БЕЗ МОБИЛЬНОСТИ НЕТ ОБНОВЛЕНИЯ

В России сегодня действуют и обсуждаются множество документов, связанных с образованием. Это и соответствующий приоритетный национальный проект, и региональные комплексные проекты модернизации отрасли, и государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годах», и проект «Российское образование - 2020», и президентская инициатива «Наша новая школа», и региональные целевые программы...
  

Обилие стратегических планов закономерно, ведь состояние образовательной сферы - мощный фактор, определяющий развитие любого государства. Лишь страны, где решение социальных задач возводится в приоритет, вправе рассчитывать на успех, тем более если они выбрали инновационный путь движения вперед. Ради чего? Ради имиджа государства в мировом сообществе, прорыва отечественной экономики? Да. Но прежде всего - во имя человека, который пока сидит за партой, но в будущем окажется главным двигателем прогресса. Для этого обновляемая школа обязана рассматривать ребенка не как средство обучения и воспитания, а как ее цель.

ВПЕРЕДИ ВРЕМЕНИ

Такому ученику нужен особый учитель. Неслучайно построение современной модели образования как никогда требует реформирования подготовки и переподготовки учителей, организации непрерывного профессионального совершенствования руководителей образовательных учреждений и управленцев всех уровней. Этим в последние годы активно занимается Тюменский областной государственный институт развития регионального образования - по сути, не только стратег, но и тактик обновления образовательнойсистемы Тюменского

региона, поскольку именно ТОГИРРО обеспечивает научно-методическое, организационное и педагогическое сопровождение совершаемых в ней преобразований.

В этом уникальном современном многофункциональном учреждении дополнительного образования прогнозируют и выстраивают на областном уровне инновационную образовательную политику. Реализуя все четыре направления деятельности, заложенные в концепции своего развития, - информационно-аналитическое, проектно-прогностическое, организационно-педагогическое и направление подготовки и переподготовки кадров, - институт взял за основу работу на опережение.

Соответствовать жизни и даже обгонять ее, адекватно реагировать на все новшества, которые могут стать полезными педагогу, - этим движущим принципам в ТОГИРРО подчинено все: и содержание, и форма. В институте создана так называемая матричная модель организации - ее современный, наиболее сложный, тип, сочетающий в себе старую, традиционную, структуру с новой, проектной. «Матрица» весьма гибка, а потому оперативно реагирует на вызовы времени, ориентирована на достижение результата.

Подобная организационная схема предполагает создание наряду с ресурсными и процессными подразделениями временных творческих коллективов для решения конкретных задач. Период от разработки услуги до ее предоставления при этом сокращается. Уже есть опыт работы таких мобильных групп, которые, в частности, были организованы для проведения учебных мероприятий по востребованным темам: «Нормативное подушевое финансирование», «Введение профильного обучения» и ряду других. Реализуемые образовательные предложения оперативно включаются в обучающий процесс. Своевременное реагирование на запрос конкретного потребителя - это и есть та самая мобильность образовательных услуг, на которой строит свою деятельность ТОГИРРО. Без нее нет обновления.

ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

В августе 2008-го традиционный областной педсовет накануне начала нового учебного года состоялся в новом формате - в форме педагогического марафона, который в течение недели прошел в четырех центрах: Голышманово, Тобольске, Тюмени, Ялуторовске. В нем помимо именитых гостей из Москвы и Самары участвовали более 2 400 представителей всех 26 муниципальных образований Тюменской области - руководители и специалисты территориальных органов управления образованием, директора образовательных учреждений, учителя. Все они имели возможность пообщаться, получить ответы на злободневные вопросы, вникнуть в предстоящие задачи.

Организованную в рамках марафона конференцию тюменской педагогической общественности на тему: «Комплексный проект модернизации как гражданский заказ общества на новое качество образования» можно без натяжки назвать значительным явлением в жизни региона. Проведение мероприятия сталовозможным благодаря идее и

организационным усилиям руководителей ТОГИРРО. Заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик возглавила сформированную по их предложению мобильную группу, в состав которой вошли директор департамента образования и науки Ирина Лысакова, ее первый заместитель Алексей Райдер, а также члены ректората и профессорско-преподавательского состава института.

Не обходится без свежих идей и привычное для ТОГИРРО дело - подготовка и переподготовка специалистов. В институте создана мобильная система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров - опять же в соответствии с общественным заказом. Последний был продиктован бурным процессом реформирования, который в середине первого десятилетия XXI века переживало тюменской образование: образовательным учреждениям предстоял переход на нормативно-подушевое финансирование, вводилась новая система оплаты труда работников государственно-общественного управления образованием, выпускники школ знакомились с новой формой итоговой аттестации - ЕГЭ. Каждое из направлений сопровождалось целым рядом проблем, искать решение которых приходилось каждому учителю в его ежедневной практике.

