АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ 2006-2007 УЧЕБНОГО ГОДА
Олимпиада состояла из двух туров (теоретического и практического). Задания разрабатывались для 9 класса и 10-11 классов.
Теоретический тур в 9 классе включал 12 заданий, в 10-11классах 13 заданий по физической и социально-экономической географии. В процессе их выполнения нужно было установить причинно-следственные связи, дать определение географическим терминам, объяснить процессы и явления, показать знание часовых поясов и поясного времени и др. Так, учащимся были предложены: задачи на определение азимута, на знание метеорологических величин, на знание основ урбоэкологии, на применение знаний и умений по теме «Земля – планета Солнечной системы»; задания на определение субъекта Российской Федерации по описанию его соседей, а также по трем его крупнейшим городам, на определение страны по описанию ее крупнейших агломераций; задачи на применение умений работать с картой, давать физико-географическую характеристику объекту, анализировать диаграммы; на применение вычислительных навыков, а также вопросы краеведческого характера.
Задания практического тура включали работу по топографической карте, на определение оптимального порядка прохождения точек и указание характерных признаков, а также на составление азимутального хода для выбранного маршрута. Кроме того, учащимся нужно было выявить составляющие геоположения России, используя политико-административную карту, решить геологическую задачу, а также установить соответствие почвенных горизонтов основным природным зонам.
Призовые места распределились следующим образом:
1 место:
9 класс – Прядко Павел (г. Тюмень, МОУ СОШ № 63) – 70,5 баллов
10 класс - Багапова Лилия (г. Тюмень, АГ ТГУ) – 70,5 баллов
11 класс – Сафин Андрей (МОУ Ражевская СОШ Голышмановского р-на) – 103,5 балла
2 место:
9 класс – Котенко Дмитрий (г. Тобольск, гимназия им. Лицмана) – 69,5 баллов
10 класс - Зайцева Елизавета (г. Тюмень, АГ ТГУ) – 65,5 баллов
Гашков Алексей (г. Ишим, МОУ СОШ № 4) – 65,5 баллов
11 класс – Костыгин Вячеслав (МОУ Солобоевская СОШ Исетского р-на) 87 баллов
3 место:
9 класс – Лазарева Рената (г. Ишим, МОУ СОШ № 8) – 52, 5 балла
10 класс – Бекишев Никита (МОУ Боровская СОШ № 1 Тюменского района) – 64 балла
11 класс – Аглиулин Марат (г. Тюмень, АГ ТГУ) – 72, 5 балла
Некоторые ученики принимают участие в олимпиаде не первый год. Например, Котенко Дмитрий (гимназия им. Н. Д. Лицмана, г. Тобольск) третий раз становится призером среди учащихся 9 классов, педагог – Киршина Н.С. Второй раз участвовали: Богапова Лилия, Зайцева Елизавета, Вшивцев Артем (г. Тюмень, АГ ТГУ), педагог - Семяник Н.Д.; Сафин Андрей (Ражевская СОШ Голышмановского района), педагог Волосников Н. С.; Костыгин Вячеслав (МОУ Солобоевская СОШ Исетского р-на), педагог Соляник О. В., Рамих Ирина (МОУ Богандинская СОШ № 1), педагог Дурасова Е. Н., Забубенина Ксения (МОУ СОШ ст. Демьянка, Уватский район), педагог Валеева Н. Н., Некрасов Иван (Юргинская СОШ № 2), педагог Шавалдина Н. Н.
Общая сумма баллов по двум турам в 9 классе – 118,5 баллов. Количество набранных баллов колеблется от 35 до 70,5; Общая сумма баллов по двум турам в 10-11 классах – 132, 5 баллов. Количество набранных баллов в 10 классе колеблется от 35,5 до 70,5; в 11 классе – от 15 до 103,5 баллов.
