ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИТ В ОБУЧЕНИИ
Исмагилова И.В. Слободян Л.Ю. «Психодидактические аспекты применения ИТ в обучении». Учебно-методические рекомендации. Тюмень: Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий, 2003. - 22 с.
Работа утверждена на заседании кафедры психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса ТГКППТ.
Методические рекомендации адресованы преподавателям, осваивающим и активно использующим в своем педагогическом арсенале средства ИТ. С психологических позиций рассматриваются проблемы применения слайд-лекции и Web-ресурса педагога в учебном процессе и возможные пути их решения.
(С) Исмагилова И.В., Слободян Л.Ю., 2003.
(C) Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий, 2003.
I. Психодидактические аспекты использования слайдовой технологии на учебной лекции
В технологии мультимедиа, активно применяющейся педагогами для создания слайд-лекций, кроется целый комплекс психодидактических проблем. Возможности этой технологии, действительно, позволяют реализовать интенсивные формы и методы обучения. Графика, анимация, фото, видео, звук в добавлении к тексту создают интегрированную информационную среду, которая позволяет существенно повысить уровень восприятия и усвоения учебной информации. Известно, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается учебный материал. Между тем, восприятие визуальной информации в электронном виде имеет свою специфику, без учета которой, например, анимация из эффективного средства управления вниманием может обратиться в его разрушителя.
Выбор слайдовой технологии для лекционной формы обучения должен быть продиктован в первую очередь ее педагогической целесообразностью.
Педагогически оправдано использование слайда как средство
- - создания визуальной опоры для конспектирования, особенно в случае, если учебный материал содержит большой объем авторской интерпретации;
- - экономии учебного времени;
- - организации учебной работы над усвоением и запоминанием новых понятий, терминов;
- - оптимизации предметно-специфического мышления;
- - иллюстрирования фактов, процессов, явлений в форме рисуночных изображений, фото- и видеоматериалов;
- - демонстрации динамики процессов, например, при помощи анимации;
- - управления вниманием аудитории, особенно если в лекции преобладает теоретический учебный материал, например, демонстрацией опережающих вопросов;
- - обеспечения эмоциональной включенности учащихся в учебную деятельность;
- - активизации образного мышления, особенно при изучении гуманитарных дисциплин;
- - создания целостного представления учебного содержания, курса или дисциплины в виде визуальных образов, например, «дерево знаний», «карта местности», «гора освоения» и т.д., или плана-схемы;
- - организации интерактивных видов учебной работы, например, проверка выполненных заданий, запуск проблемных, заведомо ошибочных, ситуаций, процессов, моделей и т.д.;
- - эстетизации учебного процесса;
- - управления работоспособностью в ситуациях, когда необходимо «оживить» аудиторию, переключить внимание, оптимизировать познавательную активность, например, демонстрацией эмоционально насыщенных иллюстраций, фотоматериалов, видеофрагментов.
Наиболее часто используемый продукт для создания презентаций - Microsoft Power Point. Нижеприводимые рекомендации относятся именно к этой программе, но применимы также и для большинства других программ для создания презентаций.
С чего начать?
Проектируя слайды, не забывайте о слабых местах технологического процесса. Старайтесь использовать только такие элементы, которые не могут быть испорчены в процессе воспроизведения: простые, легко читаемые шрифты, несложные, хорошо прочерченные рисунки, контрастные фотографии. Избегайте тонких линий и черточек, светлых оттенков серого цвета, а также слишком декоративных или слишком мелких шрифтов.
Соблюдайте меру с использованием спецэффектов. Однообразный формат слайдов наскучит Вашей аудитории, но и их непредсказуемая последовательность будет раздражать, так что Вам придется направлять дополнительные усилия на организацию и внимание аудитории.
Продумайте свой темп. Учебный материал труднее воспринимается, если Вы демонстрируете слишком быстрый или (что случается чаще) очень медленный темп. При освоении слайд - технологии наиболее сложной задачей является определить, сколько времени займет новая слайд - версия.
Как раскрыть познавательный потенциал учащихся средствами презентации?
Хорошо отлаженная слайд-лекция, ясно передающая мысли и производящая сильное эмоциональное впечатление дает учащимся действенный стимул для активной познавательной работы. Превратите презентацию учебного материала в активный опыт обучения, дополняя ее заданиями. Например:
- - в начале лекции предъявить список вопросов, на которые предстоит ответить в конце учебного занятия;
- - совместно расставить пункты по степени их важности или провести мозговой штурм;
- - выявить наиболее важные пункты (элементы) на предъявленной схеме или таблице;
- - предсказать последствия изменения условий, порядка и т.п.
