ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?
Зональные заседания прошли в Голышманово, Ялуторовске, Тюмени, Тобольске, каждое из которых посетили от пятисот до тысячи человек.
- Мы впервые проводим конференцию в таком масштабе, - говорит Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования. - Дело в том, что многие процессы идут туго, потому что в курсе изменений, происходящих в системе образования,- только высшее звено. На этот раз мы даем возможность услышать «из первых уст» о новых проектах, стандартах, концепциях всем директорам и завучам образовательных учреждений юга области. Мы хотим, чтобы они правильно их понимали и разбирались в них.
Тема конференции - «Комплексный проект модернизации как гражданский заказ общества на новое качество образования». А если перевести на доступный язык - что нового и интересного внедряется в данный момент в наше образование.
И на солнце есть пятна
Тюменская область считается одним из самых передовых регионов России, в том числе и в области образования. Неудивительно, что мы в числе первых стараемся освоить новые технологии, методики и в сфере образования. С 2002 года региональная система образования развивается, ориентируясь на концепцию модернизации российского образования до 2020 года. Но, выступая на конференции, Ирина Лысакова, директор департамента образования и науки Тюменской области, не только рассказала об успехах, но и о трудностях и проблемах, существующих на педагогическом поприще.
Одной из главных проблем Ирина Лысакова считает некоторую «недоразвитость» сельских базовых школ - их на юге области 79 штук. «Не все они в полной мере используют кадровые и материально-технические ресурсы», - посетовала она.
В настоящее время в учебных заведениях активно внедряется отраслевая система оплаты труда. При этом большое значение придается стимулированию и поощрению работы учителя. Но, по словам Лысаковой, имеет место формальный подход к оценке деятельности педагога. Не все школы подключают к этому управляющие советы. «Критерии оценки давно разработаны, надо только, чтобы они внедрялись, - утверждает директор департамента. - И это напрямую зависит от первого руководителя. Во всех этих проблемах виновата не сама система оплаты труда, а то, что мы ее сегодня неверно применяем».
Основным показателем качества образования по-прежнему являются результаты ЕГЭ. Тюменская область демонстрирует неплохие цифры. Вот результаты этого года: средний балл по русскому языку- 56,5(по России - 56,3), по математике - 43,9 (по России - 38,1). Это не может не радовать, однако и здесь есть свои камни преткновения. Оказывается, большая часть педагогов никогда не готовила детей к ЕГЭ. В то же время Ирина Лысакова настаивает, что воспитывать тестовую культуру необходимо уже с начальной школы.
Особое внимание директор департамента обратила на внедрение здоровьесеберегающих технологий. «Оно должно быть реальным, а не декларативным, - подчеркнула она.- К сожалению, часто такие мероприятия носят эпизодический, спонтанный характер, и поэтому дают малый эффект».
Сообщила она также интересные факты, касающиеся детей, систематически пропускающих уроки. С одной стороны, работа в этом направлении дает положительные результаты, количество таких ребятишек снижается. Но, с другой стороны, есть негативные моменты в практике общеобразовательных учреждений. Так, например, не все делается для того, чтобы не создавать конфликтные ситуации «учитель-ученик-родитель», и это зачастую приводит к тому, что ребенок не хочет идти в школу. Есть факты скрытого отсева учеников в виде перевода в вечернюю школу. Иногда неблагополучных детей, которые доставляют проблемы учителям, якобы переводят на семейное обучение, хотя реально они перестают учиться. «Чаще всего причина пропуска занятий - склонность к бродяжничеству, - объясняет Ирина Лысакова. - Поэтому работа должна начинаться с качества урока. Интересно ли ребенку на уроке, комфортно ли? Если да, то склонность к бродяжничеству можно преодолеть».
Отметим и еще одну тенденцию - создание полноценных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в обычной, неспециализированной общеобразовательной школе. Директор департамента считает, что это вполне возможно, хотя и требует определенных усилий - составление индивидуального учебного плана, удобного расписания, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, работающих с такими детьми.
