История

 

 ТОГИРРО: из истории становления и развития  

 

 

Система повышения квалификации педагогических кадров в Российской Федерации сложилась к концу тридцатых годов. В октябре 1938 года был опубликован приказ народного комиссара просвещения РСФСР «О местных институтах усовершенствования учителей». В педагогических средних специальных и высших учебных заведениях создавались заочно-курсовые секторы.
Институты открывались как учебно-методические учреждения. Они призваны были изучать, обобщать и распространять передовые методы обучения и воспитания: организовывать педагогические чтения, проводить научно-практические конференции, педагогические выставки и т.д.
13 января 1945 года Тюменский исполком областного Совета депутатов трудящихся обратился с просьбой в Наркомпрос об открытии при Тюменском облоно областного ИУУ.
В сентябре на семинар директоров ИУУ в город Свердловск был направлен учитель Петр Хайновский. В октябре 1945 года приказом заведующего облоно на должность заведующей учебной частью ИУУ была назначена Н. Докшина. С этого времени аппарат, состоявший из двух работников, включается в работу с педагогическими кадрами области.
С сентября 1945 по январь 1947 года сорок пять педагогов прошли обучение на курсах при центральном институте повышения квалификации. Через семинары, проведенные областным ИУУ, прошли подготовку сорок заведующих районными отделами народного образования и столько же инспекторов, сто шестьдесят семь директоров, завучей и преподавателей средних школ рабочей и сельской молодежи.
С1948-1949 учебного года эта система начала действовать в нашей области, став важнейшим направлением работы коллектива института. За год через систему очно-заочного обучения прошло 649 человек, из них 506 учителей первых - четвертых классов.
В целях повышения эффективности и масштабов курсовой подготовки учителей было решено создать в области пять центров на базе педагогических учебных заведений:
ТОИУУ становится своеобразным цехом новаторской мысли. Начиная с 1953 года, на протяжении целого ряда лет в институте проводилась экспериментальная работа по созданию и внедрению в школьную практику программированных печатных пособий по основным предметам учебного плана. Идея создания их принадлежала заведующему кабинетом методических пособий института Н. Тилюпо. В апреле 1953 года в областном центре впервые прошел Всероссийский семинар методистов институтов ИУУ по ознакомлению с методикой преподавания русского языка по новым печатным пособиям.

 

С 1963 года разрабатываются подобные тетради по математике, химии, иностранному языку и географии. Министерство просвещения России одобрило начинание. Учителя шестнадцати опорных школ области вели экспериментальную работу по внедрению новых учебных пособий по иностранному языку. Методисты института Т. Горчакова и Т. Дынник во главе группы учителей школ области разработали печатные пособия по математике. Методист института Е. Мельник разработал интересный материал для индивидуальной работы по географии. Так называемые «Тюменские тетради» вызвали широкий интерес не только в нашей стране, но и за ее пределами.
В шестидесятые годы во многих школах Российской Федерации успешно утвердился магнитофонный курс немецкого языка для учащихся пятых-восьмых классов, разрабо­танный работником института Ф. Эмихом.
В начале 90-х годов в области насчитывалось 37 тыс. учителей, более 27 тыс. дошкольных работников. В сентябре 1991 года по решению исполкома Тюменского областного совета народных депутатов   на   базе   областного   института усовершенствования учителей открывается институт повышения квалификации педагогических кадров, получивший статус высшего учебного заведения. Ректором была назначена А. Б. Китайгородская - заслуженный учитель школы РФ.
Ежегодно в институте проходило обучение более 9 тыс. учителей и дошкольных работников.
Учитывая острую нехватку в учебных заведениях социальных педагогов, школьных психологов, институт начинает переподготовку кадров на эти специальности. Речь, по сути, шла о приобретении новых специальностей с выдачей диплома о высшем образовании. Только в 1995 году таких выпускников насчитывалось 187 человек. С каждым годом ИПК все больше становилось своего рода Центром по переподготовке кадров для желающих сменить свою профессию на педагогическую.
С образованием института изменяется и его структура. К семнадцати имеющимся кабинетам добавляются кафедры, факультеты. Их число, как и количество препода­вательских кадров, еже­годно увеличивается. В 1995 году в ИПК на­считывается уже восемь кафедр. Первой была кафедра психологии и дефектологии.
Руководством ИПК была организована работа по повышению профессио­нального и научного роста преподавателей и сотруд­ников института. В 1993 году Ученый Совет ИПК получил право предо­ставления к присвоению ученого звания доцента. С   созданием   ИПК сразу же открываются лаборатории «Исторического краеведения», «Экология и образование», позднее лаборатории «Школьная психологическая служба», «Вальдорфская инициатива», «Возрождение истории, языка и культуры сибирских татар», «Валеологии». В 1994 году при ИПК начинает работать Комплексный отдел обновления образования Сибирского отделения РАО.
В 1995 году к имеющимся семи научным направлениям добавляется еще одно - разработка регионального компонента базисного плана. Свои разработки работники института все активнее стали внедрять в школах, в первую очередь, на экспериментальных площадках Тюмени, Тюменского района, г. Новый Уренгой.
Институт все чаще выступал организатором областных и региональных научных конференций. Тематика, как правило, была напрямую связана с проблемами народного образования края. Практиковалось проведение областных научных конференций совместно с вузами области.
В институте сложился творческий коллектив, способный решать задачи по обучению педагогов.