Главное достоинство слайдовых презентаций в их разнообразии. Активно включайте в презентации для больших аудиторий разнообразные виды деятельности, например: письмо, прослушивание, просмотр, ведение записей, копирование диаграмм, выполнение небольших упражнений по обсуждению материала, постановку вопросов, ответы на вопросы, выражение своей реакции, решение задач на вычисление, расстановку приоритетов и т.д. Учащиеся должны «что-то делать" с информацией на экране, простое переписывание представляет собой малоэффективный способ обучения.
На слайд-лекции используйте раздаточные материалы, с помощью которых приучайте учащихся вести рабочие записи. Раздаточные материалы позволяют избежать непродуктивного процесса, когда слушатели просто записывают то, что Вы говорите или переписывают с доски или экрана.
Подумайте, как сделать Ваши раздаточные материалы «интерактивными». Например, включите в эти материалы задания (индивидуальные или для выполнения в группах из двух-трех человек), которые учащиеся будут выполнять во время презентации. Оставьте на материалах место для заметок учащихся, чтобы они могли почувствовать себя «хозяевами» материалов. Когда учащиеся делают свои собственные пометки прямо на раздаточных материалах, записывают свою реакцию, мысли или ответы, у них сразу же возникает чувство обладания этими материалами. Материалы перестают быть всего лишь бумагами, которые им выдали на занятии.
Как избежать технических ошибок в презентации?
Не оставляйте на экране слайд, если Вы сменили предмет разговора. Лучше выключить проектор, чем оставлять на виду информацию, с которой учащиеся уже ознакомились. Если клавиатура компьютера находится в пределах вашей досягаемости, то при нажатии на клавишу «В» в некоторых системах монитор становится черного цвета, а повторное нажатие на эту же клавишу возвращает изображение. Это гораздо легче и безопаснее, чем полностью выключать проектор, рискуя потерять время, ожидая, пока он снова достаточно нагреется, чтобы можно было переходить к показу следующего слайда. В качестве альтернативы Вы можете вставить «черный» слайд или заготовить «нейтральный» слайд (это может быть пейзаж или любое изображение, не несущее учебной информации), если понадобится отвлечь внимание аудитории от экрана.
Не возвращайтесь назад слишком надолго. Если Вам нужно вернуться к слайду, который Вы показывали гораздо раньше, то лучше выключить экран и найти нужный слайд, не заставляя аудиторию опять просматривать каждый шаг. То же относится и к возвращению на исходную точку презентации.
Обратите особое внимание на цветовую гамму Ваших слайдов. Те цвета, которые хорошо смотрятся на экране компьютера, не всегда видны при проекции. Если большинство презентаций Вы будете проводить в помещении с естественным освещением, то лучше в тексте придерживаться темных цветов и светлого (даже белого) фона. Если Вы будете работать в лекционном амфитеатре, где Вы полностью можете регулировать освещение, то можно пойти на риск и использовать светлый цвет для текста и темный фон.
Не обрушивайте свой гнев на окружающих. Когда технически что-то не получается, то легко начать жаловаться на условия, в которых проходит обучение, или на то, что Вам не предоставили обещанных ресурсов. Злость на людей не приносит никакой пользы. На Ваших учащихся произведет большее впечатление, если Вы спокойно и энергично будете продолжать занятие, используя другие имеющиеся средства.
Помните, что педагог, уверенно демонстрирующий общепользовательские умения в области ИТ, «вырастает в глазах студентов» приобретает имидж специалиста, идущего «в ногу со временем».
Как управлять аудиторией?
Когда Вы готовы начать занятие, попросите внимания у аудитории. Это легче сделать, если Вы приглушите свет и начнете показывать первое изображение на проекторе, вместо того чтобы пытаться заглушить разговоры громким голосом. Постарайтесь не обращать внимания на опоздавших. Проявите уважение к тем, кто вежливо пришел вовремя и уже находится на месте, поэтому обращайтесь к ним.
Но помните, в каких условиях человека клонит ко сну! Выключенный свет, удобная поза, монотонность вашего голоса могут создать идеальные условия для того, чтобы аудитория задремала, особенно если изображение на экране будет нечетким.
