о выпуске Сборника педагогических чтений
Кафедра дошкольного и начального образования ТОГИРРО выпустила сборник материалов Областных педагогических чтений по теме «Опыт внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Тюменской области: проблемы, поиски, решения» в 2- частях.
Сборник первой части содержит научные статьи специалистов и преподавателей Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), сопровождающих процесс внедрения новых государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, педагогов дошкольного и начального образования Тюменской области, посвященные вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и федеральных государственных требований (ФГТ) к программе дошкольного образования.
Публикации в сборнике размещены в логике требований к написанию основной образовательной программы образовательного учреждения и основной образовательной программы учителя начальных классов. Сохранение последовательности разделов позволяет рассматривать данное пособие как обучающее в сфере повышения квалификации педагогов, как продолжение начатого в регионе диалога о специфике нового образовательного стандарта, как диагностику состояния процесса реализации ФГОС.
Привычные для педагогов разделы основной образовательной программы дополнены в данном пособии разделами по организации педагогической деятельности: проблемами проектирования урока на современном этапе развития образования, актуальными педагогическими технологиями, опытом реализации ФГОС.
Завершают первую часть сборника материалов Педагогических чтений статьи педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые раскрывают преемственные связи между требованиями ФГОС начального общего образования и федеральными государственными требованиями к программе дошкольного образования.
Сборник второй части содержит статьи педагогов начального образования Тюменской области по вопросам организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Необходимо отметить, что в статьях представлен опыт организации внеурочной деятельности как в период апробации ФГОС (2020-2011 учебный год), так и в период массовой реализации ФГОС (2011-2012 учебный год), поэтому представленная картина внеурочной деятельности разнопланова, противоречива, а, порой, и не соответствует требованиям Министерства образования и науки РФ к организации этого направления работы с младшими школьниками. Следовательно, при чтении данных материалов рекомендуем к ним относиться как к опыту конкретного образовательного учреждения (или педагога). При рассмотрении возможности переноса какого - либо опыта в свое образовательное учреждение просим соотнести его с требованиями Приказов и рекомендательных писем Министерства образования и науки РФ от 12 Мая 2011 г. № 03-296 и от 22 сентября 2011 г. № 2357, которые мы разместили в заключительной части этого сборника. Выражаем надежду, что администрация муниципальных органов управления образованием и руководители образовательных учреждений не оставят без внимания данные федеральные документы и создадут условия для организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в соответствии с федеральными требованиями.
Материалы сборника адресованы специалистам в области управления образованием, практической педагогики и психологии, работающим в системе начального общего образования; студентам, обучающимся на факультетах дошкольного и начального образования; родительской общественности и всем тем, кто проявляет интерес к процессу реализации ФГОС в Тюменской области.
Участники Педагогических чтений 2012 года, чьи статьи напечатаны в сборнике материалов, могут получить свой экземпляр бесплатно при предъявлении документа об уплате взноса участия в публикации (500 руб.) в книжном ларьке ТОГИРРО (второй этаж) у Людмилы Владимировны Яновской. Она же выдаст Сертификат участника Педагогических чтений 2012 года.
