Школа современного руководителя». IV Всероссийская научно-практическая конференция « Специфика педагогического образования в регионах России
Цель данного проекта, который был создан по просьбе руководителей образовательных учреждений - освоение руководителями ОУ новых практик и технологий управления, моделей принятий управленческих решений, формирование управленческих компетенций, необходимых для решения современных задач отрасли "Образование".
23 ноября 2011 года с участниками «Школы современного руководителя» работал Рачевский Ефим Лазаревич, член Комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке, член Российского Общественного совета развития образования, Союза журналистов г. Москвы, член Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование» при Совете Президента Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, Народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» (г. Москва), руководитель одной из авангардных школ России по следующим вопросам:
• «Государственная политика Российской Федерации в сфере образования. Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе («Стратегия 2020»).
• Риски практики внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Готовимся к 2014 году.
• Совершенствование форм и методов оценки качества образования на уровне школьного управления. Программы развития.
• Реализация федеральных инициатив в сфере образования на уровне конкретного образовательного учреждения. Минимизация потерь.
• Новое законодательство в системе образования».
Шор Олег Леонидович, к.п.н., генеральный директор ООО «Информационно-консалтинговый центр» (г. Тюмень) по теме: «Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации как средство развития медиакультуры педагогов (из опыта работы Тюменской области»
24 ноября 2011 года состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция « Специфика педагогического образования в регионах России» Цель проведения конференции: обсуждение проблем модернизации педагогического образования в условиях социокультурного развития регионов России, обмен опытом по решению этих проблем, разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки, повышению квалификации и переподготовки педагогических кадров.
В работе конференции приняли участие:
Райдер Алексей Владимирович, директор департамента образования и науки Тюменской области, Креков Павел Владимирович, первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области
Пискунова Елена Витальевна, д.п.н., профессор РГПУ им.А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) по теме: «Современные контексты деятельности учителя»
Суртаева Надежда Николаевна, д.п.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург): «Вузовское образование в современном мире и место педагогического образования в нем»
Ройтблат Ольга Владимировна, к.п.н., Народный учитель России, ректор ТОГИРРО (г. Тюмень): «Социальные аспекты неформального образования в системе повышения квалификации в контексте проблем современного мира»
Балыко Елена Николаевна, д.э.н., руководитель Центра научно-методических разработок ЗАО «Просвещение-регион» (г. Москва) по теме: «Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения как средство обеспечения равных условий получения качественного образования, соответствующего ФГОС»
Смелова Валентина Геннадьевна, к.п.н. (г. Москва): «Интерактивные технологии для цифрового поколения: тренды и успешные практики»
Криволапова Нина Анатольевна, д.п.н., профессор, первый проректор Курганского областного института развития образования и социальных технологий (г. Курган): «Концепция развития института развития образования и социальных технологий в условиях модернизации системы дополнительного профессионального образования»
Крутский Александр Николаевич, д.п.н., профессор кафедры физики и методики обучения физике Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул): «Внедрение психодидактических технологий в содержание подготовки учителя (на примере системно-структурного подхода)»
Милованова Наталья Геннадьевна, д.п.н., профессор ТОГИРРО (г. Тюмень): «Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного педагогического образования»
Смелова Валентина Геннадьевна, к.пед.н., ведущий методист центра научно-методических разработок (г. Москва): «Интерактивные технологии для цифрового поколения: тренды и успешные практики»
Худякова Валентина Тимофеевна, к.пед.н., председатель межрегиональной организации профсоюзов работников народного образования и науки (г. Тюмень): «Непрерывное педагогическое образование как гарантия профессиональной и социально-экономической защите учителя»
Бурдельная Юлия Анатольевна, к.пед.н., зав. кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «Институт развития Омской области» (г. Омск)
Тишина Татьяна Николаевна, к.пед.н., зав. кафедрой дошкольного и начального образования БОУ ДПО «Институт развития Омской области» (г. Омск): «Управление введением ФГОС: особенности регионального опыта»
Соловьева Вера Константиновна, первый заместитель Главы администрации г. Тюмени (г. Тюмень): «Организационная структура управления качеством образования на муниципальном уровне в условиях реализации новых образовательных стандартов»
Федоскина Ольга Владимировна, к.пед.н., доцент, заместитель руководителя консультационно-методической службы Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова (г. Москва): «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов средствами дистанционного обучения»
25 ноября 2011 года «Школа современного руководителя» продолжила свою работу». Выступили:
Соломатин Александр Михайлович, к.п.н., доцент, руководитель методической службы издательства «Академкнига/Учебник» (г. Москва) по теме: «Введение ФГОС: десять базовых признаков эффективного управления»,
Суртаева Надежда Николаевна, заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) по теме: «Конфликты в социально-педагогическом взаимодействии и способы их предупреждения».
