Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования»
30 ноября - 1 декабря 2011 г.
30 ноября - 1 декабря 2011 г. состоялась областная научно-практическая конференция «Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования». Конференция проводилась в рамках подготовки к введению ФГОС нового поколения в основной школе. В ходе конференции обсуждены научные, методические, дидактические, организационные вопросы организации и оценки проектно-исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучном и математическом образовании в соответствии с ФГОС нового поколения.
Целью конференции являлось: раскрыть возможности исследовательской и проектной деятельности в формировании метапредметных результатов образования, согласно требованиям ФГОС второго поколения.
В рамках достижения цели, решены следующие задачи:
- изучен представленный опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования в ОУ Тюменской области;
- обсуждены проблемы, возникающие в процессе реализации принципа метапредметности в образовательном процессе;
- проведен обмен опытом по организации исследовательской и проектной деятельности;
- разработаны рекомендации, представляющих единые подходы к оценке качества исследовательской и проектной деятельности школьников;
- обозначены подходы к формированию банка методик по мониторингу и оцениванию сформированности метапредметных универсальных учебных действий учащихся;
На конференции была организована выставка исследовательских работ учащихся: «Организация исследовательской деятельности учащихся» с целью обмена опытом и работало две секции:
- 1. Организация образовательного процесса с позиции проектно-исследовательского подхода при изучении биологии и химии
- 2. Организация образовательного процесса с позиции проектно-исследовательского подхода при изучении географии, математики, физики и информатики
В конференции приняли участие специалисты в области естественно-математического образования, методисты руководители РМО, кустовых и школьных МО, представители базовых экспериментальных площадок по апробации ФГОС ООО, руководители муниципальных стажировочных площадок по организации работы с одаренными детьми, преподаватели учреждений НПО и СПО, учителя математики, физики, химии, биологии и географии образовательных учреждений Тюменской области. Всего порядка 90 человек из 26 муниципальных образований Тюменской области.
Анализ работы конференции позволяет сделать следующие выводы.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках естественно-математического образования
- обеспечивает приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, формирование в сознании учащихся единой картины окружающего нас мира, в котором место и роль человека становятся более понятными;
- создает условия для самоопределения, самореализации личности, готовности к самосовершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правого государства;
- способствует развитию прикладного компонента естественно-математических наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
- обеспечивает эффективное усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей, формирование и развитие познавательных способностей у школьников.
Каждому участнику конференции выдан сертификат, по результатам работы конференции выпущен сборник материалов в трех частях:
1 Часть. Опыт педагогов Тюменской области по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в обучении и во внеурочной деятельности.
2 Часть. Задания метапредметного и исследовательского характера.
3 Часть. Разработки уроков и мероприятий, основанных на реализации исследовательского, проектного метода и метапредметного подхода.
Опираясь на опыт реализации в системе образования Тюменской области проектно-исследовательской деятельности школьников, участники региональной научно-практической конференции РЕКОМЕНДУЮТ:
I. Департаменту образования и науки Тюменской области
создать нормативно-правовую базу совершенствования региональной системы естественно-математического образования с учетом реализации проектно-исследовательского подхода на всех ступенях образования, а именно:
- - предусмотреть в Примерном учебном плане (ПУП) Тюменской области часы, направленные на формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся (рекомендовать введение специализированных элективных курсов за счет школьного компонента);
- - нормативно закрепить совместную внеурочную деятельность учреждений дополнительного образования и школ области.
II. Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования
- - разработать концепцию и критерии оценивания проектно-исследовательскойй деятельности школьников в рамках естественно-математическом образовании;
- - разработать образовательные программы модулей курсов и семинаров повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, способствующие формированию готовности педагогов работать с детьми и молодежью в направлении реализации проектно-исследовательской деятельности;
- - выработать единые требования к выбору УМК по предметам естественно-математического цикла, отвечающих требованиям ФГОС нового поколения. Разработать рекомендации для педагогов по использованию данных УМК в образовательном процессе;
- - размещать на сайте ТОГИРРО методические материалы в помощь учителям по реализации ФГОС.
III. Муниципальным органам управления образованием:
- включить в учебный план образовательного учреждения для учащихся 5-9 классов элективные курсы по обучению учащихся проектно-исследовательской деятельности;
- предусмотреть и обеспечить педагогам предметов естественно-математического цикла возможность повышения квалификации и свободного обмена опытом по организации исследовательской деятельности учащихся в условиях введения ФГОС в основной и старшей школе.
IV. Общеобразовательным учреждениям:
- - разработать программы элективных и предметных курсов, ориентированных на реализацию проектно-исследовательской деятельности школьников как части образовательной программы образовательного учреждения;
- - обеспечить (в рамках МО) изучение учителями предметов естественно-математического цикла требования стандарта второго поколения по осуществлению и оценке проектной и исследовательской деятельности школьников.
1 декабря 2011 г. Участники Межрегиональной
г. Тюмень научно-практической конференции