Телемост
В конце 2010 года - 21 декабря состоялся телемост - круглый стол на тему «Россия как открытая система» между школьниками Тюмени и Санкт-Петербурга.
В 2010 году телемост проводился во второй раз. Инициаторами его проведения в 2009 году стали Кавелина Нина Михайловна, директор НОУ «Элитная Гимназия «Михайловская» г. Санкт-Петербурга, Суртаева Надежда Николаевна, заслуженный работник высшей школы РФ, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена, Ройтблат Ольга Владимировна, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Народный учитель России, к.п.н.
Телемост проводился на базе библиотеки им. Б.Н.Ельцина в г. Санкт-Петербурге и её филиала, действующего в г. Тюмени в областной научной библиотеке им. Д.И.Менделеева..
Участниками телемоста в г. Санкт-Петербурге стали участники Детской научно-практической конференции «Образовательный Универсум. Нелинейные дни в Санкт-Петербурге». Это - учащиеся «Элитной Гимназии «Михайловская», а также старшеклассники школы № 4 г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, приехавшие в г. Санкт-Петербург для участия в конференции.
Тюменскую область представляли - учащиеся школ № 25 и № 32 областного центра, победители предметных олимпиад школьников, участники Областного научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее», областного сбора лидеров детских и молодёжных организаций «Школа толерантности».
В качестве взрослых участников и экспертов выступили инициаторы телемоста, преподаватели Элитной Гимназии «Михайловская», аспиранты РГПУ им. А.И. Герцена, а также заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области, д.п.н. Милованова Наталья Геннадьевна; проректор ТОГИРРО, к.п.н. Кускова Марина Валентиновна.
До начала Телемоста школьниками Санкт-Петербурга была подготовлена презентация на тему «Россия как открытая система», включающая высказывания на данную тему участников конференции «Образовательный Универсум…». (См. презентацию «Россия – открытая система») Скачать презентацию
По окончании телемоста тюменские школьники изложили свои мысли по поводу прошедшего мероприятия и обсуждаемых проблем, а также выступили с инициативой проводить круглые столы, телемосты с использованием видеоконференцсвязи между школьниками всех 26 муниципальных образований Тюменской области. Темами для обсуждения должны стать вопросы патриотизма, гражданственности, толерантности, межнационального общения и др.
Куриленко Мария, МАОУ Гимназия №1 г. Тюмени, 9 «В» класс
«Россия как открытая система» - для большинства ребят нашего возраста, то есть 14-16 лет тема немного непонятная, абстрактная и вряд ли актуальная. Но есть и те, кто этим вопросом заинтересовался, кому он понятен и кому интересно его обсуждать. Эта категория тюменской, ямальской и питерской молодежи собралась для участия в телемосте между Тюменью и Санкт-Петербургом.
В ходе этой виртуальной встречи мы выяснили, что «открытость» нашего государства включает в себя множество аспектов – это и культура общения с представителями других государств и национальностей, и формирование позитивного облика нашей страны, и решение внутренних социальных проблем, и многое другое. Особенно актуальной и яркой для нас представилась проблема толерантности между разными национальностями – ведь открываться друг другу надо с уважением и пониманием. Мнений было множество. Но в одном школьники Тюмени и Санкт-Петербурга полностью согласились друг с другом – в том, что в наших силах менять ситуацию к лучшему, и делать это можно прямо сейчас – с помощью современных информационных технологий и СМИ.
Ярким примером тому послужило выступление призёра областной конференции «Шаг в будущее» Маиры Жантасовой. Она рассказала об интересных обычаях казахской культуры, связанных с семьей и браком, и о том, как можно помогать молодым семьям в воспитании детей, которые будут продолжать открывать свою страну для себя и других. А еще мы поведали питерским школьникам о том, что в Тюменской области уже в пятый раз была успешно проведена «Школа толерантности», где школьники и представители молодежных объединений учились уважать культуру разных народов и просто уважать других людей.
В общем, теперь мы действительно понимаем, что значит выражение «Россия – открытая система». А наша задача – приводить эти слова в действие, то есть открывать и открываться для обмена опытом, знаниями и добрыми делами!
С первого взгляда слова «Россия как открытая система» кажутся какими-то абстрактными, непонятными, даже немного пугающими. Но если вдуматься, то суть вопроса вполне ясна.
Многие из нас понимают, что наше государство не просто может быть открытой системой, оно уже является таковой и с развитием информационных технологий иначе быть не может. Следовательно, нашему обществу теперь необходимо следовать международным стандартам в обмене культурным, техническим и социальным опытом. А кто же этим займется? Ну, разумеется, мы – молодежь.
В презентации Санкт-Петербурга была такая фраза: «Наше будущее зависит от государства». По-моему так дело обстоит как раз наоборот – будущее государства зависит от нас. От того, как мы будем относиться к этому государству, что будем для него делать и вообще, интересно ли нам будет что-то делать. Для формирования открытой системы мы должны представлять иностранным государствам позитивный образ России, но главное – чтобы это был реальный образ, о котором мы не просто всем говорим, а видим его, живем в такой ситуации.
Жантасова Маира, МАОУ СОШ №73 г. Тюмени "Лира", 10 класс
После телемоста я действительно поняла, что именно подразумевается под выражением " Россия - как открытая система", выслушав петербургскую и нашу, тюменскую сторону. Но более всего меня "задел" национальный вопрос, который обсуждался довольно долго.
