"К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ"( Газета "Тюменская область Сегодня", 28 августа 2009г.№156)

К новой образовательной культуре
Несколько лет продолжаются преобразования в школьном образовании. К чему-то уже попривыкли педагоги, освоились в системе подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда. Но перспективы зовут вперед.
В рамках школы современного руководителя, приуроченной к традиционной августовской конференции педагогов и организованной Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО), директора и завучи школ осваивали новые подходы и технологии руководства образовательным процессом, новые модели принятия управленческих решений. Формирование компетенций в сфере руководства необходимо для решения современных задач, стоящих перед отраслью «Образование». Это развитие инновационного потенциала; формирование в школе новой образовательной культуры, основанной на принципах компетентностного подхода; обучение через активную самостоятельную деятельность.
Об инновационных походах к оценке качества образования в современной школе рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Надежда Суртаева. Прозвучала и тема перевода образовательных учреждений в новую организационно-правовую форму -- автономные некоммерческие организации (АНО). Со всеми плюсами и минусами этого статуса слушателей познакомил старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента в образовании ТОГИРРО Владимир Корякин.
-- Предлагая перейти в статус АНО, государство тем самым говорит: работайте на базе нашего имущества и умножайте доходы, -- поясняет Владимир Григорьевич. -- В автономной некоммерческой организации руководителю позволено составить собственное штатное расписание, открыть свой расчетный счет в банке, он вправе привлекать заемные средства. АНО может совершать сделки, самостоятельно распределять доходы, а поскольку в законодательстве нет положения о банкротстве АНО, оно может существовать, даже если возникнут долги. Конечно, руководитель находится под контролем наблюдательного совета, тем не менее он играет главную роль в деятельности учреждения.
Лучшие педагоги из Санкт-Петербурга, Омска, Челябинска и других городов страны делились своим опытом. Программу трехуровневой работы по формированию коммуникативной компетентности участников образовательного процесса (учащихся, учителей и родителей) представила директор школы № 23 г. Тольятти, победитель областного конкурса «Учитель года -- 1999», лауреат премии президента РФ Людмила Баринова.
Тема актуальна: культура речи школьников зачастую оставляет желать лучшего, а родители порой не умеют наладить необходимый контакт с собственным ребенком. Да и учитель на уроке, что греха таить, нередко задает вопросы в такой форме, что ученики не сразу его понимают. Слов много, а эффективное взаимодействие происходит не всегда. Как это ни банально прозвучит: если люди захотят, они могут этому научиться. Опробованная в Тольятти, программа показала свою эффективность. Возможно, и кто-то из наших руководителей воспользуется ею в образовательном пространстве своего учреждения.
Курсы для педагогов ТОГИРРО проводит регулярно, поэтому, как говорят сами учителя, по идеям школы из глубинки уже вплотную приблизились к городским. В последнее время широко используется такая форма общения между регионами и обучения, как видеоконференция. Выступать на ней довольно сложно, признаются те, кто имел подобный опыт: аудитория лишь на экране, говорить надо в камеру, обратной связи в привычной форме нет. Но и к этому надо привыкать. За новыми технологиями -- будущее.
Людмила ФИЛАТОВА
Фото автора и Ярославны ЧЕРНОВОЙ
К фото: «За партами» -- директора школ

мнение
Ольга МАКАТАЕВА, директор Капралихинской основной школы Армизонского района:
-- Курсы для директоров и завучей сейчас как нельзя более актуальны и проходят в активном рабочем режиме. Выступающие -- современные руководители, которые демонстрируют технологии, которые нам сейчас очень нужны. Наша школа уже год практикует омпетентностный подход в деятельности, все владеют информационными технологиями, Интернет у нас подключен лет пять назад, ребята занимаются проектами, то есть мы идем в ногу со временем. У каждого ученика и учителя, и у меня тоже, есть портфолио, куда заносятся все достижения. Поскольку школа небольшая, то индивидуальную траекторию развития выстроить легче. Что касается перевода в АНО, думаю, нам в отдаленной от центра школе, потруднее будет заработать дополнительные средства. Допустим, аренда транспорта: вряд ли удастся привлечь людей часто пользоваться нашим автобусом, а один человек не станет оплачивать всю сумму аренды -- дорого. К тому же остается тенденция к закрытию школы по причине малокомплектности. Однажды уже закрывали, но сход граждан отстоял, закон это позволяет.

Лидия ПЛАТОНОВА, директор гимназии № 12 г. Тюмени:
-- Не случайно этот проект называется: «Школа современного руководителя». Нам показали новые подходы, которые заимствованы не из педагогики, а из современного менеджмента. В частности, Надежда Суртаева показала на практике новые интересные подходы. Теперь можно уже сказать, что мы от просто целевого перешли к программно-целевому обучению -- почти у всех в школах есть свои программы развития. То есть разработаны проекты, определены ресурсы для их осуществления. Но речь шла о том, как организовать коллективы, работу так, чтобы решение не спускалось сверху, а вырабатывалось коллегиально. Существует программа, с помощью которой идея не навязывается руководителем, а формируется членами коллектива, и это можно сделать в любом компьютерном классе, где есть локальная сеть. Задаешь какую-то проблему, человек через компьютер высказывает свое мнение, потом все эти ответы суммируются, вырисовывается мнение коллектива. Мы, директора, сами попробовали, очень продуктивно получается. Сегодня весьма важно, чтобы решение вырастало снизу.
Эту же методику можно использовать и на родительских собраниях. Не все хотят подписываться под своим мнением, опасаясь за благополучие своего ребенка, а высказанное анонимно, тем не менее, оно будет учтено.
Актуальна информация и о переходе в статус АНО: документы, законодательство. Нам показывают плюсы и минусы, наверное, потихоньку готовят. Мы ведь когда-то боялись переходить на подушевое финансирование, на отраслевую оплату труда. Но не прошло и пяти лет, а уже не помним своих страхов. Л.Филатова.


Статья:
Открыть файл: "К новой образовательной культуре" (1,75 Mб.)