Интересуйтесь у учащихся, как они воспринимают Вас и демонстрируемый учебный материал. Время от времени спрашивайте: «Всем меня хорошо слышно? Всем хорошо видно? Вы за мной успеваете? Вам это понятно?» Слушайте ответы и пытайтесь на них реагировать соответственно.
Не теряйте визуальный контакт с группой. Это помогает установить позитивные отношения с Вашими слушателями. Если Вы с улыбкой смотрите учащимся в глаза, это помогает им расслабиться и быть доброжелательно настроенными, особенно, когда они впервые переступают порог Вашей аудитории. Помните, что ожидание неизвестного может вызвать неприятные чувства.
Следите за языком телодвижений Вашей аудитории. Вы очень скоро научитесь узнавать симптомы «смотрящего мимо» взгляда, когда учащиеся превращаются из активных участников в пассивных наблюдателей. Это может послужить сигналом, что настал момент для подготовленных Вами «случаев из жизни» или, еще лучше, для упражнения или задания.
Не разговаривайте с экраном. Работа с проекторами естественным образом воспитывает хорошие привычки, одна из которых - смотреть на материал на вашем рабочем столе, а не на экран, и не говорить спиной к аудитории. Если Вам нужно наблюдать на экране проектируемые изображения, следите, чтобы при этом Вы все-таки обращались к аудитории. Если возможно устроить так, чтобы Вы смотрели на экран компьютера, а не на проекционный экран, тогда проблема частично решается.
Как поддерживать учебный контакт невербальными средствами?
Вне зависимости от того, обращаетесь ли Вы к аудитории из 100 человек в большом лекционном зале или к маленькой группе, важно следить за своими телодвижениями. Если вы будете внимательно наблюдать за участниками и их телодвижениями, вы сможете уловить важные признаки того, как они себя чувствуют и воспринимают вас.
Помните, что удерживать внимание аудитории возможно только на короткие промежутки времени. Члены Вашей аудитории могут периодически концентрировать свое внимание на какой-то короткий срок, но никто не в силах удерживать внимание на то время, в течение которого Вы (или Ваш автор) иногда любите поговорить.
Избегайте смотреть поверх голов учащихся. Они начнут поворачиваться, чтобы посмотреть, что там такое сзади на стенке. Не стоит и слишком долгое время рассматривать пол: некоторые из Ваших слушателей могут почувствовать себя лишними.
Не «привязывайтесь» взглядом к одному человеку (даже если у него очень приветливое выражение лица). Слишком легко сосредоточить все свое внимание на учащемся, находящемся прямо перед вами. И также легко упустить из виду сидящих далеко слева или далеко справа, поэтому иногда хорошо повернуться всем телом по направлению к этим группам, чтобы они оставались в поле вашего внимания.
Следите за своими руками. Если с энтузиазмом размахивать ими, то некоторых это может отвлекать. Если держать их сложенными в замок за спиной, то это может быть воспринято, как «королевская поза»! Если Вы волнуетесь, то легче всего неплотно сложить их в замок перед собой.
Запишите себя на видео и поразмышляйте о своих телодвижениях. Не слишком ли Вы много двигаетесь или же, наоборот, стоите, будто Вас приклеили к полу? Ценно узнать мнение и у вашей группы.
Избегайте стоять слишком близко к кому-либо. Помните о существовании зон личного комфорта. Если Вы будете вторгаться в эти зоны, то люди будут ощущать дискомфорт или неправильно истолкуют Ваши намерения.
Вносите поправки
Периодически делайте видеозапись своей работы. Просматривайте запись для выявления своих собственных сильных и слабых сторон и с целью улучшить свою работу. Наверное, Вы окажетесь для себя самым строгим критиком, поэтому не старайтесь побороть сразу все недостатки. Работайте пошагово над каждой нежелательной мелкой привычкой.
Обязательно посмотрите Вашу слайд-лекцию в бумажном формате. Распечатайте ваши слайды, скажем, по шесть на странице. Это позволяет получить общее впечатление о Вашей презентации и иногда может указать Вам, где необходимо добавить еще один или два слайда. Хорошо также иметь эти страницы во время презентации, чтобы Вы смогли легко вспомнить содержание следующего слайда.
