У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Под информационной педагогикой мы подразумеваем раздел педагогики, который описывает закономерности, принципы, специфику методов, форм и средств обучения с использованием информационных технологий. В контексте данного раздела педагогики складывается свой понятийно-категориальный аппарат, часть которого в нашей интерпретации представлена ниже.
информационная технология - способ, средства и методы получения, хранения, оперирования и представления информации в электронном и телекоммуникативном видах.
Информационные инструменты - программные продукты, оболочки и иные средства и способы представления и хранения информации, а также средства (формы, методы, пути) доступа к информации из различных источников.
информационная образовательная технология (ИОТ) - способ использования информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с дидактическим свойствами и возможностями данного типа технологий; использование информационных технологий в образовательном процессе.
Информационная образовательная среда - совокупность учебных материалов, средств поддержки учебного процесса, представленных в электронном виде с учетом трансформации педагогических принципов в информационных технологиях, а также средства, методы и формы коммуникации между субъектами образовательного процесса по информационным (электронным) каналам.
Единая информационная картина мира - представление человека о способах работы в различных программных продуктах, о формах коммуникации с помощью электронных, телекоммуникационных средств, о возможностях и способах получения новой информации по всевозможным электронным каналам, о формах катологизации и представления информации для субъектов информационной сети.
Компетенция -характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; способность реализовывать знания и умения в конкретной ситуации.
Понятно, что отработка понятийного аппарата хотя и является существенным звеном научной рефлексии разрабатываемой области, по сути, остается менее значимой, чем содержательная разработка основных вопросов данной области и, прежде всего, принципов организации деятельности внутри нее. Ниже приведены принципы информационной педагогики, которые мы считаем основополагающими. Вместе с тем, следует помнить, что это первая заявка о разработке новой области знаний, поэтому предлагаемые названия и интерпретация принципов не являются окончательными и завершенными.
1. Принцип меры использования информационных технологий в предметной области
Содержание учебных предметов и логика их организации (а соответственно - ведущая педагогическая технология их освоения) неоднородны. Это банальное утверждение, тем не менее, почему-то недостаточно принимается во внимание, когда речь заходит о разработке ИОТ. Если взять за основу классификации учебных предметов степень их аксиоматичности-феноменологии, то условно можно говорить о предметах структурно-ориентированных (физика, химия, математика и т.п.), позиционно-ориентированные (история, юриспруденция и т.п.) и смысло-ориентированные (литература, ИЗО и т.п.).
Понятно, что выделенные предметы с заданной точки зрения в разной степени могут быть формализованы, а, следовательно, при обучении им будет различной возможность применения и использования ИТ. Кроме того, особенности предмета определяют и технологию их освоения. В первом случае это - задачная технология, во втором - коммуникативная технология, в третьем - технология личностного роста. Не давая детальной характеристики названных технологий, можно сказать, что и в этом аспекте деятельность учащегося по освоению учебного материала вряд ли может быть полностью воспроизведена в ИОТ. Так, например, коммуникативная технология предполагает в качестве ведущего метода - в организации учебного взаимодействия - диалог, который смоделировать на машине нельзя. Не случайно «информационщики» предпочитают говорить не о диалоге, не об общении, а об интерактивном взаимодействии человека с машиной.
Еще один аспект, раскрывающий сущность данного принципа связан с тем, что есть учебные предметы, особенно в профессиональном обучении, которые предполагают не только теоретическое освоение предметного знания, но и формирование каких-либо профессиональных практических навыков. Последнее вообще не передается машине и связано с тренировкой, например, «ловкости рук».
Высказанные соображения и определяют сущность настоящего принципа - мера использования в педагогической технологии элементов ИТ. К сожалению, на сегодня мы не имеем целенаправленных исследований данного вопроса. Но в качестве теоретической гипотезы можно использовать принцип Парето, т.е. соотношение 80/20, 50/50, 20/80 рассматривать как рекомендация (или оценку возможности) по применению ИТ соответственно в структурно-, позиционно- и смысло-ориентированных предметах.
2. принцип информосообразности обучающей среды
По аналогии с принципами культуро- и природосообразности в организации учебного процесса данный принцип предполагает, по крайней мере следующее. Во-первых, уровень информатизации учебных предметов должен учитывать адекватность и оптимальность представления учебного материала в электронном виде, с одной стороны, а с другой - учитывать информационный потенциал учащегося. В последнем случае речь идет о качестве сформированной у учащегося единой информационной картины мира. Во-вторых, учитывая то обстоятельство, что ИТ направлены на повышение доли самостоятельной работы учащегося в учебном предмете, их педагогическая интерпретация должна учитывать (в видах и формах презентации) уровень сформированности у учащегося навыков самостоятельной работы. В-третьих, и это - главное, степень проработанность ИОТ, их язык и логика должны учитывать готовность учащегося к специфической (электронной) опосредствованности общения (не случайно в отдельных программах компьютерная среда предельно антропоморфизируется).
Таким образом, информосообразность среды предполагает учет особенностей преставления учебного материала в рамках ИОТ с ориентацией на «информационные возможности» учащегося.
3. принцип информационно-дидактической компетентности педагога
Данный принцип подразумевает определенное изменение мыследеятельности педагога, которое связано с формированием и развитием у него способности смотреть на учебный материал с позиций: а) возможностей информационных инструментов адекватно и оптимально его представлять, б) оценки возможных потерь информации при формализации элементов учебного материала, в) соответствия учебного материала в его электронном виде психолого-эргономическим требованиям, г) соблюдения в ИОТ валеологических требований к организации на этой основе учебного процесса, д) прогнозирования возможных воздействий средств ИОТ на характер мыследеятельности учащихся, е) сочетания и интеграции традиционных методов обучения с ИОТ, ж) оценки возможностей и необходимости использования разнообразных форм работы учащегося - индивидуальная, групповая, самостоятельная и т.д. - при применении ИОТ и др.
