2 ноября 2011 года состоялась региональная научно-практическая конференция педагогов Тюменской области «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения».

      2 ноября 2011 года состоялась региональная научно-практическая конференция педагогов Тюменской области «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения». На конференции присутствовало 186 представителей  педагогической общественности муниципальных территорий. Конференцию проводила кафедра дошкольного и начального образования Тюменского ОГОРРО на базе МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени (директор - Платонова Лидия Анатольевна).

      На конференции был представлен опыт работы школ - пилотных площадок по апробации ФГОС начального общего образования в Тюменской области в 2010-2011 учебном году по темам:

1) Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС начального общего образования: содержание и результаты пилотной работы в 2010-2011 учебном году. Лариса Федоровна Квитова, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.п.н.

2) Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в муниципальном районе Тюменской области в 2010-2011 учебном году. Елена Михайловна Третьякова, методист отдела образования Аромашевского района

3) Введение ФГОС начального общего образования в МАОУ «СОШ с.Бердюжье». И.Н.Гаврилова, заместитель директора по УВР  МОУ СОШ                                                  

4) Методическое сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования.  Антонина Анатольевна Курило, ведущий специалист комитета образования администрации Заводоуковского городского округа                              

5) Вариативность организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Ольга Владимировна Матова, зам.директора МАОУ «Винзилинская НОШ».

6) Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной деятельности. Наталья Владимировна Севернюк, начальник отдела дошкольного и начального общего образования МУ «Ишимский городской методический центр»

7) Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций обучающихся. Анжела Николаевна Тимофеева, учитель начальных классов МБОУ СОШ им. Декабристов, г. Ялуторовск

8) Проектная деятельность, как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС. Александра Владимировна  Бабушкина, учитель МАОУ «Лицей №34», г.Тюмень

9) Формирование универсальных учебных действий школьников: создание учебных ситуаций. Ляпунова Наталья Федоровна,  МАОУ «Маслянская средняя общеобразовательная школа» Сладковского района

10) Реализация метапредметной  программы  «Чтение и работа с информацией».    Вера Михайловна Завьялова, учитель МАОУ СОШ № 91, г.Тюмень

11) Организация коррекционной работы в ОУ  в условиях введения ФГОС. Нина Филипповна Бузмакова, МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского района

12) Создание контрольно-измерительных материалов для диагностики планируемых результатов. Н.Д. Устюгова, директор МАОУ «Беркутская СОШ»

13) Система контроля достижения планируемых результатов начального общего образования.  Галина Анатольевна Молнар, заместитель директора МАОУ «Гимназия №12», г.Тюмень

14) Проектирование урока   на основе системно - деятельностного подхода.  Людмила Михайловна Ершова, учитель начальных классов  МАОУ «Аромашевская СОШ», с. Аромашево

15) Современный урок современного учителя.  Размышление Елены Владимировны Иванюк, учителя начальных классов МАОУ «Лицей №34», г.Тюмень

     Участники конференции высоко оценили опыт школ - пилотных площадок по апробации ФГОС.

      За эффективную работу на пилотной площадке по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Тюменской области в 2010 - 2011 учебном году  участникам пилотной работы были объявлены благодарности (Приказ  ректора ТОГИРРО О.В. Ройтблат от 31 октября 2011 г. № 45-0   «О поощрении педагогов образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления образованием Тюменской области»):

1. Тимофеевой Людмиле Валерьевне, учителю начальных классов МОУ «Абатская СОШ №1» с. Абатское

2. Усольцевой Галине Ивановне, учителю начальных классов МОУ «Абатская СОШ №1» с. Абатское

3. Немковой И.И., учителю начальных классов МАОУ «Армизонская СОШ» с. Армизонское

4. Третьякову Елену Михайловну, методиста отдела образования Аромашевского района

5. Кармацких А.А., учителю начальных классов МАОУ «Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого» Аромашевского района

6. Ершовой Л.М., учителю начальных классов МАОУ «Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого» Аромашевского района

7. Кривогузовой В.А., учителю начальных классов МАОУ «Бердюжская СОШ» Бердюжского района