Обязательно вносите поправки и улучшайте свои слайды. Так просто вносить изменения в набор слайдов, что нет никакого оправдания для неотредактированной презентации, не «подстроенной» под конкретную учебную аудиторию и ситуацию. Как правило, наиболее ценными добавлениями являются новые слайды, которые уже содержат ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Помните, что все зависит от них - учащихся. Вы можете считать, что Ваша роль - провести занятие, но успех по-настоящему измеряется объемом и качеством знаний, полученных учащимися во время занятия. Если даже Вы выполните «свою часть работы», это еще совсем не означает, что они выполнили свою!
Вопросы для самопроверки
- 1. Насколько дидактически оправдано применение слайдовой технологии на занятии?
- 2. Логично ли выстроен представленный средствами ИТ учебный материал и насколько совпадает он с логикой занятия?
- 3. Способствует ли выбранное Вами средство ИТ оптимизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся?
- 4. Способствует ли применение слайдовой технологии на занятии повышению интереса учащихся к изучаемой теме?
- 5. Оптимизирует ли слайд-версия динамику внимания учащихся и восприятие ими учебной информации?
- 6. Насколько применение ИТ на занятии комфортно для учащихся и стимулирует их работоспособность?
- 7. Удалось ли Вам продемонстрировать развитость общепользовательских умений в области информационных технологий?
- 8. Испытываете ли Вы состояние творческой удовлетворенности от проведенной лекции с использованием слайд-технологии?
II. Web-ресурс педагога
Использование ИТ в обучении направлено на повышение доли самостоятельной работы учащихся в учебном предмете, в том числе через увеличение числа часов на индивидуальную работу с образовательным Web-ресурсом педагога. Возможности самих ИТ позволяют активизировать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, и существенно разнообразить самостоятельную работу и информационно-учебное взаимодействие между педагогом и студентом.
Особенности организации самостоятельной работы учащегося с Web-ресурсом педагога
Особенностями самостоятельной работы с учебным материалом Web-ресурса педагога являются:
- - отсутствие непосредственного личностного контакта учащегося с педагогом;
- - опосредованность учебного взаимодействия;
- - минимизация эмоционального компонента обучения.
- - Восполнить дефицит эмоционально-личностного взаимодействия учащегося и педагога возможно средствами персонификации личности педагога:
- - авторской логики изложения учебного материала;
- - лексического своеобразия письменной речи (применение обращений, слов, выражающих положительные эмоции, отношение, дающих эмоциональную насыщенность «обратной связи»);
- - аудиального сопровождения («голос учителя»);
- - применения пиктограмм (знаковых средств выражения эмоций, при этом каждая пиктограмма должна обладать конкретным обозначенным педагогом значением);
- - применения обращений к учащемуся лично (в единственном числе) в форме фото-, аудио-, видео- представления педагога;
- - наполнения странички педагога информацией личностного содержания.
Приемы оптимизации восприятия информации в электронном виде
Учебный текст лучше воспринимается и усваивается, если задается стратегия работы с ним в виде четких, лаконичных инструкций к чтению текста, к выполнению заданий, упражнений и т.п.
Безукоризненно грамотно составленный учебный текст способствует адекватному его восприятию. Даже редко встречающиеся грамматические или стилистические ошибки снижают познавательную мотивацию и доверие к автору учебного материала.
Усвоение нового учебного материала продуктивнее при дроблении текста на небольшие по объему, логически выстроенные смысловые блоки. При этом, лучше, если каждый идейный блок целиком (без скроллирования) представлен на экране.
Основная идея блока (абзаца) должна находиться в самом начале, в первой строке. Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли.
Выделение абзацев путем стрелок, маркировок облегчает восприятие большого по объему текстового материала.
Большой текст тяжело читается с экрана. Избежать его монотонности можно выделяя другим шрифтом, курсивом, цветом ключевые слова, фразы или абзацы.
Представление учебного материала в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц, анимаций обеспечивает максимальную его информативность. Большую таблицу рекомендуется разбить на несколько мелких, или при скроллировании шапка таблицы должна находиться на экране.
Важно соблюдение принципов пространственной совместности: пояснения к графикам должны располагаться как можно ближе к ним; временной совместности: текст и соответствующие ему изображение должны предъявляться одновременно.
Всегда используйте подрисуночные надписи. Вероятность, что их прочтут, в два раза выше, чем у текстовых материалов.
Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем «рядовая».
Заголовок - наиболее важный элемент текстовой информации. Это телеграмма, по которой судят, читать текст или нет.
Основной учебный текст будет прочитан с большей вероятностью, если заголовок возбуждает любопытство.
Избегайте «слепых» заголовков, которые ничего не означают, пока не прочитан ниже основной текст.
После двух или трех абзацев текста введите ваш первый подзаголовок, и после этого используйте подзаголовки как можно чаще до конца текста. Они заставляют читать дальше. Дайте некоторые из них в вопросительной форме, чтобы возбудить любопытство к последующему тексту.
Приемы организации запоминания учебной информации
Организация запоминания при самостоятельной работе студента с Web-ресурсом имеет свои особенности и реализуется в основном через форму представления учебного материала. Хорошо структурированный учебный материал: пространственное расположение на экране, оформление, единая логика использованных символов и знаков, воспринимается и запоминается эффективнее.
Целостное представление о содержании учебной дисциплины в виде ее обобщенного наглядного образа («дерево знаний»), схемы, модели; оглавления, включающего темы, виды работ; временные параметры способствуют более эффективному восприятию и осмыслению.
Представленная целостная образно-логическая схема главы, учебного модуля облегчает понимание связей и главной идеи (смысла) и удерживается памятью намного легче, чем текстовый материал.
Поскольку невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную, - следует обращать студента к тексту столько раз, сколько задач ставится перед ним. То есть одно чтение - одна учебная задача:
Трудность при запоминании понятий, определений связана не столько с их значением (формулировкой) сколько с контекстом, в котором они используются. Например,
- - текст с предсказуемым содержанием («информационная избыточность») запоминается намного легче. И наоборот;
- - чем больше новой информации несет каждый отдельный элемент учебного материала, тем он труднее для запоминания.
Учебный материал содержит факты, понятия, действия, которые имеют различную значимость для учащихся; очевидная значимость материала для жизненных и профессиональных целей упрощает усвоение и запоминание;
Осмысленный материал запоминается быстрее и с меньшим числом ошибок, чем неосмысленный. Он также полнее и дольше сохраняется. Лучшему осмыслению учебного материала способствуют
- - вопросы на самопроверку, помещенные в конце каждого логического блока информации,
- - задания на выделение в тексте смысловых опорных точек (слово, фраза, абзац).
- - система ссылок, расширяющих понятийный и словарный запас.
Легкость и трудность запоминания слов и текстов определяется частотой их употребления в речи. Слова, которые часто повторяются в речевой практике человека, запоминаются быстрее. Способствуют этому ссылки - установки: «это определение лучше прочитать вслух», «проговори эти понятия (определения) несколько раз вслух» и т.д.
Чем больше связей нового информационного материала со старым (предыдущим), тем легче осуществляется процесс запоминания, особенно, если эти связи четко выделены. Этот прием в большей степени касается блока гуманитарных дисциплин.
Запоминание текстового материала зависит также от привлекательности и от всего диапазона эмоциональных (удивление, возмущение, восторг и др.), этических (одобрение, сопереживание, восхищение и др.), эстетических переживаний, которые возникают при его чтении; материал, вызывающий положительные эмоции, запоминается легче и надолго.
Способствуют активизации памяти и внимания ссылки - установки на внимание и запоминание; задающие стратегии работы с учебным материалом.
Подсказка как один из способов активизации мыслительной деятельности учащихся при работе с Web-ресурсом педагога
Подсказка учителя - это форма общения учителя с учащимся, помогающая направить его внимание и мысли на поиск правильного ответа на поставленный вопрос.
Основное значение подсказки - «надоумить кого-то, что ему должно отвечать», «навести на мысль», «напомнить, что нужно сказать», «посоветовать», «помочь прийти к какой-либо мысли, убеждению» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1995 г., Словарь русского языка, 1959 г., Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1989 г.) - позволяет рассматривать подсказку как уместное средство коррекции знаний учащихся, способ активизации их мыслительной деятельности, как одну из частей интерактивного диалога.
Цель подсказки на традиционном занятии - предоставить учащемуся возможность успешно ответить на поставленный перед ним вопрос, решить задачу, выполнить задание, что позволяет, отслеживая ход мыслей обучаемого, немедленно корректировать их в нужном направлении, не давая закрепиться неправильным представлениям, то есть реализовать принцип немедленной обратной связи.
Web-ресурс предоставляет педагогу возможность использовать подсказку-ссылку как расширенную систему помощи. Такая система подсказок позволяет увеличить степень интерактивности при работе учащегося с Web-ресурсом и оптимизировать его познавательную деятельность. Главные признаки таких подсказок - это направленность на решение конкретной проблемы и краткость.
