ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2008 ГОДА ЗАВЕРШЕНЫ!

151 педагог дошкольного и начального образования Тюменской области представили свои статьи в сборник Педагогических чтений, цель которых - поставить на вид и обсудить актуальные вопросы реализации деятельностного подхода в дошкольном и начальном образовании. Эпиграфом педагогических чтений мы взяли слова А.Н. Леонтьева: «Ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и - и делаю».

Сборник материалов состоит из 2 частей и содержит научные статьи и тезисы педагогов дошкольного и начального образования из различных территорий Тюменской области, посвященные вопросам теории и практики реализации деятельностного метода в дошкольном и начальном образовании. Материалы сборника адресованы специалистам в области управления образованием, практической педагогики и психологии, работающим в системе дошкольного и начального образования; студентам, обучающимся на факультетах дошкольного и начального образования; родительской общественности и всем тем, кто проявляет интерес к процессам, происходящим в системе современного российского образования.

Так, в Педагогических чтениях приняли участие педагоги из г.г. Тюмени (54 чел.), Ишима (11 чел.), Тобольска (8 чел.), Ялуторовска (19 чел.).

районов: Ялуторовского (6 чел.), Голышмановского (2 чел.), Уватского (7 чел.), Тюменского (9 чел.), Исетского (1 чел.), Ярковского (3 чел.), Упоровского (1 чел.), Омутинского (5 чел), Заводоуковского (2 чел.), Нижнетавдинского (4 чел.), Юргинского (1 чел.), Бердюжского (2 чел.), Аббатского (10 чел.), Тобольского (2 чел.), Армизонского (1 чел), Викулосвского (1 чел.), Север (2 чел.)

27 марта проходило пленарное заседание, на котором присутствовало 155 человек, 28 марта - работа секций, в которых приняло участие 270 человек.

Секция 1. Педагогические условия сотрудничества в деятельности. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Секция 2. Специфика игровой деятельности на дошкольной и начальной ступенях образования.
Секция 3. Развитие ребенка в учебной и познавательной деятельности
Секция 4. Основы исследовательской и проектной деятельности в дошкольном и начальном образовании
Секция 5. Творческая деятельность как основа развития дошкольника и младшего школьника
Секция 6. Особенности речевой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте
На секциях помимо выступлений, были представлены стендовые уроки:
Латынцевой Г.В., воспитатель МА ДОУ детский сад «Родничок», с. Аббатское. Родительское собрание «Здорово, когда на свете есть семья: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, ну и конечно, я» Охотниковой Елены Александровны, МА ДОУ детский сад «Родничок», с. Аббатское.

Интегрированное занаятие по воспитанию культуры поведения для детей старшей группы
Тулиной Натальи Борисовны, МОУ гимназия №12, г.Тюмень. Обобщающий урок как средство совершенствования качества знаний учащихся.

Учителя МОУ СОШ № 91 г.Тюмени «Литературная мастерская»
Впервые в работе педагогических чтений приняли участие родители. Их было около 10 человек, но они были активными участниками диалога между педагогами и родителями, который состоялся на секции №1 «Педагогические условия сотрудничества в деятельности. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников».

В заключительной части Педагогических чтений участники приняли Резолюцию.
Резолюция, принятая участниками Областных Педагогических чтений «Теория и практика реализации деятельностного метода в дошкольном и начальном образовании»
27-28 марта 2008 года.

На основании анализа вопросов теории путей и способов организации деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, представленного наработанного и обобщенного опыта, участники конференции констатировали, что в настоящее время педагоги Тюменской области реализуют разные вариативные программы и это замечательно. Вариативность образовательных программ нужно рассматривать как значительное достижение развития российского образования, как проявление его гуманистической направленности. Вариативность образования в Стандарте первого поколения рассматривается как «новый образовательный постулат 21 века»: «учить каждого по его способностям и потребностям».

С другой стороны, вариативность разрушила единое когда-то образовательное пространство, и это обстоятельство затрудняет работу педагога и взаимодействие родителя с ребенком при организации помощи в усвоении знаний. Восстановление единого образовательного пространства является в настоящее время одной из приоритетных целей развития системы образования на ближайшую перспективу.

Объединить всех педагогов в вариативном образовательном поле может понятие «деятельности», т.к. является общим для всех имеющихся теорий обучения, поскольку «процесс обучения есть всегда обучение деятельности» (А.А. Леонтьев). Поэтому задачу современного педагога мы видим в том, чтобы создать условия (организовать) процесс учения ребенка. Процесс учения - это всегда процесс деятельности ребенка, направленный на становление его сознания и личности в целом. Это и есть «деятельностный подход» в образовании.

