БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, КРЕАТИВНЫМ И СВОБОДНЫМ
В руках учителя действительно - будущее России. Ведь ему доверено самое лучшее и самое важное, что есть у страны. Ее дети. И от учительского мастерства, такта и мудрости зависит, каким окажется новое поколение, вступающее в жизнь. Примет ли оно как руководство к действию тезис о том, государство, переходя на инновационные рельсы, как никогда нуждается в мощном кадровом ресурсе.
Поймет ли, наконец, что быть образованным, здоровым, креативным, свободным человеком не только модно, но и эффективно. Учитель обладает такой профессией, которая не терпит рутины. Он просто обязан всегда идти вперед. В ногу со временем. В этом тюменскому педагогу помогает, давая современные знания, культивируя потребность в развитии, самосовершенствовании, творчестве Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
За более чем 60-летнюю историю ТОГИРРО сумел стать уникальной структурой, которая, наряду с определением стратегии образовательной системы области, обеспечивает научно-методическое, организационное, а также педагогическое сопровождение этого процесса. А для конкретного учителя - его высшей школой.
Напомним, то еще задолго до старта приоритетного национального проекта «Образование» в Тюменском регионе при активном участии ТОГИРРО был создан достаточно прочный инновационный базис преобразований.
По сути, это и определило победу нашей области в самом первом конкурсе субъектов РФ, активно внедряющих комплексные программы модернизации образования. Точнее, мы оказались вне конкуренции. И наравне с Москвой и Санкт-Петербургом получили право в 2007 году быть методистам и консультантами для 21 региона-победителя конкурса ПНПО.
Итоги состязания были объявлены в феврале 2007 года, а уже в мае тюменцы провели обучающий семинар для представителей органов управления образованием 24 субъектов Федерации. Через два месяца, в августе, ТОГИРРО подписал контракт с Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ и приступил к выполнению возложенной на него задачи.
В начале ноября институт принял многочисленные делегации из Бурятии, Астраханской, Калининградской, Курганской, Омской областей, ХМАО и ЯНАО, Москвы и Санкт-Петербурга, организовав для них межрегиональную научно-практическую конференцию «Развитие региональных образовательных систем в условиях реализации комплексных проектов модернизации образования».
ДУХ КОМАНДЫ
Проект, который реализовывал ТОГИРРО, делал акцент лишь на четырех главных векторах преобразований. Совершенствование экономических механизмов управления отраслью. Развитие системы обеспечения качества образования. Управление введением профильного обучения. Содержание и технологии обучения и воспитания. Разговор на эти важные темы, начатый на пленарном заседании ноябрьской конференции был продолжен на второй, декабрьской, встрече.
На нее собрались представители законодательной и исполнительной власти, управленцы, руководители образовательных учреждений, учителя не только нашего региона, но и республики Саха (Якутия), а также Свердловской области. Достойным финалом федерального проекта стал мощный межрегиональный форум «Модернизация образования: опыт Тюменской области».
В целом за сравнительно короткий срок реализации федерального проекта совместно с областным правительством и департаментом образования и науки ТОГИРРО провел несколько научно-практических конференций, стажировок, семинаров, в том числе с выездом в муниципальные образования нашей области и за ее пределы, в частности, в Калининград. В них в общей сложности приняли участие более тысячи человек.
С поставленной государственной задачей институт справился успешно. В своем экспертном заключении директор Центра универсальных программ, кандидат экономических наук Наталья Типенко отмечала, что работа Тюменским институтом развития регионального образования институтом выполнена «в полном объеме на высоком научно-техническом уровне по всем пунктам технического задания и в соответствии с календарным планом». В 2008-м по желанию самих регионов работа в начатом направлении продолжилась. Уже с начала года ТОГИРРО был просто завален заявками - из Бурятии, Якутии, Свердловской области и даже из Башкортостана. Постоянным стал диалог с коллегами из Калининградской области.
