ТОГИРРО ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ

Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного института развития  регионального образования, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, Лауреат премии имени Н.К. Крупской, Национальный победитель Международного конкурса учителей английского языка и страноведения США, руководитель Тюменского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». В 2008 году на III съезде ВПС награждена медалью «Народное признание педагогического труда».

Россия, решительно объявившая о своем переходе на инновационные рельсы, сегодня, как никогда, понимает, что основное ее богатство все же не нефть и газ, не рыба и лес, но - человек. Данный мотив, если вспомнить, настойчиво звучал на самом старте приоритетных национальных проектов. Практика доказала: инвестиции именно в кадровый ресурс - одни из самых эффективных.

Свободный, здоровый, образованный человек - главное, что определяет развитие страны, ее перспективы...

Сказанное, если примерить его к сфере образования, справедливо в отношении и ученика, и учителя. Но дать педагогу самые современные знания, не только научить его шагать в ногу со временем, но и породить желание самосовершенствоваться и творить под силу не каждой высшей школе для взрослых. Нашим педагогам повезло. У них есть ТОГИРРО - Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. За более чем 60-летнюю историю он сумел стать уникальной структурой, примером для подражания.

Три года назад институт защитил концепцию своего развития на период до 2010 года, цель которой -- определить стратегию образовательной системы нашего региона и обеспечить ее научно-методическое, организационное и педагогическое сопровождение.

 

Лидерами не рождаются...

Эффективное управление немыслимо без определения точных «вешек», верных ориентиров. Поэтому прогнозирование, проектирование, разработка и внедрение программ, способных обеспечить стратегическое развитие образования, в самых разных областях - от экономики и правового сопровождения образования до обеспечения его доступности и качества, а также в сфере организации и управления инновационными процессами - стало для ТОГИРРО важнейшим приоритетом.

Еще в 2006-2007 учебном году по заказу департамента образования и науки Тюменской области институт разработал Концепцию качества образования региона и предложил возможные варианты ее воплощения в жизнь.

В нашем регионе при активном участии ТОГИРРО еще до начала национального проекта был подготовлен достаточно прочный инновационный базис, который, по сути, и предопределил победу нашей области с самого «первого захода» в конкурсе субъектов РФ, активно внедряющих комплексные программы модернизации - он впервые проводился в прошлом году.

Точнее, Тюменская область оказалась вне конкуренции. Наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Эти три «кита» российского образования получили право быть методистами-консультантами для 21 региона-победителя конкурса ПНПО.

 В феврале 2007-го были объявлены результаты, а уже в мае наша область провела обучающий семинар для представителей органов управления образованием 24 субъектов Федерации. Еще через два месяца, в августе, ТОГИРРО подписал контракт с Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ и приступил к выполнению возложенной на него миссии. Прежде всего проанализировал состояние регионального образования всех лидеров конкурсного отбора, активно реформирующих свои образовательные системы. В рамках государственного контракта специалистами института были разработаны техническое задание по проекту, концепция и этапы ее реализации по теме: «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменской области».

В экспертном заключении об итогах первого этапа работы по госконтракту  директор Центра универсальных программ, доктор экономических наук Н. Типенко отмечал: «Осознание практики реализации новых систем оплаты труда и нормативного принципа в регионах позволило исполнителю, то есть ТОГИРРО, выявить и проанализировать принципы возникновения проблем при реализации программ модернизации на разных уровнях бюджетной системы».

В частности, оказалось, что регионы испытали сложности с внедрением нормативного принципа на местном уровне. Ими недоучитывались особенности финансирования малокомплектных сельских и приравненных к ним школ. Планирование бюджетов шло исключительно на основе штатных расписаний. Недооценивались риски и социальные последствия при переходе на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда без адаптационных механизмов.

В целом же, заключил столичный эксперт, работа выполнена Тюменским институтом развития регионального образования в полном объеме, на высоком научно-техническом уровне, по всем пунктам технического задания и в соответствии с календарным планом.

Зависть -хорошее чувство

 В начале ноября ТОГИРРО уже принимал многочисленные делегации из Бурятии, Астраханской, Калининградской, Курганской, Омской областей, ХМАО и ЯНАО, организовал для них межрегиональную научно-практическую конференцию «Развитие региональных образовательных систем в условиях реализации комплексных проектов модернизации образования».

- Смена принципа существования отрасли, направление финансовых потоков вслед за учеником и другие преобразования, - подчеркнул, обращаясь к представителям регионов, первый заместитель директора департамента образования и науки Алексей Райдер, - проводились в нашей области не ради одномоментных акций, а ради достижения высокого качества образования. Эта логика доводилась не только до каждого директора школы, но и до педагогических коллективов, конкретного учителя.

Командный дух реформирования, а также системная работа, по большому счету, стали определяющими слагаемыми успеха. Проект, который реализовывал ТОГИРРО, делал акцент лишь на четырех векторах модернизации образования: совершенствование экономических механизмов управления отраслью, развитие системы обеспечения качества образования, управление введением профильного обучения, содержание и технологии обучения и воспитания. Разговор на эти главные темы, начатый на пленарном заседании первой, ноябрьской, конференции был продолжен в работе ее секций, а после - и на второй, декабрьской.

Достойным финалом федерального проекта стал мощный межрегиональный форум «Модернизация образования: опыт Тюменской области», который прошел в стенах Тюменской областной Думы. В его работе участвовали представители законодательной и исполнительной власти, управленцы, руководители образовательных учреждений, учителя не только нашего региона, но и Республики Саха (Якутия), а также Свердловской области.

Следует сказать, что ТОГИРРО на суд высоких гостей, внимавших каждому  слову тюменцев, представил разработанный сотрудниками института портал «Опыт Тюменской области в сфере модернизации образования». Благодаря ему во время первой научно-практической конференции, проведенной в рамках проекта, управленцы, руководители образовательных учреждений регионов-победителей и просто не равнодушные к теме образования люди имели возможность задать интересующие их вопросы и тут же получить квалифицированные ответы. За полтора часа зафиксировано 1200 заходов на интернет-форум.

В целом же за столь непродолжительное время жизни федерального проекта ТОГИРРО совместно с областным правительством и департаментом образования и науки провел несколько научно-практических конференций, стажировок, семинаров, в том числе с выездом в муниципальные образования нашей области. В них в общей сложности приняли участие почти 800 человек. Интерес наших гостей был неподдельным, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы о тех «мастер-классах», которые Тюмень дала регионам России. Они сводятся к одному: «Потрясающе! Мы по-хорошему завидуем вашей области».

Добрый пример, как известно, заразителен. Поэтому практически сразу после успешного завершения проекта в ТОГИРРО посыпались заявки из... Бурятии, Якутии, Свердловской области и даже из Башкортостана. В них содержались просьбы к руководству института «принять новые группы работников образования». Причем затраты по методическому консультированию теперь уже брали на свои плечи сами регионы.

Недавно стало известно о возможном продолжении проекта. И тогда Тюменская область вновь окажется в роли радушной, щедрой хозяйки и мудрого наставника, не таящего свои «ноу-хау».

Портфолио положено и учителю

Приступая к определению стратегии Тюменской области, ТОГИРРО прежде ставил перед собой задачу изучить и сформировать социальный заказ жителей региона на образовательные услуги, принять участие в создании информационно-аналитических ресурсов.

 Кроме того, взял на себя проведение мониторинга функционирования и развития образования области, а также формирование информационного банка о состоянии региональной образовательной системы. Институт в течение всех пяти лет эксперимента по введению ЕГЭ активно трудится над его организацией и проведением. Поэтому ТОГИРРО созданы банки данных обучающихся, начиная с восьмиклассников.

Сформированы информационные базы контрольно-измерительных материалов для тренировочного тестирования выпускников 11-х, 9-х и даже 4-х классов. Есть банк контрольных работ по проверке общеучебных умений и навыков учащихся, а также база результатов психологического тестирования. Сегодня в ТОГИРРО формируется информационный банк данных по всем предметам и образовательным программам, что позволяет прогнозировать потребность в них.

Но новым направлением, подлинным «изобретением» ТОГИРРО, рожденным институтом благодаря своей инновационно-аналитической деятельности, стало создание персонифицированной информационной системы педагогических кадров юга Тюменского региона, их профессионального уровня и результатов труда.

- Согласитесь, в современной жизни невозможно руководить и управлять процессами, которые нельзя измерить. Поэтому важной категорией становятся системы обработки информации, подобные той, что сформирована в нашем институте, - говорит ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат. - От этого во многом зависит и эффективность работы образовательного учреждения. Ведь подобная система способна не только помочь получить общие и детализированные отчеты по итогам работы, легко определить тенденции изменения важнейших показателей, но и обеспечить оперативное получение информации, выполнить точный и полный анализ данных.

Со временем, мечтают родоначальники информационной базы тюменских педагогов, «портфолио учителя» может снять необходимость в аттестации, точнее, она будет проводиться «заочно», на основании информации, заложенной в банке данных. Ведь сведения о пройденных педагогами курсах и семинарах по повышению квалификации также аккуратно заносятся в персонифицированную базу.

С осени 2006 года институт начал эксперимент по введению накопительной системы повышения квалификации слушателей, наподобие той, что применяется в Москве, Санкт-Петербурге и создает условия для непрерывного образования учителя, для определения им самим «индивидуального образовательного маршрута». Ведь, согласитесь, педагог учится не для аттестации, а ради своего профессионального роста.

В мае 2008 года «портфолио учителя» будет дополнено «портфолио ученика», которое в электронном виде заводится на каждого школьника Тюменской области. Этот колоссальный, казавшийся неподъемным труд также стал сладкой головной болью сотрудников ТОГИРРО.

При поддержке правительства области и департамента образования и науки совместно с электронным издательством «Медиаресурсы для образования и просвещения» институт успешно реализовал проект «Золотые уроки. Медиатека опыта лучших школ и учителей». Выпущено 57 дисков с видеозаписью «сорокапятиминуток» педагогов Тюменского региона, среди которых - победители городских и областных конкурсов «Учитель года».

В центре внимания-умники

Разворот на инновации, скачок в развитии новых технологий, как мы уже говорили, вызвал резкую потребность в креативных личностях, обладающих нестандартным мышлением, способных ставить и решать задачи, направленные на будущее. В Тюменской области исходят из того, что важнейшим способом достижения этой цели и сильнейшим фактором повышения качества образования является работа с одаренными ребятами. Создание для талантливых детей и молодежи условий для раскрытия их потенциала, развития одаренности - одна из приоритетных задач, решаемых и правительством области, и ТОГИРРО. В своем творческом загашнике сотрудники института имеют много разных заметных дел и мероприятий, ставших уже для нашего региона хорошей традицией. Среди них одно из самых заметных и почитаемых самими детьми - предметные олимпиады.

Олимпиадному движению школьников Тюменской области уже десять лет. В 2006 году Тюмени в первый раз было доверено принимать юных химиков и биологов Уральского федерального округа. Получив солидный двухгодичный опыт проведения подобных конкурсов, ТОГИРРО смог встретить 350 участников IV, федерального, окружного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии, которые нынче, в конце марта, пожаловали к нам из 42 регионов четырех федеральных округов: Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного. ТОГИРРО, поддержанный правительством Тюменской области и департаментом образования и науки, с честью справился с нелегкой ролью организатора масштабного интеллектуального турнира. Сумел создать необходимые условия для работы жюри конкурса, в состав которого были приглашены ученые и специалисты МГУ, Московского государственного областного университета, ведущих вузов Тюменской области: ТюмГУ, ТюмГАСУ, ТюмГМА, а также специального учебно-научного центра Новосибирского госуниверситета. Организовал и всю нелегкую олимпиадную неделю морально поддерживал сотрудников биологических и химических факультетов трех тюменских вузов: государственного и нефтегазового университетов, а также медакадемии, на базе которых проводились состязания. Но главное - встретил и разместил такое большое количество будущих Менделеевых, Павловых, Сеченовых и сопровождающих их педагогов, а также предоставил ребятам все необходимое для выполнения теоретических и практических заданий.

- Эти задания, естественно, имели высшую, вузовскую степень сложности, однако нулевых результатов практически не было, - констатировала член предметного жюри по биологии, доцент Московского областного университета Татьяна Ефимова. - Много дипломов получили участники олимпиады из глубинки. Приходится только удивляться, как они там выросли, как в тех условиях смогли так достойно подготовить их учителя.

Неформальное дело

Немногие знают, что у ТОГИРРО есть еще одно, «неформальное», направление в работе. В ноябре 2006 года по инициативе ВПП «Единая Россия» в Москве было создано Всероссийское педагогическое собрание. В качестве одной из основных целей эта общероссийская общественная организация поставила перед собой задачу укрепления и реального продвижения вперед российского образования, возрождение его славы, но прежде - поддержку и защиту учителя. Неслучайно Всероссийское педагогическое собрание заняло твердую позицию по защите директора сельской школы Пермского края Александра Поносова, обвиненного в использовании его учебным заведением контрафактной продукции. ВПС заступилось и за 14 самарских директоров, уволенных по  политическим мотивам.

В декабре того же года в Тюмени состоялась областная учредительная конференция, единогласно проголосовавшая за создание регионального отделения ВПС, став одним из первых субъектов Российской Федерации, поддержавших рождение нового гражданского института. Возглавить Тюменское отделение коллеги доверили ректору ТОГИРРО, Заслуженному учителю РФ, кандидату педагогических наук Ольге Ройтблат.

За полтора года существования ВПС сделано немало добрых дел. К примеру, благодаря настойчивым усилиям ВПС удалось разработать проект федерального закона об увеличении пенсий народным учителям РФ. Кстати, несмотря на то, что на территории нашей области нет ни одного педагога с таким высоким званием, тюменцы поддержали идею санкт-петербуржцев об установлении для них особого статуса, отдав за инициативу более 9 тысяч своих голосов. Наши земляки присоединились и к социологическому опросу «Модернизация образования - ваша точка зрения», также задуманному ВПС. Анкеты заполнили более 4 тысяч тюменских учителей и свыше 11 тысяч учащихся.

На юге нашей области активистами регионального отделения Всероссийского педагогического собрания проведено несколько акций, в частности, «Поздравь своего учителя!», в результате которой открытки к последнему звонку и Дню учителя получили свыше 4 тысяч педагогов области. На территории региона были организованы конкурсы, также инициированные ВПС.

К примеру, «Лучший директор образовательного учреждения», «След Великой Победы в моей семье». На всесоюзный конкурс «Первый спутник - космический прорыв России» отобрано 17 ученических работ, в то время как в региональном туре свои работы прислали 126 детей из 18 территорий области. Помимо событий всероссийского масштаба, тюменцы в апреле прошлого года провели собственную, областного уровня, ярмарку «Информационные технологии и международные образовательные программы», которую посетило более 8 тысяч  человек из всех, даже отдаленных уголков региона. Во время летних каникул наши региональные вэпээсовцы придумали и организовали творческий семинар для педагогов, которые намерены участвовать в конкурсах, в том числе проходящих в рамках нацпроекта «Образование». В августе 2007 года благодаря инициативе Тюменского регионального отделения ВПС 52 ребенка от 8 до 17 лет побывали в первой летней загородной языковой школе «Академия успеха».

По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, сопредседателя-координатора ВПС Валентины Ивановой, Всероссийское педагогическое собрание стало востребованной общественной структурой. У нее есть реальный шанс стать объединяющим ядром гражданского общества. Так, в одной только Тюменской области во всевозможных акциях и мероприятиях ВПС приняли участие более 40 тысяч педагогов, руководителей управляющих и попечительских советов, членов тюменской городской общественной организации «Родительская инициатива», работодателей. Сегодня в рядах Тюменского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания - около 4 тысяч человек.

- Мы, - сказала Ольга Владимировна, - действительно очень активно подхватили идею создания в нашем регионе отделения ВПС, поскольку для этого имели хорошо подготовленную почву. У нас уже вовсю действовали новые финансово-экономические механизмы модернизации образованием, отраслевая система оплаты труда, органы государственно-общественного управления образованием.

Общество управляет школой

О роли общества в управлении образованием ТОГИРРО заговорил чуть ли не первым не только в нашем регионе, но и в России. Еще за два года до объявления ПНПО институт выиграл грант Национального фонда подготовки кадров и начал осуществлять проект «Общественная ответственность за образование». Институт разработал модели государственно-общественного управления образованием, создал образовательные программы для общественных управляющих и консультантов, издал методические пособия, провел круглые столы, межрегиональную конференцию, учебу руководителей учебных заведений, председателей управляющих советов, муниципальных служащих и даже учащихся - всего свыше полутора тысяч человек.

В рамках того же государственного контракта по методическому консультированию регионов, победивших в российском конкурсе субъектов Федерации, активно реформирующих свои региональные системы образования, сотрудники ТОГИРРО выезжали с обучающими семинарами в другие территории, например, в Калининград. И эта практика будет продолжена.

По инициативе Тюменского регионального отделения ВПС в ноябре 2007 года был проведен областной конкурс «Лучший управляющий совет образовательного учреждения». В его лидеры среди «горожан» вышли средние школы №№ 48 и 70 Тюмени, а также 4-я тобольская школа, среди «сельчан» - Успенский детский дом Тюменского района, Слобода-Бешкильская средняя школа Исетского района, Туртасская средняя школа Уватского района.

В феврале этого года накануне третьего съезда ВПС его члены-тюменцы были приглашены в Москву, чтобы возглавить федеральную экспертизу работ, представленных на Всероссийский конкурс «Лучший директор образовательного учреждения в номинации «Лучший управляющий и попечительский совет». Сегодня в Тюменской области управляющие советы действуют в 98 процентах школ. В компетенции этих институтов общественного участия - многие темы. В частности, они решают вопросы организации образовательного процесса, регулируют оптимальное использование имеющихся ресурсов, обеспечивают соблюдение прав и интересов учащихся, педагогов и родителей, влияют на распределение премиального фонда при новой, отраслевой, системе оплаты труда, более двух лет назад внедренной в регионе. Сегодня педагогическая общественность ведет речь о распространении такой формы управления на дошкольные учреждения. Это и есть крупицы того самого тюменского опыта, которым Тюменская область щедро делится с другими.

Из книги "Национальный проект "Образование: Уроки на завтра". ЗАО "Сибирский издательский дом"