ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 2011 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2011 г.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9-х классах проведена 26.05.2011 года. Эта новая форма итоговой аттестации, в основу которой положены централизованно разработанные экзаменационные материалы, осуществляется независимой внешней экспертизой и призвана выявить степень овладения школьников предметными компетенциями. Полученные результаты могут быть также использованы для формирования профильных классов, для анализа информации о тенденциях и существующих пробелах в преподавании русского языка в основной школе.
С 2009 года модель экзаменационной работы не претерпела существенных изменений, хотя ежегодно в КИМ разработчики вносят коррективы. В числе позитивных обновлений в 2011 году следует отметить соотнесённость КИМ ГИА с школьным учебником, упрощение формулировок заданий части В, «либерализацию» критериев оценки грамотности: за три орфографические и четыре пунктуационные ошибки девятиклассник получал 1 балл, а не 0, как в прошлом году. Менее строго оценивалось также соблюдение речевых и грамматических норм (2-1 ошибки не снижали максимального балла по критериям, отражающим качество речи участника экзамена). Кроме того, проводимая в течение ряда лет курсовая подготовка по вопросам методики и практики подготовки учащихся к ГИА в новой форме и тематические семинары для экспертов по проверке части С в 2010-2011 учебном году позволили в большинстве своём грамотно организовать подготовительную работу к экзамену и выработать единые подходы к проверке развёрнутого ответа. Объективности и качеству технологии обработки полученных результатов содействовала и новая процедура, предполагающая двойную проверку ученических работ и назначение третьей проверки в случае расхождения экспертных оценок. Контрольно-измерительные материалы экзаменационной работы полностью соответствовали демоверсии 2011 года, выставленной на сайте ФИПИ в ноябре 2010 года, что позволяло девятиклассникам заранее составить представление о типологии и содержании заданий. Всё это в комплексе определило повышение общего и качественного уровня выполнения экзаменационных работ на ГИА в 2011 году.
Общие критерии |
Результаты ГИА в 2011 годуобучающихся 9-х классов юга Тюменской области |
Результаты ГИА в 2010 годуобучающихся 9-х классов юга Тюменской области |
Количество выполнявших работу |
12326 |
12463 |
Не зачтено (оценка «2») |
834 (6,8%) |
1869 (15%) |
Количество «3» |
4572 (37,1%) |
6107 (49%) |
Количество «4» |
3030 (39,3%) |
3864 (31%) |
Количество «5» |
2076 (16,8%) |
623 (5%) |
Процент выполнения |
93,2% |
85% |
Процент качества |
56,1% |
36% |
Средний балл |
29,7 |
26,4 |
Средняя оценка |
3,7 |
3,3 |
Соотнесение результатов итоговой аттестации на ГИА в 2010 и 2011 году позволяет отметить положительную динамику по основным параметрам, отражающим качество выполнения работы выпускниками 9-х классов. Полученные результаты убедительно доказывают, что к экзамену в новой форме можно подготовить обучающихся, но при соблюдении следующих обязательных условий. Во-первых, необходимо отказаться от намерений специально «натаскивать» на ГИА. Во-вторых, каждый урок русского языка должен стать составной частью системы, где наблюдается соединение необходимых теоретических основ предмета с формированием устойчивых практических умений и навыков учащихся. В-третьих, в структуре и содержании урока важное место должно быть отведено формированию навыков понимания и интерпретации текста, а также развитию творческих способностей школьников.
Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка в основной школе
С учетом результатов государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов по русскому языку 2011 года рекомендуется:
Муниципальным методическим службам, районным методическим объединениям
1. в рамках методических объединений учителей-филологов организовать работу по анализу результатов ГИА по русскому языку 2011 года, типичных затруднений обучающихся;
2. регулярно проводить теоретические и практические семинары по повышению методического мастерства педагогов-филологов и качества уроков русского языка, привлекая экспертов региональной предметной комиссии по русскому языку, обеспечить посещение учителями обучающих семинаров, проводимых кафедрой филологии ТОГИРРО, по проблемным темам, связанным с подготовкой к ГИА по русскому языку.