Кризис идентичности разрешим
Ни одна августовская конференция не проходит без московских гостей. В этот раз все с нетерпением ожидали выступления Александра Михайловича Кондакова, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, вице-президента Российского книжного союза, руководителя рабочей группы по разработке новых государственных стандартов. Собственно говоря, именно образовательные стандарты и стали темой его доклада.
Главная установка, «миссия», как назвал ее Кондаков, системы образования - формирование российской идентичности. Что это значит? «Говоря о российской идентичности, мы говорим об этнокультурной и региональной идентичности человека: каждый человек должен гордиться своей малой родиной, своим народом. Есть еще гражданская идентичность («я - гражданин России»), а также общечеловеческая идентичность - когда человек чувствует себя комфортно в любой точке земного шара», - объяснил Александр Михайлович. Он сообщил, что в настоящее время налицо кризис идентичности: согласно исследованиям, только 34% граждан России отождествляют себя с россиянами. В то же время количество людей, считающих, что Россия - многонациональное государство, где все народы равны, сократилось с 64 до 48%. А те, кто согласен с лозунгом «Россия для русских» целых 47%! Страшно представить, к чему это может привести...
В числе ценностных ориентиров в системе образования, кроме российской идентичности, Кондаков назвал трудовую этику, семейные ценности и ценности человеческой жизни. «Сложно здесь то, что мы - общество недоговорившихся людей, - отметил он. - Каковы ценности современной российской семьи? По примерам жизни и деятельности каких людей мы сегодня должны воспитывать подрастающее поколение? Пока мы не договоримся, дело не пойдет. Сейчас совместно с РАН выполняется проект по российской героике. Это очень тяжелый проект. Дети должны знать героев. А то ведь доходит до того, что Александр Невский вовсе не великий».
Еще один важный момент - развитие партнерских отношений между школой и семьей, религией, СМИ. На данный момент, к сожалению, школа боится семьи, испытывает определенные трудности в отношениях с конфессиями, и вряд ли она интереснее детям, чем интернет. «Что-то нужно делать школе, чтобы быть конкурентоспособными», - подытожил Александр Михайлович.
Говоря о том, кто на сегодняшний момент несет ответственность за результат образования, Кондаков также пришел к неутешительным выводам: семья находится вне поля ответственности. Проще говоря, отдавая ребенка в школу, родители ждут, что через десять лет им предоставят студента, как минимум, Тюменского госуниверситета, и, если этого не происходит, предъявляют претензии к школе. «Формально семья ответственности перед обществом за обучение и воспитание ребенка практически не несет», - говорит Александр Михайлович. Правда, в скором времени ситуация изменится. Во-первых, сейчас в действующее законодательство вносятся соответствующие поправки. Во-вторых, идет разработка договора солидарной ответственности за результат образования - это некий документ, который заключает семья, школа и муниципалитет. В 14 лет его должен будет подписать еще и ребенок.
Не для школы учим
Тема, начатая Александром Кондаковым, нашла свое логическое продолжение в докладе Натальи Геннадьевны Миловановой, проректора по научной работе и стратегическому развитию отрасли ТОГИРРО. «Новая школа: современная модель образования» - так называлось ее выступление.
Первые же слова ее доклада заставили педагогов задуматься. По ее словам, сейчас школа не успевает за изменениями, происходящими в мире. «Жизнь требует умений работать в команде, а в школе по-прежнему - посадка затылок в затылок и учебник перед глазами. В жизни человека все важнее знать свои гражданские права, уметь грамотно их обосновать, а школьная жизнь строится по «феодальному принципу» указания от вышестоящих инстанций. Сегодня ценится индивидуальность личности, школа же учит всему одинаково, невзирая на различия и склонности каждого человека», - объяснила Наталья Геннадьевна. Инициативность, гибкость мышления, креативность - вот качества, которыми должен обладать современный выпускник школы, чтобы стать успешным в этой жизни.
Сейчас вводятся стандарты нового поколения, в основе которых - компетентностный подход, который предполагает выработку у учащихся умений, позволяющий им действовать в новых, неопределенных и проблемных ситуациях. Компетентностным может считаться то задание, которое не вызывает у школьника недоумения: «А зачем мне это надо»?