Сотрудники ТОГИРРО приняли решение ввести блочно-модульную структуру образовательной программы, содержащую ряд преимуществ как для слушателей курсов повышения квалификации и семинаров, так и для самих организаторов. В частности, учащиеся могут свободно выбрать определенный модуль и овладеть им в удобное для себя время, у них есть возможность самопроверки. Стало реальным проектирование не только групповой, но и индивидуальной траектории профессионального роста педагога.




ИНФОРМАЦИЯ - В БАНКЕ

Этому способствует и сформированный ТОГИРРО персонифицированный банк профессионального уровня педагогов. В нем содержатся личностные сведения об учителях, данные о повышении ими своей квалификации, результатах обучения и переобучения (с фамилиями тех, кто учил и по какой теме), сведения о результатах учеников, эффективности использования учебно-методических комплексов - учебников, программ, пособий.

Показателен следующий факт. Используя информацию виртуального банка, специалисты института взялидля сравнения двух

учителей начальных классов - с высшей категорией, солидным стажем, творчески относящихся к своему делу. И хотя педагоги имели много общего, результаты их труда получились разными. Успеваемость учеников во многом зависела от того, по какой программе занимался с ними преподаватель. В современных условиях успехи педагогов, применяющих традиционную программу «Школа России», к сожалению, как правило, оказываются невелики. «Традиционка» уже не «работает», поэтому от нее намерены отказаться.

Еще пример. Не секрет, что учителя сельской школы ведут уроки по пяти, шести и даже семи предметам, притом, что базовое профессиональное образование имеют лишь по одному, по нему же проходит аттестацию. Выявив эту неутешительную тенденцию, сотрудники ТОГИРРО решили для таких педагогов организовать интегрированные курсы повышения квалификации.

Созданный информационный банк помогает дифференцированно подходить к комплектованию и содержанию курсовых мероприятий - с учетом сведений о результатах работы каждого слушателя, его должности и трудовом стаже. Помимо прочего расширенное информационное поле данных о каждом конкретном педагоге и управленце системы образования позволяет осуществлять перспективное планирование и регулирование сроков подготовки к аттестации учителей и руководителей образовательных учреждений, выстраивать их опережающее обучение по актуальным для региона направлениям образования.

КОМПЬЮТЕР В ПОМОЩЬ

В целом персонифицированная информационная система дает возможность совершенствовать стратегическое, тактическое и оперативное планирование работы по повышению квалификации специалистов на уровне образовательных учреждений, муниципального района и области в целом. Для этих целей сотрудники института внедряют сетевую модель переподготовки кадров. Наряду с ней перспективными формами работы в ТОГИРРО считают конструирование индивидуальных образовательных программ накопительной системы повышения квалификации (в эксперимент по ее введению Тюменская область вслед за Москвой и Санкт-Петербургом вступила еще в сентябре 2006 года), а также дистанционное обучение.

- Научно доказано, - говорит проректор ТОГИРРО по научной работе и стратегическому развитию отрасли Наталья Милованова, - информация усваивается наиболее прочно, если восемьдесят процентов ее добыто самостоятельно. Неограниченные возможности для самостоятельного изучения дают именно дистанционные технологии, завоевывающие в современном обществе все более прочные позиции. Этого нельзя не учитывать в образовательном процессе.

Развитие компьютеризации действительно создает наиболее реальные возможности для претворения в жизнь целевых программ повышения квалификации, блочно-модульных технологий обучения, создания банка данных об имеющихся ресурсах, к которым слушатели могут обращаться без отрыва от производства, что в итоге обеспечивает ту самую индивидуализацию образования. Педагоги, не пренебрегающие шансами, которыми предоставляет им технический прогресс, могут найти разработанные специалистами ТОГИРРО учебные модули и спецкурсы образовательных программ по всем направлениям реформирования отрасли на обновленном портале «Опыт Тюменской области в сфере модернизации образования».

С УСЛУГОЙ-НА ДОМ

За последние три года ТОГИРРО разработал более двухсот учебных программ в соответствии с заявками территорий региона и отдельных педагогов. Наряду с традиционными курсами переподготовки кадров

всебольшую популярность приобретает неформальное обучение - тренинги, короткие программы, краткосрочные курсы по разным модулям. Так, если в 2004-2005 учебном году в названных новых формах обучения участвовали 2 158 человек, то в 2005-2006-м их стало уже 7 550, а еще через год-8 812. С переходом института на блочно-модульную структуру работы стали более востребованными информационно-консультативные услуги, стажировки, обучение на рабочем месте.

В рамках международной образовательной инициативы компании Microsoft «Партнерство в образовании» реализуется проект «Академия учителей» по формированию компетенций в сфере информационно-коммуникативных технологий. Завоевав право участия в нем, ТОГИРРО стал региональным учебным центром знаменитой корпорации и теперь обучает педагогов юга Тюменской области по образовательной программе, единой для всех стран мира. С мобильной ИКТ-услугой сотрудники института пришли на дом ко всем учителям региона, причем обучающиеся сами определяли удобные для них дни и часы проведения курсов (где-то занятия начинались и в шесть часов вечера).