Меньше всех среди участников 9 классов набрали баллов: Полянский Игорь (МОУ Карачинская СОШ Тобольского района) – 35 баллов, Сафонова Ольга (МОУ Голопутовская СОШ Сорокинского района) – 35,5 баллов; среди учащихся 10 классов Протозанова Мария (МОУ Прииртышская СОШ Тобольского района) - 35,5 баллов, Морозов Алексей (г. Тюмень, МОУ гимназия № 49) – 36 баллов; в 11 классе меньше всех набрали баллов Нерадовская Наталья (г. Заводоуковск, МОУ СОШ № 1) – 15 баллов; Игнатченко Ирина (г. Тобольск, МОУ СОШ № 18) – 20, 5 баллов.
Для учащихся 9 класса теоретический тур, как и в прошлом году, оказался сложным. Никто из участников не набрал высший балл. Средний процент его выполнения 40,75. Наивысшее количество баллов 118,5.
Сложнее всего оказалось задание на знание природных объектов и явлений, в котором нужно было определить какими факторами может быть обусловлена природная азональность (5 задание): «Как известно, закономерное распространение тех или иных природных объектов и явлений подчиняется закону географической зональности. Но некоторые ландшафтные комплексы встречаются вне связи с зональными особенностями данной территории. Какими факторами может быть обусловлена природная азональность? Где и при каких условиях встречаются такие азональные ландшафтные комплексы, как галерейные леса, мангры, сфагновые болота?» (Ответ: Азональность – распространение географического объекта или явления вне связи с зональными особенностями данной территории – обычно обусловлена геологической структурой, особенностями литологии, тектоническим режимом, характером рельефа, а также микроклиматом, особым водным режимом и др., что в свою очередь вызывает изменения почвах и органическом мире. Галерейные леса – узкие полосы лесной растительности по берегам рек, протекающие среди безлесных пространств степей, прерий, саванн, пустынь. Их распространение связано с обилием проточной воды и особым режимом увлажнения, возможностью постоянного использования влаги корнями деревьев. Мангры – вечнозелёные низкорослые леса и кустарники, растущие на засолённых почвах низменных, затопляемых в приливы морских побережий тропического и экваториального поясов. Характерны многочисленные биологические приспособления к среде – воздушные и ходульные корни, галофильность. Сфагновые болота – участки суши в умеренном и субарктическом поясах с обильным застойным или слабопроточным увлажнением грунта в точение года, характеризуются процессом торфообразования и наличием специфической растительности с преобладанием мха-сфагнума).
Девять участников из четырнадцати не сделали это задание, остальные получили низкое количество баллов. Больше всех баллов за задание заработала Сулкарнаева Лилия (МОУ гимназия № 21 г. Тюмени).
Только 30% участников выполнили задание на определение азимута направления на Солнце (2 задание), хотя подобные задания часто включаются в проверочные задания по ЕГЭ. К сожалению, с этим заданием не справились даже призеры, кроме Котенко Дмитрия (2 место).
Таким же сложным оказалось задание на определение субъекта РФ по сведениям о его трех крупнейших городах (10 задание). Лучше всех с этим заданием справилась Левина Майя (МОУ Лицей № 81 г. Тюмени), а также призеры, занявшие 1 и 2 места.
Немного лучше выполнили ученики 11 задание, в котором требовалось указать основные города, следующие маршрутом, проходящим через Тюмень и южнее, по направлению «Москва – Владивосток», а также объяснить какой из этих путей короче и почему. Только победитель олимпиады приблизился к максимальному баллу.
В большинстве своем, участники очень слабо знали расположение историко-архитектурных памятников, претендующих на звание нового «чуда света» в конкурсе ЮНЕСКО (9 задание). Только победители Прядко Павел и Котенко Дмитрий набрали почти максимальное количество баллов.
Учащиеся 9 классов плохо ориентируются в заданиях на определение экстремальных для Земли метеорологических величин по координатам (4 задание). Лучше всех справился с заданием победитель Прядко Павел, также хорошо ответили Котенко Дмитрий, Сулкарнаева Лилия, Зырянов Владимир (МОУ Гимназия № 49 г. Тюмени), Лазарева Рената.
