АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
В 2005-2006 учебном году на секции «География» конференции «Шаг в будущее» было представлено 18 работ учащихся. Среди них, 8 исследовательских работ из городских школ, 10 - из районных. Тюменские школы предложили 5 работ.
Призерами конференции стали следующие исследовательские работы:
1 место: «Состояние и перспективы развития Федерального государственного унитарного предприятия ТГСА «Учхоз» Чекмаревой Анны из СОШ № 18 г. Тюмени (рук. Ядрышникова В. Г.);
2 место: «Проблемы транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени и пути их решения» Башлиева Борислава из СОШ № 10 г. Тюмени (рук. Жукова Н. И.);
3 место: «Современные способы картопостроения. Подготовка электронного учебного пособия для уроков географии Тюменской области» Деменко Анны, Никифоровой Марии, Будяк Дарьи из СОШ № 88 г. Тюмени (рук. Прозорова Г. В.).
Отмечены грамотами за краеведческую направленность следующие исследования: «Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны» Рахматуллиной Н., Зариповой Ю., Рамзанова В., Ибуковой И., Зарипова Р. из Тукузской СОШ Вагайского района (рук. Муратов М. И.); «Влияние природных факторов и хозяйственной деятельности человека на лесной фонд Викуловского района» Силиверстовой Екатерины из АГ ТГУ (рук. Семяник Н. К.).
Среди предлагаемых работ стабильно много по социально-экономической географии. В 2000 г. их было 50%, в 2001 г. – 26,6%, в 2002 г. – 50 %, в 2003 г. – 38, 4 %, в 2004 г. 72,7 %, в 2005 г. – 54, 5 %, в 2006 – 62%. Ежегодно поступают исследования демографической направленности. Чаще стали появляться исследования по географии транспорта, по миграции населения. Периодически исследуются проблемы по географии промышленности, географии сельского хозяйства, социальной географии. Чаще появляются новые направления исследования, например по географии туризма.
В 2006 г., по сравнению с другими годами, появилось больше исследований по физической географии (38 %), в частности по геологии, картографии, ландшафтоведению, метеорологии, природопользованию, охране окружающей среды. Этот факт особенно радует, поскольку работы данного направления поступают не каждый год, например их не было в 2000, 2002, 2004 годы. В 2001 г. их количество составило 13,3 %; в 2003 г. – 23, 7 %; в 2005 – 27 %. Кроме того, впервые на секции появилась работа по созданию электронного учебника по географии Тюменской области.
Основное внимание членами жюри уделялось методике проведения исследования, оформлению полученных результатов, их обсуждению, выводам и их практическому применению, описанию методологических параметров, структурированию работы.
Среди критериев были следующие:
· Использование знаний внешкольной (вузовской) программы;
· Научное и практическое значение результатов работы;
· Новизна работы;
· Достоверность результатов работы;
· Использование известных результатов и научных фактов в работе;
· Знакомство с современным состоянием проблемы;
· Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой;
· Цель работы;
· Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
· Структура работы (имеется введение, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы).
Работы победителей в большей степени соответствовали перечисленным критериям.
В исследовательской работе победительницы Чекмаревой Анны «Состояние и перспективы развития Федерального государственного предприятия «Учебно-опытное хозяйство Тюменской государственной сельскохозяйственной академии» автор подробно анализирует финансовое состояние и перспективы развития Федерального государственного предприятия «Учебно-опытное хозяйство Тюменской государственной сельскохозяйственной академии». А также проводит социологический опрос среди студентов ТГСХА о необходимости освоения новых технологий и техники на предприятии, вносит предложения.
Целью работы явилось выявление перспектив развития учебно-опытного хозяйства на основе изучения специальных литературных источников, социологического опроса, краеведческих источников и отчетных материалов учебно-опытного хозяйства. Для достижения цели автор дает общую характеристику хозяйству, характеризует природно-климатические условия, экономический потенциал, а также основные и вспомогательные отрасли производства.
В заключении автор предлагает продолжить внедрение новых современных технологий в организацию бухгалтерского учета на предприятии, в предприятиях по животноводству и растениеводству, а также провести маркетинговые исследования и осуществить усиление внутреннего контроля по всем видам учета.
