НАУЧИТЬ ДРУГОГО ТРУДНЕЕ, ЧЕМ НАУЧИТЬСЯ САМОМУ

Почти тысяча посланцев из 67 регионов страны прибыла в северную столицу на представительную встречу. Открывая ее, сопредседатель-координатор ВПС, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Валентина Иванова констатировала, что в последние годы положение дел в отечественном образовании стабилизировалось. Благодаря концентрации внимания и ресурсов государства в важнейшую социальную сферу созданы предпосылки для динамичного улучшения основных показателей развития отрасли. Так, расходы федеральной казны на развитие образования в 2005-2008 годах возрастут в два раза.

Движение вперед, продолжила Валентина Николаевна, требует консолидации сил. И Всероссийское педагогическое собрание как общественная организация, созданная в ноябре прошлого года, сегодня собрала под своими знаменами 121 тыс. человек. 70 тысяч россиян откликнулись на общественные акции, организованные ВПС. Среди них – конкурсы учеников, учителей и руководители школ. Например, «След Великой Победы в моей семье», «Первый спутник – космический прорыв России», «Лучший директор образовательного учреждения». Их победители во время второго съезда ВПС получили награды. Кроме того, педагогам торжественно вручены дипломы и грамоты Министерства образования и науки РФ, медаль Всероссийского педагогического собрания.

Импульс для развития

С первых дней своего рождения, подчеркнула Валентина Иванова, ВПС имела поддержку всероссийской политической партии «Единая Россия». По ее инициативе, по сути, педагогическое собрание и было создано. Председатель «Единой России» и спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов, приветствуя делегатов, выразил надежду, что съезд даст новый импульс развитию образования. 

Всем памятно то годы, когда учителя месяцами не видели зарплаты, а долги по ней росли как снежный ком, что являлось зримым, самым тяжелым диагнозом для общества, признаком того, что Россия находилась в глубочайшем кризисе. Те времена миновали. Конечно, продолжил лидер единороссов, не все проблемы в образовании решены, но многое изменилось и продолжает меняться к лучшему. Заработал приоритетный национальный проект «Образование», позволивший поощрять классных руководителей, лучших учителей и инновационные школы, закупать современное оборудование, школьные автобусы, строить новые учебные заведения, а в старых проводить капитальный ремонт.

Бюджетные ассигнования в образовательную отрасль России в одном только 2007 году возрастут до 277 млрд. рублей. Будет решаться проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования по их специальности. Сегодня таковых лишь одна треть, необходимо довести данный показатель до двух третей.

Для этого требуется решить несколько задач социального характера. В первую очередь, повысить заработную плату работникам образования. Она, заверил Борис Грызлов, будет расти опережающими темпами. На эти цели в 2008-2010 годах предусмотрено в федеральной казне 27 млрд. рублей. Существенно возрастет зарплата кандидатов и докторов наук. За ближайшие три года пенсии должны повыситься в два раза. По-прежнему будут расти и студенческие стипендии.  

Депутатами-единороссами предложены и приняты федеральные законы о Едином государственном экзамене и об общем среднем образовании. Ведется работа над проектами законов об изменении образовательного стандарта, образовательном кредите. В первом чтении принят законопроект об уровнях профессионального образования и мерах по интеграции образования и науки. Будущее России – в инновационных технологиях, подчеркнул Борис Грызлов. И высказал мысль о том, что ВПС даст возможность российскому учительству самому участвовать в законотворческом процессе, быть наглядным примером эффективной концентрации ресурсов. Из таких общественных объединений и складываются институты гражданского общества.

Долг власти и общества

Губернатор Санкт-Петербурга прежде всего обратила внимание на то, что наконец педагоги России, самая массовая категория населения нашей страны, в лице ВПС получили свою массовую общественную организацию, которой у учителей доселе не было. Валентина Матвиенко, также вспомнив о тех трудных временах, что пережиты учительством, заметила, что сегодня долг власти и социума – наверстать упущенное, не только поддержать педагогов, но и в корне изменить отношение к ним, отдавая отчет их важнейшей роли в обществе. Ведь научить другого, как говорили мудрецы, труднее, чем научиться самому. 

В своих позитивных переменах Санкт-Петербург многим другим российским регионам подает пример. В частности, начиная с 2004-го, год от года растут расходы питерского бюджета на сферу образования. В этом году они составили 40 млрд. рублей, а в будущем возрастут на 7 миллиардов. Это позволяет прежде всего держать на высоком уровне среднюю заработную плату учителей. Так, если в 2003-м она равнялась почти 5 тыс. рублей, то на начало нынешнего года с учетом губернаторской надбавки составляла уже свыше 13 тысяч.

Санкт-Петербург одним из первых в стране перешел на отраслевую систему оплаты труда в образовании, при которой учитывается стаж, опыт и образовательный ценз педагогов. Это сделано, подчеркнула Валентина Матвиенко, прежде всего для того, чтобы учитель  был независим от политических пристрастий того или иного руководителя региона.    

Как известно, Питер входит в тройку пилотных регионов по продвижению модернизации российского образования. Поэтому здесь, как в Москве и Тюменской области, внедрено нормативное финансирование. В то время как мы, заметила губернатор Санкт-Петербурга, доверяем директорам учебных заведений огромное количество детей, доверить финансы почему-то опасаемся, что неправильно.  

Правительство Питера упростило процедуру госзаказа, чтобы лидер образовательного учреждения не бегал за разрешением «свыше» купить ту же скрепку. В целом решается существующая проблема «забюрократизированности» школы. Много сделано по усовершенствованию материальной базы общих средних, наполнению их современных оборудованием, вплоть до цифровых лабораторий. В Санкт-Петербурге разработана и внедряется новая модель переподготовки педагогических кадров взамен, как выразилась Валентина Матвиенко, пронафталиненных структур повышения квалификации учителей.  