Когда проводились исследования, выпускникам школы задавался простой вопрос: что вы можете делать с помощью своих знаний по математике? Решать простое уравнение могут почти сто процентов выпускников. А вот понимать графики, опубликованные в газетах, - только чуть более 60%, определить расход бензина - 57%, определить по географической карте расстояние между населенными пунктами - менее 52%. Получается, что наши ученики много чему научились, но не могут использовать эти знания в жизни!
Компетентностый подход, по словам Миловановой, призван разрешить это противоречие, и итогом обучения в школе станет не просто система знаний, умений и навыков, но и способность применять все это на практике - и в своей профессиональной деятельности, и в жизни вообще.
Образование и здоровье совместимы
Что необходимо, чтобы сохранить здоровье ребенка? На сегодняшний день эта проблема актуальна не только для медиков, но и для педагогов. Не секрет, что, как минимум, половина детей в процессе получения образования приобретают не только знания, но и многочисленные «болячки». Как бороться с этим, знает Михаил Львович Лазарев, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития РФ. Он выступил на совещании с докладом о том, каким должно быть «здоровое» образование.
По его мнению, ребенку не дают в полной мере отреагировать на получаемые знания, заставляя сидеть и молчать, в то время как ему хочется высказать какие-то эмоции, «ответить» телесно. Таким образом, нарушается ведущий механизм «стимул-ответ». И нарушается он еще тогда, когда ребенок находится в животе у мамы, когда она никак не реагирует на его желание пообщаться - толчки. Это приводит к тому, что множество детей рождаются незрелыми, что в дальнейшем приводит к многочисленным проблемам: соматическим заболеваниям, пристрастиям к алкоголю, наркотикам. Лазарев развивает идею «дородового образования»: «Ребенок до рождения - не некая аморфная биологическая субстанция, а формирующаяся личность, и дородовый период надо рассматривать как начальный период образования». Он придумал свою методику «Сонатал», в которой делает ставку на музыку. Слух, считает ученый, - важнейший фактор развития мозга малыша до его появления на свет. Не случайно слуховая зона коры головного мозга до рождения ребенка особенно развита. И речь формируется еще до рождения, следовательно, с будущим человечком можно и нужно общаться, разговаривать. Но лучше, настаивает Михаил Львович, петь.
Эта методика уже нашла свое обоснование: все детки, воспитанные по системе Лазарева, обладают более высокими показателями здоровья - физическими и интеллектуальными. Главное - не растерять это здоровье в детском саду и школе. Поэтому основными постулатами теории здорового образования Лазарева являются чувственность, образность и телесность образования (то есть образовательная деятельность должна быть обеспечена адекватным чувственным, образным и телесным сопереживанием ребенка), индивидуальность образования, целеполагание образования (каждый ученик должен ставить перед собой определенные цели, «боязнь двойки» - это недостаточный мотив для качественного обучения), половая идентификация (во время обучения ребенок должен освоить полоролевые функции), социальная ответственность и некоторые другие. Михаил Лазарев во время доклада пытался донести учителям, что для воспитания здорового ребенка недостаточно окриков, типа «Сиди прямо, не горбись!», и уроков физкультуры.
Его метод существует не только в теории. Есть методические пособия - от дородового периода и до начальной школы, о которых Лазарев рассказал подробнее на секции дошкольного образования. Педагоги даже опробовали на себе некоторые упражнения, но в целом бурного энтузиазма не выказали. Все-таки наша педагогика обладает большой инертностью и «со скрипом» воспринимает нововведения. Но вот Ольга Владимировна Ройтблат заинтересовалась теорией Лазарева. «Попробуем провести тесты по его методике», - решила она. Можно только надеяться, что руководители общеобразовательных учреждений будут вносить изменения, озвученные на конференции, не из-под палки, а осознанно, понимая их необходимость.
Ирина СЫСОЕВА
Опубликовано: «Тюменские ведомости», № 34 (28 августа - 3 сентября 2008 г.)