АНАЛИЗ О СОСТОЯНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

в ОУ по результатам конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 2006 года.


На рассмотрение жюри секции «математика» конференции «Шаг в будущее - 2006» было представлено 6 исследовательских работ учащихся (г. Тюмень – 2; г. Ишим – 1; Голышмановский р-н – 1; Тюменский р-н – 1; Юргинский р-н - 1), которые были выполнены на достаточно высоком уровне и в соответствии с требованиями к оформлению. Хотелось бы отметить, что в 2006 г. повысилась активность участников из сельских школ, а также уровень их работ.

По итогам работы секции «Математика» призовые места были распределены следующим образом:

I место – Севастьянов А. С., 11 класс, МОУ лицей ТюмГНГУ г. Тюмени, «Использование графических методов начертательной геометрии для решения стереометрических задач»;
II место – Сафин А. Ф., Конокова А. А., Смирнова А. Ю., 11 класс, МОУ Ражевская СОШ Голышмановского р-на, «Элементы психологии в математике»;
III место – Коровина В. А., 11 класс, МОУ Юргинская СОШ Юргинского р-на, «Решение симметрических уравнений 6-й, 7-й, 8-й и 9-й степеней». 

В 2006 г. на конференции были представлены работы по различным разделам математики: по алгебре и математическому анализу, по геометрии, теории чисел и работы прикладного характера. Это объясняется тем, что учащиеся пришли к выбору темы исследования, руководствуясь в первую очередь собственным интересом и осознанием реальной возможности осуществления исследования в данном направлении для получения некоторого нового результата.

Особенно хотелось бы отметить качество мультимедийных презентаций сопровождающих доклады участников и разнообразие подходов к исследованию. Так для доказательства своей гипотезы Севастьянов А. С., учащийся 11 класса, МОУ лицея ТюмГНГУ г. Тюмени создал цикл собственных задач и провел эксперимент в группе своих одноклассников для сравнения эффективности выбранного им метода решения стереометрических задач, предварительно обучив их. Филлипи А. В., учащийся МОУ СОШ №17 г. Тюмени в качестве результата своего исследования создал собственную программу, вычисляющую площадь любого заданного правильного многоугольника. Коровина В. А., учащаяся 11 класса, МОУ Юргинской СОШ Юргинского р-на предложила свои методы и способы решения симметрических уравнений 6-й, 7-й, 8-й и 9-й степеней, а также привела классификацию методов их решения.

Также хотелось бы отметить профессионализм и активное участие со своими учащимися в конкурсе в течение нескольких лет Белозерова В. И. учителя математики МОУ Юргинской СОШ Юргинского р-на.

Однако при подведении итогов работы секции «Математика» жюри были отмечены следующие недочеты в исследовательской работе школьников этого года:
1.     нечеткость в описании собственных рассуждений, выводов, практических этапов и экспериментов, отсутствие ссылок на авторов в тексте;
2.     небольшой охват литературы по теме исследования;
3.     отклонение от математической составляющей исследования (например, к нумерологии).
Следовательно, учителям математики - научным руководителям следует уделять данным вопросам особое внимание, а также использовать в своей работе по организации исследовательской деятельности учащихся следующиерекомендации:чителям математики - ледовательской деятельности учащихся ие со своими учащимися в конкурсе в течении нескольких лет Белозерова

1.     Приобщать учащихся к осуществлению исследовательской деятельности начиная с 5 класса, так как исследование является более продуманным и осознанным после нескольких лет работы.

Примерные темы исследования за курс основной школы:
5, 6  классы

·        Сборник старинных задач.
·        Пропорция.
·        Математические кроссворды.
·        Математика в профессиях моей семьи.
·        Как считать быстро и правильно?
·        Занимательные задачки и ребусы.
·        Удивительный мир чисел.
·        Старинные единицы меры России.
·        Путешествия и приключения на тропинках математики.
·        Математика в стихах.
·        Как люди научились считать.
·        Геометрия вокруг нас.
·        Геометрические фигуры в мозаике и паркете.
·        Что такое проценты?

7 класс

·        Системы счисления.
·        Магические квадраты.
·        Задачи на вычисление длины, площади и объема.
·        В мире симметрии.
·        Рисуем по координатам.
·        Геометрические головоломки.

8 класс

  • Мифы о числах.
  • История математики: старинные задачи.
  • Античная математика.
  • Загадки пирамиды.
  • Модуль и графики.
  • В мире иллюзий.
  • Математические графы.
  • Развитие математики.
  • Пифагор и его теорема.
  • Пифагореизм.
  • Геометрия вокруг нас.
  • Виет и его теорема.
  • Теория вероятностей.
  • Комбинаторика.

9 класс

·        Иррациональные уравнения.
·        Задачи в мире хаоса.
·        Математическая логика.
·        Развитие математики до нашей эры.
·        Решение задач с помощью одного циркуля.
·        Задачи с параметрами.
·        Уравнения и неравенства с параметрами.
·        Векторы.
·        Виды кривых и их свойства.
·        Нестандартные задачи по геометрии.
·        Правильные многогранники.
·        Преобразование фигур.
·        Пропорции в архитектуре.
·        Средние линии четырехугольника.
·        Виды многогранников.
·        Геометрия в искусстве.
·        Геометрические построения на плоскости.
·        Замечательные точки треугольника.
·        Замечательные кривые: гипербола, эллипс, парабола.
·        Графы и их применение при решении задач.
·        Лабиринты.
·        Основы комбинаторики.
·        Теоремы Менелая и Чевы.
·        Лобачевский и поэзия.
·        С. В. Ковалевская.
·        Женщины – математики.
·        Великие математики России. 

2.     В выборе направления исследования можно руководствоваться следующими:
·        применение математических методов к решению прикладных задач;
·        применение метода математического моделирования в изучении реального мира;
·        оптимизационные задачи в различных отраслях производства;
·        математический аппарат для решения экономических задач;
·        процессы показательного роста и выравнивания в физике, химии, биологии;
·        математическое моделирование случайно протекающих процессов и их изменение;
·        линейное программирование в решении задач экономики, оптимального распределения и использования ограниченных ресурсов;
·        комплексные числа и их применение;
·        приложения теории графов;
·        дифференциальные уравнения и решение основных задач в различных отраслях знаний;
·        сферическая геометрия и ее применение в различных сферах человеческой деятельности.

3.     Наиболее подходящие темы исследования по математике для участия в районных, городских и областных конкурсах учащихся старшей школы:
·        Применение комплексных чисел к решению задач.
·        Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием.
·        Моделирование комплекснозначных функций на компьютере.
·        Фрактальные преобразования плоскости.
·        Математическое моделирование.
·        Сравнение геометрии Евклида и геометрии Лобачевского.
·        Развитие логического мышления в задачах по геометрии.
·        Алгебраические методы в геометрии.
·        Методы решения задач по алгебре (справочник).
·        Решение уравнений высших степеней. Метод Горнера.
·        Учение о функциях.
·        Поиск угла в геометрических задачах.
·        Важнейшие кривые.
·        Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств.
·        Тригонометрия: решение задач с параметрами.
·        Метод перебора.
·        Диофантовы уравнения.
·        Применение интеграла в естествознании.
·        Успехи и парадоксы метода математической индукции.
·        Математическое образование в Тюмени начала XVIII и XX веков.
·        Аксиоматика геометрии.
·        Призма и пирамида.
·        Комбинации многогранников и тел вращения.
·        Метод комплексных чисел в планиметрии.
·        Геометрические места в пространстве и задачи на построение.
·        Метод площадей при решении задач.
·        Модели геометрии Лобачевского.