В работе «Школы современного руководителя» приняли участие более 160 руководителей образовательных учреждений, работающих в системе дошкольного, профессионального, специального и дополнительного образования из гг. Тюмени, Ишима, Тобольска, Ялуторовска; Абатского, Армизонского, Бердюжского, Викуловского, Голышмановского, Уватского, Казанского, Нижнетавдинского, Тюменского, Упоровского, Исетского, Армизонского, Тобольского, Сорокинского районов, ХМАО-Югра.
Для отдаленных районов занятия прошли в формате видеоконференцсвязи.
Работа на «Школах» проходит по накопительной системе повышения квалификации.
Анализ анкет слушателей модуля «Школа современного руководителя» 23-25 ноября 2011 г.
от 23.11.2011г.
|
Новые подходы к решению проблем вызывают интерес, особенно.... |
Что из обсуждаемого представляет для Вас наибольшую ценность |
Что натолкнуло на новую идею |
Рачевский Ефим Лазаревич |
-Стратегия 2020. Интересно. Актуально. Продуктивно. -Модернизационный сценарий (снижение бюрократической нагрузки на школу). -Демонополизация функции образования, осуществляемой школой. Развитие семейного образования (или комбинированного: школа-семья-репетитор, семейный педагог и т.д.) представляется перспективным и не только для детей с ограниченными физическими возможностями, но и для одаренных детей -Пересмотр санитарных норм и правил. -Социализация образования на примерах. -Подход к решению проблемы профилизации старшей школы. - 4 сценария развития российского образования. -Эффективный договор с педагогом. -Организация индивидуальных программ.
|
- Во-первых, личность самого Ефима Лазаревича просто уникальна. Спасибо, что организовали встречу; во-вторых, на многие вопросы получила ответ. -Предложение: Пригласить на следующий модуль с вопросом «Маркетинг образовательных услуг. Организация УВП, в т.ч. экономическая деятельность ОУ». - Огромное спасибо за общение, за смелые мысли и идеи. -Спасибо. Можно было бы весь день посвятить общению с Ефимом Лазаревичем. -Ему не безразлично мнение тех, с кем он сотрудничает. -Жизненный опыт, практическое решение тех поставленных моментов, которые возникают при решении новых (!?) задач или требований. -Новое законодательство в системе образования. -Понимание государственной политики РФ в сфере образования (услышать из «первых уст» объективную информацию о государственных подходах по развитию сферы образования) -Риск практики внедрения ФГОС общего образования. -Проблемы ЕГЭ, ФГОС. -Разработка системы оценки качества российского образования. -Важно, чтобы государство перед учительским сообществом сдержало слово-зарплата на уровне экономики. -Если все то, о чем говорят на данных форумах, будет доведено до конца - это и будет настоящая ценность нашего образования! -Опыт школы ступеней (организация индивидуальных программ, модульное обучение). -Организация ОИП. |
-Практическая направленность технологии. -Путь к совершенствованию форм и методов оценки качества образования. -Пример организации профильного обучения ОИП. -Примеры опор на механизмы взросления. -Организация школьных праздников, традиций. -Продумать активные и интересные срезы по возрастам в здании ОУ. -Самое главное-обучение и подготовка кадров. -Оптимизировать УВП в старшей школе. -Руководить школой должен мужчина. Он выносливее. -На примере 548 школы г.Москвы было интересно проследить за формированием традиций образовательного учреждения, которое вошло в 10-ку лучших школ Москвы. Хотелось бы получить статистику (критерии и данные) по которой проходил такой отбор и сравнить себя с ними. Может быть действительно, подтвердится тезис, что сегодня в России уже нет образовательной провинции. -Представленные формы индивидуализации образования (старшая школа) подтолкнули к идее создания гибкой (мобильной) структуры профильного обучения совместно с кураторами из вузов. -Необходимо организовать работу с семьей в части обязательности дошкольного образования. -Определить на педсовете направления индивидуальных планов.