- Смена принципа существования отрасли, направление финансовых потоков вслед за учеником и другие преобразования, - неоднократно подчеркивал во время семинаров заместитель директора департамента образования и науки Алексей Райдер, - осуществлялись в нашем регионе не ради одномоментных акций - ради достижения высокого качества образования.
Эта логика доводилась не только до каждого директора школы, но и до педагогических коллективов, конкретного учителя. Именно дух команды, последовательность и системность ее действий и определили результат.
УЧИТЬ ИЛИ УЧИТЬСЯ?
-В современной жизни невозможно руководить и управлять процессами, которые нельзя измерить, - убеждена ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат. - Поэтому важной категорией становятся системы обработки информации, подобные той, что сформирована в нашем институте. Речь - о новом направлении, ставшем изобретением Тюменского областного института развития регионального образования. Персонифицированной информационной системе педагогических кадров юга нашего региона, их профессионального уровня и результатов труда. - Наше «ноу-хау», - продолжает Ольга Владимировна, - способно не только помочь получить общие и детализированные отчеты по итогам работы, легко определить тенденции в изменении важнейших показателей, но и оперативно обеспечить нужной информацией, выполнить точный и полный анализ данных.
Все это во многом играет на эффективность работы образовательного учреждения и управления в целом. Со временем, делятся замыслами авторы нововведения, «портфолио учителя» может снять необходимость в аттестации педагога. Точнее, она будет проводиться «заочно», на основании информации, заложенной в банке данных. Ведь сведения о курсах и семинарах, пройденных учителем, также аккуратно заносятся в персонифицированную базу.
Еще в 2006 году ТОГИРРО дал старт тюменскому эксперименту по введению накопительной системы повышения квалификации учителей - наподобие той, что применяется в Москве, Санкт-Петербурге, и создает условия для непрерывного образования педагога, для определения им самим «индивидуального образовательного маршрута».
Постоянный, системный, соответствующий запросам современного общества профессиональный рост учительства - непременная составляющая модернизации образования. Говоря о том, как ТОГИРРО решает сегодня свою исконную задачу - подготовки и переподготовки педагогических кадров, следует обратить внимание на одну тенденцию.
Наряду с традиционными курсами повышения квалификации среди учителей кратно, в разы, возросла потребность в обучающих семинарах, продиктованных новыми социально-экономическими условиями развития системы тюменского образования, ее стремительным вхождением в рынок. Отвечая на «вызов» нашего учительства, ТОГИРРО разработал более 30 программ повышения квалификации, связанных с актуальными вопросами реформирования отрасли.
Кроме того, претерпела положительные изменения система краткосрочных курсов. Они проводятся в удобное для учителя время (предпочтительно, каникулярное) и в приемлемой для него форме, в частности, дистанционной. Интернет позволил принести образовательные услуги педагогу «на дом».
ПРАЗДНИКИ БУДНЕЙ
Учитель никогда не сможет научить ребенка творчеству, если сам он не способен творить. Понимая эту истину, ТОГИРРО два года назад придумал для педагогов области новый праздник. Постоянно действующий семинар для творчески работающих педагогов. Его проведение становится доброй традицией. Делается это под эгидой Тюменского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания и при финансовой поддержке издательств учебной литературы «Просвещение-Регион», «Академкнига-Учебник», «Дрофа», «Русское слово», «Ассоциация XXI век» и корпорации «Федоров».
Подобные встречи год от года приобретают все большую популярность. Если в 2007-м в Тюмень собралось около четырех десятков человек, то в июне этого года - в два раза больше. Если же считать с теми, кто посетил мастер-классы для педагогов дошкольного и начального образования, учителей математики, русского языка и литературы, музыки, организованные в рамках семинара, то выйдет все 300. Это посланцы не только юга региона, но и Югры и Ямала.
На областной семинар-2008 слетелись именитые гости: первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, преподаватель русского языка и литературы из Брянска, победитель «Учителя года России-1993», пятый год возглавляющий большое жюри нашего областного конкурса педагогического мастерства Олег Парамонов. Его друг и единомышленник - лидер российского учительского конкурса 1992 года, учитель музыки из Ломоносовской школы Москвы Артур Заруба.
