Люди, создающие будущее.

 

Люди, создающие будущее.

 

(Газета «Тюменская область сегодня», 8 мая 2010г.)

Светлана КЛИМЕНКО

 

Судьба делает иногда подарки. Для учителей Тюменского региона бесценным даром стало общение с лучшими учителями России. В преддверии областного конкурса «Педагог года -- 2010» они провели «Педагогический марафон», доказывая право называться экспертами и составить жюри конкурса.

Принцип мудрых -- достояние одного является достоянием всех. Делясь своими ноу-хау, семь Учителей с большой буквы вдохновляли на творческий поиск коллег из Тюмени и Тобольска, Тюменского, Тобольского, Вагайского, Уватского районов. Корреспондент редакции побывала на мастер-классах корифеев российской педагогики в Тобольской школе № 15 и Туртасской средней школе Уватского района. Их уроки -- это продуманные диалоги с учащимися, общение мудрое и увлекательное. Судите сами.

 

Олег Парамонов,

учитель русского языка и литературы школы № 57 г. Брянска, Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России-1993», председатель Большого жюри областного конкурса «Педагог года-2010».

Олег Геннадьевич руководствуется в педагогической деятельности принципом Суворова: «Удивил - значит, победил». Главное - найти такие вопросы, чтобы вызвать удивление, считает он. На мастер-классе этот харизматичный педагог читал собственные весьма оригинальные стихи, эмоционально цитировал интригующие отрывки из произведений, не сообщая, откуда они и кто автор -- догадаться должны ученики.

-- Прежде всего интересно должно быть мне самому, и тогда интересно будет ученикам, -- говорит Олег Геннадьевич, поясняя принцип «разумного эгоизма», позаимствованный им у героя Чернышевского Рахметова.

На уроках он давно перестал ставить «двойки», потому что тогда настроение ни у кого не портится: с теми, кто готов работать, Олег Геннадьевич ведет диалог, а хулиганистые ученики слушают и хотя не мешают вести урок. Глядишь, и прочитают главу-другую. С нерадивыми, кто не готовит домашних заданий, он договаривается по-своему: предупреди до начала урока - и тебя не спросят. Но такой «номер» пройдет лишь три раза: на четвертый журнал украсит «двойка».

 

Владимир Кружалов,

учитель истории и обществознания гимназии № 1542 г. Москвы, победитель   конкурса «Учитель года России-2009».

Все время учителю нужно придумывать, как заинтересовать учащихся. Одной из «придумок», как называет разработанные им приемы Владимир Владимирович, стала предложенная участникам мастер-класса «Стратегическая методика» составления определений.

У многих учеников вызывает сложности запоминание большого количества определений, которыми изобилуют история и обществознание (например, «династия», «государство»). К тому же разная литература дает разные определения одного и того же понятия. Талантливый учитель научил старшеклассников самостоятельно выводить определения, предложив простой алгоритм. Вначале они должны уловить разницу между определением и описанием, затем - понять, для чего имя нужно человеку. Для тех же целей нужно имя любому понятию. С помощью педагога ребята объясняют структуру определения: общая категория, к которой относится данное понятие, плюс его признаки. Все это, в отличие от описания, формулируется кратко и по-научному.

 

Сергей Циклов,

учитель биологии школы  № 7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России-2002».

Неисправимый оптимист, непосредственный в своей искренности, задался вопросом, почему учителя редко по собственной инициативе участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Потому что опасаются публичной оценки, хотя бояться нечего, утверждает Сергей Борисович.

-- Если другим понравится то, что я делаю, они смогут использовать мой опыт. Если не понравится, они скажут себе: «Так делать не буду». В любом случае я молодец!

Сергей Борисович показал, как строится исследовательский урок. С помощью загадочных рисунков на доске (растение в виде вопросительного знака, макароны с курицей, подразумеваемые под знаком «Инь-ян»), простых вопросов он подвел к тому, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель, определили способы ее достижения, отработали этапы урока и сделали вывод.

-- Такой подход позволяет детям взглянуть на мир по-другому, и, конечно, тем, кто начинает жить, передается жизнелюбие учителя, -- резюмирует проректор ТОГИРРО Марина Кускова.

 

Вадим Муранов,

учитель физики школы № 19 г. Ногинска Московской области, победитель   конкурса «Учитель года России-2009».

