ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 ГОДА ЗАВЕРШЕНЫ!
Педагогические чтения проходили на базе МОУ СОШ №4, директор - Сутормина Валентина Юрьевна.
Цели этого мероприятия кафедра обозначила так:
- Повышение квалификации педагогов дошкольного и начального образования;
- Обзор научных взглядов, тенденций, установок на формирование и воспитание информационной культуры;
- Освещение и обобщение имеющегося в регионе опыта;
- Повышение качества дошкольного и начального образования посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс имеющегося в регионе положительного опыта;
- Усиление сотрудничества всех субъектов образовательного процесса для достижения общих задач формирования и воспитания информационной культуры.
Накануне Педагогических чтений был издан сборник статей. В него вошли научные статьи и тезисы 62 педагогов из различных территорий Тюменской области. Так статьи поступили из городов: Тюмени - 6, Ишима - одна, из г. Тобольска - 10, из Ялуторовска - 15;
районов: Ялуторовского - 1, Голышмановского - 2, Уватского - 5, Омутинского - 2, Нижнетавдинского - 2, Юргинского - 1, Бердюжского - 2, Абатского - 10.
Педагогические чтения состояли из пленарного заседания и работы трех секций:
Секция 1. Педагогические проблемы формирования информационной культуры педагогов, детей дошкольного возраста, учащихся начальной школы
Секция 2. Формирование информационной культуры мультимедийными средствами и средствами информатики
Секция 3. Мастер - класс Горячева Александра Владимировича (г.Москва), к.п.н., автора пособий по информатике «Варианты организации обучения информатике и ИКТ в младших классах. Организация проектной деятельности»
На секциях помимо выступлений, были представлены мастер-классы:
Дик Елены Владимировны, учителя начальных классов МОУ «Винзилинская начальная школа №1» Тюменского района, победителя конкурса «Лучшие учителя России 2008» по теме «Воспитание информационной культуры средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Клещиной Ольги Петровны, воспитателя компьютерно-игрового комплекса МАДОУ «Детский сад №172» г.Тюмени, по теме «Работа с интерактивной доской как средство формирования навыков работы с информацией детей старшего дошкольного возраста»
От территорий на мероприятии присутствовало 231 человек. В заключительной части Педагогических чтений участники приняли Резолюцию.
Резолюция,
принятая участниками Областных Педагогических чтений
«Теория и практика формирования и воспитания информационной культуры»
27 марта 2009 года
На основании анализа теории формирования информационной культуры педагогов, детей дошкольного и младшего школьного возраста, представленного наработанного и обобщенного опыта, участники конференции констатировали, что в настоящее время педагоги Тюменской области только начинают осваивать сущность понятий «информационная культура», «информационная грамотность».
В выступлениях участников Педагогических чтений было показано, что информационная культура - это компонент культуры учения. Культура учения - это вид социальной культуры. Социальная культура - это способность человека самостоятельно выбрать способ поведения, стратегию, тактику и стиль деятельности. Для осуществления выбора человеку необходимо владеть информационной грамотностью. Сущности этого понятия на конференции было уделено большое внимание, поскольку оно напрямую связано с формированием общеучебных умений: распознавать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и стратегию ее поиска; получать информацию; оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); анализировать полученные сведения, применяя свертывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях; использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений; создавать свои источники информации; использовать современные технологии при работе с информацией и др.
В докладах участников форума убедительно прозвучало, что закладывать основы информационной культуры целесообразно уже на самых ранних этапах образования - дошкольной и начальной ступенях обучения. Некоторые конкретные пути и методы формирования информационной культуры были освещены в работе Педагогических чтений.
Расставив акценты и выявив приоритеты, на Педагогических чтениях работники дошкольного и начального образования обозначили проблемные вопросы, которые требуют решения. Эти вопросы были распределены в группы:
- 1. Педагогические проблемы формирования информационной культуры педагогов, детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы.
- 2. Формирование информационной культур мультимедийными средствами и средствами информатики.
- 3. Варианты организации обучения информатике и ИКТ в младших классах. Организация проектной деятельности. - и освещены на секциях, где участники пришли к выводам:
1. Формирование информационной культуры и информационной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста - актуальная педагогическая проблема. Результативность этих процессов в педагогическом поле дошкольного и начального образования юга Тюменской области пока еще малоэффективна. Она осложняется разрозненностью и вариативностью взглядов на сущность понятий «информационная культура», «информационная грамотность» и недостаточностью имеющегося в этом направлении педагогического опыта.
2. Между тем, панорама педагогических способов формирования информационной культуры, представленная на Педагогических чтениях, разнообразна. Сюда можно отнести способы проектной деятельности, использования различных источников информации на уроках, формирования читательского интереса, способы игровой деятельности, возможности познавательного общения, развитие исследовательских способностей детей, а также мультимедийные средства и средства информатики.
На основе вышеперечисленных выводов участники областных Педагогических чтений пришли к заключению:
- 1. Направить усилия педагогов на активное освоение теории и практики информационной культуры и информационной грамотности.
- 2. Обогатить и разнообразить педагогическую практику опытом формирования и воспитания информационной культуры.
- 3. Рекомендовать педагогам широко использовать в педагогической работе с детьми информационные технологии, мультимедийные средства, мультимедийные продукты, предлагать образовательные услуги по освоению информатики и компьютера.
- 4. Настоятельно рекомендовать педагогам овладевать методами и средствами освоения информации для решения собственных педагогических проблем, связанных с выбором и принятием решений.
За принятие данной резолюции собрание проголосовало единогласно. Всем авторам сборника (62 чел.) вручены Сертификаты участника Педагогических чтений 2009. На этом областные Педагогические чтения 2009 можно считать закрытыми.
Материалы готовила
Квитова Лариса Федоровна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, к.п.н.