Деятельностный подход - это не совокупность образовательных технологий или методических приёмов. Это своего рода Философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами. И главной ценностью в таком образовании можно считать тезис: «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и... делаю».

В современном образовании на первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение применить решения и доводить их до исполнения. И в воспитании такой личности педагоги и родители должны объединить свои усилия. У нас одна задача - «формировать человека третьего тысячелетия».

Расставив акценты и выявив приоритеты, на Педагогических чтениях работники дошкольного и начального образования обсудили труды ученых, обобщили свой педагогический опыт работы по организации деятельности детей, обозначили проблемные вопросы, которые требуют решения.

Проблемные вопросы были на форуме распределены в группы:
* педагогические условия сотрудничества в деятельности, взаимодействия педагога с родителями воспитанников;
* вопросы организации игровой деятельности как ведущей для дошкольной ступени образования и активизирующей и мотивирующей - на ступени начального образования;
*вопросы организации учебной деятельности как ведущей в начальном образовании и развития ребенка как результата учебной и познавательной деятельности;
*проблемы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и младших школьников;
*творческая деятельность как основа развития дошкольника и младшего школьника;
*организация речевой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте; -
и освещены на секциях, где участники пришли к выводам.

1. Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению.

2. Принять и работать в соответствии с новыми педагогическими задачами:
­ не научить, а побудить к «добыванию» знаний,
­ не оценить умения, а проанализировать уровень владения ими,
­ результат (знание или незнание) - это итог совместных действий педагога и ребенка.

3. Повышение качества дошкольного и начального образования (обучение и развитие ребенка) зависит от умения педагога организовывать и управлять игровой и учебной деятельностью как ведущей в этих возрастных периодах.
Педагог должен делать пребывание ребенка в детском саду, школе комфортным, интересным. Именно такое взаимодействие способствует сохранению и улучшению здоровья детей, поскольку от интересного не устают.

4. Здоровьесбережению способствует и адекватное возрастным особенностям детей содержание образования. Поэтому так важно на современном этапе определиться, чему учить ребенка младшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, младшего школьника. Ясность в этом вопросе повысит качество дошкольного, предшкольного и начального образования, повысит результативность педагогической деятельности.

5. Продолжать осваивать методологию исследовательской и проектной деятельности как эффективной для решения вопросов развития ребенка, его социализации, воспитании качеств творческой личности.

6. Продолжать применять во взаимодействии с детьми традиционные и нетрадиционные технологии художественно - эстетической и познавательно - творческой деятельности как положительно зарекомендовавшие себя в воспитании гармонически развитой личности, как средства выявления индивидуальных предпочтений и способностей ребенка к тому или иному виду деятельности. Раннее выявление способностей и одаренностей ребенка к тому или иному виду деятельности поможет родителям в раннем определении его жизненной профессиональной траектории.

7. Немаловажное значение в реализации этой жизненной профессиональной траектории играет качество речевых навыков ребенка. От правильности, содержательности, полноты, чистоты речи ребенка в будущем будет зависеть его профессиональный выбор и, главное, его карьера и профессиональной успех. Очень важно дать родителям понять это уже на ранних этапах развития ребенка и донести это понимание до самого ребенка на более старших образовательных ступенях.

На основе вышеперечисленных выводов участники областных Педагогических чтений пришли к заключению:
1. Продолжать изучать труды ученых об организации деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это позволяет грамотно реализовывать цели, задачи, содержание, технологии деятельностного характера образования.

2. Отдать предпочтение вариативности содержания дошкольного и начального образования как способу активизации педагогической деятельности и педагогического творчества, как средству удовлетворения все возрастающих потребностей родителей и детей в получении, с одной стороны, качественного общего для всех, и, в тоже время, особенного, индивидуализированного образования. А для разрешения возникающих педагогических затруднений (внутренних противоречий) обращаться к теории организации деятельности как общей для всех образовательных программ.

3. Проблемы в воспитании, обучении и развитии ребенка разрешать совместно с родителями, помня, что они не только заказчики образования, но и защитники интересов ребенка, наши помощники и союзники. От качества этого союза зависит качество образования ребенка, поскольку образование - это система процессов взаимодействия людей. Чем продуктивнее взаимодействие, тем выше качество образования, тем комфортнее жизнь семьи и школы.
За принятие данной резолюции собрание проголосовало единогласно.
Всем (151) участникам - авторам сборника вручены Сертификаты участника Педагогических чтений 2008.

Положение об областных Педагогических чтениях 2009 года поступит в территории в сентябре месяце. Будем ждать новых публикаций!

Материалы готовила Квитова Лариса Федоровна, доцент кафедры дошкольного и начального образования, к.п.н.