Учителям русского языка
1. последовательно реализовывать на уроках и во внеурочной деятельности по предмету сознательно-коммуникативный принцип обучения языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений;
2. продолжить отработку умений, связанных с чтением, пониманием текста и умением его интерпретировать, формировать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных публицистических текстов.
3. уделять больше внимания на уроках русского языка анализу текстов различных стилей и типов речи, актуализируя умение учащихся рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, приводить тезис, аргументы, делать вывод;
4. формировать комплекс умений по переработке текстов, используя внутрипредметную и межпредметную интеграцию: обучать содержательному сжатию текста, свертыванию и развертыванию информации (конспектирование, реферирование, составление плана, отзыва, тезисов);
5. максимально использовать работу над сочинениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков; совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту;
6. осваивать методики преподавания русского языка, направленные на решение проблемы развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; проводить отбор коммуникативно значимых элементов содержания обучения русскому языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2011 г.
ЕГЭ по русскому языку в 2011 году проводился в 26 территориях Тюменской области. Всего выполняли работу 7 634 выпускников общеобразовательных учреждений, вечерних школ, СПО и НПО, что меньше на 553 экзаменуемых, чем в 2010 году. Из них выпускников общеобразовательных учреждений - 7 195. Число выпускников общеобразовательных школ меньше числа выпускников данного типа ОУ 2010 года на 438 человек и составляет 94,2 (%) от общего числа сдававших экзамен. Выпускников других типов образовательных учреждений - 439. В 2011 году продолжилось снижение как числа выпускников ОУ, так и выпускников вечерних школ, СПО и НПО, сдававших ЕГЭ.
Таблица 1
Результаты срезовых контрольных работ в динамике за два года (10-11 класс) в сопоставлении с результатами выпускников 2010 года
|
Выпускники 2010 года |
Выпускники 2011 года |
||||
|
Срезовая контрольная работа 2009 года (обучающиеся 10 классов) |
Срезовая контрольная работа 2010 года (февраль) (обучающиеся 11 классов) |
ЕГЭ 2010 |
Срезовая контрольная работа 2010 года (обучающиеся 10 классов)
|
Срезовая контрольная работа 2011 (февраль) (обучающиеся 11 классов) |
ЕГЭ 2011 |
Количество |
8 210 |
7322 |
7635 |
7435 |
7022 |
7 195 |
Средний балл |
52,3 |
55,6 |
57,6 |
54,2 |
55 |
61,1 |
Не зачтено (на «2»)% |
9,5% |
3% |
0,2% |
4% |
5% |
0,36% |
Выполнивших работу на 100 баллов - 6.
Более 90 баллов у 116 выпускников, что почти в 17 раз больше, чем в 2010.
Задания части А и В выполнены на более высоком уровне по сравнению с ЕГЭ 2010 года и значительно более высоком по сравнению со срезовой контрольной работой в 2011 году. Достаточно высокие результаты выполнения частей А и В объясняются во многом «хрестоматийностью» заданий, предложенных на едином государственном экзамене в 2011 году.
Более 90% выполнения по 2 заданиям: А2, А6.
80% -90% выполнения по 9 заданиям: А1, А3, А5, А7, А11, А13, А16, А20, А24.
70-80% выполнения по 11 заданиям: А4, А14, А15, А17, А19, А21, А22, А23, А27,А28, В1.
Более низкий по сравнению с другими заданиями процент выполнения А8 (Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?) - 57, 07%.
В задании А9 (Указать характеристику предложения) даны простые осложненные предложения, узнавание которых, как правило, вызывает у школьников затруднения (поэтому процент выполнения традиционно находится в пределах 60%).
По заданию А18 (слитное - раздельное написание) выпускники продемонстрировали один из самых низких процентов выполнения- 58,5%. Наиболее трудными представляются задания, требующие знания правописания союзов, производных предлогов, местоимений, наречий, которые необходимо отличать от существительных с предлогом.
Самые трудные задания в части А КИМ 2011 года - А30 (51,1% выполнения) - задания по фразеологии, поскольку фразеологизмы представлены «неяркие», «не хрестоматийные».
