ТЮМЕНЬ ДАЕТ СВОЙ МАСТЕР-КЛАСС

Напомним: в 2007-м в рамках приоритетного национального проекта «Образование» впервые состоялся конкурс регионов, активно внедряющих программы модернизации образовательной системы. Двадцать один из них вышел в победители, а три - Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область - по итогам сделанного оказались вне конкуренции. Поэтому им была доверена роль консультантов, своего рода учителей для тех, кто открыт и готов к столь назревшему в обществе обновлению образования.  

Приcтупая к исполнению возложенной на наш регион миссии, Тюменский областной государственный институт развития образования (ТОГИРРО) в августе этого года заключил с Федеральным агентством по образованию РФ контракт, который предусматривает «организационно-методическое сопровождение и методическую поддержку реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменской области».  

Проект делает акцент на четыре вектора реформирования образования. Развитие системы обеспечения его качества. Профильное обучение. Обновление содержания и технологий обучения и воспитания. И самое главное -- совершенствование экономических механизмов, прежде всего -- переход региональной системы образования на нормативное подушевое бюджетное финансирование образовательных учреждений.

Добиться результатов модернизации невозможно без еще одной составляющей - государственно-общественного управления образованием. Ему был посвящен круглый стол, организованный и проведенный ТОГИРРО в департаменте образования и науки Тюменской области в минувший вторник. Участниками встречи стали гости из Якутии (Республики Саха) и Свердловской области, а также директора школ юга области.

Для Марины Кусковой, проректора института, по признанию ее коллег, любимой является именно тема общественной ответственности за образование.

Но что же такое государственно-общественное управление? Это, по словам Марины Валентиновны, один из видов взаимодействия государства и общества -- во имя реализации и удовлетворения образовательных потребностей населения. Оно позволяет сделать образование открытым, перейти к модели взаимной ответственности за его результаты.

Этот ресурс, кроме экономического, работает на решение важнейшей проблемы - повышение качества образования. За счет дополнительных резервов -- не только материальных, но и административных, интеллектуальных. Ведь привлекаемые сегодня к управлению школой люди, прежде всего родители учеников, -- профессионалы культуры, науки, социальной сферы, экономики, медицины и пр.

Государственно-общественное управление образованием проявляется в различных формах. Два года назад в Тюменской области наиболее популярными были школьные родительские комитеты, советы образовательных учреждений, попечительские советы. Но попечительский совет, честно говоря, больше включен в распоряжение внебюджетными средствами, которые им же и привлекаются, в том числе за счет «добровольно-принудительных» поборов с родителей.

С 2005 года в нашем регионе, можно сказать, началось движение за формирование в средних учебных заведениях управляющих советов. В мае был проведен круглый стол, в ноябре вышло соответствующее распоряжение областного правительства и примерное положение об управляющем совете. Сегодня при провозглашенной свободе выбора подобную форму государственно-общественного управления образованием предпочли 92 процента общеобразовательных учреждений региона.

Но главное, как известно, не казаться, а быть. Делами доказывая свою жизнеспособность и нужность. С чем на отлично справляется управляющий совет тюменской школы №70, возглавляет который Евгений Показаньев, одновременно являющийся председателем городской общественной организации «Родительская инициатива».

Волнение не помешало Евгению Васильевичу прекрасно представить гостям то, что сделано, начиная с истоков. Подробно рассказать и на примерах показать «роль управляющих советов в распределении стимулирующего фонда оплаты труда в образовательном учреждении». Согласимся с выступающим: именно этот пункт положения об управляющем совете сумел убедить родителей в серьезности намерений реформаторов. Заставил поверить, что происходящее отнюдь не игра в демократию.

Но как папы и мамы, не искушенные в педагогике, могут оценивать учителей и директоров школ? Этот вопрос заставил немало поволноваться педагогов. Ведь существовала опасность, что затея выльется либо в формализм, либо в субъективизм.

Поэтому, заметил Евгений Показаньев, родители встали перед необходимостью изменить мировоззрение, поменять свою точку зрения на систему образования.