Трудным оказалось задание по теме «Земля – планета Солнечной системы» (1 задание), только половина участников сумели с ним справиться.
С заданием по урбоэкологии (12 задание) лучше всех справилась Сафонова Ольга, хорошие знания показали призеры олимпиады, а также Сулкарнаева Лилия, Зырянов Владимир, Александров Андрей (МОУ СОШ № 13 г. Тюмени), Швиндт Евгений (Емуртлинская СОШ Упоровского района).
Намного лучше учащиеся справились с заданиями по социально-экономической географии (6 и 8 задание), поскольку данные темы изучались ими недавно.
Средний процент выполнения заданий теоретического и практического туров
в 9 классе
Теоретический тур | Практический тур | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | средний % | 1 | 2 | 3 | средний % |
45 | 30 | 61 | 40 | 11 | 56 | 47 | 56 | 35 | 30 | 33 | 45 | 40,75 | 31 | 26 | 46 | 34,3 |
При выполнении практического тура наиболее трудным оказался вопрос на установление соответствия почвенных горизонтов основным природным зонам (2 задание). За это задание никто из участников не набрал половины баллов.
Трудным оказался вопрос на выделение составляющих геоположения России с использованием политико-административной карты России (1 задание). Лучше всех его выполнил Киселев Данил (МОУ СОШ № 40 г. Тюмени).
Приблизились к высшему баллу только призеры за выполнение 3 задания на определение оптимального порядка прохождения точек маршрута по топографической карте.
Средний процент выполнения практического тура в 9 классах составляет 34,3.
Учащиеся 10 классов в теоретическом туре в среднем набрали 32,4 %, учащиеся 11 классов - 36,7. Максимальное количество баллов за задания 132,5.
Самым трудным для учащихся 10 классов оказалось задание на определение современных названий столиц иностранных государств по предложенным старым названиям (8 задание): «Перед вами список прежних названий современных столиц иностранных государств: Фрунзе, Батавия, Сайгон, Целиноград, Солсбери, Титоград. Укажите современные названия этих городов. Как вы думаете, по каким причинам происходило их переименование? Приведите пример недавнего переименования столицы одного из африканских государств». (Ответ: Фрунзе – Бишкек, Батавия – Джакарта, Сайгон – Хошимин, Целиноград – Астана, Солсбери – Хараре, Титоград – Подгорица. Переименования столиц происходили преимущественно по политическим причинам, когда колониальное название менялось на местное после приобретения странами независимости, по различным идеологическим причинам, при уточнении фонетической формы, соответствующей местному произношению и др. Примером недавнего переименования может служить столица ЮАР – Претория, ныне Тшване).
Среди учащихся 10 классов половину задания выполнил только Андреев Сергей (АГ ТГУ), занявший 4 место, приблизились к нему победители Богапова Лилия, Бекишев Никита, Гашков Алексей, Зайцева Елизавета и Иваненко Евгений (АГ ТГУ), занявший 7 место. Среди участников 11 класса приблизился к максимальному баллу только победитель Сафин Андрей, Костыгин Вячеслав и Вшивцев Артем (АГ ТГУ), занявший 4 место, выполнили половину задания.
Также плохо справились ученики 10 и 11 классов и с 10 заданием на определение страны и городов по имеющемуся описанию крупнейших городских агломераций этой страны: «Ниже приведены сведения о пяти крупнейших городских агломерациях одной из стран мира. Назовите страну и эти города и ответьте на дополнительные вопросы.
Город | Население (2006), млн. | Примечание |
1… | 19,9 | Мировой лидер по выпуску кинематографической продукции |
2… | 17,8 | Одна из главных достопримечательностей – колонна 4 в. н.э. из химически чистого железа |
3… | 14,7 | До 1911 г. носил столичные функции |
4… | 7,0 | Морской порт на побережье залива, названного по штату, центром которого является предыдущий город |
5… | 6,2 | Крупнейший в мире центр производства программного обеспечения |
Как называется киностудия, расположенная в первом городе? Биржа по торговле какими важными сельскохозяйственными товарами находится в третьем городе? Каково прежнее название четвёртого города? Какой из этих городов самый старый?» (Ответ: Индия. 1 – Мумбаи (Бомбей), 2 – Дели, 3 – Калькутта, 4 – Ченнаи, 5 – Бангалор. Киностудия Болливуд. Джутовая и чайная биржа в Калькутте. Прежнее название Ченнаи – Мадрас. Самый старый из приведённых городов – Дели.