8. Корневой Е.И., учителю начальных классов МАОУ «Вагайская СОШ» Вагайского района

9. Гончаровой Альбине Германовне, учителю начальных классов «Викуловская СОШ №1» Викуловского района

10. Пановой Галине Николаевне, учителю начальных классов МАОУ «Викуловская СОШ №1»Викуловского района

11. Каренгиной Капиталине Александровне, учителю начальных классов МАОУ «Викуловская СОШ №1» Викуловского района

12. Земцовой В.В., учителю начальных классов МАОУ «Голышмановская СОШ №1» Голышмановского района

13. Некрасовой Александре Ивановне, учителю начальных классов МАОУ «Заводоуковская СОШ №1» Заводоуковского района

14. Константиновой Вере Леонидовне, учителю начальных классов МАОУ «Заводоуковская СОШ №1» Заводоуковского района

15. Агафоновой Галине Анатольевне, учителю начальных классов МАОУ «Заводоуковская СОШ №1» Заводоуковского района

16. Горбатовой Марине Алексеевне, учителю начальных классов МАОУ «Исетская СОШ №1» Исетского района

17. Вилемсон Марине Валерьевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №8 г.Ишима

18. Сандыкова Нина Викторовна, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, учителю начальных классов МАОУ СОШ №8 г.Ишима

19. Шишковой Антонине Алексеевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №8 г.Ишима

20. Пинигиной Ирине Викторовне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №8 г.Ишима

21. Тютюнниковой О.А., учителю начальных классов МАОУ «Казанская СОШ» Казанского района

22. Иоч Ольге Павловне, учителю начальных классов МАОУ «Казанская СОШ» Казанского района

23. Андреевой Елене Васильевне, учителю начальных классов МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» Нижнетавдинского района

24. Бугра Вере Александровне, учителю начальных классов МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» Нижнетавдинского района

25. Шаламовой Оксане Степановне, учителю начальных классов МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» Нижнетавдинского района

26. Шаламовой Оксане Степановне, учителю начальных классов МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» Нижнетавдинского района

27. Соловьёвой Ларисе Ивановне, учителю начальных классов МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» Нижнетавдинского района

28. Никифоровой Светлане Валентиновне, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Ситниковская СОШ» Омутинского района

29. Ляпуновой Наталье Федоровне, учителю начальных классов МАОУ «Маслянской СОШ» Сладковского района

30. Новосельцевой Татьяне Афанасьевне, учителю начальных классов МАОУ «Сорокинская СОШ №2» Сорокинского района

31. Дмитриевой Вере Александровне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №81» г.Тюмени

32. Васильевой Елене Владимировне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №81» г.Тюмени

33. Трефиловой Маргарите Львовне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №81» г.Тюмени

34. Карповой Валентине Андреевне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №81» г.Тюмени

35. Николаевой Галине Мифодьевне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №81» г.Тюмени

36. Иванюк Елене Владимировне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

37. Какоулиной Ольге Анатольевне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

38. Бабушкиной Александре Владимировне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

39. Ивановой Ольге Владимировне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

40. Костылевой Наталье Николаевне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

41. Чемагиной Елене Владимировне, учителю начальных классов МАОУ «Лицей №34» г.Тюмени

42. Ахметовой Кларе Равиловне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 88 г.Тюмени

43. Сурчековой Оксане Владимировне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 88 г.Тюмени

44. Сажиной Елене Сергеевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 88 г.Тюмени

45. Погребнюк Татьяне Ивановне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 88 г.Тюмени

46. Перминовой Ирине Владимировне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 88 г.Тюмени

47. Гультяевой Татьяне Владимировне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 91 г.Тюмени

48. Рудневой Вере Юрьевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 91 г.Тюмени

49. Завьяловой Вере Михайловне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 91 г.Тюмени

50. Горбачевой Наталье Вячеславовна, заместителю директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 91 г.Тюмени

51. Егоровой Вере Николаевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ № 91 г.Тюмени

52. Смыковой Людмиле Константиновне, учителю начальных классов МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени

53. Варакиной Л.В., учителю начальных классов МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени

54. Мирошниченко Е.А., учителю начальных классов МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени

55. Крюковой В.А., учителю начальных классов МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени

56. Коноплиной Людмиле Петровне, педагог-психолог МАОУ «Гимназия №12» г.Тюмени

57. Молнар Галине Анатольевне, заместителю директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 12» г.Тюмени

58. Мухамедзяновой Анне Борисовне, учителю начальных классов МАОУ СОШ им. Декабристов г.Ялуторовска

59. Витновой Ирине Валентиновне, учителю начальных классов МАОУ СОШ им. Декабристов г.Ялуторовска

60. Долгушиной Валентине Александровне, учителю начальных классов МАОУ СОШ им. Декабристов г.Ялуторовска

61. Тимофеевой Анжеле Николаевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ им. Декабристов г.Ялуторовска

62. Сосонко Татьяне Николаевне, учителю начальных классов МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского района

63. Вторушиной Надежде Андреевне, учителю начальных классов МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского района

64. Франк Ирине Викторовне, учителю начальных классов МАОУ «Туртасская СОШ» Уватского района

65. Стюшиной Марии Степановне, учителю начальных классов МАОУ «Уватская СОШ» Уватского района

66. Захаровой Татьяне Александровне, учителю начальных классов МАОУ «Уватская СОШ» Уватского района

67. Булашевой Любови Алексеевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №16, г.Тобольска

68. Загородниковой Ирине Владимировне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №16 г.Тобольска

69. Петровой Ольге Николаевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №16 г.Тобольска

70. Савиных Ларисе Федоровне, заместителю директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ №16 г.Тобольска

71. Поляковой Ларисе Васильевне, учителю начальных классов МАОУ СОШ №16 г.Тобольска

72. Маликовой Ольге Владимировне, методисту МАУ «Центр обеспечения деятельности отрасли «Образование» г.Тобольска

73. Звягиной Елене Валентиновне, учителю начальных классов МАОУ «Винзилинская начальная ОШ № 1 Тюменского района

74. Булгаковой Ларисе Сергеевне, учителю начальных классов МАОУ «Винзилинская начальная ОШ № 1 Тюменского района

75. Лихачевой Эльмире Рашидовне, учителю начальных классов МАОУ «Винзилинская начальная ОШ № 1 Тюменского района

76. Ерейкиной Галине Георгиевне, учителю начальных классов МАОУ «Упоровская СОШ» Упоровского района

77. Устюговой Надежде Дмитриевне, директору МБОУ «Беркутская СОШ» Ялуторовского района

78. Рябкова Ирина Викторовна, заместителю директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Беркутская СОШ» Ялуторовского района

79. Дмитриенко Елене Валерьевне, учителю начальных классов МБОУ «Беркутская СОШ» Ялуторовского района

80. Бронниковой Ольге Эдуардовне, учителю начальных классов МАОУ «Байкаловская СОШ» Тобольского района

81. Ефимовой М.А., учителю начальных классов МАОУ «Юргинская СОШ» Юргинского района

82. Ахминеевой Нине Поликарповне, учителю начальных классов МАОУ «Ярковская СОШ» Ярковского района

83. Деминой Ларисе Александровне, учителю начальных классов МАОУ «Ярковская СОШ» Ярковского района

84. Платоновой Лидии Анатольевне, директору МАОУ «Гимназии №12», за помощь в организации региональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения»

По результатам работы конференции была принята резолюция.

 

Резолюция

региональной  научно-практической конференции педагогов Тюменской области

 «РЕАЛИЗАЦИЯ  ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»

 

2 ноября 2011 г.                                                                                              г.Тюмень

    Региональная  научно-практическая конференция  «РЕАЛИЗАЦИЯ  ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»  проводилась в соответствии с планом  кафедры дошкольного и начального образования Тюменского областного государственного института развития регионального образования, который является региональным ресурсным центром по введению ФГОС.  Работа конференции осуществлялась на базе МАОУ «Гимназия №12»,  реализующего ФГОС НОО с 2010-2011 учебного года в формате пилотной площадки по пробации ФГОС, обмену опытом, мастер-классов, экспертных выступлений.

    На конференцию  прибыли представители из 26 территорий  юга Тюменской области: работники органов управления образованием и муниципальных методических служб, управленческого аппарата образовательных учреждений,  учителей начальных классов. 