В.Я. Лагунов,
кандидат исторических наук

 

 

 

Три стадии развития ТОГИРРО  

 

;

В истории ТОГИРРО можно выделить три стадии: институт усовершенствования учителей, институт повышения квалификации педагогических кадров и областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).
Первая стадия относилась к повышению квалификации педагогов разного профиля в соответствии с системой развития школьного образования и была приспособлена к трем ее основным задачам: обучение, воспитание и разви­тие.
По мере развития школьного образования в систему повышения квалификации вносились новые элементы: компьютеризация, педагогические новации, специфическое повышение квалификации на разных его этапах (начальное с шести лет, «второй язык», среднее - введение факультативов и спецкурсов, старшее - дифференциация образо­вания, новые типы образовательных учреждений -гимназии, лицеи, реальные школы и т.д.).
Специально разрабатывались и вводились различные дисциплины, связанные с воспитанием через предмет. Появились такие направления как экология, валеология, культурология, образо­вательные технологии, создавались инновационные образовательные учреждения, появлялись экспертно-лицензионные советы, интенсивно шла интеграция науки и образовательной практики. Институты повышения квалификации становились центром инновационных процессов. Это привело к созданию на базе Тюменского областного института повышения квалификации кафедры инновационных процессов. Одновременно развивалась социальная педагогика, в школах появлялись должности социального педагога, психолога.
В русле всех этих изменений протекала деятельность А.А. Макарени и Н.Н. Суртаевой, которые с 1988 г. были включены в сферу деятельности Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева. В это же время ученые оказались востребованными и в Тюмени.
«Школьная реформа» 1992 г. явилась началом преобразований и в деятельности системы повышения квалификации педагогов и руководящего состава. Назрело и преобразование во вторую стадию: повышение квалификации вместо усовершенствования (ИПК).
Приглашение А.А Макарени и Н.Н. Суртаевой в Тюменский институт повышения квалификации имело прямое отношение к направлениям, разрабатываемым ими в Тобольском педаго­гическом институте. Новации, построение гимназического и прогимназического образования, лицеев, внедрение и освоение новых технологий, различных видов оценки знаний - все эти аспекты рассматривались в русле деятельности кафедры инновационных процессов. А.А Макареня и Н.Н. Суртаева стали не только сотрудниками института, но и входили в различные структуры, которые обеспечивали инновационные процессы (круглые столы, конференции, экспертные комиссии, члены жюри конкурсов и т.д.), мероприятия с при­влечением деятелей культуры, общественности Тюменского региона, с учителями. Это и Менделеевские среды, и педагогические смотры, и др. Так постепенно шло превращение института усовершенствования учителей в институт повышения квалификации.

 

Работники ИПК осуществляли самые разнообразные виды деятельности по всему Тюменскому региону, в том числе выездные курсы в города области. Педагоги-предметники, руководители школ, органов управления образованием прошли обучение по нетрадиционным педагогическим технологиям. Образовательные учреждения постепенно становились лабораториями, экспериментальными площадками.
Различные совещания, семинары, секции для руководителей по самым различным инновационным вопросам в различных регионах страны и в Тюменской области спо­собствовали росту авто­ритета Института повыше­ния квалификации. Посте­пенно встал вопрос о переходе на третий этап развития учреждения -возникновения института развития образования.
В 1995 г. была открыта аспирантура в ТОГИРРО и Совет в Омске по защитам диссертаций что способствовало усилению научного потенциала института. Значительно выросло число специалистов с кандидатскими степенями. С этого времени одним из основных видов деятельности института стала подготовка аспирантов и докторантов.
Расширяется сеть экспериментальных площадок, на которых апробируются самые разнообразные инновационные идеи -гимназия № 10, г. Тобольска, школа № 12 г. Тобольска, школа-интернат № 5 г. Тобольска, лицей при педагогическом колледже г.Тобольска, комплекс-детсад-школа поселка Менделеева, гимназия №12, школа № 40 г. Тюмени, школа № 6 г. Лангепаса и др.
Эти процессы отразились и на тематике диссертационных исследовании аспирантов, обучающихся в аспирантуре ТОГИРРО и ТГПИ им. Д.И.Менделеева. Тематика диссертационных исследований носила ярко выраженный гума­нистический характер.
Эта деятельность привлекла к сотрудничеству представителей образовательного социума различных регионов. Можно назвать города, для которых подготовлены кадры высокой квалификации - Горно-Алтайск, Омск, Ноябрьск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, Югра, п. Советский, Ишим, Нижний Новгород, Новый Уренгой, Томск и др. Все это свидетельствует о значимости ТОГИРРО не только для развития образовательного социума Тюменской области, но и России.
Работники ТОГИРРО начинают защищать докторские диссертации. А.А. Макареня защитил вторую докторскую по педагогике. Работа имела важное значение для создания новых учебных дисциплин. Ректор Ю.И. Калиновский под руководством А.А. Макарени защищает докторскую диссертацию, Н.Г. Милованова под руководством Н.Н. Суртаевой защищает докторскую диссертацию. И теперь уже сама Н.Г. Милованова выступает научным руководителем: под ее руководством уже защищено четыре кандидатские дис­сертации. Непосредственно для научной школы ТОГИРРО подготовлено более 30 аспи­рантов.
В этот период изменяется структура института, меняется направления содержания дея­тельности, создаются новые кафедры, новые научные на­правления. Например, «Андра-гогика как наука об образовании взрослых». Ректор института О.В. Ройтблат блестяще защитила кандидатскую диссертацию по теме «Организационные структуры в обеспечении образовательных услуг системой повышения квалификации», которая стала началом нового направления. Научная деятельность института постепенно становится неотъемлемой составной частью его деятельности.

Научная школа, представляющая собой интеграцию Московской и Петербургской школ, получила дальнейшее развитие в Сибири.

А. А. Макареня, 0. В. Ройтблат,
Н. Г. Милованова, Н. Н. Суртаева