Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования»

30 ноября - 1 декабря 2011 г.

 

30 ноября - 1 декабря 2011 г. состоялась областная научно-практическая конференция «Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования». Конференция проводилась в рамках подготовки к введению ФГОС нового поколения в основной школе. В ходе конференции обсуждены научные, методические, дидактические, организационные вопросы организации и оценки проектно-исследовательской деятельности учащихся в естественнонаучном и математическом образовании в соответствии с ФГОС нового поколения.

Целью конференции являлось: раскрыть возможности исследовательской и проектной деятельности в формировании метапредметных результатов образования, согласно требованиям ФГОС второго поколения.

В рамках достижения цели, решены следующие задачи:

  • изучен представленный опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного естественно-математического образования в ОУ Тюменской области;
  • обсуждены проблемы, возникающие в процессе реализации принципа метапредметности в образовательном процессе;
  • проведен обмен опытом по организации исследовательской и проектной деятельности;
  • разработаны рекомендации, представляющих единые подходы к оценке качества исследовательской и проектной деятельности школьников;
  • обозначены подходы к формированию банка методик по мониторингу и оцениванию сформированности метапредметных универсальных учебных действий учащихся;

На конференции  была организована выставка исследовательских работ учащихся: «Организация исследовательской деятельности учащихся» с целью обмена опытом и работало две секции:

  • 1. Организация образовательного процесса с позиции проектно-исследовательского подхода при изучении биологии и химии
  • 2. Организация образовательного процесса с позиции проектно-исследовательского подхода при изучении географии, математики, физики и информатики

В конференции приняли участие специалисты в области естественно-математического образования, методисты руководители РМО, кустовых и школьных МО, представители базовых экспериментальных площадок по апробации ФГОС ООО, руководители муниципальных стажировочных площадок по организации работы с одаренными детьми, преподаватели учреждений НПО и СПО, учителя математики, физики, химии, биологии и географии образовательных учреждений Тюменской области. Всего порядка 90 человек из  26 муниципальных образований Тюменской области.


Анализ работы конференции позволяет сделать следующие выводы.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках естественно-математического образования

  • обеспечивает приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем, формирование в сознании учащихся единой картины окружающего нас мира, в котором место и роль человека становятся более понятными;
  • создает условия для самоопределения, самореализации личности, готовности к самосовершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правого государства;
  • способствует развитию прикладного компонента естественно-математических наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;
  • обеспечивает эффективное усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей, формирование и развитие познавательных способностей у школьников.

Каждому участнику конференции выдан сертификат, по результатам работы конференции выпущен сборник материалов  в трех частях:

1 Часть. Опыт педагогов Тюменской области по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в обучении и во внеурочной деятельности.

2 Часть. Задания метапредметного и исследовательского характера.

3 Часть. Разработки уроков и мероприятий, основанных на реализации исследовательского, проектного метода и метапредметного подхода.

 

 

Опираясь на опыт реализации в системе образования Тюменской области проектно-исследовательской деятельности школьников, участники региональной научно-практической конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

 

 I. Департаменту образования и науки Тюменской области

создать нормативно-правовую базу совершенствования региональной системы естественно-математического образования с учетом реализации проектно-исследовательского подхода на всех ступенях образования, а именно:

  • - предусмотреть в Примерном учебном плане (ПУП) Тюменской области часы, направленные на формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся (рекомендовать введение специализированных элективных курсов за счет школьного компонента);
  • - нормативно закрепить совместную внеурочную деятельность учреждений дополнительного образования и школ области.

 

II. Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования

  • - разработать концепцию и критерии оценивания проектно-исследовательскойй деятельности школьников в рамках естественно-математическом образовании;
  • - разработать образовательные программы модулей курсов и семинаров повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, способствующие формированию готовности педагогов работать с детьми и молодежью в направлении реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • - выработать единые требования к выбору УМК по предметам естественно-математического цикла, отвечающих требованиям ФГОС нового поколения. Разработать рекомендации для педагогов по использованию данных УМК в образовательном процессе;
  • - размещать на сайте ТОГИРРО методические материалы в помощь учителям по реализации ФГОС.

 

III. Муниципальным органам управления образованием:

- включить в учебный план образовательного учреждения для учащихся 5-9 классов элективные курсы по обучению учащихся проектно-исследовательской деятельности;

- предусмотреть и обеспечить педагогам предметов естественно-математического цикла  возможность повышения квалификации и свободного обмена опытом по организации исследовательской деятельности учащихся в условиях введения ФГОС в основной и старшей школе.

 

IV. Общеобразовательным учреждениям:

  • - разработать программы элективных и предметных курсов, ориентированных на реализацию проектно-исследовательской деятельности школьников как части образовательной программы образовательного учреждения;
  • - обеспечить (в рамках МО) изучение учителями предметов естественно-математического цикла требования стандарта второго поколения по осуществлению и оценке проектной и исследовательской деятельности школьников.

 

 

 

1 декабря 2011 г.                                                               Участники Межрегиональной

г. Тюмень                                                     научно-практической конференции