Например, Укажите предложение, в котором используется фразеологизм
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
1.Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. 2Вот тогда я научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации.3.Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». 4.Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был.
Наиболее трудными заданиями в В2 (45,5%) в этом году представляются следующие.
Найти производный предлог.
Я рос волчонком. Вокруг меня был мир, населенный людьми, они жили в теплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно.
Выпишите все наречия.
Но однажды я комкаю свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам. Никого. Мама ушла за морошкой, все на покосе. Дом выдался из палисада вниз, к реке.
Выпишите все союзы.
Пока я читал, в природе шли изменения. Было солнечно, празднично - теперь все померкло, многоголосый мир замолчал. В небе понемногу собирались облака и тучки, кое-где еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные.
Результаты выполнения части С в 2011 году
По всем критериям части С наблюдается повышение процента выполнения как по сравнению с результатами ЕГЭ 2010 года, так и с результатами региональной срезовой контрольной работы.
Например, в сравнении с ЕГЭ 2010 года: по К1(формулирование проблемы исходного текста) - на 3,6%, К2 (комментарий к сформулированной проблеме) - на 4,5%. К3 (формулирование авторской позиции) - на 6,1. Существенное повышение результатов произошло по сравнению со срезовой контрольной работой. Например, по К1 на 8%, по К2 - почти на 20%, по К3 - на 10%.
Сопоставление результатов по критериями 7 и 8 ЕГЭ 2010 года и ЕГЭ 2011 года производиться не будет в связи с изменением критериев оценивания в 2011 году (см. Демоверсию). Хотя очевидно, что результаты выполнения по критериям грамотности (К7, К8, К9, К10) существенно выше, чем в предыдущие годы (что объясняется, как было отмечено выше, снижением требований в критериях оценивания).
Следует отметить, что сложность исходных текстов для рефлексии явно неодинакова. В нескольких вариантах был предложен публицистический текст об экологической ситуации с достаточно понятной проблемой и авторской позицией, выраженной явно. Написание сочинения по данному тексту не вызвало затруднений у экзаменуемых. Совершенно противоположная ситуация с фрагментом из произведения И.А. Бунина. Текст, в котором поднималась проблема соотношения художественного вымысла и реальности, трудности и практически невоплотимости всего многообразия жизни в художественном слове, был неверно истолкован подавляющим большинством выпускников. Многие сформулировали проблему «бесполезности» книг, «вреда» книг для здоровья. Значительная часть выпускников расширила рассматриваемую проблему до проблемы «вреда ухода в виртуальный мир» и приводила аргументы из современного контекста, доказывающие, что социальные сети и компьютерные игры - это плохо. Именно сочинения экзаменуемых по данному тексту составили две трети работ, подвергшихся третьей проверке, поскольку их оценивание вызвало затруднения у экспертов: при столь «отдаленной» интерпретации считать ли сочинение написанным по исходному тексту или считать его написанным без опоры на предложенный текст.
Методические рекомендации
Учитывая результаты ЕГЭ по русскому языку в 2011 году, необходимо обратить внимание в 2011-2012 учебном году на следующее.
Администрации муниципальных органов образования
1. Обеспечить обучение учителей русского языка, привлекаемых для проверки части С на региональных срезовых контрольных работах, по программе «Эксперт ЕГЭ».
Администрации образовательных учреждений
1. Регулярно обеспечивать контроль за преподаванием русского языка в 5 - 11 классах в аспекте формирования коммуникативной и языковой компетентности обучающихся при усилении коммуникативной направленности обучения.
2. Обеспечивать контроль регулярности и поэтапности работы по подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по русскому языку с целью преодоления «скачкообразности» результатов деятельности, разнообразия используемых форм работы и промежуточного контроля при подготовке к экзамену.