В приложение включены таблицы, отражающие финансовое состояние предприятия, диаграммы, показывающие уровень рентабельности в растениеводстве и животноводстве, анкеты для социологического опроса.
Работа Башлиева Борислава «Проблемы транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени и пути их решения», занявшая 2 место посвящена проблемам формирования транспортной системы II микрорайона г. Тюмени. Автор предлагает проект нового участка автомобильной дороги для обеспечения удобного и безопасного движения в микрорайоне. Цель данной работы: определить взаимосвязь между особенностями транспортной системы II микрорайона и проблемами транспортной развязки.
В основной части исследования рассмотрена роль транспорта в современном мире, дана характеристика автомобильного транспорта г. Тюмени, описаны современное состояние транспортной сети города, негативные аспекты автомобильного транспорта, а также особенности транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени.
Исследовательская работа Деменко Анны, Никифоровой Марии, Будяк Дарьи «Современные способы картопостроения. Подготовка электронного учебного пособия для уроков географии Тюменской области», занявшая 3 место, посвящена созданию пособия для уроков физической географии Тюменской области. Для работы с географической информацией авторы использовали геоинформационную систему ArcGIS.
Целью работы авторы определили изучение основ теории и практики электронного картопостроения, возможностей использования его в образовательном процессе в школе, а также создание учебного пособия для уроков физической географии Тюменской области. Чтобы достичь цели авторы выполнили следующие задачи: проанализировали необходимую литературу по теме исследования, изучили традиционные и освоили современные способы картопостроения, создали комплект электронных карт по выбранной теме, а также учебное пособие на основе материала учебника «География Тюменской области» с использованием электронных карт.
В заключении ученицы предлагают использовать созданное электронное пособие на уроках физической географии. Кроме того, собираются продолжить работу над пособием, усложнить его путем увеличения объема информации по имеющимся разделам.
Исследовательская работа лауреатов Рахматуллиной Н., Зариповой Ю., Рамзанова В., Ибуковой И., Зарипова Р. «Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны», посвящена миграционным потокам мобилизованного населения Вагайского района по театрам боевых действий Великой Отечественной войны. Учащиеся исследовали траектории направлений миграционных потоков в разрезе военных кампаний Великой Отечественной войны. Целью работы явилось изучение и реконструкция цепи пространственного перемещения мобилизованного населения из Вагайского района, определение его количественных характеристик. Для достижения цели авторы собирали информацию из архивных источников Вагайского района, беседовали и анализировали личные архивы ветеранов Великой Отечественной войны.
В заключении сформулированы выводы об основных направлениях миграционных потоков мобилизованного населения: в военные лагеря для боевой подготовки; в европейскую часть СССР; в страны Зарубежной Европы для участия в боевых действиях.
В работе лауреата Силиверстовой Екатерины «Влияние природных факторов и хозяйственной деятельности человека на лесной фонд Викуловского района» автор подробно анализирует изменение структуры лесного фонда Викуловского района, а также исследует лесной фонд по определенным участкам квартала, на котором могут проводиться лесохозяйственные работы. В процессе работы, автор изучил изменение структуры лесного фонда Викуловского района, влияние на него природных (естественных) факторов и деятельности человека, а также проанализировал квартальные отчеты по работе лесхозов Викуловского района, и предположил, что на сокращение площадей лесов главным образом влияет антропогенный фактор. Все это подкреплено таблицами, схемами, диаграммами, в которых даются сведения о лесном фонде, о динамике фактического объема рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных древостоях, о динамике возгораний на территории района, о площади очагов вредителей и болезней на территории района.
В заключении автором сделан вывод, что на лесной фонд Викуловского района в большей степени влияют не антропогенные факторы, а естественные условия.