    В рамках конференции  состоялось  пленарное заседание, на котором обсуждались итоги апробации ФГОС НОО  в Тюменской области в 2010-2011 учебном году.

    Тематика обсуждаемых на конференции проблем:

- Создание условий в образовательном учреждении при переходе на ФГОС начального общего образования; обеспечение преемственности в обучении между ступенями образования в условиях введения ФГОС.

- Методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию универсальных учебных действий обучающихся; создание контрольно-измерительных материалов для диагностики планируемых результатов; профессионального роста педагога в условиях введения в действие ФГОС.

- Подходы к построению системы оценки планируемых результатов.

- Опыт проектирования календарно - тематического планирования по учебному предмету.

- Проектирование урока на основе системно - деятельностного подхода.

- Вариативность организации внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС НОО.

- Организация коррекционной работы в ОУ в условиях введения ФГОС.

   Участники конференции отмечают, что начальная школа играет существенную роль в реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. Обеспечение доступного качественного образования в соответствии с интересами и склонностями обучающихся в школе 1 ступени  является главной задачей достижения ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Массовому введению ФГОС начального общего образования предшествовала системная подготовительная работа. В течение 2010-2011 учебного года осуществлена апробация ФГОС на базе 31-го общеобразовательного учреждения юга Тюменской области, обеспечено постоянное  взаимодействие с  издательствами «Баласс», «ВентанаГраф», «Федоров», «Академкнигаучебник»  по совместному проведению курсов повышения квалификации, семинаров, консультаций.

   Участники пилотных площадок по введению  ФГОС  отметили, что за время пилотной работы по апробации и начала массового перехода на ФГОС НОО   произошли существенные позитивные изменения в системе начального общего образования Тюменской области. Деятельностный подход становится парадигмой, которая задаёт систему ориентиров и установок для практической организации учебного процесса на каждом его этапе: от целеполагания до контроля и оценки результатов. Системно-деятельностный подход отличает ритмичная организация образовательного процесса, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания, организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Апробация ФГОС НОО  определила  приоритеты в сфере повышения квалификации, самообразования педагогов начальной ступени образования. Реализация проекта по апробации и введению ФГОС НОО позволила в опережающем режиме подготовить  педагогические коллективы начального  общего образования к  изменениям  в образовании.

   Педагогами  школ-пилотных площадок были отмечены следующие положительные моменты внедрения ФГОС

- согласованная организация учебной и внеучебной деятельности способствует достижению планируемых образовательных результатов;

- с помощью внеучебной деятельности расширяется спектр предоставляемых образовательных услуг;

- консолидация усилий всего педагогического коллектива, направленных на минимализацию сложностей при поэтапном переходе на ФГОС нового поколения;

- методическая взаимопомощь, создание электронного банка передового педагогического опыта (уроки, программы, дидактические материалы);

- использование в полном объеме необходимой материально-технической базы школы для реализации задач ФГОС;

- модульное включение иных специалистов школы в организацию внеучебной деятельности;

- развитие учащихся происходит по индивидуальным траекториям на основании диагностики;

- создание авторских Программ по дополнительному образованию.

   Участники конференции отметили, что новый стандарт открывает возможности более последовательного и содержательного сотрудничества с семьями учащихся, неформальной реализации программ воспитательной и развивающей деятельности, эффективного взаимодействия общеобразовательных учреждений с социальными партнёрами.

   В то же время участники конференции  отмечают актуальные проблемы, определившиеся в ходе апробации ФГОС НОО: 

 - на региональном  уровне недостаточно проработаны механизмы финансового обеспечения введения нового   федерального государственного образовательного стандарта;  

-  большая нагрузка на учителя по организации внеурочной деятельности посредством кружков в условиях небольшого количества либо отсутствия учреждений дополнительного образования;

- недостаточное количество кабинетов в школе для организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС в массовом режиме;

- отсутствие логопедов, медицинских работников, постоянно  действующей психолого-педагогической службы в школе  препятствует  качественному  проведению стартовой диагностики первоклассников и не позволяет создать необходимых условий для подведения ребенка к планируемым в рамках ФГОС образовательным результатам.