Учителям русского языка и литературы
1. Пересмотреть организацию работы над частью С: осознать значимость данного раздела в подготовке обучающихся к выпускному экзамену в свете современных требований к результатам обучения, усилить внимание к умению обучающихся понимать исходный текст и строить высказывание по типу речи рассуждение, четко формулировать свою позицию и подбирать аргументы, доказывающие ее. Предметом особого внимания в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта по русскому языку на всем протяжении обучения с 5 по 11 классы должно стать целенаправленное развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), формирование умений рассуждать на предложенную (общественно значимую, нравственную, научно- этическую) тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод и т.д. Значительное место на ступенях основного и общего образования необходимо отвести отработке таких общеучебных умений, как чтение, понимание и интерпретация текста. В связи с этим на уроках русского языка (и литературы) следует больше внимания уделять содержательному, а не формальному анализу текстов различных стилей и типов речи, опирающемуся на понимание особенностей проблематики и способов выражения смысла в текстах различных стилей. При обучении любому сочинению необходима выработка сознательного отношения учащегося к продукту его речевой деятельности, которое возможно только при освоении умений определять замысел (идею) будущего текста, ставить коммуникативную задачу, отбирать адекватные ей языковые средства, в том числе и различные средства выразительности.
2. Обсудить на заседаниях методических объединений опыт работы учителей, осуществляющих подготовку к ЕГЭ наиболее эффективно (отметить особую успешность работы по тем или иным разделам русского языка, с теми или иными категориями обучающихся) и рекомендовать наиболее удачный опыт к применению в практике преподавания русского языка в 10-11 классах других учителей-словесников.
3. При планировании уроков русского языка особое внимание уделить в 8-9 классах повышению мотивации обучающихся, разнообразию видов деятельности, сочетанию групповых и индивидуальных форм обучения. Необходимо проводить итоговые зачетные работы по большим темам в разных формах (смотры знаний, зачеты разноуровневого характера; семинарские занятия и т.д.), поскольку, как показывают наблюдения, именно материал 8 - 9 классов плохо усваивается обучающимися.
4. Особое внимание необходимо обратить на работу с текстом при подготовке к изложению в 9 классе (новая форма аттестации в 9 классе требует хороших знаний речевой теории).
Познакомиться с документами ЕГЭ 2011 года учителя, учащиеся и их родители могут на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2011 г.
Статистические данные ЕГЭ по литературе в 2011 году свидетельствуют о повышении качества выполнения экзаменационной работы по всем основным показателям, что является, несомненно, результатом многолетней работы и сложившейся в Тюменской области системы подготовки к ЕГЭ, накопленного за эти годы продуктивного методического опыта учителей. С другой стороны, результаты 2011 года косвенно подтверждает и правильность постоянной корректировки экзаменационной модели.
Общие результаты ЕГЭ по литературе в 2011 г.
(в сравнении с 2010 и 2009 гг.)
Год |
Кол-во участников ЕГЭ (чел.) |
Кол-во выпускников, получивших «незачет» (чел. / %) |
Кол-во выпускников, получивших «зачет» (чел. / %) |
2011 |
331 |
1 (0,3%) |
330 (99,7%) |
2010 |
310 |
8 (3%) |
302 (97%) |
2009 |
266 |
2 (1%) |
264 (99%) |
Как показывает анализ, по сравнению с прошлым годом увеличилось количество экзаменуемых, показавших достаточно высокий уровень выполнения работы (71-96 баллов): 28 чел. (8,5%), в то время как в 2010 году их было только 12 (3,8%). Самые высокие баллы получили выпускники Гимназии при ТГУ г.Тюмени (96 и 89 баллов) и Викуловской СОШ № 2 (91 балл). Уменьшилось количество экзаменуемых, продемонстрировавших минимальный уровень филологической подготовки и способных набрать лишь немногим более «порогового» балла (32-40 баллов). Подобная категория экзаменуемых составляет 21 чел. (6,3%), в то время как в 2010 году таких участников было 31 человек (10%). Если в прошлом году 41-50 баллов на экзамене получили 127 (41%) выпускников ОУ, то в этом году - 80 чел. (24,2%). В то же время выросло число тех, кто показал результат в пределах 51-60 баллов - 117 чел. (35,3%) и 61-70 баллов - 84 (25,4%), тогда как в 2010 году соответственно 100 чел. (32,3%) и 31 чел. (10%). Средний балл - 56,2 (в 2010 г. - 50,0).