Так как я отношусь к малочисленной (относительно) нации, проживающей в России, я очень остро ощущаю важность проблемы, как на общероссийском, так и на личном уровне. Буквально за неделю до телемоста, когда в Тюмени планировался митинг с националистическими лозунгами, я впервые серьёзно испугалась, - в первую очередь за своих близких и родных, которые в то время могли находиться в центре города. К счастью все обошлось, но я еще более осознала необходимость каких-либо действий с нашей стороны, стороны молодежи, осознающей степень опасности.
Во-первых, как было сказано на телемосте, я и мои друзья пытаемся разработать мини-программу для проведения классных часов или бесед в школах Тюменского района о толерантности, в чем, я думаю, вы нас поддержите.
Во-вторых, я планирую продолжать исследовательскую деятельность в сфере изучения национального самосознания уже других народов, а не только казахского.
Недавно в интернете прочитала статью, которая перекликается с темой, которую мы обсуждали на круглом столе и комментарии к ней.
"Считаю, гениально. Задачка. Народ А и народ Б проживают в одном государстве. Уровень культурного и гражданского развития этих народов совершенно разный. Уровень правосознания так вообще различается драматически. При этом, Народ А многочисленен, но разобщен, проживает равномерно по всей стране, народ Б немногочисленен, но сплочен на основе родо-племенных обычаев, проживает в своей национальной республике и в компактных диаспорах в крупных города за её пределами. В массе своей народ А считает представителей народа Б дикими варварами и беспредельщиками, поголовно социально опасными, а народ Б считает представителей народа А овцами, которых должно резать или стричь. Вопрос, как разрешить подобные мировоззренческие противоречия между двумя народами? (причем, положительный опыт из недавнего прошлого в наличии)…
Комментарии:
ххх
То, что случилось на Манежной площади 11 декабря - деятельность лидеров нац.группировок. Мое мнение таково: любые проявления национализма нужно любыми способами пресекать. Это препятствует толерантонсти людей друг к другу, глобализации общества и цивилизации в целом! Обиднее всего то, что на тот митинг приходили даже школьники 8-9 классов... Этот факт показывает, что мои ровесники (будущее страны) не понимают, что мы, во-первых, ЛЮДИ! У всех нас есть нос, рот, глаза, руки, ноги, и т.д... Внешне мы отличаемся только цветом кожи, не более! Человека нужно оценивать за его внутренний мир, за его поступки к людям, а не за принадлежность к той или иной нации! Это самая большая глупость нынешнего поколения!
xxx
Вообще-то народное возмущение вызвали именно поступки кавказцев, а не их внешний вид. Обрати внимание, Россия - многонациональная страна, но вот такие "теплые чувства" у русских вызывают не татары, чуваши, буряты, калмыки, а именно выходцы с Кавказа и, немного, Средней Азии. Интересно почему так?...»
xxx
Это очевидно, да. Другое дело, что это телодвижение фанатских и националистических группировок, я считаю, было кем-то проплачено…
http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-26769.html
Вот на такое интересное обсуждение я наткнулась, но я не поддерживаю точку зрения автора этой статьи.
В заключении я хочу поблагодарить организаторов телемоста за предоставленную возможность поучаствовать в столь интересном мне мероприятии. Благодаря этому у меня возник стимул к дальнейшей работе!
Погребняк Кристина, МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени, 10 класс
Хотелось бы отметить, что многие из нас не понимают разницу между толерантностью и терпением. Толерантность с латинского переводится, как терпимость, но ведь терпение и терпимость - разные вещи. Толерантность - это уважение, понимание, сопереживание, сочувствие, то есть терпимость. В наше время важно понимать разницу между этими понятиями. Человека не надо терпеть, надо относиться к нему толерантно.
Чернов Вячеслав, МАОУ СОШ №32 г. Тюмени, 10 класс
Через день после телемоста некоторые вещи позабылись, некоторые остались в памяти. Но многое я записал в блокнот. И это хорошая почва для мыслей. В принципе по тому, что записано в блокноте, можно исписать кипу страниц. Но я постараюсь выразить все, что думаю, кратко.
Тема нашей дискуссии выражалась в двух словах: «Россия - открытая система!». Как я понял, открытая система – это система со свободным обменом вещества и информации. В принципе мне доказали это, хотя все доказательства лежали на поверхности. То есть средства массовой информации имеют доступ если не во все, то во многие сферы жизни. И мы всегда получаем информацию о том или ином событии. Разве можно остановить это? Можно ли запретить людям сидеть в интернете? В любом случае мы открыты. В связи с этим у меня возник вопрос: стоит ли нам открываться дальше? Стоит ли открывать остальным то, что творится у нас в сфере экономики и военного дела? Конечно, все скажут, что эти сферы не прячут от посторонних глаз, но подумайте, выгодно ли раскрывать карты в середине партии. Ведь под открытой информацией прячется много закрытой. Информация, как айсберг: мы видим лишь одну десятую часть, а где остальные девять и как они выглядят? Никто не знает…
В общем, хочу сказать, что мы открытая страна. Но страна не обычная, у нас свой путь развития, по которому мы должны идти и не равняться на запад. Сталин это прекрасно понимал, поэтому в СССР было такое явление, как железный занавес. Он нужен был затем, чтоб отгородить народ от влияния запада. Вспомните, что стало после того, как его открыли.
Для России один совет: « Страна моя! Продолжай развиваться сама, не равняйся на запад. И будь в меру открытой»
Презентация школьников Санкт-Петербурга
Уважаемые педагоги! Предлагаем вам и вашим учащимся продолжить диалог по проблемам, затронутым на круглом столе «Россия как открытая система» на сайте ТОГИРРО. Ждем ваших писем по адресу: togirro-dar@mail.ru или togirro-press@mail.ru