   Участники конференции, заслушав и обсудив вопросы, связанные с реализацией современной модели развития образования и введения ФГОС второго поколения в школе 1 ступени, РЕКОМЕНДУЮТ:

     

   Департаменту образования и науки Тюменской области

  • обеспечить соответствие содержания нормативных актов и документов, регламентирующих введение ФГОС НОО второго поколения, регионального и федерального уровней;
  • разработать механизмы финансового обеспечения ФГОС в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • оказывать содействие по включению учредителей образовательных учреждений в создание и совершенствование материально-технической базы школы.

 

   Муниципальным органам управления образования и районным методическим службам обеспечить:

- координацию нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и информационного сопровождения введения ФГОС;

- формирование муниципального бюджета на 2012 г. с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования; нормативов коррекционного образования; необходимостью наличия в образовательных учреждениях ставок специалистов психологов, логопедов, медицинских работников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования;

- эффективный контроль, в том числе общественный, за введением ФГОС;

- координацию взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей  с целью организации внеурочной деятельности и учета  внеучебных достижений обучающихся;

- координацию деятельности медицинских работников образовательного учреждения (школы), врачей педиатров ДОУ, детских муниципальных  поликлиник  для  более тщательного составления заключения о состоянии здоровья ребенка и готовности его к обучению, т.к. согласно  ПИСЬМУ МО РФ от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»: «в  первый  класс дети принимаются с согласия родителей и заключения  психолого-   медико-педагогической  комиссии о готовности  ребенка  к  обучению»;

- создание условий для повышения квалификации педагогических  и  руководящих работников  образовательных учреждений при переходе на ФГОС;

- оснащение учебного процесса и оборудование учебных помещений муниципальных образовательных учреждений для реализации урочной и внеурочной деятельности.

 

   Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования:

  • реализовывать программы повышения квалификации педагогов, приступающих к внедрению новых стандартов в соответствии с графиком введения;
  • продолжить разработку пакета методических и рекомендуемых локальных документов по введению ФГОС;
  • в связи с переходом от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества» рассмотреть новые подходы к системе оценивания, которые предполагают переход на критериальную, содержательную оценку и самооценку, расширение форм и способов оценочных процедур, изменения в содержании контрольно-измерительных материалов, в способах и формах предъявления образовательных (предметных и метапредметных) достижений младших школьников, включая электронные формы оценки;
  • обеспечить обмен опытом через конференции, Педагогические чтения, конкурсы, олимпиады среди образовательных учреждений и педагогов по вопросам апробации образовательных стандартов, применения новых образовательных технологий.

 

   Образовательным учреждениям юга Тюменской области рекомендуем:

  • учесть целесообразность введения штатной единицы завуча по начальной школе, т.к. по словам Кондакова А.М., автора - разработчика ФГОС, члена-корреспондента РАО: «наличие штатной единицы завуча по начальной школе является обязательным условием реализации стандарта»;
  • при переходе на ФГОС второго поколения осуществлять выбор вариативных УМК из четырех учебно-методических комплектов регионального выбора: учебников системы Л.В. Занкова; «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100». Мы разделяем мнение А. М. Кондакова: «Образовательный стандарт предполагает новую систему учебников, объединенную одним авторским коллективом, идеологией и содержанием. В первом классе родители приобретают УМК, по которому ребенок будет заниматься все четыре года»
  • использовать для составления основной образовательной программы начального общего образования уже имеющиеся рекомендации федерального и регионального уровней, а также опыт школ, участвующих в апробации и введении ФГОС НОО;
  • обеспечить освоение технологии системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников; более активно организовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, направленную на формирование универсальных учебных действий;
  • продолжить работу по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, совершенствования моделей внеурочной деятельности в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • обеспечить сопровождение каждого ребенка в образовательном процессе в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями в рамках реализации коррекционной программы образовательного учреждения.

Презентации и доклады по конференции можно сказать здесь

Материал готовила Квитова Лариса Федоровна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.п.н.

тел./факс 50- 75 - 64,  эл. почта  kvitova_lf@pochta.ru