|
Шор Олег Леонидович |
-Создание единой образовательной среды учебного заведения. Биометрическое оснащение ОУ. -Как в Сладковском районе подготовили кадры. -Уровень информатизации. -Системность информатизации в обществе. -Ресурсное техническое обеспечение учебного процесса, заинтересованность педагогов в использовании информационных технологий, обеспечение лего-конструкторами. -Выделение ресурсов, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации, использованиея коммуникационных технологий. |
-Очень интересно!! -Как техника работает без ремонта и обслуживания системного оператора? -Очень здорово, но почему только в Сладково? Необходимо внедрять повсеместно и, особенно, в селе. -Сетевое взаимодействие школ района. -Комплексность в подходе к решению проблемы информатизации и развития ИКТ- компетентности. -Такие проекты нужны в каждом ОУ! Мечта каждого педагога иметь в своем кабинете компьютер и интерактивную доску. Будем работать с удовольствием и полной отдачей. -Возможность воспользоваться уже имеющимся положительным опытом. -Робототехника. Освоение и обучение педагогов по этой технике. - современный подход к преподаванию и использованию ИКТ-технологий. -Количество школ, качество работы учителей Сладковского района. |
-Посетить Сладковский район. -Опыт Сладковского района вызывает интерес. Принимают со всей России, обязательно следует показать и тюменцам. -Где взять программное обеспечение? -Возможность создания компьютерного класса на основе «тонких клиентов». -Сетевой город. Видеостудия в своей школе. -Частное государственное партнерство. -Обраться за помощью Шору О.Л. за возможностью нового проекта школы. -Установка нового оборудования в школы. -Организация конкурсных работ для педагогов. -Участие в инновационных проектах (желание) |
Федоскина Ольга Владимировна |
-Разработка пособия по отслеживанию УУД.- это актуально. -Подходы к системе оценки. Способы формирования универсалий. -Упрощение системы стартовой диагностики путем применения разработанного методического материала. -Ольга Владимировна, спасибо огромное. Очень интересная и нужная информация по отслеживанию УУД. Рады за успехи. Умница!! -Полезная информация о существующих разработках по диагностике. Мы искали сами -значит изобретали велосипед. -Вопрос очень важный и актуальный, на наш взгляд для лектора было выделено недостаточно времени. |
-Уникальность диагностики -Инструментарий. -Методика диагностики формирования УУД. -Как оплачивать внеурочную деятельность в сельской школе? Ведь это входит в учебный план, учебные предметы оплачиваются, а внеурочная деятельность нет??? -Возможность использования пособий. -Ребенок во главе или его УУД?! -Анализ урока в начальной школе по ФГОС второго поколения. 17 характеристик у первоклассников. |
-Ознакомиться с пособиями. -Ввести в штат педагога - психолога. -Чаще выходить на сайт центра. -Применение «школьный старт» -Использование диагностики 1 класса. -Подход к диагностированию должен быть избирательным. Нельзя продиагностировать сразу все УУД. -Хотелось бы иметь данные диагностики для учителей нашей школы + пошаговые действия +мониторинг метапредметных УУД. -В 2012 году применить представленную методику в стартовой диагностике - как одной из составляющих процесса в системе заданий |
|
|
|
|
-Каждый модуль является неким толчком вперед в хорошем смысле, так как заставляет задуматься не над тем, сколько еще бумаг надо написать, чтобы добиться успешности, а как и что сделать, чтобы процесс обучения в школе действительно стал более качественным.
