ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

Инновационная работа кафедры

 

     Направление 1. Апробация введения ФГОС основного общего образования

ТЕМА ЭКСЕПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ: Введение интегрированной междисциплинарной программы формирования учебно-информационных универсальных действий в образовательном процессе в рамках эксперимента по внедрению ФГОС второго поколения на этапе основного общего образования.

 

Руководитель площадки: Обласова Т.В., к.филол.н., доцент кафедры филологии ТОГИРРО

 

Экспериментальная база: МАОУ Евсинская СОШ Голышмановского района, МАОУ Викуловская СОШ №2 Викуловского района, МАОУ Красноярская ОШ Уватского района, МАОУ Гимназия №1 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 8 г. Ишима.

Цели: Апробация  и уточнение методики развития учебно-информационных умений школьников на предметах гуманитарного цикла. Перестройка образовательного процесса «изнутри» и «преодоление» тех его качеств, которые препятствуют в настоящее время развитию учебно-информационных умений и связанных с ними личностных качеств: ориентацию на знаниевый компонент (предметоцентризм); использование трансляционных технологий обучения, заинтересованность всех участников образовательного процесса исключительно в «хорошей» отметке по предмету при отсутствии внимания к метапредметным умениям; ограниченность задач внутришкольного контроля только контролем развития предметных знаний и умений; тщательное структурирование и «дозирование» учителем предъявляемого предметного содержания (удобного для запоминания); организация педагогического взаимодействия чаще по линии учитель-ученик (а не учитель - учебный текст - ученик) с доминирующей ролью учителя; несогласованность усилий учителей разных предметов в развитии метапредметных умений.

 

События:  15-16 августа 2011 года на базе ТОГИРРО проведен установочный семинар для учителей школ, участвующих в  эксперименте.

На первом этапе эксперимента его участники - учителя предметов русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык ряда образовательных учреждений - выработали совместную стратегию развития учебно-информационных действий в 5 классе и создали межпредметный календарно-тематический план. Для организации работы с учебными текстами были уточнены критерии отбора учебных текстов и видов заданий. Разработана входящая диагностика уровня развития учебно-информационных умений пятиклассников.

 

Методические материалы:

1. Обласова Т.В. Методика развития учебно-информационных универсальных учебных действий (умений работать с письменным научным текстом) в процессе обучения гуманитарным предметам в общеобразовательной школе. Тюмень: ТОГИРРО, 2010.

2. Обласова Т.В. Диагностика уровня развития учебно-информационных умений школьников: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2011.

 

 

Литература:

1.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

2.      Примерные программы общего образования по литературе, иностранным языкам, истории и обществознанию (http://www.mon.gov.ru)

3.      Концепция государственного стандарт общего образования нового поколения. М., 2008.

4.      Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982.

5.      Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. - Воронеж, 2001.

6.      Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С.3-10.

7.      Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969.

 

     Направление 2. Курирование деятельности стажерских площадок

Положение о стажерской площадке

1. Общие положения.

1.1. Стажерская площадка создается на базе образовательного учреждения, осуществляющего взаимодействие с ТОГИРРО в форме социального партнерства на основе договора о совместной деятельности. Деятельность стажерской площадки способствует повышению открытости образования, профессиональному участию в формировании и реализации образовательной политики региона, развитию инноваций в образовании, распространению в системе образования педагогического опыта. На базе стажерской площадки реализуется практическая часть программы повышения квалификации работников системы образования Тюменской области по конкретному направлению инновационной деятельности.

1.2. Статус стажерской площадки присваивается образовательному учреждению, победившему в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО, или имеющему опыт работы по приоритетным направлениям инновационной деятельности.

1.3. Перечень стажерских площадок определяется  ТОГИРРО и согласовывается с департаментом образования и науки Тюменской области.

1.4. Образовательное учреждение, получившее статус стажерской площадки, в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении, настоящим Положением и региональными правовыми актами, регламентирующими инновационную и экспериментальную деятельность.

1.5. Статус стажерской площадки не изменяет тип и вид образовательного учреждения.

2. Цель и задачи деятельности стажерской площадки.

2.1 Стажерская площадка создается для реализации практической части программы повышения квалификации работников системы образования Тюменской области по конкретному направлению инновационной деятельности, системного распространения педагогического опыта.

2.2. Целью деятельности стажерской площадки является:

- повышение квалификации работников образования на основе компетентностно-деятельностного подхода.

- привлечения к реализации программ повышения квалификации лидеров системы образования, показывающих стабильные высокие результаты деятельности, имеющих эффективный инновационный опыт реализации основных направлений ПНПО и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», актуальный для распространения и использования в системе образования Тюменской области.

2.3. Стажерская площадка реализует следующие задачи:

-      формирование профессиональной компетентности;

-      формирование информационной компетентности;

- формирование коммуникативной компетентности;

-       формирование правовой компетентности.

2.4. Стажировка как форма прохождения курсов повышения квалификации для педагогических кадров позволяет погрузиться в педагогический процесс инновационной деятельности образовательного учреждения или творчески работающего педагога, осуществляющего инновационную деятельность - стажерской площадки, напрямую взаимодействовать с педагогом, обобщившим накопленный опыт, проанализировать свою деятельность с точки зрения инновационности и на основе изученного опыта спроектировать вариативную модель педагогической деятельности, адаптированную к условиям конкретного образовательного учреждения.