Подводя итоги, члены жюри секции «География» отметили ряд недочетов в исследовательских работах школьников этого и предыдущих годов. Как и в прошлые годы, многие работы носят описательный характер, а не исследовательский. В основном они опираются на фондовые материалы или переписаны дословно (без ссылок) и географической интерпретации текста. В некоторых работах нет ссылок на методику исследования, которой пользовались ученики. В основном, авторы пользовались традиционными методами исследования. По критерию «новизна работы», как правило, самые низкие баллы, поскольку тематика работ из года в год не меняется, например работы демографической направленности. Кроме того, многие участники не знают специальных терминов и формул по этой теме.
К сожалению, как и в прошлые годы в работах есть стилистические, орфографические ошибки (даже в оформлении), поэтому вклада учителя в работу ученика не видно. Кроме того, во многих работах отсутствуют ссылки на используемые источники. Выводы исследования написаны не у всех и его практическое применение в большинстве работ не описывается. Большую часть исследований можно использовать главным образом в учебном процессе.
Желательно увидеть на следующих конференциях работы с такой тематикой: «Анализ геоэкологического состояния природных комплексов района», «Геоэкологические факторы, влияющие на здоровье населения поселка», «Динамика изменения функционирования ландшафта района», «Антропогенные изменения ландшафта района», «Новые направления в структуре экономики», а также работы метеорологической, гидрологической, фенологической, геологической направленности.
Тем не менее, с каждым годом работы выполняются лучше. Положительным является то, что ученики стали использовать только свежие статистические данные, больше использовать литературных источников и правильно описывать их библиографические данные. Во многих исследованиях описаны методологические параметры: цель, задачи, гипотеза, предмет, объект, а также методы исследования. Почти все работы включают содержательные приложения.
Хочется отметить преподавателей, которые ежегодно помогают ученикам качественно проводить исследовательские работы: Ядрышникова В.Г, СОШ № 18 г. Тюмени; Валова В. Д., СОШ № 1 г. Ялуторовска; Жукова Н. И., СОШ № 10 г. Тюмени; Лаптева Л. В., Уватская СОШ; Кайгородова Н. А., Морткинская СОШ Кондинского района.
Позитивное влияние на улучшение исследовательской работы учащихся оказывают курсы по исследовательской деятельности, проводимые на базе ТОГИРРО.
Доцент ТОГИРРО, к.п.н. Каткова О. А.
Призерами конференции стали следующие исследовательские работы:
1 место: «Состояние и перспективы развития Федерального государственного унитарного предприятия ТГСА «Учхоз» Чекмаревой Анны из СОШ № 18 г. Тюмени (рук. Ядрышникова В. Г.);
2 место: «Проблемы транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени и пути их решения» Башлиева Борислава из СОШ № 10 г. Тюмени (рук. Жукова Н. И.);
3 место: «Современные способы картопостроения. Подготовка электронного учебного пособия для уроков географии Тюменской области» Деменко Анны, Никифоровой Марии, Будяк Дарьи из СОШ № 88 г. Тюмени (рук. Прозорова Г. В.).
Отмечены грамотами за краеведческую направленность следующие исследования: «Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны» Рахматуллиной Н., Зариповой Ю., Рамзанова В., Ибуковой И., Зарипова Р. из Тукузской СОШ Вагайского района (рук. Муратов М. И.); «Влияние природных факторов и хозяйственной деятельности человека на лесной фонд Викуловского района» Силиверстовой Екатерины из АГ ТГУ (рук. Семяник Н. К.).
Среди предлагаемых работ стабильно много по социально-экономической географии. В 2000 г. их было 50%, в 2001 г. – 26,6%, в 2002 г. – 50 %, в 2003 г. – 38, 4 %, в 2004 г. 72,7 %, в 2005 г. – 54, 5 %, в 2006 – 62%. Ежегодно поступают исследования демографической направленности. Чаще стали появляться исследования по географии транспорта, по миграции населения. Периодически исследуются проблемы по географии промышленности, географии сельского хозяйства, социальной географии. Чаще появляются новые направления исследования, например по географии туризма.