Анализ анкет слушателей модуля «Школа современного руководителя» 23-25 ноября 2011 г.
от 24.11.2011г.
|
Новые подходы к решению проблем вызывают интерес, особенно.... |
Что из обсуждаемого представляет для Вас наибольшую ценность |
Что натолкнуло на новую идею |
Загвязинский В.И. |
- О запросах будущего и экономики страны по отношению к образованию. -Совершенствование ЕГЭ, новые условия приема в ВУЗ. -О какой инноватике может идти речь при таком административном прессинге? |
-Необходимо увеличить финансирование на образование, изменения в системе после вузовского образования. -Цель образования не ЗУНы, а личность человека, воспитание человека культуры. -Кризис образования. -Педагогическое образование. Истинные цели образования. |
-Чем выше уровень власти, тем выше степень ответственности или вины. -За счет чего можно еще повысить финансирование системы образования. -Как преодолеть кризис в образовании. -Дать свободу школе. |
Ройтблат О.В. |
-Освоение руководителями новых практик и технологий. -Сетевая педагогика. -О скоростном движении вперед. -Сверхмобильность человека (смена рода деятельности)
|
-Сетевой город образования - больная тема для нашей школы. -Прогнозирование. -Электронный мониторинг. |
-Тюменский район- район бесплатного интернета. Пожелание - в продолжение «Город Тюмень-город бесплатного интернета». -Возможность доступа учителей к информационной базе данных. -Расширение участия учителей в сетевых мероприятиях. -ВКС проводить более продуктивно и интересно. |
Суртаева Н.Н. |
-Структура вузовского образования в будущем. -Место России в системе мирового вузовского образования». -Качество подготовки студентов вузов. -Новые социальные тенденции, влияющие на инновационные потоки в образовании. -Проблемы миграции студентов. -Обучение иностранных студентов в ВУЗах России. |
-Из проблемы вузовского образования вытекают проблемы миграции, демография, социальные проблемы. -Миграция российских студентов в другие страны. -Причины создания ВУЗов нового типа. -Доступность высшего образования. -Применяю парацентрическую технологию. -Организация обучения иностранных граждан русскому языку. -Дано четкое толкование преемственности школьного и вузовского образования. |
-Необходимо принятие законодательных актов в России по решению проблем вузов. -Каким образом лучше заинтересовать студентов России. -Российское образование должно быть некоммерческим. -Воспитание толерантности. |
Писарева С.А. |
-Создание ВУЗов нового типа. |
-Необратимый процесс массовизации высшего образования. -Новые требования к деятельности учителя. |
|
Балыко Е.Н. |
-Каждый должен иметь свое оборудованное рабочее место. -Современная система средств обучения. -Модульный подход к обеспечению АРМ учителя и учащихся. |
-Каждому работнику обеспечить условия для работы. -Технические средства обучения для начальной школы. -Автоматизированное рабочее место педагога (АРМ). Комплекты инновационных средств обучения. |
- Замечательно, что новые технологии получают свое развитие, но жаль , что ОУ села не имеют на это средств. -Изучить медианавигатор. |
Крутский А.Н. |
-Известные приемы в определенной последовательности применения дают хорошие результаты (системно-структурный подход). -Использование схемы. |
-Модульная система экспериментов. -Схема изучения нового материала по физике. -Методологические подходы к обучению психодидактических технологий. |
-Надо объяснять просто, доступно, последовательно, наглядно о сложном. -Системно-структурный подход. Попробую применить на своих уроках. |
Смелова В.Г. |
-Заинтересованность в авторах, оплате; объединение интеллектуальных идей России. -Инструктивно-методическое сопровождение современной системы образования. |
-Инновационные средства никогда не вытеснят традиционные, а только дополнят. -Современные средства обучения. -На начальной стадии применения интерактивных технологий нужен пример и самоучитель. |
-Все прописывать пошагово. -Идея применения инновационных средств обучения интересна, но где взять на это средства. |
Худякова В.Т. |
-Формы стажировки. |
Индексации за звание «Заслуженный учитель». Аттестация педагогов. |
-Важна внутренняя мотивация педагогов на постоянное самосовершенствование |
Пискунова Е.В. |
-Требования к новой аттестации учителей. -Усложнилось понятие: Учитель-мир. |
-Новые контексты деятельности учителя. -Введение ЕГЭ для выпускников и ГИА для учащихся основной школы, ФГОС. -Сферы влияния учителя в современной жизни. |
-66,1% заданий в учебнике на усвоение учебного материала. -Невозможно учителю быть ответственным за все. |
Криволапова Н.А. |
-Педагогическая интернатура. Социально-педагогическая поддержка молодого учителя, проект «Молодые кадры».
|
-Привлечение к работе в школе молодых специалистов. -Реализация мегапроекта «Молодые кадры». -Плавное и целевое повышение образования. |
-Педагогическая интернатура (надо работать с пятикурсниками до выпуска) |
Милованова Н.Г. |
|
|
|
Кускова М.В. |
-Создание стажировочных площадок в регионах. Результат стажировки - проект. Экспертиза. -Достигнутые результаты.
|
-Активная позиция на обучение, а не пассивного слушателя. Должен быть интерес руководителя к результатам профессиональной подготовки (чем занимался слушатель на курсах). -Эффективность деятельности стажировочной площадки на базе общеобразовательного учреждения. Разработка программ. Методическое сопровождение. |
-«Если я сам обучаю, я сам активно обучаюсь» |
Федоскина О.В. |
-Повышение квалификации педагогов. Применение дистанционного обучения. |
-Дистанционные курсы и семинары по системе Занкова. -Дистанционное обучение обеспечивает непрерывность педагогической деятельности и , исключает выезд из территорий. |
|
Бурдельная Ю.А. |
|
|
|
Тишина Т.Н. |
|
Результаты деятельности ИнКО |
Молодцы. Работают. |
Соловьева В.К. |
-Субсидирование на приобретение жилья, улучшение жилищных условий. -Насколько на сегодня реализованы новые государственные стандарты. -Наша новая школа. Реализация проекта по изменению инфраструктуры школы. -Материально-техническое оснащение ОУ современными АРМ для педагогов. |
-Понимание того, что привлечь молодого специалиста в школу только повышением заработной платы недостаточно. -Локальная сеть. Информатизация образовательного процесса, «Родительская инициатива». -Экономика в образовании. Улучшение жилищной сферы. -Повышение зарплаты до уровня в экономике. Поддержка педагогического сообщества.
|
-Необходим глубокий анализ материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.Тюмени для сохранения и укрепления здоровья учащихся. -Желательно, чтобы улучшение жилищных условий решалось только по Тюмени. -Распространение опыта директоров школ г. Тюмени (информатизация, Управляющие советы). -Переход к модульным программам. -Необходимость обучения всех учителей. |
Анализ анкет слушателей модуля «Школа современного руководителя» 23-25 ноября 2011 г.
от 25.11.2011г.
|
Новые подходы к решению проблем вызывают интерес, особенно.... |
Что из обсуждаемого представляет для Вас наибольшую ценность |
Что натолкнуло на новую идею |
Райдер А.В. |
Еще раз убеждаешься, как много сделано в области и как много еще предстоит. -Услышать позицию нового директора департамента по вопросу модернизации системы. |
-Вся система модернизации в Тюменской области. -Перспективное планирование. |
|
Соломатин А.М. |
-Разграничение понятий «образовательная программа» -Очень четко дана информация о признаках эффективного управления. -Чтобы наука разрабатывала программы по ФГОС, а учитель должен учить по- готовому. -Стала понятна система средств обучения в начальной школе и управление введением ФГОС в начальной школе. -Вопрос внеурочной деятельности не решен. Много проблем. -Переход на ФГОС на второй ступени обучения. -Типовые задачи формирования УУД. -Заставил по новому взглянуть на ФГОС. -Реальная помощь школе в решении вопросов и проблем при переходе к ФГОС. -Критериальный подход к оценке степени реализации по ФГОС. |
-Признаки эффективного управления. Структура образовательной программы. Системный подход к внедрению ФГОС. -Способы выявления признаков урока по формированию УУД. -Роль учебника. -Детальное пошаговое объяснение. -Радует, что появляется методическое сопровождение ФГОС. -Материал структурирован, логичен. -«Программа - это живой механизм» -НПБ ФГОС, структура образовательной программы. -Отсутствует информация о новых технических изданиях для профессиональной школы, электронные пособия по спецдисциплинам. -Практическое использование в работе данных рекомендаций.