Около половины требуемых баллов за задание сумели получить только призеры среди 10 классов Зайцева Елизавета и Гашков Алексей, а также Андреев Сергей. Для учащихся 11 класса это задание тоже оказалось одним из самых сложных. Наибольшее количество баллов за него набрали победители Сафин Андрей, Костыгин Вячеслав, Аглиулин Марат, а также Вшивцев Артем, занявший 4 место.
Никто не набрал высший балл за 4 задание на знание природных объектов и явлений, в котором нужно было определить какими факторами может быть обусловлена природная азональность. Среди учащихся 10 классов лучше всех с этим заданием справились Богапова Лилия, Андреев Сергей, Ивасюк Екатерина (МОУ Нововяткинская СОШ Викуловского района). Среди учеников 11 класса больше всего баллов набрали Рыбакова Евгения (МОУ Казанская СОШ), Сафин Андрей, Костыгин Вячеслав, Аглиулин Марат, Полковников Виталий ( МОУ Беркутская СОШ Ялуторовского района).
Только несколько участников олимпиады набрали половину баллов за вопрос о том, в каких государствах нет ни железных дорог, ни судоходных рек, ни морей (11 задание). Среди десятиклассников это Богапова Лилия и Гашков Алексей, среди учеников 11 класса – Аглиулин Марат.
Мало кто из учеников перечислил функциональные проявления социально-экономической отсталости в различных сферах жизни общества развивающихся стран (12 задание). Больше всех приблизились к максимальному баллу десятиклассники Журавлева Мария (МОУ Старорямовская СОШ Бердюжского района), Бекишев Никита, Протозанова Мария, а также учащиеся 11 класса Сафин Андрей, Федулова Мария ( МОУ СОШ № 18 г. Тобольска), Рыбакова Евгения.
Сложным оказалось задание на определение стран, имеющих выход к искомой акватории (7 задание). Среди учащихся 10 классов больше всех баллов набрали Куликов Юрий (АГ ТГУ), Бекишев Никита, Гашков Алексей, Журавлева Мария. В выпускном классе лучше всех выполнил задание Сафин Андрей, приблизились к нему Аглиулин Марат, Костыгин Вячеслав, Кожевникова Мария (МОУ Боровская СОШ № 1 Тюменского района).
С 13 заданием на определение «постиндустриального» общества учащиеся 11 класса намного лучше, чем десятиклассники. Из учащихся 10 класса только победительница Богапова Лилия получила наивысший балл. Среди одиннадцатиклассников многие приблизились к высшему баллу, но лучше всех выполнили задание Костыгин Вячеслав и Забубенина Ксения.
К сожалению, только половина учащихся 11 класса выполнили задание на определение азимута направления на Солнце (1 задание), в 10 классе процент выполнения этого задания еще ниже.
Кроме того, ученики слабо владеют информацией о символах европейских стран, которые чеканят на монетах (2 задание). За это задание никто не набрал наивысший балл, приблизилась к нему Кожевникова Мария из 11 класса.
Лучше всего участники олимпиады справились с заданием на определение территориальной концентрации экономического явления субъекта РФ (5 задание). Максимальный балл за это задание получил ученик 10 класса Морозов Алексей (МОУ гимназия № 49 г. Тюмени).
Довольно хорошо учащиеся определили субъект РФ по сведениям о его трех крупнейших городах (6 задание). Также хорошо ученики выполнили задание на определение экстремальных для Земли метеорологических величин по координатам (3 задание).
