;
В истории ТОГИРРО можно выделить три стадии: институт усовершенствования учителей, институт повышения квалификации педагогических кадров и областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО). Первая стадия относилась к повышению квалификации педагогов разного профиля в соответствии с системой развития школьного образования и была приспособлена к трем ее основным задачам: обучение, воспитание и развитие. По мере развития школьного образования в систему повышения квалификации вносились новые элементы: компьютеризация, педагогические новации, специфическое повышение квалификации на разных его этапах (начальное с шести лет, «второй язык», среднее - введение факультативов и спецкурсов, старшее - дифференциация образования, новые типы образовательных учреждений -гимназии, лицеи, реальные школы и т.д.). Специально разрабатывались и вводились различные дисциплины, связанные с воспитанием через предмет. Появились такие направления как экология, валеология, культурология, образовательные технологии, создавались инновационные образовательные учреждения, появлялись экспертно-лицензионные советы, интенсивно шла интеграция науки и образовательной практики. Институты повышения квалификации становились центром инновационных процессов. Это привело к созданию на базе Тюменского областного института повышения квалификации кафедры инновационных процессов. Одновременно развивалась социальная педагогика, в школах появлялись должности социального педагога, психолога. В русле всех этих изменений протекала деятельность А.А. Макарени и Н.Н. Суртаевой, которые с 1988 г. были включены в сферу деятельности Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева. В это же время ученые оказались востребованными и в Тюмени. «Школьная реформа» 1992 г. явилась началом преобразований и в деятельности системы повышения квалификации педагогов и руководящего состава. Назрело и преобразование во вторую стадию: повышение квалификации вместо усовершенствования (ИПК). Приглашение А.А Макарени и Н.Н. Суртаевой в Тюменский институт повышения квалификации имело прямое отношение к направлениям, разрабатываемым ими в Тобольском педагогическом институте. Новации, построение гимназического и прогимназического образования, лицеев, внедрение и освоение новых технологий, различных видов оценки знаний - все эти аспекты рассматривались в русле деятельности кафедры инновационных процессов. А.А Макареня и Н.Н. Суртаева стали не только сотрудниками института, но и входили в различные структуры, которые обеспечивали инновационные процессы (круглые столы, конференции, экспертные комиссии, члены жюри конкурсов и т.д.), мероприятия с привлечением деятелей культуры, общественности Тюменского региона, с учителями. Это и Менделеевские среды, и педагогические смотры, и др. Так постепенно шло превращение института усовершенствования учителей в институт повышения квалификации.
|
Работники ИПК осуществляли самые разнообразные виды деятельности по всему Тюменскому региону, в том числе выездные курсы в города области. Педагоги-предметники, руководители школ, органов управления образованием прошли обучение по нетрадиционным педагогическим технологиям. Образовательные учреждения постепенно становились лабораториями, экспериментальными площадками. Различные совещания, семинары, секции для руководителей по самым различным инновационным вопросам в различных регионах страны и в Тюменской области способствовали росту авторитета Института повышения квалификации. Постепенно встал вопрос о переходе на третий этап развития учреждения -возникновения института развития образования. В 1995 г. была открыта аспирантура в ТОГИРРО и Совет в Омске по защитам диссертаций что способствовало усилению научного потенциала института. Значительно выросло число специалистов с кандидатскими степенями. С этого времени одним из основных видов деятельности института стала подготовка аспирантов и докторантов. Расширяется сеть экспериментальных площадок, на которых апробируются самые разнообразные инновационные идеи -гимназия № 10, г. Тобольска, школа № 12 г. Тобольска, школа-интернат № 5 г. Тобольска, лицей при педагогическом колледже г.Тобольска, комплекс-детсад-школа поселка Менделеева, гимназия №12, школа № 40 г. Тюмени, школа № 6 г. Лангепаса и др. Эти процессы отразились и на тематике диссертационных исследовании аспирантов, обучающихся в аспирантуре ТОГИРРО и ТГПИ им. Д.И.Менделеева. Тематика диссертационных исследований носила ярко выраженный гуманистический характер. Эта деятельность привлекла к сотрудничеству представителей образовательного социума различных регионов. Можно назвать города, для которых подготовлены кадры высокой квалификации - Горно-Алтайск, Омск, Ноябрьск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, Югра, п. Советский, Ишим, Нижний Новгород, Новый Уренгой, Томск и др. Все это свидетельствует о значимости ТОГИРРО не только для развития образовательного социума Тюменской области, но и России. Работники ТОГИРРО начинают защищать докторские диссертации. А.А. Макареня защитил вторую докторскую по педагогике. Работа имела важное значение для создания новых учебных дисциплин. Ректор Ю.И. Калиновский под руководством А.А. Макарени защищает докторскую диссертацию, Н.Г. Милованова под руководством Н.Н. Суртаевой защищает докторскую диссертацию. И теперь уже сама Н.Г. Милованова выступает научным руководителем: под ее руководством уже защищено четыре кандидатские диссертации. Непосредственно для научной школы ТОГИРРО подготовлено более 30 аспирантов. В этот период изменяется структура института, меняется направления содержания деятельности, создаются новые кафедры, новые научные направления. Например, «Андра-гогика как наука об образовании взрослых». Ректор института О.В. Ройтблат блестяще защитила кандидатскую диссертацию по теме «Организационные структуры в обеспечении образовательных услуг системой повышения квалификации», которая стала началом нового направления. Научная деятельность института постепенно становится неотъемлемой составной частью его деятельности.
Научная школа, представляющая собой интеграцию Московской и Петербургской школ, получила дальнейшее развитие в Сибири.
А. А. Макареня, 0. В. Ройтблат, Н. Г. Милованова, Н. Н. Суртаева
|