«УЧИТЕЛЕЙ НАДО СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ»
После собрания на вопросы нашего корреспондента согласилась ответить председатель регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания» ректор Тюменского областного государственного института регионального развития образования О.В.Ройтблат. Ольга Владимировна, в каком настроении пребывает региональное отделение общероссийской организации«Всероссийское педагогическое собрание»?
Если судить по вчерашнему дню, когда идут государственные экзамены в школах и учителя заняты этим важнейшим мероприятием, а в зале, где заседал совет нашей с вами организации, был аншлаг, то настроение хорошее. В зале былине только педагоги, и это радует. Так что, мне кажется, наша педагогическая общественность проявляет максимальную заинтересованность в том, чтобы дела организации шли поступательно.
Если судить по вчерашнему дню, когда идут государственные экзамены в школах и учителя заняты этим важнейшим мероприятием, а в зале, где заседал совет нашей с вами организации, был аншлаг, то настроение хорошее. В зале былине только педагоги, и это радует. Так что, мне кажется, наша педагогическая общественность проявляет максимальную заинтересованность в том, чтобы дела организации шли поступательно.
С момента организационного собрания прошло несколько месяцев. Что изменилось? Мне показалось, что педагогическая общественность нашей области благожелательно приняла идею создания этой организации. Когда официально объявили о создании всероссийской организации, и мы поехали на этот съезд в ноябре прошлого года, то все те идеи, которые были обозначены Всероссийским педагогическим собранием и партией «Единая Россия», мы поддержали. Идея легла в уже «удобренную» почву Тюменской области.
Дело в том, что за год до создания этой организации мы создали ассоциацию учителей победителей областных конкурсов«Учитель года». Под эгидой этой организации уже было проведено немало творческих и профессионально полезных для учительского сообщества дел. Мы устраивали педагогические марафоны, к примеру. Так что идея Всероссийского педагогического собрания очень органично вписалась и пришлась как нельзя кстати, и наши учителя уже считают организацию своей.
Мы видим, что желание вступить в эту организацию продемонстрировали не только педагоги, но широкая общественность родители, меценаты, управляющие советы. Все воспринимают Собрание как своего рода переговорную площадку для ведения дискуссии с руководителями разных уровней, аппаратом управления на разные темы, начиная с вопросов модернизации… В хорошем смысле этого слова мы обо всем можем договориться, можем выступить с нужными педагогическому сообществу инициативами. Мне кажется, люди почувствовали, что это может быть именно так. Хотя, что скрывать, высказывались сомнения по поводу долговечности проекта.
И мы в Тюменской области решили: организация нужна, и мы сделаем все возможное, чтобы она оказалась чрезвычайно полезной. Мне верится, что нас поняли и, скорее всего, именно поэтому наши инициативы находят понимание в широких слоях нашей педагогической общественности.
Скажите, а как откликнулись рядовые учителя на эту инициативу сверху?
Почему сверху? В нашей области это все же было встречное движение. То есть до того, как«Единая Россия» вышла с инициативой создания ВПС, у нас уже много делалось в этом направлении. Мы объединили лучших учителей области. Что это дало? Мощный интеллектуальный импульс для всех. Состоялся обмен опытом.
Наши лучшие учителя были приняты не только в территориях области, но и за ее пределами. Они сами получали очень большое удовлетворение от такого общения. Так что на вопрос: сверху или снизу, я отвечаю: навстречу друг другу. Другое дело, как воспринимаются инициатива, выдвинутая коллегами из Санкт-Петербурга, «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении к пенсии учителям, имеющим почетное звание«Народный учитель u1056 РФ». И знаете, я сомневалась, что у нас такая идея будет поддержана, ведь в Тюменской области пока нет народных учителей. Оказалось, мы собрали почти десять тысяч подписей буквально за несколько дней.
Вы встречались уже с разными людьми, проявившими желание вступить в организацию. Как они объясняли свой интерес? Ради чего должно жить педагогическое собрание?
Тут много мотивов. В нашем регионе модернизация образования идет достаточно успешно, и Тюменская область является консультационной площадкой для коллег со всей страны. Что до остальных регионов, то там все несколько сложней. Это касается зарплаты, материальной базы и проч. проч. Им даже, наверное, еще в большей степени хочется, чтобы такое сообщество было и занималось обсуждением главных вопросов образования, с помощью которого можно было бы влиять на власть региональную и федеральную.
Ольга Владимировна, такой вот непростой вопрос: ваша кандидатура на пост председателя региональной организации это инициатива сверху или снизу?
Правда, непростой. Я думаю, не обошлось без согласования с руководством области. Для меня это дополнительная общественная нагрузка.
А мне почему-то показалось, что работать в должности директора ТОГИРРО вам стало скучновато и вы нашли себе другое увлечение. Это вам только показалось. А согласилась я на дополнительные хлопоты, прежде всего потому, что мне показалось, одно другое будет дополнять. То, что мы делаем в институте, востребовано учителями. И это органично будет перекликаться с тем, чем займется Всероссийское педагогическое собрание. Если институт, работая по плану, должен делать то-то и то-то, то педагогическое сообщество вправе замахнуться на большее и видеть шире. Я имею в виду привлечение к работе не только педагогов, но и широкий круг профессионалов из других отраслей, родителей и руководителей.
