СБОРНИК ПРОВЕРОЧНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ РАБОТ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Согласно требованиям Федерального государственного стандарта  первого поколения приоритетом начального общего образования является формирование  общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поскольку речь идет о формировании общеучебных умений как результата  обучения в начальной школе, то этот результат на конец 4-го класса можно и нужно выявлять. Для этих целей нами был создан  комплект  проверочных   работ компетентностного характера, представляющий собой систему проверочных работ для учащихся 2-4 классов, в процессе выполнения которых у учащихся выявляется качество формирующихся общеучебных умений и навыков (или ключевых компетенций).

Система контрольных компетентностных работ носит общеобразовательный характер, т.е. не привязана содержательно ни к одной из вариативных программ начального обучения, а основана на требованиях государственного стандарта общего образования. И это очень важно, т.к. контроль за формированием ключевых компетенций дает материал для сравнительного анализа результатов обучения по вариативным образовательным программам и придает системе контроля целостность. Здесь важно разграничить  понятия компетенций и компетентностей.

Компетентность, на наш взгляд, - это сумма знаний и умений. Она  выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях.

Компетенция  - это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетенция - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение деятельности [Абрамов Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г.]; это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования, которые затем выявляются в  деятельности.   «Понятие компетенции относится к области умений, не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная  на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению» [Шишов С.Е., Кальней В.А.].

В нашей работе понятия компетентности и компетенции связаны и взаимообусловлены. Мы предлагаем детям художественный авторский текст и систему учебных задач, для решения которых ученик должен проявить свою литературную и языковую компетентность. Но поскольку работа ребенком выполняется самостоятельно, то успешность ее напрямую зависит от формирования у него общеучебных умений (компетенций). Таким образом, в компетентностной работе мы имеем возможность оценить сформированность у школьника предметных знаний, умений и общеучебных компетенций, где предметное знание и умение (компетентность) помогают выявить проблемы в формировании компетенций.

Методические рекомендации адресованы педагогам начальной школы, специалистам органов управления образованием и предназначены для проведения и анализа проверочных работ компетентностного характера.

Сборник состоит из трех частей. Первая часть содержит Пояснительную  записку, вторая - представлена Тетрадями для детей на печатной основе для двух вариантов, в третьей - даны технологические основы педагогического  анализа предлагаемых детям  проверочных работ.

Для оптимизации и результативности  педагогической работы   третья  часть сборника - технологические основы анализа - предлагается учителю  в электронном виде. Это позволит  педагогу  заносить информацию во время аналитической работы  в  компьютер и на этой основе вести мониторинг формируемых у учащихся предметных знаний и умений  (компетентностей) и общеучебных умений (ключевых компетенций). Таким образом, пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов, включающий Тетради проверочных  компетентностных работ по русскому языку и литературному чтению для учащихся 2-го, 3-го, 4-го классов (вариант 1, вариант 2), пособие для учителя  «Технологические основы анализа  проверочных работ компетентностного   характера» и электронный диск.   

В  каждую Тетрадь для детей (1 и 2 варианта)  вошло 16 компетентностных работ: по одной работе на каждую четверть, начиная со второго класса; три работы - входные, коллективные, которые проводятся в начале каждого учебного года; в четвертом классе добавляется еще одна работы - итоговая, за курс начальной школы.

Содержательно каждая работа представляет собой  пакет индивидуальных  материалов контрольного характера, состоящий из литературного авторского текста (или его фрагмента) и системы заданий к нему. Задания занесены в таблицу. В ней же, в колонке «Ответы ученика» (или непосредственно в самом тексте), школьники записывают свои ответы.

Тексты компетентностых работ - литературные, авторские, не адаптированные. Авторы текстов знакомы ребенку из курса литературного чтения или внеклассного чтения.

Задания к текстам составлены на основе трёх групп общеучебных умений, обозначенных в Федеральном компоненте государственного стандарта первого поколения в части «Начальное общее образование»: познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией,  организация деятельности.

В систему компетентностных работ включены  работы 2 видов: фронтальные и индивидуальные. Индивидуальные  делятся на четвертные и итоговые.

Фронтальные компетентностные работы предлагаются учащимся в середине первой четверти 2-4 классов и имеют цели:

-  формировать организационные (коммуникативные) и оценочные (рефлексивные) умения;

- подготовить детей к самостоятельному выполнению последующих четвертных индивидуальных работ.

Для реализации поставленных целей фронтальные компетентностные работы разбиты на три части, две из которых предназначены для коллективной работы, одна - для самостоятельной работы. В первой части коллективной фронтальной работы ученики упражняются в формировании организационных умений, связанных с планированием последующей самостоятельной работы. Во второй части фронтальной работы ученики работают самостоятельно (полностью выполняется работа или отдельными заданиями с проверкой - выбор делается учителем по своему усмотрению). В эту часть включены задания, которые в последующих четвертных индивидуальных работах ученики  будут выполнять самостоятельно. В третьей части фронтальной компетентностной работы ученики  оценивают качество самостоятельной работы, выявляют затруднения. Для выполнения фронтальной компетентностной работы рекомендуется отводить два урока.

Четвертные компетентностные работы предлагаются ученикам по вариантам,  продолжительность их проведения - один урок.

Итоговые компетентностные работы предлагаются детям по вариантам в конце 4-го класса и рассчитаны на два урока.

Технология анализа проверочной работы была составлена  на основе рекомендаций Министерства образования РФ [Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. - М: Издательский дом «Дрофа», 2000г.], где подробно описаны требования к измерителям качества предметных знаний и общеучебных умений. В проверочную работу рекомендуется включать около 10 заданий; при выполнении и  проверке применять индивидуальные листы; результаты проверочных работ отмечать «+», «-», «выполнено полностью», «частично», «не выполнено». Здесь же даются ориентиры по качеству и норме выполнения - 60%, 50%.

Пакет аналитических материалов для учителей предваряется обращением к учителю, где указывается, какие ключевые компетенции и на основе каких предметных знаний и умений будут выявляться.

В пакет  материалов включены таблицы информационного характера: они предлагаются учителю для сведений. Это таблица №1, куда включается  содержание заданий, общеучебных умений и предметных знаний компетентностной работы (на примере одного варианта), и Листы ответов для оптимизации деятельности учителя по проверке выполнения.

Аналитическая работа педагога  идет пошагово по пути укрупнения: от анализа видов общеучебных умений и предметных знаний, выполненных одним учеником к анализу типов (групп) общеучебных умений и предметных знаний, выполненных классом (школой, районом).

В заключении отметим, что данное пособие не претендует на универсальность и представляет собой лишь вариант решения проблемы системного формирования  общеучебных умений и оценки  качества этого процесса в условиях вариативности образовательных программ. Надеемся, что своей цели - создать условия для систематической работы по формированию компетенций - оно послужит.

Л.Ф. Квитова