 

3. Порядок присвоения статуса и ликвидации стажерской площадки ТОГИРРО.

3.1. Присвоение образовательному учреждению статуса стажерской площадки осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением. На основании перечня образовательных учреждений - стажерских площадок ТОГИРРО, утвержденных департаментом образования и науки Тюменской области, заключается договор между институтом и образовательным учреждением, на базе которого будет функционировать стажерская площадка.

3.2. Стажерские площадки создаются с учетом следующих критериев:

3.2.1. Наличие положительного опыта разработки программ развития и инновационных проектов в определенной области деятельности.

3.2.2. Включенность в профессиональные сообщества различного уровня (муниципальный, региональный, федеральный).

3.2.3. Активное и результативное участие в реализации проектов различного уровня (муниципальный, региональный, федеральный).

3.2.4. Наличие положительного опыта работы в инновационной образовательной инфраструктуре области.

3.4.5. Наличие учителей - победителей ПНПО.

3.5. Решение о прекращении деятельности стажерской площадки принимает ТОГИРРО в следующих случаях:

- невыполнения договорных обязательств;

- невыполнения плана работы на текущий учебный год;

- фактического отказа образовательного учреждения от участия в реализации практической части программы повышения квалификации работников системы образования Тюменской области.

4. Организация деятельности стажерской площадки.

4.1. Стажерские площадки реализуют обучение в рамках модулей программ повышения квалификации (в количестве 8 часов), на основе которых составляется план работы стажерской площадки по конкретному направлению инновационной деятельности и корректируется в соответствии с приоритетными направлениями развития образования Тюменской области.

4.2. Стажерская площадка действует как площадка обучающего типа для проведения стажировки группы специалистов, изучающих данное направление инновационной и экспериментальной деятельности как самостоятельный вид обучения.

Обучающая Стажерская площадка предлагает стажеру:

- знакомство с опытом реализации  эффективных педагогических технологий и методик работы (проведение мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий и пр.);

- работа с документацией учреждения;

- обобщенную информацию из опыта работы по заявленной проблеме: методические пособия, раздаточный материал для стажеров, информационные образовательные ресурсы и методические пособия;

5. Права и обязанности стажерской площадки.

5.1. Стажерская площадка имеет право на:

- получение консультационной и методической помощи со стороны сотрудников ТОГИРРО;

- оплату часов по нормативам, установленным ТОГИРРО, организаторам и педагогам, проводящим мероприятия в рамках стажерской площадки;

- участие в научно-практических конференциях на базе ТОГИРРО;

- получение сертификата о проведении мероприятий в рамках Стажерской площадки;

Стажерская площадка обязана:

- соблюдать условия договора;

- обеспечивать процесс проведения стажировок и согласовать содержание практических мероприятий, в соответствии с графиком утвержденным ТОГИРРО.

- Информировать ТОГИРРО не позднее, чем за 2 недели, о невозможности проведения стажировки на базе образовательного учреждения

 

График работы стажёрских площадок

 

№ п/п

Дата курсов.

Место проведения

Стажёрская площадка

 

Руководитель

курсов

1

24 февраля

- 5 марта.

Г.Тюмень

 

МАОУ гимназия № 1, г. Тюмень

Обласова Т.В.

2

28 марта-

6  апреля.

 Г.Тюмень

МАОУ СОШ № 70, г. Тюмень

Володина Е.Н.

3

5-12

апреля.

Г.Ишим

МАОУ СОШ № 8, г. Ишим

Мысовских О.В.

4

27 сентября - 4 октября.

Г.Тюмень

 

МАОУ СОШ № 68, г. Тюмень

Обласова Т.В.

5

6-14 октября

 

МАОУ СОШ № 81, г. Тюмень

Мысовских О.В.

6

8-15

ноября

МАОУ лицей № 34, г. Тюмень

      Володина Е.Н.

 

 

 

Основные темы стажёрских площадок: «Содержание деятельности ШМО учителей русского языка и литературы в контексте реализации программы развития школы», «Создание развивающего культурологического пространства в школе», «Развитие учебно-информационных умений школьников на предметах гуманитарного цикла и др.

 

     Направление 3. Апробация методических пособий по русскому языку и литературе

 

В 2010-11 учебном году успешно апробированы следующие методические пособия издательства «Дрофа»:

 

Ф.И.О. учителя

Место работы,

должность

Класс, кол-во уч-ся

Автор пособия

Название пособия

1. Суючева Айша Муфараковна

МОУ СОШ

№ 17 г.Тобольска

9 «А»,

28 чел.

Тралкова Н.Б.

"Литература. Готовимся к ЕГЭ."

2. Старицина Светлана Геннадьевна

МАОУ Боровская СОШ № 1 Тюменского района

5 «А»,

25  чел.

Капинос В.И.

"ЕГЭ: шаг за шагом. 5 класс. Русский язык"

 

3.Феденко Оксана Борисовна

МАОУ

 СОШ № 35 г.Тюмени

9 «А», 9»Б»,

50 чел.

Пахнова Т.М.

 

"Готовимся к экзаменам. ГИА. Русский язык. 9 класс"

 

Данные методические пособия рекомендуются для работы учителей Тюменской области по подготовке к ЕГЭ и  ГИА по русскому языку и литературе.