию толерантной личности.
Приведем некоторые воспитательно-образовательные результаты:
СОШ № 15 г. Тобольска
- Организовано изучение родного (татарского) языка (2-4 кл.), 5-8 кл. факультатив).
- Сотрудничество с кафедрой татарского языка и литературы ТГПИ им.Д.И.Менделеева.
- Открыт музей национальной школы Тюменской области.
- Проведен вечер, посвященный памяти писателя Я.К.Занкиева.
- Проведен Конкурс чтецов, посвященной памяти поэта М.Джалиля.
- Проведена конференция, посвященная 90-летию школы № 15
- Проведение народного праздника «Сабантуй»
- Повышение успеваемости по школе с 99,3 до 100%, качественная с 28,1% до 31%.
- Участие школьников во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио».
Методические результаты:
- Материалы работы обобщены в сборниках: «Традиции и новации развития национальной культуры», «Родной язык и современные проблемы в духовно нравственном воспитании личности», Регионализация содержания образования: опыт, проблемы, перспективы, «Менделеевские чтения», «Сулеймановские чтения», «Занкиевские чтения».
- Разработан и реализуется элективный курс «Этническая культура».
- Созданы и реализуются программы гражданско-патриотического воспитания, профилактики экстремизма, воспитания толерантности.
Здоровье
По данному направлению работают 2 инновационные площадки. Цель - создание модели здоровьесберегающего образовательного процесса на основе 15-летнего опыта международного и российского опыта здоровьесберегающей педагогики. На площадках отрабатываются следующие новации: механизм перехода сельской школы на современный уровень здоровьесбережения, который предполагает длительный этап адаптации школы к инновационной деятельности по направлению; алгоритм создания команды специалистов для разработки медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы и здоровья субъектов образовательного процесса по всем его направлениям.
Результаты:
- Разработана базовая комплексная модель здоровьесберегающей деятельности.
- Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработан механизм перехода сельской школы на современный уровень здоровьесбережения.
- Разработан алгоритм создания команды специалистов для разработки медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Разработан мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы и здоровья субъектов образовательного процесса по всем его направлениям.
- Разработаны структура здоровьесберегающего урока; технология работы с семьей, технология организация досуговой деятельности.
В 2008 году в ТОГИРРО разработана система распространения и сопровождения передового опыта, которая включает формы обобщения и распространения опыта и методы распространения опыта.
К активно используемым формам обобщения и распространения опыта сегодня относятся такие, как методические наработки (презентации, доклады), статьи в педагогических и предметных журналах («Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы»; журналы ИМЦ гг. Тюмени и Тобольска; центральные журналы «Начальная школа», «Дошкольное образование», «Среднее профессиональное образование»); проспекты, информирующие об опыт школ (г. Тюмень, г. Тобольск, Викуловский, Ялуторовский, Тобольский и другие районы).
Среди методов распространения опыта активно используются следующие: мастер классы; педагогические мастерские; выступления учителей и руководителей ОУ с сообщениями из опыта своей работы; семинары-практикумы; социально-общественные презентации; конференции (например, «Развитие базовых сельских школ» г. Курган); открытые уроки; разовые семинары для руководителей ОУ на базе школ - ОЭП (СОШ № 40 г. Тюмени; Юргинская СОШ № 1; Юргинская СОШ № 2; Онохинская СОШ Тюменского района; Тюневская СОШ Нижнетавдинского района); консультации; постоянно действующие семинары для базе школ-ОЭП (СОШ № 40 г. Тюмени); тьюторское сопровождение опыта.
Проблемы распространения опыта
- недостаточная компетентность руководителей ОУ по организации и ведению ОЭР;
- реализация программ развития (программ опытно-экспериментальной деятельности) без учета конкретной социально-образовательной ситуации ОУ;
- недооценка руководителями органов управления образованием и ОУ значимости инновационной работы;
- отсутствие пакета нормативно-правовых документов, регулирующих инновационные процессы в образовании:
Положение об областной экспериментальной площадке (включающей условия дополнительного финансирования образовательных учреждений, ведущих экспериментальную деятельность);
Положение об авторской школе.
- отсутствие Совета директоров инновационных образовательных учреждений области; Положения о его деятельности и программы его деятельности
Основные направления изменений в деятельности института по управлению инновационными процессами в системе образования Тюменской области:
- обеспечение нового качества задач системы повышения квалификации;
- создание сетевой модели внедрения инноваций, опираясь на опыт инновационного развития ОУ;
- создание в институте структур, обеспечивающих процесс научно- педагогического сопровождения внедрения инноваций, инновационных педагогических технологий;
- создание системы, обеспечивающей обобщение, распространение позитивного инновационного опыта;
- создание системы мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования;
- вовлечение в инновационную деятельность всех участников социокультурного пространства сельской школы.
Проректор по научной работе ТОГИРРО Н.Г. Милованова
В решениях коллегии (извлечения из приказа департамента образования и науки № 366/ОД от 16.03.2009г) прописаны следующие положения:
3. Муниципальным органам управления образованием
3.1. Обеспечить предоставление отчетов о результатах опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ОУ. Срок: ежегодно, до 25 июня текущего года.
3.2. Обеспечить повышение квалификации руководителей опытно-экспериментальных площадок. Срок: постоянно.