Методические рекомендации по проведению Олимпиады младших школьников по технологии (2009-10 учебный год)

Методические рекомендации
по проведению Олимпиады младших школьников по технологии
(2009-10 учебный год)

Олимпиада младших школьников по технологии проводится в три этапа: школьный, районный (городской), областной. Победители каждого этапа являются участниками последующего. На каждом этапе предлагается провести два тура:
теоретический - проверка теоретических знаний (тестирование);
практический - работа по созданию изделия из доступных материалов.

Теоретический тур олимпиады по технологии предназначен для проверки уровня подготовленности учащихся по всем разделам стандарта начального общего образования по технологии. Данный тур состоит из ряда тестовых заданий, призванных проверять не только знания о технологическом процессе, используемых материалах, но и способность учащихся к их сортировке, к логическому обобщению. Содержание тестовых заданий должно согласовываться с Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Тестирование представлено 15 вопросами - заданиями на:
• выбор правильного ответа;
• выбор нескольких правильных ответов;
• установление соответствия;
• установление правильной последовательности;
• выявление лишнего;
• классификацию.
При выполнении тестов на выбор правильного ответа из предлагаемых вариантов следует поставить знак + в прямоугольнике напротив правильного ответа. Следует обратить внимание учащихся, что в тесте правильных ответов может быть один или несколько (необходимо внимательно прочитать задание). Тест считается выполненным, если в нем отмечены все правильные ответы и не отмечено ни одного неправильного ответа. Для удобства подсчета результатов конкурса за каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину.
В итоге данного тура участник может набрать максимальное количество баллов - 15. Время выполнения - 30 минут.

Практический тур предназначен для проверки умений учащихся работать с различными материалами, инструментами, планировать и организовывать свою работу и одновременно способности применять полученные знания в своей деятельности, в конкретной ситуации. Задание данного тура предложено в форме технологической карты с иллюстрациями и отражает содержание одного из разделов стандарта по технологии. Наличие технологических карт при проведении конкурса практических заданий позволяет однозначно оценивать каждый этап выполнения задания, а также умение участника соревнований читать технологическую документацию и правильно выполнять заданные технологические условия. При оценке практических заданий большую помощь оказывают заранее разработанные и подготовленные карты пооперационного контроля практических работ. В этих картах весь технологических процесс изготовления изделия разбивается на отдельные операции, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов, одинаковым для всех участников. При оценке технологической операции учитываются как качественные показатели, так и количественные критерии. Такая система оценок позволяет за аналогичные ошибки снимать одинаковое количество баллов у любого участника. Это позволяет членам жюри избежать разногласий при проверке практических работ, выполненных участниками олимпиады.
Не следует допускать, чтобы участники конкурса произвольно изменяли технологию выполнения практического задания, так как это приводит к неопределенности в ее оценке. Для проявления творчества также определены критерии оценки.
Максимальное количество баллов данного тура - 30.
Время работы - 40 мин.

Победителей и призеров олимпиады определяют по суммарному количеству баллов, набранному каждым участником во всех тура. Каждый участник может набрать максимально 45 баллов. Следует учесть, что участник является победителем или призером, если наберет 50% баллов от максимально возможного количества.
Подготовка материальной базы
В качестве аудиторий для теоретического тура целесообразно использовать школьные кабинеты или мастерские, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадочных мест в аудиториях. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный стол или парта.
В каждой аудитории должны быть дежурные. Около аудиторий также должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22?С, влажность 40-60%.
В аудиториях для выполнения практических работ по технологии у каждого участника также должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы согласно практическому заданию, либо учащимся заранее предлагается привезти с собой перечень необходимых поделочных материалов. Для выполнения практической работы для каждого участника необходимо подготовить заготовки (шаблоны).
В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов, а также быть таблицы по безопасным приемам работы.
Для проведения всех туров, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности: офисная бумага (А4, 80 г/см); авторучки синего (для участников), черного или красного (для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и оргкомитета; прозрачные файлы (А4) для документации.

Задания для областной олимпиады разрабатывает методическая комиссия ТОГИРРО. Для разработчиков заданий школьного и районного (городского) этапов в данных методических рекомендациях предложены образцы вариантов тестовых заданий (приложение 1) и практических работ (приложение 2).
Помимо этого, разработчики олимпиадных заданий могут воспользоваться пособием для учителей:
Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 1-4 классов: Работа с тканью. - М.: Школьная Пресса. 2005. - 64с.


Ст. преподаватель кафедры стратегического
менеджмента в образовании И.В.Стародуб