Помимо давних друзей организаторам удалось пригласить в Тюмень исполнительного директора корпорации «Федоров» Андрея Сургутанова. Заместителя руководителя консультационного отдела Федерального научно-методического центра имени Леонида Занкова Елену Головинскую. Победителя конкурса «Учитель года Самарской области-1999», в том же году вышедшего и в лидеры российского состязания, а ныне директора уникальной средней школы №23 Тольятти Людмилу Баринову. Одного их двух «Учителей России-2007», математика московской школы № 2030 Анну Мехед.
Впервые областной семинар расширил свои рамки до межрегионального. Также впервые (кстати, по просьбе участников прошлогоднего форума) в программу были включены мастер-классы не только мэтров отечественной педагогики, но и тюменских учителей. И они тоже показали класс! Призер «Учителя года Тюменской области-2007», победитель первого областного конкурса профессионального мастерства «Учитель начальных классов» из 34-го лицея Тюмени Елена Иванюк. Лучшие учителя нашего региона 2003-го и 2008-го годов - тюменские словесники 72-й школы и 16-й гимназии Марианна Чуйкова и Елена Володина.
ЖИВАЯ ПЕДАГОГИКА
Скажем прямо: изначально областной семинар для творчески работающих педагогов затевался, чтобы дать стартовую площадку, вдохновить на участие в конкурсах профессионального мастерства областного и федерального уровня. И, прежде всего - в «Учителе года Тюменской области», который вот уже 17 лет шагает по нашему региону. Идея определения лучшего национального учителя родилась в США. Позаимствовав ее у американцев, организаторы российского смотра профессионального мастерства пошли дальше и достигли, по признанию заокеанских коллег, невозможного: вывели учителя на сцену.
«Учитель года» - это живая педагогика! Он выбирает лучших из лучших не по документам, а по порыву, вдохновению, проявленному не только в классе, один на один с учениками, но и публично. - Настоящий, творческий учитель просто обязан выходить за рамки обыденного понимания своего предназначения! Искать свои пути к ребенку и добиваться успеха, - убеждена Ирина Димова, стоявшая у самых истоков конкурсного движения. - Педагог, ставший «Учителем года России», должен быть выразителем чаяний нашего учительства. Миссионером, которому есть что сказать коллегам и власти. И наш конкурс дает ему такую возможность. Мы хотим, чтобы учителя увидело и услышало общество!
Неслучайно в программу «Учителя года России» вошло новое конкурсное задание - «Педагогические дебаты». В 2008-м ТОГИРРО, являющийся главным устроителем «Учителя года Тюменской области», с подачи областной парламентской газеты «Тюменские известия» впервые в истории регионального состязания организовал и провел свои «битвы» оппонентов. Темы для обсуждения, в котором участвовали не только конкурсанты, но и члены жюри, и зрители, подбрасывали приглашенные к разговору журналисты тюменских СМИ. К примеру, корреспондентов интересовало, кого обучать труднее - чужого или собственного ребенка? Как учить инвалида? Есть ли у педагогов ответ на сакраментальный вопрос: «Если мы такие умные, то почему такие бедные?» Но особенно зацепила учителей проблема насилия, которое прописалось сегодня в обществе.
ХОЖДЕНИЕ В НАРОД
Кто прошел испытание конкурсом, тот согласится: «Учитель года» - не только искусство, но и «наука побеждать». Но это еще и толчок к саморазвитию, «прыжок над собой». «Учительская газета» проанализировала дальнейшие маршруты конкурсантов, в результате оказалось, что каждый третий участник российского педагогического турнира защитил кандидатскую диссертацию.