В Web-ресурсе можно использовать два вида помощи:
- - техническую помощь, дающую информацию о правилах работы с Web-ресурсом и его возможностях;
- - предметную помощь, несущую информацию по изучаемой дисциплине.
Подсказки можно классифицировать по способу предъявления информации:
- - словесная;
- - письменная;
- - графическая - в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм, таблиц, опорных сигналов, анимаций и видеофрагментов;
- - комбинированная - с использованием текста, речи, графики; уникальными возможностями для их реализации обладают современные средства мультимедиа; комбинированная подсказка наиболее эффективна, поскольку действует на несколько сигнальных систем; следует учитывать возможность быстрого утомления обучаемого при частом их использовании;
- - контекстуальная - содержит расширенную информацию о данном контексте, ссылки на дополнительную литературу.
Вопросы педагогу для самоанализа Web-ресурса
- 1. Хорошо ли расположено изображение на экране, то есть соблюдается ли разумное соотношение между неиспользуемым пространством и текстом, , графикой?
- 2. Выделены ли наиболее важные элементы информации, например, центрированием или графически?
- 3. Используются ли графические средства (например, цвет, рамки, подчеркивание) для оптимизации процессов внимания и запоминания?
- 4. Достаточна ли четкость графического и текстового материала для восприятия?
- 5. Учитывают ли шрифты критерии читабельности?
- 6. В случае динамических изображений равномерно ли и плавно движение?
- 7. Используется ли подсказка для активизации мыслительной деятельности учащихся?
- 8. Свободна ли форма представления учебного материала от всякого рода дидактически неоправданных трюков?
Выбирая форму и метод обучения, следует помнить:
при отсутствии активной работы с учебным материалом учащиеся удерживают в памяти
- - 10% того, что читают;
- - 26% того, что слышат;
- - 30% того, что видят;
- - 50% того, что видят и слышат;
при организации активных форм обучения
- - 70% того, что обсуждают с другими;
- - 80% того, что основано на личном опыте;
- - 90% того, что проговаривают в то время как делают;
- - 95% того, чему они обучают сами.
Глоссарий
Зона личного комфорта или интимная зона - часть территории вокруг человека (приблизительно 45 см), которую он считает своей и на которой ощущает чувство психологической безопасности; вторжение в зону личного комфорта на бессознательном уровне расценивается человеком как агрессия, порождает чувство тревоги.
Информативность текста - оптимальная смысловая насыщенность.
Невербальные средства - неречевые средства общения: мимика, жесты, поза, дистанция, интонация, взгляд.
Познавательная активность - состояние включенности, заинтересованности в процессе учебной деятельности.
Познавательные процессы - психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) - моменты, виды, формы предметной деятельности субъекта образовательного процесса, функционально позволяющие осуществлять учебную и предметную практическую деятельность.
Познавательный потенциал (потенциал от лат. potentia - сила) - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения учебной задачи, достижения определенной учебной цели; возможности человека в области познания.
Презентация (от лат. Presentation - представление, предъявление) - официальное представление вновь созданной продукции.
Слайд-технология или слайдовая технология (технология от греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов, способов, приемов проектирования, практического создания, применения слайдов в учебном процессе.
Слайд-версия - форма проведения лекции с помощью слайдовой технологии.
Слайд-лекция - оригинальный продукт, предназначенный для визуализации учебного материала лекции с использованием слайдовой технологии.
Web-ресурс - форма, способ хранения и представления информации в специальной электронной оболочке.
Web-страничка преподавателя - электронное средство обучения, применяемое для организации самостоятельной работы студента с авторской электронной версией учебного курса.
Литература
- 1. Захарова И.Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы, Тюмень, ТГУ, 2002.
- 2. Кречетников К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения // Журнал «Информатика и профессиональное образование», №4, 2002.
- 3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1998. - 192 с.
- 4. Мун Л.Н. К повышению творческого потенциала ребенка // «Мир психологии» научно-метолический журнал, №1, 2002.
- 5. Обухова Л.Ф., Поршнев А.В., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // «Вопросы психологии», №5, 2002.
- 6. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.
- 7. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
- 8. Шкутина Л.А. Автоматизированные обучающие системы как компонент современных технологий обучения // «Телекоммуникации и информатизация образования», №5, 2002.
- 9. 1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу / Под ред. Фила Рэйса. - СПб.: Питер, 2003. - 320 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).
- 10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.