Поначалу провели опрос среди родителей, одна из мам откровенно сказала: «Если бы у меня были деньги, в школу ребенка не отдала». Это мнение позволило осознать: школа сегодня - это не «наше все», чем она была раньше, не монополист в образовании, а общественный институт, объединяющий специалистов, которые обладают определенными навыками и методиками обучения и воспитания детей. Мы, родители, как основные воспитанники собственных чад, обращаемся к педагогам: «Помогите нам дать ребенку образование».

Отсюда возникло новое понятие - «образовательная услуга». Именно услуга, то есть общественно-полезный труд, который должен быть достойно оплачен. Затем появился еще одни термин - «заказчики образовательных услуг». Ими могут быть не только государство, но и родители, общество, в том числе работодатели. Казалось бы, три заказчика - три разных интереса. Но у всех трех есть много общего, их интересы пересекаются. Той самой площадкой для соглашений и одновременно институтом участия общественности в управлении образованием и стали управляющие советы школ.

Всем известная проблема: родители не ходят в школу. Почему? Считается, что папы и мамы ее просто боятся. Но, продолжил Евгений Васильевич, многие из них просто не видят в ней для себя пользы. Этот резерв надо непременно использовать... К примеру, большинство пап и мам не избежали проблемы отцов и детей, и если решить ее родителям помогает школа, то она становится для них жизненно необходимой...

В 70-й школе Тюмени вошли в традицию педагогические советы не просто с участием, но с большим представительством родителей, родительская школа. Как правило, в субботний день ученики снаряжают в школу своих пап и мам, складывают в их сумки тетрадки и ручки, собирают сменку... Несколько часов общения родителей с учителями своих детей, ответы, полученные на многочисленные вопросы, дают ощущение и понимание, что значит учиться в современной школе... Получается, что управляющие советы позволяют администрации школы услышать родителей, а родителям - понять педагогов.

Если говорить о роли совета в распределении стимулирующего фонда (он с введением в отрасли образования Тюменской области новой системы оплаты труда существует наравне с базовой частью), то это, по мнению Евгения Показанцева, непосредственно кадровый вопрос. Решается он прежде всего за счет содействия повышению профессионального уровня учителей, их курсовой переподготовки и пр. Члены управляющего совета, в частности родители, с удовольствием голосуют за финансовую поддержку (из внебюджетных источников) подобных порывов педагогов.

Но главное в усилиях управляющего совета 70-й школы  - организационная работа. За два года существования совета тридцать родительских инициатив воплотились в жизнь. Симпатичные, расцвеченные цветами радуги малые архитектурные формы во дворе школы, развешанные на деревьях скворечники, скалодром, где все свободное время проводят не только ребята, но теперь уже и их папы, и многое другое - творение родительских рук... Все то, что с удовольствием делает здешний управляющий совет, вытекает из идеологии школы, ее традиций, а не просто подгоняется под план мероприятий.

К сожалению, заметила директор Слободобешкильской школы Исетского района Светлана Моржова, у нас нет таких родительских лидеров, как в 70-й школе Тюмени, но и на селе школьным управляющим советам многое подвластно. В частности, посадить яблоневый сад, благоустроить, преобразить то место, где живем....

За непродолжительное время жизни проекта ТОГИРРО совместно с правительством области и департаментом образования и науки провел несколько межрегиональных научно-практических конференций, стажировки, выездной семинар в Калининграде. В них в общей сложности приняло участие около 500 человек. За полтора часа интернет-форума, который впервые был организован в рамках проекта, было задано 120 вопросов.

Интерес к тюменскому опыту модернизации образования проявили Москва, Санкт-Петербург, Бурятия, Якутия (Республика Саха), Астрахань, Омск, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская, Курганская, Свердловская и, конечно, наша область. И этот интерес действительно неподдельный, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы о тех мастер-классах, что даны Тюменью. Они сводятся к главной оценке: «Потрясающе! Мы по-хорошему завидуем вашей области!»

Елена ЕЛКИНА

"Тюменские известия"(апрель, 2008)