Практически каждый пятый приглашен на руководящую или менеджерскую должность у себя в регионе. Примерно 80 процентов являются авторами телепрограмм, возглавляют клубы «Учитель года». ТОГИРРО убежден: богатейший опыт лидеров региональных конкурсов не должен лежать «мертвым грузом». Поэтому активно привлекает к наставничеству - чтению лекций, проведению практикумов во время курсовой подготовки педагогов и демонстрации своих мастер-классов - Лидию Русакова, победителя самого первого областного «Учителя года», а ныне директора тюменской школы № 70. Ту же неповторимую Марианну Чуйкову, вошедшую в 2003-м в пятнашку призеров российского конкурса. Ольгу Ковалеву, по праву оказавшуюся в «президентской пятерке» и привезшую в Тюменскую область первого хрустального пеликана.
Институт приветствует «вывоз» интеллектуального багажа тюменского учительства за пределы области. Так, три года подряд в Ханты-Мансийском автономном округе под эгидой «Учительской газеты» идет своим маршрутом по сельской глубинке «просветительский» теплоход. Участником самого первого «турне по Оби» стал Анатолий Кугаевский, математик тобольской гимназии имени Н. Лицмана, «Учитель года Тюменской области-2005».
- То была незабываемая неделя, - вспоминал Анатолий Анатольевич. - Вместе с коллегами, лидерами российского конкурса из Брянска, республики Коми, Майкопа, Москвы, Самары, мы побывали в общеобразовательных и национальных школах Югры. Дети и взрослые ожидали нас на берегу, не страшась ни ветра, ни непогоды. Встречали с распахнутой душой, очень торжественно. Учителя из отдаленных поселков, чтобы попасть на наши уроки, вставали в пять утра и шли по Оби на лодках. По большой волне, под проливным дождем преодолевая сотню километров...
К слову, «хождение в народ» блистательно приживается в Челябинской, Ульяновской, Вологодской областях. А начиналось все... с Тюменского региона, где стало традицией проводить педагогические марафоны по городам и районам юга области. Но вот мысль совершить поездки по отдаленным селам, да еще и привлечь к этому звезд российского учительства, родилась у ТОГИРРО недавно. Как раз в момент проведения областного семинара для творчески работающих учителей, о чем сообщила журналистам Ольга Ройтблат.
И еще. В творческой биографии Анатолия Кугаевского есть и такой знаменательный факт. На третьем съезде Всероссийского педагогического собрания, состоявшемся в Москве в феврале 2008 года, был представлен инновационный открытый урок для Президента России. В видеоряде лучших открытых уроков учителей, награжденных грантами главы государства, была и 45-минутка уникального тобольского математика.
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ
Творчество мимолетно. Настоящий урок, как и хороший спектакль, неповторим. Но остановить прекрасное мгновенье не только необходимо, но и возможно. Прежде всего - благодаря новым информационным технологиям.
Движимый этим желанием, Тюменский областной институт развития регионального образования заключил договор с Брянским электронным издательством «Медиаресурсы для образования и просвещения», который осуществляет общероссийский проект «Золотые уроки.
Медиатека опыта лучших школ и учителей», При поддержке правительства Тюменской области и департамента образования и науки в 2007-м идея успешно реализована. 57 дисков с видеозаписью 33-х уроков 30 учителей 22 учебных заведений Тюменского она поступили в базовые школы. Их героями стали победители конкурса, который проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также лидеры городских и областного конкурсов «Учитель года».
- В основу пособий, входящих в медиатеку педагогического опыта, - рассказывает проректор ТОГИРРО Марина Кускова, - легли видеозаписи уроков лучших учителей с их самоанализом, комментариями методистов, с текстовыми разработками и разнообразными дидактическими материалами.
Елена Володина, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области-2008», считает проект очень хорошим начинанием. Добрым подспорьем для учителя. Ведь он дает редкую возможность заглянуть в творческую мастерскую талантливого, оригинально мыслящего, одаренного педагога.
«Медиатека», по мнению Елены Николаевны, так или иначе, знакомит с концепцией учителя. С восприятием предмета, который он преподает, видением его специфики. Помогает взглянуть глазами самого педагога на урок, на свою роль в этом процессе, на взаимоотношения с учениками, на понимание, в конечном счете, своей миссии. Позволяет оценить степень учительского участия в формировании души растущего человека, обогащении его внутреннего мира.
- К сожалению, - продолжает Ирина Чиган, учитель физики средней общеобразовательной школы № 3 Ялуторовска, участница конкурса «Учитель года Тюменской области-2008», - сельский учитель не может позволить себе часто покидать школу, смотреть «вживую», как работают его коллеги в других территориях. Проект позволяет преодолеть все преграды...
В нем нет случайных людей - лишь по-настоящему вдохновенные личности, которые привносят в свое дело изюминку. Благодаря «Золотым урокам» мы лучше узнаем друг друга, расширится наш общий круг.
- Да, сейчас многие школы и многие учителя, - вторит Елена Володина, - могут пользоваться дисками, смотреть, думать, размышлять, делать собственные открытия, что-то менять в самом себе, развиваться. Словом, учиться у талантливых. Асов, мастеров... И нет предела совершенству! Неслучайно потребность в подобных мультимедийных ресурсах среди тюменских учителей растет. Сегодня встает вопрос о дополнительном тираже.
-Уникальный комплект должен быть не только в базовых, но и во всех школах области! - убеждена Ольга Ройтблат. - Опыт звездочек тюменской педагогики, не устану повторять, заслуживает изучения и самого широкого распространения, а главное - внедрения в работу массовой школы, практику учителя.
САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗВЕНО
Нестандартно мыслящий человек нестандартен во всем. Что уж говорить о целом институте! Он даже обычную в общем-то научно-практическую конференцию для работников дошкольного и начального образования сумеет превратить в креатив-фестиваль.
-Но за модой мы не гнались, - делает акцент заведующая кафедрой ТОГИРРО Ольга Федоскина. - Для нас было важным показать инновации, обобщить опыт педагогов, выявить тех, кто обладает неординарным, новаторским мышлением, способен генерировать идеи. В Тюменской области сегодня на самых первых ступеньках образования трудятся почти 7 тысяч человек. Из них более 4 тысяч - в детских садах, около 3 тысяч - в начальной школе. Но при этом они практически не имеют возможности публично заявлять о себе и получать общественное признание. Вот для этого, по мнению Ольги Владимировны, и организован был первый креатив-фестиваль работников дошкольного и начального образования Тюменской области.
Три мартовских дня 2008 года были до предела наполнены событиями. Не только турнирами профессионального мастерства учителей начальных классов и воспитателей детсадов, центров развития ребенка и др., но и конкурсами исследовательских и творческих работ «Надежда».
К нему неподдельный интерес проявили воспитанники старших групп детских садов и ученики начальных классов детских домов. Во время фестиваля свои двери своих творческие мастерские распахнули знакомая уже нам Елена Иванюк, авторы школьных учебников, представители ведущих российских издательств, занимающиеся созданием и выпуском учебно-методических комплектов.
- Наш фестиваль, - сказала во время его открытия ректор ТОГИРРО, - можно расценивать как ответ на критику, звучавшую в адрес приоритетного национального проекта «Образование», который обошел стороной дошкольное, без преувеличения, важнейшее звено образования.
Считайте, что мы дали старт своему мини-нацпроекту. Сегодня, по мнению Ольги Ройтблат, наиглавнейшим ресурсом действительно становятся не нефть и газ, не энергетика, а человек. Профессионал. Выходит, именно педагоги «куют» ту самую глобализацию, в которую вступила и Россия. Одними из первых в славной шеренге стоят «вторые мамы» - учителя начальных классов. Ведь они дают то самое качество знаний (в Тюменской области - 60-70 процентов при российских показателях 40-50), которое на «выходе» из школы, к сожалению, теряется.
Поэтому сегодня мы активно и последовательно работаем над тем, чтобы ситуацию в «среднем звене» изменить к лучшему.
Елена Елкина ("Национальная Стратегия". Издательский дом "Элита-регион")