ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С УЧАЩИМИСЯ, СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ПО ПРЕДМЕТУ

Основные направления работы учителя математики с учащимися, слабоуспевающими по предмету и испытывающими трудности в его изучении.
 

Последние несколько лет учителя математики основной и старшей школы очень часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности или даже полного отсутствия у учащихся вычислительной культуры, что немыслимо при изучении данного предмета. Усвоение геометрического материала у большинства учащихся проходит формально, для оценки, мотивация к изучению предмета перекрывается апатией из-за постоянного непонимания, решение любой геометрической задачи кажется невозможным еще до прочтения ее условия. В целом количество слабоуспевающих учащихся по математике, алгебре и геометрии увеличивается, что связано с различными факторами.

Для учебного предмета «математика» по проблеме учащегося, слабоуспевающего по предмету, можно выделить три основных причины этого явления:

  • 1) учащийся испытывает затруднения в изучении предмета в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей (проблемы памяти, особенности восприятия и мышления и т. п.);
  • 2) учащийся испытывает негативные эмоции при изучении данного предмета, что может быть связано с отсутствием мотивации к учению вообще, нежеланием преодолевать трудности, отсутствием интереса именного к этому предмету через непонимание целей и смысла его изучения;
  • 3) учащийся чувствует себя некомфортно на уроке математики, так как имеет значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно.

Основой математического образования являются арифметические навыки, составляющие вычислительную культуру, как каждого учащегося, так и любого взрослого человека. Сокращение часов на изучение математики в начальной школе стало одной из причин частичного или полного незнания многими учащимися при переходе в 5 класс таблицы умножения. Данная проблема может быть решена только, если учитель своевременно и быстро заметит ее наличие у учащегося, выяснит причину отсутствия данных знаний (таблица умножения не выучена своевременно; учащемуся трудно ее запомнить; учащийся не понимает связи между таблицей умножения и арифметическими действиями: сложением, вычитанием, делением), а также к процессу восполнения данного пробела привлечет в помощь и родителей, иначе учащийся с первых дней обучения в основной школе обречен на неуспешность в изучении данного предмета.

Одной из проблем в восприятии учебного материала разделов математики мы видим в «формальности» самого предмета, в котором даже практические задания являются лишь моделями, напоминающими реальную действительность. Зачастую детям не понятно, зачем запоминать огромное количество специальных формул и учиться решать задачи, которые, по их мнению, в жизни им совсем не пригодятся. Решить данную проблему учителю лучше с первых дней занятий с новым классным коллективом, провести беседу с учащимися о целях образовательной области «математика», затем в процессе изучения нового материала по возможности стараться как можно больше приводить примеров применения изучаемого в реальной жизни, вводить больше задач с практическим содержанием. То есть основная задача учителя математики в этом вопросе - объяснить и доказать учащимся необходимость изучения предмета, сформировать у них представление о математике как форме описания и методе познания действительности, о математике как универсальном языке науки и техники и средстве моделирования явлений и процессов.

Также хотелось бы обратить внимание на преемственность в изучении учебного материала по математике и проблему обязательного восполнения пробелов в знаниях. Комплексность содержания разделов математики не позволяет учащемуся быть успешным, пропустив рассмотрение ряда тем. При этом учителю необходимо постоянно держать на контроле данный вопрос по каждому учащемуся, особенно это касается слабоуспевающих по предмету. Данное направление работы вызывает у учителя наибольшее затруднение, так как не ограничивается только пробелами в знаниях по причине болезни ребенка. Находясь на уроке учащийся может вовремя не включиться в работу, пропустив при этом основной учебный материал, или просто не понять его. Причем в данном случае, редко какой учащийся признается в этом и своевременно обратится за помощью к учителю. Зачастую уже по негативным результатам контрольной работы по теме учащийся объясняет произошедшее учителю и родителям тем, что он просто не понял учебный материал. В связи с чем, необходимо осуществлять контроль за усвоением на каждом уроке в той или иной форме: при собеседовании; при постановке проблемы; во время проведения математического диктанта, устного счета, проверочной работы, самостоятельной работы, практической работы; при выполнении творческого домашнего задания и т. д.

Очень важную роль в начале обучения математике нового классного коллектива играет сбор информации о предыдущих успехах этих учащихся и входящая проверочная работа с целью диагностики остаточных знаний, так как нерасторопность в этом вопросе повлечет в последствии более серьезные проблемы в изучении предмета, особенно в условиях нехватки времени на восполнение пробелов в знаниях или повторного объяснения уже пройденного материала.