По-прежнему выпускники испытывают затруднения при ответе на проблемные вопросы заданий С2 и С4, которые проверяют умения соотносить произведение (текстовой фрагмент) с другими текстами, а самое главное - самостоятельно обосновывать выбранные параллели: выполнение задания С2 составило 81% (для сравнения: в 2010 году - 75,5%, задание С4 - 66,8% экзаменуемых (в 2010 году - 59,6%).
Самым проблемным остается выполнение части 3 - заданий с развёрнутым ответом (С5.1-С5.3), которые относятся к высокому уровню сложности и проверяют умение интерпретировать художественный текст в соответствии с поставленным вопросом и создавать самостоятельное связное высказывание объемом не менее 150 слов.. Наиболее низкие результаты показаны экзаменуемыми по критерию «следование нормам речи». 109 выпускников (32,9%) получили по этому критерию 0 баллов, так как допускали в сочинении многочисленные речевые ошибки и недочёты, затруднявшие понимание смысла высказывания (в 2010 году - 38,2%).1
РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2011 г.
Государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов по литературе проводилась в Тюменской области в 2011 году впервые в экспериментальном режиме. В ней приняли участие 60 выпускников IX класса из 5 территорий Тюменской области. Анализ результатов ГИА по литературе 2011 года показывает резкую поляризацию групп экзаменуемых, имеющих разные уровни подготовки:
- 6 экзаменуемых (10%) написали работу на «5» (10 %), из них 2 выпускника 9 класса - из СОШ № 19 г. Тюмени и гимназии № 83 г.Тюмени показали очень высокие результаты (28 и 27 баллов соответственно), а один участник ГИА по литературе (г.Тюмень, гимназия № 21) получил максимальный балл (30);
- написали на «4» - 18 чел. (38,3%),
на «3» - 23 чел. (30 %).
При этом 13 выпускников (21,7%) получили за экзамен отметку «неудовлетворительно», набрав от 2 до 9 баллов; из них у 3-х человек «пограничный» результат - 9 баллов.
Качество выполнения экзаменационной работы (т.е. на «хорошо» и «отлично») - 40%. Средний первичный балл составляет 15,0 из 30, средний балл оценки - 3,3.
Район |
на «2» |
на «3» |
на «4» |
на «5» |
Средние показатели |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
средний балл (мак. =30) |
% выполнения |
ср. балл оценки (max=5) |
|
г.Тюмень |
9 |
21,4 |
10 |
23,8 |
18 |
42,9 |
5 |
11,9 |
16,3 |
54,2 |
3,5 |
Нижнетавдинский район |
|
|
4 |
100,0 |
|
|
|
|
13,3 |
44,2 |
3,0 |
Голышмановский район |
1 |
20,0 |
3 |
60,0 |
|
|
1 |
20,0 |
13,2 |
44,0 |
3,2 |
Сладковский район |
2 |
33,3 |
4 |
66,7 |
|
|
|
|
11,0 |
36,7 |
2,7 |
г.Тобольск |
1 |
33,3 |
2 |
66,7 |
|
|
|
|
9,7 |
32,2 |
2,7 |
Итого |
13 |
21,7 |
23 |
38,3 |
18 |
30,0 |
6 |
10,0 |
15,0 |
49,8 |
3,3 |
Исходя из этого, результаты государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов по литературе нельзя считать удовлетворительными, что можно объяснить во многом экспериментальным характером экзамена, низкой мотивацией девятиклассников на сдачу выбранного ими экзамена, недостаточной осведомленностью о требованиях к уровню необходимой филологической подготовки и отсутствием серьезной, целенаправленной, системной подготовки, неотработанностью экзаменационной модели и спорностью некоторых заданий.
ГИА по литературе 2011 года выявила серьезные пробелы в базовых знаниях выпускников основной школы, низкий уровень начитанности, развития ключевых предметных компетенций и аналитических навыков. С другой стороны, результаты государственной итоговой аттестации по литературе в Тюменской области отражают и общую тенденцию снижения уровня гуманитарного образования в стране, падения читательской культуры школьников, что связано, в том числе, и с минимальным количеством часов литературы в основной школе (2 часа - в 5-8 классах и 3 часа - в 9 классе).