Средний процент выполнения заданий теоретического и практического туров
в 10 классе
Теоретический тур | Практический тур | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | средний % | 1 | 2 | 3 | средний % |
38 | 46 | 44,5 | 16 | 64 | 55 | 25 | 10 | 44 | 12 | 21,6 | 21 | 25 | 32,4 | 42 | 59 | 58 | 53 |
Средний процент выполнения заданий теоретического и практического туров
в 11 классе
Теоретический тур | Практический тур | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | средний % | 1 | 2 | 3 | средний % |
50 | 39 | 48,5 | 22 | 52 | 45 | 33 | 21 | 42 | 19 | 23 | 28,6 | 54 | 36,7 | 32,5 | 49 | 67 | 49,5 |
В практическом туре средний процент выполнения заданий среди учащихся 10 классов составил 53 %; среди учащихся 11 класса 49,5 %. Учащиеся 10 класса чуть лучше справляются с заданиями практической направленности, чем ученики 11 класса.
Хуже всего они справились с задачей геологической направленности (1 задание). Среди учащихся 10 класса наивысший балл набрали Богапова Лилия, Бекишев Никита, Гашков Алексей, Сажин Сергей (МОУ Сладковская СОШ). Среди учеников 11 класса лучший результат показали Сафин Андрей, Костыгин Вячеслав, Акимбаев Дархан (МОУ СОШ № 5 г. Тюмени).
Намного лучше процент выполнения задания на определение страны с самой высокой долей орошаемых земель (2 задание). Среди десятиклассников это задание лучше всех выполнила Журавлева Мария, приблизились к ней Богапова Лилия и Зайцева Елизавета. Среди учеников 11 класса высший балл не набрал никто.
В третьем задании нужно было по карте определить оптимальный для пешего туриста маршрут от старта до финиша, разбить его на прямолинейные участки и составить азимутальный ход для выбранного маршрута. Наивысший балл за задание получили Зайцева Елизавета из 10 класса, а также Сафин Андрей и Аглиулин Марат из 11 класса.
В итоге, можно утверждать, что из участников областной олимпиады только Сафин Андрей приблизился к максимальному баллу, выполнив задания на 78%. Это связано с тем, что задания оказались сложными для учащихся, хотя все они составлены в соответствии со школьной программой по географии. Многими специальными географическими умениями и навыками учащиеся не владеют.
Рекомендации:
1. Систематически отрабатывать с учащимися понимание географической терминологии, умение оперировать физико-географическими и социально-экономическими терминами.
2. Отрабатывать умение определять азимут направления на Солнце, а также умения, необходимые для решения задач по теме «Земля – планета Солнечной системы».
3. Формировать умение определять субъект федерации по приведенным характеристикам ее соседей, страну по описанию ее крупнейших городов, а также акваторию, к которой имеют выход описанные страны.
4. Обратить внимание на знание расположения историко-архитектурных памятников мирового значения, символов европейских стран, которые чеканят на монетах, а также экстремальных для Земли метеорологических величин.
5. Обучать учеников анализировать экономико-географическое и экологическое положение городов и определять перспективы их развития. Повторять прежние названия городов, в том числе столиц и причины их переименования, а также топонимику городов.
6. Формировать умение определять по физико-географической характеристике природный объект. Учить учащихся давать логическую физико-географическую характеристику природных зон и регионов, а также устанавливать соответствие почвенных горизонтов основным природным зонам.
7. Формировать у учащихся знания региональных особенностей экономики стран мира и России, а также функциональных проявлений социально-экономической отсталости в различных сферах жизни общества развивающихся стран. Обратить внимание на знание географии отраслей специализации и факторы размещения производств, а также на знание составляющих геоположения России.
8. Больше времени отводить работе с топографической картой.
9. Формировать умение решать задачи геологической направленности.
10. Включить в план работы на уроках вопросы краеведческой направленности.
Член жюри по географии,
доцент кафедры естественно-математического
образования ТОГИРРО, к.п.н. Каткова О. А.