|
-Предложенная таблица- план внеурочной деятельности. -Пересмотрю все свои доктрины в школе. -Еще раз вернуться к организации образовательной программе в начальной школе. -Иметь примерный план ВШК по ФГОС. -Обратиться еще раз к НПБ по ФГОС и обсудить в педколлективе. |
Суртаева Н.Н. |
-Способы снятия конфликтов (культурологическая составляющая, гендерный подход). -Постулаты для женщины - руководителя. Решать конфликты позитивно. -Интересен весь материал. -Стиль поведения в конфликте. -Слушал бы бесконечно, очень интересно. |
-Стили поведения в конфликте; Методы снятия конфликтов (все гениальное просто - Улыбнись! - тактика поведения руководителей в конфликте). -Все выступления интересны. Легко, доступно, интересно, а, главное, актуально. - Мысль о том, что большое количество контроля говорит о несостоятельности руководителя. -Пути выхода из конфликтной ситуации. - Предупреждение конфликта. -Ввести курс «Конфликтология для учеников». -Типы конфликтов. |
-Провести семинар для руководителей ОУ, педагогов. -Решение конфликтов с минутки релаксации, позитивного настроя. -Использование метода «парафраз», метода «ПРИЗ». -Проведение психологических тренингов для педколлектива. -Проведение тренинга для руководителей различных уровней. -Проведение педсовета на данную тему.
|
Отраднова Л.Н. |
-Сопровождение образовательного процесса, обслуживание техники, ТСО. -Хочется верить, что техника и педагог -менеджер придут в школу. -Создание системы эффективного управления. -Взгляды современного молодого бизнесмена на образование. |
-Очень хочется в школе иметь инновационное оборудование, т.к. есть кадры, желающие на нем работать. -Выработка конкретных норм. |
-Где взять системного администратора и как оплачивать его работу. -Готовы к инновационному подходу повышения качества управления образовательным учреждением, но где взять деньги. -Таблица эффективности управления, хотелось бы ее изучить, а не только посмотреть.
|
Балыко Е.Н. |
-Интерактивные комплексы. -Организация АРМ педагога. |
-Пути решения проблемы. -Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, варианты комплектации. |
- Где взять средства? -Очень интересно в материальном отношении, но где взять средства? |
Какие проблемы хотелось бы Вам обсудить на следующих встречах?
1.Семинар - практикум Смеловой В.Г.
2.Семинар- практикум по внедрению и работе с новыми инновационными средствами обучения.
3. Введение ФГОС в основной школе.
4. Встреча с А.М. Соломатиным, Е.В.Пискуновой.
5. Поделиться опытом по введению ФГОС (Пилотные площадки г. Тюмени в 2010-11 учебном году).
6. Вопросы аттестации педагогов и руководителей. Цели и неудачи.
7. Психологический тренинг «Конфликтные ситуации и пути выхода из них».
8.Психологическое сопровождение педагогов и учащихся. Формирование культуры исследовательской деятельности педагогов. Конфликтология.
9. Исследовательская деятельность учащихся и педагогов. Имиджелогия. Конфликтология. Психология управления.
10. Возможна ли встреча с Асмоловым?
11. Портфолио школы, руководителя как система оценки деятельности ОУ.
12. Речевое пространство школы.
13. Аспирантура при ТОГИРРО. Условия обучения.
14. Финансово-хозяйственная деятельность автономного учреждения.
15. Внедрение ФГОС в рамках ОУ НПО и СПО. Подготовка специалистов -спецтехнологов. Модульный подход к изучению профессиональных дисциплин. Отработка профессиональных компетенций.