4. принцип паритетной ответственности субъектов информационных образовательных процессов за качество образования
В отличии от традиционного обучения, ИОТ предполагают электронное опосредствование взаимодействия педагога и учащегося. В этом контексте качество обучения в значительной степени зависит от личного отношения учащегося к процессу учения, его заинтересованности в нем и объеме усилий, прилагаемых для этого. И если в традиционном обучении педагог вольно или невольно нес на себе груз ответственности за качество подготовки учащегося, то в случае ИОТ, превращаясь в тьютора, педагог снимает с себя часть этой ответственности, соответственно, перекладывая ее на плечи учащегося. Более того, остается опасность того, что педагог эту ответственность снимет с себя полностью (я сделал все, что мог - разработка программы, дополнительная литература, консультации и т.д., - но ученик все равно не смог освоить материал в силу его индивидуальных особенностей). Поэтому мы специально акцентируем в данном принципе внимание организаторов и разработчиков ИОТ на том, что ответственности с педагога никто не снимает, с одной стороны (и в этом плане оценка эффективности работы педагога в формате ИОТ должна оцениваться и с позиций качества подготовки учащихся), а с другой - необходимо специальное разъяснение и напоминание учащемуся о том, что теперь он - главный распорядитель своего интеллектуального потенциала.
5. принцип очной оценки результативности обучения в информационной образовательной среде
Данный принцип непосредственно примыкает к предыдущему и ориентирован на компенсацию отдельных недостатков опосредствованного обучения при применении ИОТ. Очная оценка не преследует цели определения честности учащегося при самостоятельном электронном овладении предметом. Она ориентирована на целостную (включающую интуитивные моменты в деятельности педагога и его опыт) оценку учащегося, «взвешивание» его креативности, которую практически нельзя проверить в машинном тестировании. Кроме того, очевидно только в очной встрече педагога и учащегося, в их диалоге по поводу предметного содержания можно выявить уровень его предметно-специфической (в том числе - методологической) культуры, мировоззренческие позиции.
6. принцип конгруэнтности индивидуальных особенностей личности и информационной образовательной среды
Процесс передачи информации с помощью электронных средств можно представить схемой: информация1 - данные - информация2. Под «информацией1» мы имеем виду ту информацию, которую педагог вместе с программистом закладывают в машину. Она превращается в данные, поскольку информация обязательно связана со смыслом, которым владеет только человек. Учащийся считывает (с помощью кода расшифровки данных, который у каждого субъекта учения может несколько отличаться друг от друга) с данных «информацию2». Понятно, что она практически всегда будет иной, чем та, которая закладывалась педагогом. Но задача разработки ИОТ как раз и состоит в том, чтобы так запрограммировать учебный материал (используя соответствующие коды и логику) , чтобы учащийся максимально точно приблизился по смыслу к первоначальной информации («информации1»). Обеспечить это можно, если данные скомпонованы таким образом, что в них учтены особенности когнитивных процессов учащегося при их функционировании в «соприкосновении» с электронным вариантом учебного материала, если учащемуся созданы условия по вычерпыванию «неявного знания» из предметного материала (например, за счет гиперссылок), если в презентации электронного материала созданы условия для учета учета индивидных особенностей учащегося (темп деятельности, лево-, правополушарная асимметрия и т.д.), если обеспечены компенсаторные условия по формированию речевой и письменной культуры. Именно соответствие между личностными особенностями учащегося и электронным вариантом представления информации мы и называем конгруэнтностью.
7. принцип личностной компетенции учащегося в информационной образовательной среде
В современной педагогике все большую популярность приобретает компетентностный поход к пониманию сути образовательного процесса, его целевых установок. Среди ряда ключевых компетенции исследователями за рубежом и у нас в стране называется и информационная компетентность, под которой подразумеваются знания, умения и навыки применения и использования информационных инструментов для решения различного рода задач. Однако, на наш взгляд, так определенная информационная компетенция остается в рамках сугубо информационных технологий, не затрагивая информационные образовательные технологии. В русле разрабатываемой нами информационной педагогики, мы вводим понятие личностной компетенции учащегося в информационной образовательной среде, рассматривая его как интегральную характеристику личностной ориентированности ( отношения и включенности) в любых сферах человеческой жизнедеятельности, относительно которых (или в отношений части которых) можно применить информационные технологии. Другим словами, данный тип компетенции предполагает умение учащегося решать задачи любой (отсюда - общая, личностная компетенция) предметной области с пониманием ее сути и на основе ее «информационной презентированности».
Психологические аспекты личностной компетенции связаны, кроме прочего, и с проблемой экстериоризации-интериоризации знаний. Как известно, Л.С.Выготский говорил о знаках, как об орудиях опосредствующих психические функции человека. Знак, первоначально выполняя функцию внешнего опосредствования, ннтериоризуется, превращаясь во внутреннее «орудие». Электронные средства с этой точки зрения представляются из себя новый тип внешних орудий, специфика которых накладывает отпечаток и на процессы их интериоризации. При традиционном обучении, на наш взгляд, ведущим процессом в паре интериоризация-экстериоризации является экстериоризация, при электронном варианте эти процессы уравниваются и, соответственно, знание и мышление человека более жестко программируются из вне. Поэтому говоря о личностной компетенции, мы подчеркивает и тот факт, что эмоционально-ценностное отношение учащегося к предмету, его «субъективное понимание» составляют существенную основу сохранения естественного хода усвоения знаний учащимися, т.е. хода при котором ведущим процессом остается (за счет названных особенностей) экстериоризация.
Алексеев Н.А., Исмагилова И.В., Слободян Л.Ю.