"Еще раз о стандартах". Людмила Филатова (газета "Тюменская область сегодня", 14.09.2011)"

Позитивный образ учителя лучше него самого не создаст никто, считает ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат.

В советское время расхожей была формула: пришел в институт - забудь, чему тебя учили в школе; пришел на производство - забудь, чему учился в вузе. Система простого вложения знаний в головы учеников дала крен уже  в конце прошлого столетия: появилось немало авторских развивающих программ, в частности, для начальной школы - Занкова, Эльконина и Давыдова, системы обучения Амонашвили, других опережающих время педагогов.

И вот свершается: система образования переходит на новый стандарт обучения, предусматривающий именно развивающий подход и связь знаний с практикой жизни. Прокомментировать эпохальное событие корреспондент издания попросил ректора Тюменского государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), народного учителя РФ Ольгу Ройтблат.

- Да, действительно, с 1 сентяб-ря начальная школа перешла на новый федеральный государственный стандарт (ФГОС), - подтверждает Ольга Владимировна. - Но  в СМИ как-то слабо освещается, что приняты и стандарты основной школы
(5-9 класс). В пилотном режиме с 2011 года 45 учреждений работают уже по новому ФГОСу основной школы. Скоро будут приняты для 10-11-х классов и готовы новые стандарты педобразования. В педагогических вузах ГОСТы обучения очень устарели. Молодой учитель приходит в школу и не знает абсолютно ничего о новых стандартах. Поэтому на съезде Всероссийского педагогического собрания, который состоялся в конце мая, Тюменская организация ВПС предложила не торопиться принимать стандарты педобразования, скорректировать их, чтобы они коррелировали со стандартами общего образования. Съезд принял это предложение.

- Сейчас много говорится о создании позитивного образа учителя. Что думаете на этот счет?

- Статистика по Году учителя, на мой взгляд, говорит сама за себя: только 30 процентов публикаций по стране были позитивными, 70 - это статьи негативного содержания. Даже в Год учителя. Уже не говорю про нашумевший сериал «Школа». С этим нельзя не считаться. Вместе с тем, мое глубокое убеждение как педагога: позитивный образ учителю лучше него самого никто не создаст. Если через всю жизнь мы несем в душе образ педагога - это ведь его любовь и труд оставили в душе такой след.

- Молодежь не особенно охотно идет в школу, чем можно привлечь самых-самых?

- Конечно, должны создаваться условия, повышаться заработная плата - однозначно. Но будет замечательная школа, педагог получит сто тысяч, улучшится ли от этого его работа? Не факт. Учитель на самом деле ключевая фигура в образовании, от него зависит все. Что касается молодых педагогов, мне кажется, еще на стадии подготовки нужно выявлять ребят с нетрадиционным, нестандартным мышлением, по-хорошему зараженных школой, развивать это  в них. Потому что суть новых стандартов - развитие личности ребенка, учителя, руководителя, это вообще изменение менталитета педагога, который готов занять партнерскую позицию: не просто передавать знания, а помогать ребенку добиваться их самостоятельно. Нам раньше говорили: не высовывайся, будь как все, помолчи. Сейчас ситуация кардинально меняется. На первое место выходит личностный фактор. К этому нужно просто привык-нуть, понять.

Все, что происходит в образовании, я воспринимаю абсолютно оптимистично, потому что нам удалось это попробовать на практике, когда я работала директором 34-й школы. Педагоги сделали упор на развитии личности, сейчас видим, какими выросли дети: ни одного неуспешного ребенка, поэтому понимаем, что вели очень правильную политику, и новые стандарты узаконивают ее массово по всей России. Поэтому, конечно, поддерживаю происходящее.

- К учебному процессу пытаются привлекать родителей, но мне кажется, тут немало формализма: их  и на собрание-то не дозовешься.