Список участников Педагогических чтений 2012 года
№ |
ФИО участника |
ОУ |
1 |
Безуглова Галина Владимировна |
МАОУ СОШ № 4, г. Ялуторовск |
2 |
Скипина Светлана Николаевна, Савидова Виктория Викторовна |
«Аромашевская СОШ им. Героя Советского Союза В. Д. Кармацкого» |
3 |
Ширшова Светлана Александровна |
МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого», с. Аромашево |
4 |
Колчанова Светлана Сергеевна |
гимназия №1, г. Тюмень |
5 |
Бояринкова Наталья Анатольевна |
СОШ №1, г.Ялуторовск |
6 |
Гурьева Светлана Валерьевна |
СОШ №7, г.Тобольск |
7 |
Кузнецова Валентина Сергеевна |
МАОУ СОШ №18, г. Тобольск |
8 |
Усольцева Людмила Анатольевна
|
Большекрасноярская СОШ Омутинского р-н |
9 |
Скареднова Ирина Владимировна |
ГСОШ №2, п. Голышманово |
10 |
Вдович Светлана Анатольевна |
МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д. Кармацкого», с.Аромашево |
11 |
Вишнякова Марина Владимировна |
«СОШ им. Декабристов», г. Ялуторовск |
12 |
Петрова Юлия Васильевна |
Вагайской СОШ Омутинского района |
13 |
Горлатова Людмила Владимировна |
Вагайская СОШ №37, Омутинский район |
14 |
Черепанова Фаина Николаевна |
ОСОШ № 1, с. Омутинское |
15 |
Куприна Ольга Владимировна |
МАОУ Сетовская СОШ, п. Сетово Тобольского района |
16 |
Овчарова Наталья Ивановна |
«Ворогушинская ООШ», с.Ворогушино, Тобольский р-н |
17 |
Кармацкая Ольга Валентиновна |
МАОУ «СОШ №1», г.Заводоуковск |
19 |
Майер Людмила Анатольевна |
«Голышмановская СОШ №2», п. Голышманово |
20 |
Рашкевич Светлана Валерьевна |
МАОУ гимназия № 1 г. Тюмени |
21 |
Ермакова Ольга Николаевна |
методист по начальному образованию МБОУ ИМЦ, г.Тюмень |
22 |
Кугаевская Елена Дмитриевна |
МАОУ Байкаловская СОШ, с. Байкалово |
23 |
Дроздецкая Вера Иоганнесовна |
МАОУ СОШ № 2, г. Заводоуковск |
24 |
Палаухина Ксения Владиславовна |
МАОУ СОШ № 1, г.Заводоуковск |
25 |
Анкушева Татьяна Александровна |
Шабановская СОШ, Омутинский район |
26 |
Наводчикова Людмила Михайловна |
МАОУ Омутинская СОШ №1, Омутинский район |
27 |
Бирверт Елена Леонидовна |
МАОУ Окуневская СОШ, Омутинский район |
28 |
Кузмина Галина Александровна |
МАОУ Южно-Плетневская СОШ, Омутинский район |
29 |
Мельникова Валентина Константиновна |
МАОУ «Журавлевской СОШ», Омутинский район |
30 |
Немкова Ирина Измаиловна |
МАОУ Армизонская СОШ, с.Армизонское |
31 |
Пинигина Ольга Анатольевна |
МАОУ Омутинской СОШ №2, с. Омутинское |
32 |
Чемакина Ольга Николаевна |
МАОУ Омутинская СОШ №2, с. Омутинское |
33 |
Булыгина Наталья Олеговна |
МАОУ СОШ № 4, г Ялуторовск |
34 |
Важенина Эльвира Витальевна |
МАУДО «Детский сад №3», г. Ялуторовск |
35 |
Щетникова Надежда Николаевна, Катлинских Лидия Готфридовна, Шевчук Валентина Павловна
|
МАОУ «СОШ № 3», г. Ялуторовск |
36 |
Савина Наталья Васильевна |
МАОУ «Овсянниковская СОШ», Тобольский район |
37 |
Ватаман Зинаида Маркеловна |
МАОУ СОШ № 5, г. Тобольск |
38 |
Низовских Галина Александровна |
МАОУ «Абалакская СОШ», с. Абалак Тобольского района |
39 |
Мингалёва Наталья Викторовна |
МАОУ СОШ №2, г. Тобольск |
40 |
Новоселова Елена Борисова
|
НОУ «Православная гимназия во имя Святителя Иоанна, митрополита Тобольского» |
41 |
Горбатова Марина Алексеевна |
МАОУ Исетская СОШ №1, с. Исеткое |
42 |
Родюшкина Татьяна Владимировна |
МАОУ «СОШ № 3», г. Ялуторовск |
43 |
Пермитина Елена Анатольевна |
МАОУ СОШ №7, г. Тобольск |
44 |
Пузина Нина Михайловна |
МАОУ СОШ №7, г.Тобольск |
45 |
Бронникова Ольга Эдуардовна |
МАОУ Байкаловская СОШ, с. Байкалово |
46 |
Сергеева Валентина Михайловна |
МАОУ Ворогушинская ООШ, с.Ворогушино |
47 |
Чепурная Светлана Валерьевна
|
МАОУ «Малозоркальцеская СОШ» с. Малая Зоркальцева Тобольского района |
48 |
Новосельцева Татьяна Афанасьевна |
МАОУ СОШ №2, с. Большое Сорокино |
49 |
Бородулина Елена Романовна |
МАОУ «СОШ № 2», г.Заводоуковск |
50 |
Хорзова Любовь Мироновна
|
МАОУ Першинская СОШ, с. Першино Заводоуковского района |
51 |
Захарчук Наталья Валентиновна |
МАОУ Лебедёвская СОШ, Заводоуковский городской округ |
52 |
Вялкова Анна Васильевна
|
МАОУ Лебедёвская СОШ, п. Лебедёвка, Заводоуковский район |
53 |
Штайнбах Елена Николаевна |
МАОУ Ламенская СОШ, Голышмановский район |
54 |
ХХайбуллина Надежда Геннадьевна |
МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно - отсталых детей», г. Ялуторовск |
55 |
Степанова Наталья Ивановна |
МАОУ СОШ №88, г.Тюмень |
56 |
Глущенко Елена Владимировна |
методист РМК отдела образования администрации Абатского муниципального района |
57 |
Шевченко Ольга Ивановна
|
заведующая структурного подразделения МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко» Абатского р-на |
58 |
Белякова Вера Алексеевна |
старший воспитатель МАДОУ д/с «Теремок» с. Абатское
|
59 |
Иванова Екатерина Николаевна |
воспитатель МА ДОУ детский сад «Ёлочка» с. Абатское, Абатский район
|
60 |
Путинцева Наталья Александровна |
воспитатель МА ДОУ детский сад «Ёлочка» с. Абатское Абатский район
|
Сборник материалов, на наш взгляд, необходимо иметь во всех муниципальных территориях, поскольку это обобщенный опыт внедрения ФГОС начального общего образования в Тюменской области.
Сборник из двух частей могут приобрести все желающие педагоги по цене 350 рублей. Для ознакомления с содержанием материалов и принятия решения приведем Оглавление сборника.
ЧАСТЬ №1
РАЗДЕЛ 1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Квитова Л. Ф. Проблемы перехода педагогов Тюменской области на федеральный государственный образовательный стандарт
Безуглова Г. В. Школа для ребенка
Скипина С. Н., Савидова В. В. Создание условий в образовательном учреждении при переходе на ФГОС
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ширшова С. А. Стартовая диагностика первоклассников как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий
Колчанова С. С. Стартовая диагностика первоклассников как основа планирования индивидуальных образовательных траекторий
Новоселова Е. М. О первоклассниках города Тюмени
Бояринкова Н. А. Проектирование образовательного пространства на деятельностной основе
как достижение планируемых результатов
РАЗДЕЛ 3. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Бояркина Ю. А. Основы постарения педагогической системы, направленной на освоение современного информационного образовательного пространства
Гурьева С. В. Развитие коммуникативных способностей обучающихся начальной школы
Кузнецова В. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Степанова Н. И. Формирование метапредметных умений младших школьников во внеурочной деятельности
Десятова Т. М. Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках в начальной школе
РАЗДЕЛ 4. УСЛОВИЯ, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Яковлева И. В. Актуальные вопросы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на этапе внедрения ФГОС: условия и образ жизни семьи - основные факторы, определяющие здоровье детей
Усольцева Л. А. Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС
Скареднова И. В. Разработка и реализация модульных подпрограмм, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Карасева Е. Г. Роль учителя в реализации интегрированного обучения детей младшего школьного возраста с разными образовательными потребностями
Вдович С. А. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС
РАЗДЕЛ 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гололобова Н. Л. Подходы к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в рамках реализации ФГОС
Вишнякова М. В. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
Петрова Ю. В. Проблема использования форм учёта учебных достижений в первом классе
Горлатова Л. В. Использование комплексных заданий по математике в 1 классе
Черепанова Ф. Н. Контрольно - измерительные материалы для диагностики нового образовательного результата
РАЗДЕЛ 7. ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Менчинская Е. А. Отличительные особенности построения образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на новый образовательный стандарт
Куприна О. В. Проблемы проектирования урока в условиях реализации ФГОС
Овчарова Н. И. Особенности урока на современном этапе развития образования
Кармацкая О. В. О результативности проектирования урока на современном этапе развития образования
Майер Л. А. Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования
Рашкевич С. В. Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования
РАЗДЕЛ 8. АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ермакова О.Н. Технология деятельностного метода
Кугаевская Е. Д. Проблемное обучение как один из способов достижения планируемых результатов
Дроздецкая В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов начального общего образования
Палаухина К. В. Технология решения проектных задач в начальной школе
Анкушева Т. А. Применение ИКТ на уроках в 1 классе как средство повышения качества образования в условиях ФГОС
Наводчикова Л. М. Технология проблемно - диалогического обучения
Бирверт Е. Л. Использование учебной задачи как способа реализации деятельного подхода на уроках математики
РАЗДЕЛ 9. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кузмина Г. А. Условия развития личности ученика
Мельникова В. К. Из опыта реализации ФГОС НОО в первом классе в 2011- 2012 учебном году
Немкова И. И. Опыт введения ФГОС НОО
Пинигина О. А. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Чемакина О.Н. Опыт внедрения ФГОС начального общего образования
Булыгина Н. О. Опыт внедрения ФГОС
ЧАСТЬ № 2
РАЗДЕЛ 10. ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ФГТ
Важенина Э. В. Метод проектов как форма реализации федеральных государственных требований к образовательной программе в детском саду
Белькович В. Ю. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: подходы к разработке и реализации системы мониторинга
Глущенко Е. В. О перспективах развития системы дошкольного образования Абатского муниципального района в рамках федеральных государственных требований
Белякова В. А. Опыт внедрения федеральных государственных требований к образовательным программам дошкольного образования
Шевченко О. И. О формировании вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования сельского детского сада
Иванова Е. Н. Опыт внедрения федеральных государственных требований к образовательным программам дошкольного образования.
Путинцева Н. А. Опыт внедрения федеральных государственных требований к образовательным программам дошкольного образования
РАЗДЕЛ 11. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Щетникова Н. Н., Катлинских Л. Г., Шевчук В. П. Построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка
Савина Н. В. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения
Ватаман З. М. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО
Низовских Г. А. Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной деятельности
Мингалёва Н. В. Реализация авторской программы «Я - исследователь» в условиях введения ФГОС
Новоселова Е. Б. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации корпоративной модели Горбатова М. А. Особенности проектирования и организации внеурочной исследовательской деятельности младших школьников
Родюшкина Т. В. Дополнительное образование как ресурс организации внеурочной деятельности
Пермитина Е. А. Роль народно - певческого коллектива в развитии музыкальной культуры личности
Пузина Н. М. Активизация познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время
Бронникова О. Э. Опыт организации внеурочной деятельности
Сергеева В. М. Дополнительное образование как ресурс внеурочной деятельности
Чепурная С. В. Опыт организации внеурочной деятельности в сельской школе
Новосельцева Т. А. Внеурочная деятельность. Авторская общеобразовательная программа «Познаю мир»
Бородулина Е. Р. Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности в начальной школе по направлениям развития личности
Хорзова Л. М. Организация внеурочной деятельности посредством кружка «Русский фольклор»
Захарчук Н. В. Пути формирования экологического мышления детей младшего школьного возраста
Вялкова А. В. Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения
Штайнбах Е. Н. Кружок «Веселые нотки» как средство организации внеурочной деятельности
Хайбуллина Н. Г. Роль кружка «Делу время, а потехе час» в развитии личности учащегося
РАЗДЕЛ 12. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Письмо Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации деятельности при введении ФГОС общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
Квитова Лариса Федоровна,
организатор Областной олимпиады педагогов дошкольного и начального образования