В 2006 г., по сравнению с другими годами, появилось больше исследований по физической географии (38 %), в частности по геологии, картографии, ландшафтоведению, метеорологии, природопользованию, охране окружающей среды. Этот факт особенно радует, поскольку работы данного направления поступают не каждый год, например их не было в 2000, 2002, 2004 годы. В 2001 г. их количество составило 13,3 %; в 2003 г. – 23, 7 %; в 2005 – 27 %. Кроме того, впервые на секции появилась работа по созданию электронного учебника по географии Тюменской области.
Основное внимание членами жюри уделялось методике проведения исследования, оформлению полученных результатов, их обсуждению, выводам и их практическому применению, описанию методологических параметров, структурированию работы.
Среди критериев были следующие:
· Использование знаний внешкольной (вузовской) программы;
· Научное и практическое значение результатов работы;
· Новизна работы;
· Достоверность результатов работы;
· Использование известных результатов и научных фактов в работе;
· Знакомство с современным состоянием проблемы;
· Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой;
· Цель работы;
· Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
· Структура работы (имеется введение, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы).
Работы победителей в большей степени соответствовали перечисленным критериям.
В исследовательской работе победительницы Чекмаревой Анны «Состояние и перспективы развития Федерального государственного предприятия «Учебно-опытное хозяйство Тюменской государственной сельскохозяйственной академии» автор подробно анализирует финансовое состояние и перспективы развития Федерального государственного предприятия «Учебно-опытное хозяйство Тюменской государственной сельскохозяйственной академии». А также проводит социологический опрос среди студентов ТГСХА о необходимости освоения новых технологий и техники на предприятии, вносит предложения.
Целью работы явилось выявление перспектив развития учебно-опытного хозяйства на основе изучения специальных литературных источников, социологического опроса, краеведческих источников и отчетных материалов учебно-опытного хозяйства. Для достижения цели автор дает общую характеристику хозяйству, характеризует природно-климатические условия, экономический потенциал, а также основные и вспомогательные отрасли производства.
В заключении автор предлагает продолжить внедрение новых современных технологий в организацию бухгалтерского учета на предприятии, в предприятиях по животноводству и растениеводству, а также провести маркетинговые исследования и осуществить усиление внутреннего контроля по всем видам учета.
В приложение включены таблицы, отражающие финансовое состояние предприятия, диаграммы, показывающие уровень рентабельности в растениеводстве и животноводстве, анкеты для социологического опроса.
Работа Башлиева Борислава «Проблемы транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени и пути их решения», занявшая 2 место посвящена проблемам формирования транспортной системы II микрорайона г. Тюмени. Автор предлагает проект нового участка автомобильной дороги для обеспечения удобного и безопасного движения в микрорайоне. Цель данной работы: определить взаимосвязь между особенностями транспортной системы II микрорайона и проблемами транспортной развязки.
В основной части исследования рассмотрена роль транспорта в современном мире, дана характеристика автомобильного транспорта г. Тюмени, описаны современное состояние транспортной сети города, негативные аспекты автомобильного транспорта, а также особенности транспортной развязки II микрорайона г. Тюмени.
Исследовательская работа Деменко Анны, Никифоровой Марии, Будяк Дарьи «Современные способы картопостроения. Подготовка электронного учебного пособия для уроков географии Тюменской области», занявшая 3 место, посвящена созданию пособия для уроков физической географии Тюменской области. Для работы с географической информацией авторы использовали геоинформационную систему ArcGIS.
Целью работы авторы определили изучение основ теории и практики электронного картопостроения, возможностей использования его в образовательном процессе в школе, а также создание учебного пособия для уроков физической географии Тюменской области. Чтобы достичь цели авторы выполнили следующие задачи: проанализировали необходимую литературу по теме исследования, изучили традиционные и освоили современные способы картопостроения, создали комплект электронных карт по выбранной теме, а также учебное пособие на основе материала учебника «География Тюменской области» с использованием электронных карт.
В заключении ученицы предлагают использовать созданное электронное пособие на уроках физической географии. Кроме того, собираются продолжить работу над пособием, усложнить его путем увеличения объема информации по имеющимся разделам.
