"АТМОСФЕРА ДЛЯ ГЕНИЕВ И ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ" ("Тюменский курьер" , 13 ноября 2009г.)

Детство современных детей психологи называют «трудным». Надо ли с этими трудностями бороться?
1
Акселерацией сейчас никого не удивишь. Темп жизни и требования, предъявляемые к детям, выросли настолько, что родители сами подхлестывают развитие ребенка, стараются как можно раньше научить его читать, писать, считать... В результате к первому классу одни приходят, выучив азы, а другие - освоив технику беглого чтения.
«Мы тянем ребенка за уши, стараясь сделать его взрослым, а получаем маленького с большими ушами», - с такой цитаты педагога и психолога Александра Запорожца начала свое выступление на межрегиональной научно-практической конференции в ТОГИРРО Валентина Еремеева, нейропсихолог, заведующая кафедрой дошкольного и начального школьного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Темой конференции стала преемственность дошкольного и школьного образования. В работе форума, в режиме видеоконференции, принимали участие не только представители образовательных учреждений Тюмени, Тобольска, Голышманово, Сладково, Ялуторовска, но и приглашенные лекторы из Москвы и Санкт-Петербурга.
Александр Запорожец утверждал, что спешка в воспитании и образовании ни к чему хорошему не приводит. Мозг человека формируется поэтапно, поэтому вагон, впереди паровоза не поставишь.
Но родителям хочется все сделать как можно быстрее - пораньше подготовить детей к школьной нагрузке. Ведь уже в первом классе шести-семилеткам придется изучать такие понятия (например, морфема, фотосинтез), которые и не каждый взрослый объяснит. Как быть? Кажется, ответ ясен - начинать учить с пеленок, чтобы к школе все встало на свои места.
По мнению нейропсихологов, такая логика ошибочна. Из пункта А в пункт Б путь не всегда прямолинеен, и не должен идти скачками. Важнее - не оставить «непроторенных дорог», иначе сформировать «тропинки познания» потом будет крайне трудно. Доказано, что «дети Маугли», например, никогда не станут настоящими людьми, их развитие изначально пошло по другой «тропинке».
Валентина Еремеева развеяла и другой школьный миф: «Отстающие дети - это плохо». Возможно, они просто развиваются медленнее остальных, они «поздносозревающие», в отличие от «скороспелых». Более того, подгонять ребенка, когда его мозг еще не созрел, - опасно.
«Прессинг знаковых систем, который обрушивается на первоклассника, может помешать развитию чувственных знаний, на которых строится все дальнейшее обучение», - считает Валентина Еремеева. Время детства дается для того, чтобы «вырастить чувственную сторону речи», ощутить красоту слова, гармонию языка. Но учить этому чувству и рано читать - не одно и то же. Ведь для того, чтобы любить музыку, не обязательно быть музыкантом. Более того, считает Еремеева, «позднее чтение - фора для развития чувств».
«Преждевременное взросление - не достижение, а беда», - говорил Владимир Зинченко, создатель инженерной психологии в России. Для ребенка такое взросление - пропуск важнейших этапов развития. Представьте, предложила Валентина Еремеева, что перед вами тарелка с вкусной едой, а вы сидите со связанными за спиной руками. Конечно, можно научиться есть и так, но результат окажется хуже и не принесет удовольствия. Примерно то же самое происходит, если раньше времени учить ребенка читать. Он, конечно, научится, но будет делать это «со связанными руками».
Стоит ли удивляться, что для учеников «школа перестала быть местом, куда идут с удовольствием». Это цитата из выступления Оксаны Задориной, профессора кафедры общей и социальной педагогики Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского госуниверситета. И причин этому неудовольствию - множество. Причем, во многом вина лежит и на педагогах, которым «жалко тратить время» на создание «комфортной атмосферы», на то, чтобы у учащихся не было страха совершить ошибку, сказать «что-нибудь не то». Такая «экономия» приводит не только к зажатости ученика, но и к снижению уровня усвоенной информации. И если такая преемственность передается из класса в класс, то проблемы с успеваемостью растут как снежный ком.
По мнению Оксаны Задориной, очень важно, чтобы учитель «демонстрировал уважение к человеку вообще и к ученику в частности», «умел находить стимулы» для развития познавательных способностей учащихся, «мог обеспечить ситуацию успеха».
Ребенок должен уходить с урока «с чувством собственного достоинства». Только тогда есть шанс, что отстающий на первом этапе обучения станет успешным, что школа взрастит таланты, не прозевает гениев и не погубит «генераторов идей». И каждый школьник на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?» - ответит: «Он должен быть счастливым».
Инна Горбунова