- Нужно искать новые формы взаимодействия. К примеру, два года назад в рамках общественной организации «Школа современного руководителя» мы вели проект «Здоровый директор - здоровый учитель - здоровый ребенок». Издали два уникальных мультимедийных пособия, которые оказались очень востребованными. Есть большое желание к этой триаде «директор - учитель - ребенок» добавить «здоровый родитель». Считаю, невозможно что-то реформировать в образовании, если родитель не будет союзником. Представьте: учитель знает, как по новым стандартам учить, как развивать личность ребенка, руководитель тоже знает, но если родитель не будет понимать, как взаимодействовать с ребенком, если будет ему приказывать, командовать и требовать оценок, то ничего не получится.

И школа, и управленцы разного уровня должны объяснять родителям, что нового в законе об образовании, какие права он дает, что это за стандарты. Если такой работой не заниматься, не будет успеха.

- Что можно ждать от нововведений?

- Все, что на данный момент происходит в системе образования и в законодательной деятельности, конечно, улучшит качество обучения, развития ребенка. Уйдем от проблемы детей группы риска, от правонарушений. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок с радостью бежал в школу, чтобы ему было интересно. А для этого он должен двигаться согласно индивидуальному уровню развития. Если ребенок будет развивать способности, ему будет интересно учиться. Он сможет выбрать в жизни то, что принесет пользу и ему, и семье, и обществу.

- Качество образования. Долгое время не могли определиться с содержанием этого понятия. Что вы вкладываете в него?

- Моя позиция и стандарты это предусматривают: сначала воспитание гражданина, достойного, честного, порядочного, лишь потом обучение. Будет гражданин, будет и гражданственность в России. То есть уважение человека к человеку, к людям пожилого возраста, к сверстникам. Воспитание гражданственности и плюс, конечно, обучение каждого ребенка, развитие личности.

Часто говорят: хорошее было образование в Советском Союзе. Я на это говорю: мы учили сами для себя, страна была закрытой.

Давали знания, а как применять их - неважно. Помню, в 34-ю школу приехал по обмену учитель математики, ребята
10-11-го классов говорят: «Ольга Владимировна, мы же это  в 7-8 классе проходили, давно все знаем». А учитель на основании того, что объяснил, дает задание: посмотреть котировки цен  и составить бизнес-план по такому-то производству. Так вот, американские школьники все сделали за 20 минут, а наши отличники так  и просидели. Потому что знаний много, а как их применить, не знали. Именно поэтому стандарты и будущее России - в умении применять, в практикориентированности.
Очень нравятся стандарты начальной школы, например, русский язык. Раньше было задание: «Расставь запятые в предложении». В новом стандарте: «Как ты считаешь, какие знаки препинания нужно поставить?» Ребенок где-то поставил двоеточие, где-то тире, то есть так, как понимает, и это правильно.

Главное, чтобы ребенок мог донести свою идею. Думаю, лет через пять процесс даст свои плоды.

- Ольга Владимировна, как  с новыми стандартами уживется пресловутое «натаскивание на ЕГЭ»?

- Учитель обучает в логической последовательности. Ребенок не может выполнить задание, пока не сделал предыдущее. Система тестирования ЕГЭ предполагает: не знаешь ответа - переходи к следующему. Для этого у детей и учителей должен быть навык работы с тестами, а для навыка нужно потренироваться. Но неправильно делают, если только натаскивают на ЕГЭ. Все потому, что школы сравниваются по результатам экзамена. С новыми стандартами все будет видоизменяться, об этом говорят и в Министерстве образования, и разработчики ЕГЭ.

Вместе с тем, всегда интересна внешняя экспертиза, и я за независимую оценку качества обучения не только в 9-11-м, но  и по каждому классу. Мне как учителю было бы интересно: я поработала с детьми, а какова независимая оценка? Не надо этого бояться.

Еще один очень важный момент в стандартах, от чего следует уйти, особенно в старшей школе. В прежнем стандарте было написано: обучить минимуму содержания. Такой формулировки не должно быть. Потому что, когда стантарт предполагает лишь минимум образования, снижается как раз качество обучения. Нужно давать столько, сколько ребенок способен взять. Кто-то минимум, кто-то максимум, кто-то в среднем объеме. Наши педагоги, кто изучил эти стандарты, обеими руками за них. Съезд показал то же самое.