От опыта к мировоззрению - такую задачу поставил учитель физики. Школьники должны не просто освоить объем знаний, а понимать их, то есть соотносить с жизненной практикой. Проведение простых, но наглядных опытов по физике широко практиковалось в советской школе. Педагог возродил такой подход - время от времени он проводит практические занятия, только придает им большую зрелищность. На мастер-классе по теме «Реактивное движение» он запустил пластмассовую ракету, научил тому же двоих желающих и предложил им передать эти знания другим, чтобы и у них взлетела ракета. Если дети могут повторить опыт и передать другим - это самое ценное, считает Вадим Александрович. Когда понимание темы подкрепляется собственным опытом, просыпается интерес к учебе, который обычно снижается в подростковом возрасте, учащиеся начинают заниматься самостоятельной исследовательской  деятельностью, и происходит формирование мировоззрения, выводит формулу Вадим Александрович.

 

Елена Володина,

учитель русского языка и литературы гимназии № 16 г. Тюмени, кандидат филологических наук, победитель конкурса «Учитель года России-2008».

Она настроила аудиторию на лирическую волну и пригласила поговорить о сокровенном - о вере. Елена Николаевна выбрала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», потому что у детей оно вызывает затруднения в понимании.

-- Важно, чтобы на уроке произошло открытие, сделанное детьми, -- объясняет педагог. - Пусть они думают, ощущают, высказывают свои мысли и чувства. В стихах выражается душа поэта, а у Блока - дар не только ощущать дух музыки, но и наполнять ею слова. Я сама не знаю ответа, хотя это мое любимое стихотворение. Может быть, не смысл важнее, а музыка стиха, которая не нуждается в словесном оформлении?

Блок говорил: «Не нужно анализировать поэзию». Вот и обсуждение творения поэта прошло не «хирургически-операционно», а так, что каждый почувствовал свободу оставаться собой рядом с великими.

 

Марианна Чуйкова,

учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, Заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России-2003».

Первая из тюменцев, победившая на всероссийском конкурсе «Учитель года», поделилась своим ноу-хау, как оживить урок по теме «Работа над ошибками». Дети приходят к выводу, что если нарушения языковых норм допускаются намеренно, они становятся средствами выразительности, создают комический эффект и ошибками не являются!

-- Даю ребятам творческое задание: придумать новый контекст, чтобы допущенная ими в письменной работе ошибка стала выразительным средством. Удивительное дело: количество ошибок уменьшается! Дети понимают, что все, что мы пишем, выражает определенный смысл.

Например, девочка в сочинении написала словосочетание «обоих сестер». Результатом ее работы над ошибками стала такая шутка: «Мама любила обоих дочерей, и поэтому одного назвала Сергеем, а второго -- Николаем».

Самое важное то, что у ребят сформировалось другое отношение к ошибкам. Дети перестали их бояться -- теперь они, смеясь, ищут путь к истине.

 

Светлана Мальцева,

учитель русского языка и литературы лицея № 34 г. Тюмени, победитель международного конкурса «Сотрудничество профессиональных объединений».

Давая урок литературы, педагог с широким кругозором вывела слушателей на уровень межпредметных связей и междисциплинарной интеграции. По мнению Светланы Сергеевны, между науками и предметами нет четко очерченных границ и что выпускник школы должен владеть в равной степени грамотностью речи и коммуникативными навыками, высокой читательской культурой и аналитико-синтезирующими умениями. Учитель показал, как можно поддержать интерес учащихся к русской филологии с помощью системы аналитико-творческих заданий, интеллектуальных игр и проектов, информационно-коммуникационных технологий. Пожалуй, ее методика не просто развивает познавательные и креативные способности ребят -- она формирует мышление будущих ученых.

 

справка

Выездные мастер-классы членов Большого жюри конкурса «Учитель года» проходят лишь в трех субъектах РФ: Вологодской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе.

«Педагогический марафон» проводится в Тюменской области в третий раз. В 2010 году организован в рамках Года учителя. Благодаря мероприятию повысили квалификацию более четырехсот педагогов области.

Организаторы «Педагогического марафона» -- Тюменский областной государственный институт развития регионального образования и Тюменское  региональное  отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».