По тем документам, которые я посмотрела, мне показалось, что это будет профессиональное сообщество. Говорю я об этом потому, что пока главное, что прослеживается это проведение творческих конкурсов.
Да, это педагогическое сообщество. Мы беремся за проведение тех конкурсов, которых нет в нацпроекте, но которые так нужны школе. Но оценивать результаты этих конкурсов будут не только педагоги. Мы предполагаем ввести в экспертные советы людей других профессий, тех, кого называют общественностью.
Насколько сообщество должно быть адвокатом школе и судьей власти? Может быть, третейским судьей между школой и властью.
В данной ситуации так ставить вопрос нельзя. Если только мы решим, что кто-то должен стать судьей, а кто-то адвокатом, то у нас ничего не получится. Сейчас в нашем обиходе часто употребляется слово «партнерство». Я бы использовала другое сотрудничество. Совершенно не хочется, чтобы школа и родители стали бы адвокатом у школы. Не надо этого! Сегодня школа старается быть открытой к родителями общественности. И, если это так, то ее поддержит общественность. А если что-то не так, то прямой разговор уместен между школой и родителями.
Тогда я по-другому вас спрошу: вы говорите про переговорную площадку. Для чего? Чтобы выпустить пар?
Иногда и это не грех. Вы слышали, как на нашем совете выступал директор школы. Резко? Да. По существу? Конечно. Учителей надо слушать и слышать.
Я, может, не по теме вас спрошу, но все же, насколько были объективны в оценках члены жюри, выделяя фамилии учителей на получение 100 тысяч рублей в рамках нацпроекта?
Жюри было разносторонним. И их оценки мало расходись с полученным итоговым результатом. Значит, можно говорить об объективности. И то, что 108 человек получили такую серьезную материальную поддержку большое достижение. К этой цифре добавьте еще полсотни тех, кому дали грант от губернатора области. На девять тысяч триста учителей сразу столько отмеченных очень даже приличный результат. Плюс к этому вы вспомните и еще о тех, кто стал финалистом конкурса «Учитель года».
В прошлом году мы сумели увеличить премии и этим творческим людям. 20 человек в рамках этого конкурса получили по тридцать тысяч рублей. Но у нас есть еще и конкурс среди учителей начальных классов. Он тоже проходил в рамках нашего института. Мы специально обратили внимание на это учительское сословие, памятуя о том, что именно учителя начальных классов создают фундамент для последующей школьной жизни учеников. И не видеть этого, не отмечать их труд кощунство. Да и конкурс у нас прошел потрясающим образом. В его проведении активно участвовали общественные организации. Только они помогли нам с призами и премиями.
Мы будем и дальше поддерживать желание педагогов себя совершенствовать, а участие в конкурсе и есть результат работы над собой. Сейчас мы проводим хорошие семинары для учителей в летний период. И они с удовольствием откликаются.
Кстати, как вы уговорили спонсоров дать денег на премии и призы?
Знаете, долго уговаривать не пришлось. Мы только сказали о том, что есть идея.
И деньги сами нашлись.
Почти так.
Педагогическое собрание будет иметь свой гимн, герб, газету?
Средства массовой информации нужны. Дайте нам разобраться. Что касается гимна, то об это мне думали, а герб, точнее эмблема, у Всероссийской организации есть. Стоит только педагогам бросить клич о конкурсе, завалят эскизами.
Ольга Владимировна, о чем я вас не спросила?
Обо всем спросили.
Тогда спасибо за интервью
Ирена ГЕЦЕВИЧ
Университет и регион №23 (315) июнь 2007
Почему сверху? В нашей области это все же было встречное движение. То есть до того, как«Единая Россия» вышла с инициативой создания ВПС, у нас уже много делалось в этом направлении. Мы объединили лучших учителей области. Что это дало? Мощный интеллектуальный импульс для всех. Состоялся обмен опытом.
Наши лучшие учителя были приняты не только в территориях области, но и за ее пределами. Они сами получали очень большое удовлетворение от такого общения. Так что на вопрос: сверху или снизу, я отвечаю: навстречу друг другу. Другое дело, как воспринимаются инициатива, выдвинутая коллегами из Санкт-Петербурга, «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении к пенсии учителям, имеющим почетное звание«Народный учитель u1056 РФ». И знаете, я сомневалась, что у нас такая идея будет поддержана, ведь в Тюменской области пока нет народных учителей. Оказалось, мы собрали почти десять тысяч подписей буквально за несколько дней.
На совете вы сказали, что почти все учителя области поддержали идею создания организации. А это более девяти тысяч человек.
Я не говорю, что все, потому что пока слишком мало времени прошло.
Я не говорю, что все, потому что пока слишком мало времени прошло.
Вы встречались уже с разными людьми, проявившими желание вступить в организацию. Как они объясняли свой интерес? Ради чего должно жить педагогическое собрание?
Тут много мотивов. В нашем регионе модернизация образования идет достаточно успешно, и Тюменская область является консультационной площадкой для коллег со всей страны. Что до остальных регионов, то там все несколько сложней. Это касается зарплаты, материальной базы и проч. проч. Им даже, наверное, еще в большей степени хочется, чтобы такое сообщество было и занималось обсуждением главных вопросов образования, с помощью которого можно было бы влиять на власть региональную и федеральную.
Я знаю, что наши соседи в Свердловской области уже разработали эскизы награды, которую можно было бы вручать лучшим учителям страны. Свою инициативу они предложат для рассмотрения в Госдуму. Мне кажется, их в Москве поддержат. Я к чему об этом вспомнила? Это служит еще одним доказательством тому, что региональные отделения начали активно работать уже в рамках новой общественной организации.
Ольга Владимировна, такой вот непростой вопрос: ваша кандидатура на пост председателя региональной организации это инициатива сверху или снизу?
Правда, непростой. Я думаю, не обошлось без согласования с руководством области. Для меня это дополнительная общественная нагрузка.
А мне почему-то показалось, что работать в должности директора ТОГИРРО вам стало скучновато и вы нашли себе другое увлечение. Это вам только показалось. А согласилась я на дополнительные хлопоты, прежде всего потому, что мне показалось, одно другое будет дополнять. То, что мы делаем в институте, востребовано учителями. И это органично будет перекликаться с тем, чем займется Всероссийское педагогическое собрание. Если институт, работая по плану, должен делать то-то и то-то, то педагогическое сообщество вправе замахнуться на большее и видеть шире. Я имею в виду привлечение к работе не только педагогов, но и широкий круг профессионалов из других отраслей, родителей и руководителей.
По тем документам, которые я посмотрела, мне показалось, что это будет профессиональное сообщество. Говорю я об этом потому, что пока главное, что прослеживается это проведение творческих конкурсов.
Да, это педагогическое сообщество. Мы беремся за проведение тех конкурсов, которых нет в нацпроекте, но которые так нужны школе. Но оценивать результаты этих конкурсов будут не только педагоги. Мы предполагаем ввести в экспертные советы людей других профессий, тех, кого называют общественностью.
Насколько сообщество должно быть адвокатом школе и судьей власти? Может быть, третейским судьей между школой и властью.
В данной ситуации так ставить вопрос нельзя. Если только мы решим, что кто-то должен стать судьей, а кто-то адвокатом, то у нас ничего не получится. Сейчас в нашем обиходе часто употребляется слово «партнерство». Я бы использовала другое сотрудничество. Совершенно не хочется, чтобы школа и родители стали бы адвокатом у школы. Не надо этого! Сегодня школа старается быть открытой к родителями общественности. И, если это так, то ее поддержит общественность. А если что-то не так, то прямой разговор уместен между школой и родителями.
Тогда я по-другому вас спрошу: вы говорите про переговорную площадку. Для чего? Чтобы выпустить пар?
Иногда и это не грех. Вы слышали, как на нашем совете выступал директор школы. Резко? Да. По существу? Конечно. Учителей надо слушать и слышать.
Я, может, не по теме вас спрошу, но все же, насколько были объективны в оценках члены жюри, выделяя фамилии учителей на получение 100 тысяч рублей в рамках нацпроекта?
Жюри было разносторонним. И их оценки мало расходись с полученным итоговым результатом. Значит, можно говорить об объективности. И то, что 108 человек получили такую серьезную материальную поддержку большое достижение. К этой цифре добавьте еще полсотни тех, кому дали грант от губернатора области. На девять тысяч триста учителей сразу столько отмеченных очень даже приличный результат. Плюс к этому вы вспомните и еще о тех, кто стал финалистом конкурса «Учитель года».
В прошлом году мы сумели увеличить премии и этим творческим людям. 20 человек в рамках этого конкурса получили по тридцать тысяч рублей. Но у нас есть еще и конкурс среди учителей начальных классов. Он тоже проходил в рамках нашего института. Мы специально обратили внимание на это учительское сословие, памятуя о том, что именно учителя начальных классов создают фундамент для последующей школьной жизни учеников. И не видеть этого, не отмечать их труд кощунство. Да и конкурс у нас прошел потрясающим образом. В его проведении активно участвовали общественные организации. Только они помогли нам с призами и премиями.
Мы будем и дальше поддерживать желание педагогов себя совершенствовать, а участие в конкурсе и есть результат работы над собой. Сейчас мы проводим хорошие семинары для учителей в летний период. И они с удовольствием откликаются.
Кстати, как вы уговорили спонсоров дать денег на премии и призы?
Знаете, долго уговаривать не пришлось. Мы только сказали о том, что есть идея.
И деньги сами нашлись.
Почти так.
Педагогическое собрание будет иметь свой гимн, герб, газету?
Средства массовой информации нужны. Дайте нам разобраться. Что касается гимна, то об это мне думали, а герб, точнее эмблема, у Всероссийской организации есть. Стоит только педагогам бросить клич о конкурсе, завалят эскизами.
Ольга Владимировна, о чем я вас не спросила?
Обо всем спросили.
Тогда спасибо за интервью
Ирена ГЕЦЕВИЧ
Университет и регион №23 (315) июнь 2007