Квартира для учителя

На зависть учительству других субъектов Федерации в северной столице успешно решается самый болезненный вопрос -- квартирный. Принята и действует целая жилищная программа для бюджетников. Благодаря ей только в нынешнем году 157 учительских семей получили ключи от новых квартир. До конца 2011 года все нуждающиеся работники сферы образования улучшат свои жилищные условия.

Вадим Тюльпанов, секретарь регионального политсовета «Единой России», председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, дополнил эту информацию некоторыми деталями. Например, о принятом в регионе законе об ипотеке для врачей и педагогов. Он предусматривает приобретение жилья за 80 процентов его себестоимости под ноль процентов кредита с рассрочкой выплаты на десять лет. На таких условиях питерский  учитель уже сегодня может вселиться в новую квартиру.

Дворец царей – дворец детей

После пленарного заседания делегатов съезда принимали различные образовательные учреждения Санкт-Петербурга. В том числе уникальные. В частности, городской Дворец творчества юных, или Аничков дворец, созданный 70 лет назад. Его генеральный директор Владимир Киселев заметил, что в жизни все обстоит проблематичнее, чем это выглядит со сцены. Например, после того, как работу учебных заведений Питера стали оценивать в том числе и по объему оказываемых ими «допуслуг», директора школ «как с ума сошли». После уроков в обязательном порядке нагружают ребятишек  дополнительными занятиями, и ученики в школьных стенах вынуждены находиться с утра и до четырех часов дня. Не подтверждает ли это известную истину о нашем умении любую хорошую идею доводить до абсурда?

Хотя свои интересы юные питерцы могли бы удовлетворить вне учебных заведений, например, в том же Аничковом дворце. Эти прекрасные исторические апартаменты, где когда-то собирались на балы царственные особы, первые красавицы, в том числе Наталья Гончарова вместе со своим знаменитым мужем и поэтом России, где состоялся последний утренник для царских отпрысков, в 1937-м были отданы детям нового времени. Тогдашний дворец пионеров обогрел маленьких ленинградцев в самое трудное для страны время. В 1942 году здесь открылась детская площадка, а вскоре возобновили свою работу кружки.

Символично: дворец для царей стал дворцом для детей. Они, повзрослев, став личностями – космонавтами, актерами, шахматистами, другими спортсменами, политическими деятелями, просто порядочными людьми, прославили Россию.

Два риска

За неполный год своего существования ВПС собрание  разработано несколько проектов федеральных законов, направленных на поддержку образования и педагогов, начат выпуск собственной газеты «Вестник Всероссийского педагогического собрания», проведен широкий опрос родителей и учителей и руководителей школ по проблемам реформирования образования.

Собрано 75 тысяч анкет, из которых 35 тысяч обработано. О результатах соцопроса доложил проректор Московского городского педагогического университета Сергей Атанасян. Главный вывод: подавляющее большинство родителей удовлетворено работой школы, не доверяют педагогам лишь 8 процентов пап и мам. Оценивая, как учебные заведения соблюдают режим питания и отдыха учащихся, интервьюируемые учителя оказались откровеннее родителей школьников. Видимо, потому, что знают ситуацию лучше, наблюдают за ней изнутри. (Более подробную информацию можно найти на сайте http://pedagogsobs.ru/).

Впрочем и другие социологические исследования, крупномасштабнее и репрезентативнее, сказал заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, подтверждают высокое доверие родительской общественности к школе, к системе образования в целом.  Правда, довольствование этим таит в себе два риска. Во-первых, можно посчитать, что те механизмы, которые дают положительный эффект у соседа, быть с тем же успехом будут применены и у вас. И, во-вторых, уверовать, что все хорошо, и остановиться в пути...

Не корысти ради

В резолюции, за которую проголосовали делегаты второго съезда педагогов, делается акцент на то, что Всероссийское собрание занимает принципиальную позицию по защите статуса работников образования. В частности, ВПС предприняло меры по защите директора сельской школы Пермского края Александра Помосова от необоснованных обвинений в использовании контрафактной продукции. Педагог поднялся на трибуну со словами благодарности за поддержку, которая помогла ему в суде доказать свою правду.

Затем сопредседатель-координатор ВПС Валентина Иванова выразила четкую и однозначную поддержку Всероссийским педагогическим собранием 14 директоров школ Самары, в августе 2007 года незаконно уволенных местной властью. Еще два руководителя самарских учебных заведений расторгли трудовой договор по собственному желанию. В знак протеста.

Фактической виной отстраненных от исполнения своих обязанностей руководителей учебных заведений Самары стали их планы участвовать в проекте ВПП «Единая Россия» «Достойные граждане великой страны». Глава администрации города, являющийся членом партии «Справедливая Россия», посчитал это, как явствует из обращения ВПС к учителям России, «достаточной причиной для организации массовой травли лучших директоров школ Самары, внесших весомый вклад в региональную систему образования».

Валентина Иванова подчеркнула, что Всероссийское педагогическое собрание не преследует коммерческих целей и не оказывает на кого-либо политического давления. В резолюции второго съезда записано: делегаты ВПС признают, что их деятельность «должна быть направлена на реализацию стратегической цели по формированию Всероссийского педагогического собрания как ядра гражданского общества в образовании, одной из форм государственно-общественного управления этой сферой.  

Неслучайно все без исключения выступавшие с речью руководители региональных отделений ВПС, например, Московской, Оренбургской, Тюменской и других областей, докладывая о впечатляющих делах своих организаций, не сговариваясь, подтверждали, что новый общественный союз прежде всего необходим самим педагогам. Ведь в одиночку не отроешь и кочку, а артельно в пору сдвинуть и гору…   

Елена ЕЛКИНА