Исследовательская работа лауреатов Рахматуллиной Н., Зариповой Ю., Рамзанова В., Ибуковой И., Зарипова Р. «Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны», посвящена миграционным потокам мобилизованного населения Вагайского района по театрам боевых действий Великой Отечественной войны. Учащиеся исследовали траектории направлений миграционных потоков в разрезе военных кампаний Великой Отечественной войны. Целью работы явилось изучение и реконструкция цепи пространственного перемещения мобилизованного населения из Вагайского района, определение его количественных характеристик. Для достижения цели авторы собирали информацию из архивных источников Вагайского района, беседовали и анализировали личные архивы ветеранов Великой Отечественной войны.
В заключении сформулированы выводы об основных направлениях миграционных потоков мобилизованного населения: в военные лагеря для боевой подготовки; в европейскую часть СССР; в страны Зарубежной Европы для участия в боевых действиях.
В работе лауреата Силиверстовой Екатерины «Влияние природных факторов и хозяйственной деятельности человека на лесной фонд Викуловского района» автор подробно анализирует изменение структуры лесного фонда Викуловского района, а также исследует лесной фонд по определенным участкам квартала, на котором могут проводиться лесохозяйственные работы. В процессе работы, автор изучил изменение структуры лесного фонда Викуловского района, влияние на него природных (естественных) факторов и деятельности человека, а также проанализировал квартальные отчеты по работе лесхозов Викуловского района, и предположил, что на сокращение площадей лесов главным образом влияет антропогенный фактор. Все это подкреплено таблицами, схемами, диаграммами, в которых даются сведения о лесном фонде, о динамике фактического объема рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных древостоях, о динамике возгораний на территории района, о площади очагов вредителей и болезней на территории района.
В заключении автором сделан вывод, что на лесной фонд Викуловского района в большей степени влияют не антропогенные факторы, а естественные условия.
Подводя итоги, члены жюри секции «География» отметили ряд недочетов в исследовательских работах школьников этого и предыдущих годов. Как и в прошлые годы, многие работы носят описательный характер, а не исследовательский. В основном они опираются на фондовые материалы или переписаны дословно (без ссылок) и географической интерпретации текста. В некоторых работах нет ссылок на методику исследования, которой пользовались ученики. В основном, авторы пользовались традиционными методами исследования. По критерию «новизна работы», как правило, самые низкие баллы, поскольку тематика работ из года в год не меняется, например работы демографической направленности. Кроме того, многие участники не знают специальных терминов и формул по этой теме.
К сожалению, как и в прошлые годы в работах есть стилистические, орфографические ошибки (даже в оформлении), поэтому вклада учителя в работу ученика не видно. Кроме того, во многих работах отсутствуют ссылки на используемые источники. Выводы исследования написаны не у всех и его практическое применение в большинстве работ не описывается. Большую часть исследований можно использовать главным образом в учебном процессе.
Желательно увидеть на следующих конференциях работы с такой тематикой: «Анализ геоэкологического состояния природных комплексов района», «Геоэкологические факторы, влияющие на здоровье населения поселка», «Динамика изменения функционирования ландшафта района», «Антропогенные изменения ландшафта района», «Новые направления в структуре экономики», а также работы метеорологической, гидрологической, фенологической, геологической направленности.
Тем не менее, с каждым годом работы выполняются лучше. Положительным является то, что ученики стали использовать только свежие статистические данные, больше использовать литературных источников и правильно описывать их библиографические данные. Во многих исследованиях описаны методологические параметры: цель, задачи, гипотеза, предмет, объект, а также методы исследования. Почти все работы включают содержательные приложения.
Хочется отметить преподавателей, которые ежегодно помогают ученикам качественно проводить исследовательские работы: Ядрышникова В.Г, СОШ № 18 г. Тюмени; Валова В. Д., СОШ № 1 г. Ялуторовска; Жукова Н. И., СОШ № 10 г. Тюмени; Лаптева Л. В., Уватская СОШ; Кайгородова Н. А., Морткинская СОШ Кондинского района.
Позитивное влияние на улучшение исследовательской работы учащихся оказывают курсы по исследовательской деятельности, проводимые на базе ТОГИРРО.
Доцент ТОГИРРО, к.п.н. Каткова О. А.