Последнее время учителю математики приходится сталкиваться с полным отсутствием мотивации к изучению предмета и пассивным поведением на уроке у некоторых учащихся, что зачастую связано с присвоением кем-либо или самоприсвоением им таких ярлыков как: «глупый»; «безнадежный по математике»; «не разбирающийся в предмете»; «неспособный»; «не соображающий по математике» и т. п. Главное в данной ситуации в процессе общения показать ученику, что это не так, и объяснить, как можно преодолеть трудности, возникающие при изучении предмета, или составить совместно с ним план работы по устранению основных затруднений.

Также учителю математики, приглашая слабоуспевающих учащихся на дополнительные занятия, необходимо учитывать причины неуспешности в предмете каждого из этих учащихся. Залогом результативности таких занятий при объяснении и контроле учителя все-таки является самостоятельная работа учащихся, выполнение специальных небольших по объему закрепляющих домашних заданий и, естественно, введение в курс проводимой дополнительной работы родителей учащихся.

На данный момент основной проблемой учителя математики является подготовка слабоуспевающих учащихся к ЕГЭ. Данное направление подразумевает работу с группой неуспевающих, иначе учителю будет очень трудно дифференцировать подготовку к решению задач различных уровней, если на дополнительных занятиях одновременно будет присутствовать весь класс. При подготовке к ЕГЭ по математике учащихся, затрудняющихся в изучении предмета, необходимо уделять особое внимание:

  • восполнению пробелов базовых знаний;
  • формированию индивидуального справочника учащегося;
  • запоминанию основного перечня формул;
  • отработке основных типов заданий по разделам и темам;
  • отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;
  • рассмотрению комплексных заданий;
  • отработка навыков анализа и интерпретации условия задачи;
  • отработка навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;
  • достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.

Проблема неуспешности учащихся по геометрии в последнее время стоит наиболее остро, в связи с сокращением недельных часов на изучение данного предмета. При 2-х и 1-м часе геометрии в неделю учитель при подаче нового материала на уроке всегда стоит перед выбором: или ему рассмотреть теорему с доказательством, но тогда он не успеет уделить внимание даже самым элементарным задачам; или он вынужден доказательство теоремы оставлять на домашнее изучение (чего в принципе делать нельзя), а показывает, как применять формулировки теорем, признаков или свойств при решении задач. Естественно, в такой ситуации любой учащийся растеряется, у него возникнут затруднения как при доказательствах теорем, лемм, положений и т. п., так и при решении даже самых простых задач, а через постоянные затруднения, как правило, приходят «нелюбовь» к предмету и отсутствие мотивации в его изучении.

Специфика предмета «геометрия» в том, что без знания определений, формул и формулировок невозможно решение предметных задач. В связи с чем, необходимо уделять внимание восполнению пробелов в знаниях по геометрии у учащихся слабоуспевающих по предмету, отрабатывая при этом именно применение знаний при решении элементарных базовых задач (подстановка числовых данных в формулу, применение геометрических понятий, простейшие доказательства).

Многие моменты на уроке математики могут повлиять на восприятие учащимся учебного материала или на перекрытие восприятия. Так, например, произнося слова и предложения учитель математики должен убедиться, что все учащиеся понимают их значения, зачастую мы не стремимся расшифровывать условия заданий, считая, что здесь и так все ясно. Но нельзя забывать, что это педагогу с высшим предметным образованием все понятно, а учащийся при смене привычной ему формулировки новой может не сориентироваться и пропустить важный момент урока. Например, в учебной литературе задания одинаковые по смыслу выполнения могут быть сформулированы по разному, например, «вычислить» и «найти значение выражения».

А также, работая по проблеме неуспешности учащихся в образовательной области «математика» необходимо, прежде всего, учитывать психофизические и интеллектуальные особенности учащихся. Личность учащегося может обладать различными качествами, влияющими на их обучаемость и социализацию, такими как: уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, увлекаемость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость. И к тому же учителю математики в связи со спецификой предмета нужно обязательно принимать во внимание проблемы здоровья каждого учащегося, выстраивая с ними индивидуальные планы обучения.

Лаврова-Кривенко Я. В., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО