АЛЕКСЕЙ РАЙДЕР, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АВТОНОМИЯ - ЭТО ВЫГОДНО!

 

Сейчас Тюменская область уже делится опытом с другими регионами. Об особенностях перехода в статус АУ рассказывает первый заместитель директора Департамента образования и науки Тюменской области   Алексей   Владимирович РАЙДЕР:

- Все началось с того, что мы стали задумываться о том, как повысить эффективность деятельности учебного заведения. Работая с бюджетными заведениями, мы, к сожалению, вынуждены были признать, что у их руководителей и работников нет экономической заинтересованности в обеспечении качества и расширении спектра услуг, в том числе сверх государственных гарантий. Бюджетная форма сдерживает, на наш взгляд, развитие конкурентной среды в сфере предоставления бюджетных услуг. Статус же автономности дает образовательным учреждениям целый ряд преимуществ, важнейшее из которых -уход от казначейского исполнения бюджета. Это значительно расширяет возможности и полномочия руководителя образовательного учреждения, позволяет ему более оперативно принимать решения. Существенным плюсом является и то, что при переходе в автономию учреждение сохраняет свой налоговый и имущественный статус. АУ вправе распоряжаться закрепленным имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение распоряжается с согласия собственника. Напомню, что бюджетное учреждение не вправе получать кредиты, в то время как АУ может привлекать заемные средства. Хочу развеять опасение некоторых руководителей по поводу того, как скажется финансирование из бюджетного уровня при переходе в статус АУ. Так вот, в статье 20 предусмотрена обязательность финансирования АУ со стороны бюджета, кроме того, установлена невозможность снижения такого финансирования лишь по причине изменения типа. Очень часто у руководителей автономных учреждений возникает такой вот щепетильный вопрос: а будет ли контроль за использованием внебюджетных средств? Во-первых, в соответствии с ныне действующими с нормами уже регламентированного законодательства средства АУ не называются внебюджетными. Наши руководители целый год не могли поверить, как можно держать внебюджетные средства на расчетных счетах, причем даже на счетах коммерческих организаций. Теперь это собственные средства учреждения. Сама формулировка меняет, как вы понимаете, суть вопроса. При этом за учредителем остается обязанность контролировать использование зарабатываемых учреждением собственных средств на уставные цели, как того требует Закон «Об образовании». То есть если автономное учреждение зарабатывает деньги, то оно вправе их тратить на предусмотренные уставом цели, а это значит - на предоставление образовательных услуг, при этом оставаясь учреждением некоммерческой формы. В остальном же АУ могут самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Разумеется, с ежегодной публикацией отчета о своей деятельности, это обеспечивает открытость и доступность основных документов. Хочу напомнить, что сегодня согласно требованиям бюджетного кодекса необходимость смет доходов и расходов по внебюджетной деятельности остается лишь за бюджетными учреждениями.

При этом должна поменяться логика отношений между органами управления и образовательными учреждениями: образовательные организации теперь рассматривают государство в лице органов управления как заказчика. Если государственное или муниципальное задание по итогам проверки перевыполняется, то учредитель должен выделить дополнительное финансирование автономному учреждению, если наоборот, не выполняется в полном объеме, то у учредителя есть все основания пересмотреть финансовое обеспечение в сторону его уменьшения. Этот момент существенно повлиял на работу наших учреждений. Сейчас мы в Тюменской области вышли на режим поквартального финансирования, это повышает степень заинтересованности в работе руководителей образовательных учреждений. Стратегическим документом для автономного учреждения является его программа развития, в Законе «Об автономных учреждениях» прописано обязательство учредителя финансировать программы развития автономных учебных заведений: «учредитель несет ответственность за финансовое обеспечение программ развития АУ». Таким образом, АУ и БУ получили равные возможности участвовать в программах развития муниципалитета и региона.

Очень часто у людей возникают опасения, не изменится ли заработная плата и не отменятся ли социальные гарантии работников образовательных учреждений при их переходе в статус АУ. Сразу хочу сказать, что никаких рисков для трудовых коллективов при переходе в статус АУ нет. Они для нас остаются работниками образовательных учреждений со всеми вытекающими отсюда последствиями. Их социальные гарантии подпадают под действие имеющегося законодательства, в том числе и Закона «Об образовании».

Сегодня в Тюменской области 993 образовательных учреждения. Среди них 271 относится к ДОУ, 590 образовательных школ, 74 учреждения дополнительного образования, 33 учреждения начального и среднего профобразования и одно - дополнительного профессионального образования - институт - ТОГИРРО. С 2008 года в статус АУ перешли все учреждения начального и среднего профобразования, ТОГИРРО, а также 255 учреждений дошкольного образования. Примечательно, что 16 детсадов пожелали оставаться в статусе бюджетных. Бюджетными продолжают оставаться в Тюменской области все общеобразовательные школы и учреждения интернатного типа.

Чем мы руководствовались при переводе учреждения в статус АУ? Разумеется, прежде всего возможностью того или иного учреждения впоследствии в новой для себя организационно-правовой форме успешно удовлетворять спрос на образовательные услуги в той или иной образовательной отрасли. Именно поэтому в статус АУ были в первую очередь переведены учреждения дошкольного, дополнительного, начального и среднего профобразования. Спрос на услуги этих учреждений достаточно высок у населения, поэтому мы и предоставили им возможность самостоятельно и своевременно реагировать на происходящие в образовании перемены. Кроме того, детские сады и учреждения дополнительного образования умеют работать с внебюджетными средствами, находятся в тесном контакте со своим учредителем и с потребителями услуг. Поэтому для них переход в АУ означает повышение качества обслуживания и внятную ориентацию на потребителя. Важное направление в работе любого современного образовательного учреждения занимают конкурсы и конкурсное размещение заказов. АУ по закону не обязано проводить конкурсные процедуры: он может напрямую заключать договоры с той компанией, которую определяет самостоятельно, в т.ч. путем проведения собственных внутренних конкурсных отборов наиболее оптимальных предложений от потенциальных поставщиков (исполнителей).

Еще раз подчеркну: одна из самых привлекательных черт автономного учреждения - его свобода в распоряжении заработанными средствами. Для бюджетных учреждений границы этой свободы еще более сократились в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса.

"Учительская газета". Независимое педагогическое издание.14 апреля 2009 года, № 15"