- Работа идет круглосуточно, - констатирует ректор ТОГИРРО. - Наши педагоги активно учатся даже во время каникул и отпусков.

ОРИЕНТИР-НА РЕБЕНКА

Параллельно с формированием «портфолио» педагогов институт работал над созданием системы, содержащей информацию обо всех образовательных

учреждениях Тюменской области и о каждом учащемся - с 1 по 11 классы. В банк данных ученика вводились сведения о его успеваемости, изучении им иностранных языков, участии в олимпиадах, конференциях, посещении кружков и секций, состоянии здоровья. Доступ к этим материалам, сгруппированным строго определенным образом, имеет ограниченный круг лиц, который утвержден приказом областного департамента образования и науки.

- Мы не должны упустить ни одного ребенка, - делает акцент Ольга Ройтблат, - но нам надо знать, чем ему помочь. Это и есть то самое личностно-ориентированное образование, о котором сегодня так много говорят.

В результате проделанного ТОГИРРО колоссального труда организован полноценный программный комплекс, позволяющий анализировать опыт Тюменской области по всем направлениям модернизацииобразования. Этот единый

персонифицированный информационный ресурс позволяет в считанные секунды получать точные объективные сведения для совершенствования стратегического, тактического и оперативного планирования работы с кадрами на уровнях образовательного учреждения, муниципального района и региона в целом.

В 2007-2008 годах институт стал участником проекта «Формирование федерально-региональной и мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования», который рассчитан на три года и предусматривает обучение 75 тысяч руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием современным методам управления. Преподаватели ТОГИРРО и управленцы муниципального уровня прошли подготовку в московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. По результатам итоговых работ и экзаменов команда Тюменской области из двадцати человек, получивших статус российских экспертов, вошла в состав федерально-региональной сети тьютеров.

МОСТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

За последние годы ТОГИРРО дважды выигрывал грант Национального фонда подготовки кадров, благодаря чему еще до официального старта комплексной модернизации российской образовательной отрасли отработал две важнейшие темы: «Внедрение нормативного бюджетного финансирования, ориентированного на повышение доступности и эффективности качества общего образования» и «Общественная ответственность за образование». Специалисты института создали нормативную базу, разработали образовательные программы, провели тотальное обучение не только руководителей органов управления образованием, директоров школ, представителей управляющих советов, но и заместителей глав муниципальных образований.

Также ТОГИРРО дважды побеждал в конкурсах на право заключения государственного контракта на организационно-методическое сопровождение и методическую поддержку реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Тюменского региона. Благодаря этому расширилась география спроса на образовательные услуги института, их заказчики и потребители появились на новых территориях страны.

В 2007 году Тюменская область оказалась наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вне конкуренции по итогам проходившего в рамках нацпроекта первого конкурса субъектов РФ, комплексно реформирующих свою систему образования, и получила право быть консультантом для 21 региона, который конкурсная комиссия отобрала для оказания государственной поддержки. Главным исполнителем этой программы стал ТОГИРРО. За год институт провел четыре межрегиональныенаучно-практические конференции

, ряд стажировок и семинаров, в которых участвовали посланцы 25 регионов России, в том числе Бурятии и Якутии, Астраханской, Калининградской, Краснодарской, Курганской, Омской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Шел и обратный процесс: сотрудники института выезжали в другие территории, при этом они не только делились с коллегами своими наработками, но и сами учились на примерах других.

Второй государственный контракт - на 2008-2009 годы - ТОГИРРО подписал с Федеральным агентством по образованию и науке в прошлом октябре, первая стажировка в его рамках состоялась уже в феврале этого года. На нее прибыли представители Калининградской, Тамбовской, Челябинской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы - всего более ста человек. Помимо предусмотренной темы гостям была предоставлена интересующая их необходимая информация по всему спектру тюменского опыта.

При этом ТОГИРРО всегда следовал и следует собственной стратегии мобильности: предлагать свои услуги, исходя из желаний, запросов, конкретных заявок регионов. Так, краснодарцев больше интересовала новая система оплаты труда, а калининградцев - государственно-общественное управление образованием, переход детских садов и клубов в новую организационно-правовую форму, то есть в автономные образовательные учреждения.

- Проект уникален по своей сути, - резюмирует Ольга Ройтблат, - поскольку он позволил нам, всей Тюменской области, выйти на новый уровень повышения квалификации работников образования, перейти от репродуктивного обучения к интерактивному. От простой «трансляции» знаний - к общению и взаимообогащению.

 

Федеральный журнал № 3, 2009 "Национальная стратегия"