Методические рекомендации
С учетом результатов ЕГЭ и ГИА по литературе 2011 года рекомендуется:
Муниципальным органам управления образованием, методическим службам
1. в рамках методических объединений учителей-филологов организовать работу по анализу результатов ЕГЭ и ГИА по литературе 2011 года, типичных затруднений обучающихся;
2. продолжить обобщение продуктивного опыта подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе; обеспечить соблюдение принципа преемственности в подготовке к ЕГЭ и ГИА по литературе; вести системную работу по накоплению и обобщению продуктивного опыта по подготовке обучающихся 9-х классов к ГИА по литературе, по обмену опытом работы учителей с обучающимися на основе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;
3. регулярно проводить теоретические и практические семинары по повышению методического мастерства педагогов-филологов и качества уроков литературы, обращаясь к наиболее сложным вопросам подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА и привлекая экспертов региональной предметной комиссии по литературе;
4. в рамках сетевого взаимодействия ОУ проводить мероприятия, направленные на повышение читательской культуры школьников, формирование ценностного отношения к чтению и книге.
Администрации ОУ:
1. по возможности организовывать системную предпрофильную (8-9 классы) и профильную (10-11 классы) гуманитарную подготовку обучающихся (предпрофильные/профильные гуманитарные и филологические классы с соответствующим увеличением количества часов на преподавание литературы и русского языка, элективные курсы по анализу художественного текста и т.д.); обеспечить соблюдение принципа преемственности в преподавании литературы в основной и старшей школе, подготовке к ЕГЭ и ГИА;
2. создать оптимальные условия для работы учителя по подготовке обучающегося к ЕГЭ и ГИА по литературе по индивидуальному образовательному маршруту (срезовые работы в формате ЕГЭ и ГИА, системные консультации, дополнительные занятия и т.п.) с обязательным материальным стимулированием; привлекать к этой работе родителей, регулярно информировать их о промежуточных результатах подготовки ребенка к экзамену и возникающих проблемах;
3. в рамках ВШК систематически контролировать качество уроков литературы, выполнение практической части программы (сочинений), качество организации и разнообразие методических форм внеурочной деятельности по предмету;
4. обеспечивать посещение учителями обучающих семинаров по методике анализа текста и подготовке к ЕГЭ и ГИА по литературе, проводимых кафедрой филологии ТОГИРРО.
Учителям литературы:
1. продумывать систему индивидуальной подготовки обучающегося к ЕГЭ и ГИА по литературе на уроках (дифференцированные и индивидуальные опережающие задания по анализу текста, письменные работы в формате заданий ЕГЭ и т.д.) и во внеурочное время (элективные курсы, консультации, дополнительные занятия, участие в предметных олимпиадах и конференциях, литературных конкурсах, викторинах и др.);
2. организовывать повторение пройденного материала, выделяя для этого специальное время на уроке и актуализируя знания на новом проблемном уровне;
3. целенаправленно отрабатывать на практике умение читать и понимать формулировки заданий, выделяя ключевые слова и устанавливая между ними смысловые связи;
4. использовать методику «медленного» чтения художественного текста на уроках-практикумах, уделяя особое внимание анализу различных средств воплощения авторской идеи в произведении;
5. совершенствовать приемы работы по анализу эпизода, совершенствовать умение определять место или роль фрагмента в произведении;
6. формировать у обучающихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве содержания и формы с учетом родовой специфики.
7. формировать у обучающихся навыки сравнительного анализа литературных явлений, отрабатывая их на практике при создании устных и письменных высказываний ограниченного объема, выстраивая опорные логические схемы;
8. совершенствовать навыки интерпретационной деятельности обучающихся на основе анализа текста при написании сочинений и мини-сочинений, актуализировать навыки составления плана.
9. в работе с художественным текстом добиваться усвоения обучающимися терминологического аппарата, необходимого для анализа произведения; с целью повышения терминологической грамотности, закрепления и контроля литературоведческих знаний систематически проводить словарную работу, терминологические диктанты, повторять определения на уроках.