КТО НАУЧИТ ПЕДАГОГА

 

Вот просто цитата из официального документа: «ТОГИРРО - многофункциональное учреждение дополнительного образования, которое реализует направления деятельности, позволяющие работать на опережение». То есть ТОГИРРО прогнозирует развитие региональной системы образования, выстраивает инновационную образовательную политику в Тюменской области, сопровождает, научно и методически поддерживает воплощение в жизнь программы развития как педагогами, образовательными учреждениями, так и отраслью в целом.

Казалось бы, сказано предельно ясно. Но это для специалистов, владеющих полной информацией по этой теме. А для широкой читательской аудитории, сдаётся нам, нужно кое-что прокомментировать. Постараемся говорить максимально простым языком, насколько это возможно.

Итак, в ТОГИРРО создана современная организационная структура управления - матричная модель. Она состоит из разных подразделений - ресурсных: кафедр, лаборатории семейного воспитания, стратегического развития отрасли, национально-регионального компонента, а также центров - психологического, информатизации и автоматизации. Разумеется, всё это сложилось не в один день, но сегодня можно с уверенностью сказать - такой стройной и выверенной системы повышения квалификации работников системы образования в России ещё надо поискать.

А почему, собственно, это случилось в Тюмени, которая, как известно, весьма далеко от столиц?

А потому, что в Тюмени к месту и ко времени оказался государственный человек, коих у нас до сих пор дефицит. Это - Ольга Ройтблат, в прошлом директор школы, которую она возглавляла более двадцати лет и сделала её, пожалуй, лучшей в городе, затем - директор департамента по образованию и науке Тюменской области. С 2004 года - ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования.

Ещё в 2005 году была разработана концепция развития ТОГИРРО до 2010 года, благодаря которой и в соответствии с потребностями региональной политики реализуются четыре основных вектора деятельности института. И первая из них - информационно-аналитическая деятельность, помогающая прогнозировать развитие системы, учитывать риски, разрабатывать меры по их преодолению, создавать гибкую, мобильную систему повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Повышение квалификации кадров. То есть - обучение взрослых. Какие бы изменения ни происходили в системе образования, учитель остаётся главным действующим лицом образовательного процесса. Вот по- чему главной целью института сегодня является создание разных форм комплексной многоуровневой, практико-ориентирован- ной, территориально распределённой системы подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров сферы образования.

Годы напряжённой и целеустремлённой работы не прошли даром. В 2007 году Тюменская область по результатам конкурса среди субъектов Российской Федерации, проходившего в рамках Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ», наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вышла в лидеры и получила статус региона-консультанта для двадцати одного региона, победивших в Российском конкурсе комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Проект выполнялся по заказу Федерального агентства по образованию, главным его исполнителем стал ТОГИРРО.

Победу в конкурсе в ТОГИРРО расценили как руководство к практической деятельности. Всю вторую половину 2007 года и практически весь 2008 год Тюмень принимала руководителей образовательных

Правительство Тюменской области Тюменский областной государственный институт развития регионального образования учреждений, педагогов, хозяйственников, представителей администраций разного ранга из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии, Бурятии, Свердловской области, Калининграда... На базе ТОГИРРО проходили конференции и семинары, мастер-классы лучших представителей педагогического сообщества России, научные работники института делились своим опытом, новыми подходами к организации учебной и финансовой деятельности образовательных учреждений - от детского сада до высшего учебного заведения. Только за ноябрь 2007 года в мероприятиях по распространению опыта Тюменской области приняли участие представители 25 регионов России, проведено 120 консультаций, в том числе в режиме on-line-конференций, интернет-форумов (и с выездом в регионы), в которых приняли участие 1300 человек, проведены 4 межрегиональные научно-практические конференции с общим числом участников 511 человек. Обучено более 1200 руководителей и специалистов финансово-экономических служб органов управления образованием регионов России. Институтом ведётся постоянная, целенаправленная и, можно сказать, напряжённая работа по обеспечению организационно-методического сопровождения и методической поддержки регионов-победителей конкурса комплексных проектов модернизации образования России.

Один из примеров - плодотворное сотрудничество с руководителями образовательных учреждений Калининградской области. В октябре этого года внушительный десант сотрудников ТОГИРРО в очередной раз высадился в Калининграде. По отзывам участников семинара, который носил красноречивое название - «Совершенствование экономических механизмов как фактор повышения качества образования», - практический тюменский опыт был более чем полезен. Лекции и практические занятия проводили проректор ТОГИРРО по учебно-методической работе Марина Кускова, начальник планово-экономического отдела управления образованием администрации Тюменского муниципального района Эльза Половникова, начальник юридического от- дела Западно-Сибирского государственного колледжа Владимир Корякин, директор тюменской школы № 88 Елена Головчак. Мы не случайно назвали тюменскую делегацию десантом ТОГИРРО. Многие специалисты давно и успешно сотрудничают с институтом, делая одно очень важное для сферы образования дело - повышают его качество. Тема сообщения на семинарах В. Корякина «Правовое регулирование создания, деятельности АУ (автономного учреждения)» и практические занятия получили положительные оценки слушателей. Заместитель министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич сказала в частности: «Наши специалисты дважды побывали на стажировках и семинарах в Тюмени, а теперь ваши специалисты снова у нас. Считаю, что опыт Тюменской области - самый прогрессивный сегодня. Он созвучен нашему, но всё же мы идём по вашим стопам. Что касается экономических вопросов, особенно оплаты труда - это ваши разработки, и мы практически полностью взяли за основу эту модель. Ваш практический опыт помог нам создать свою модель оплаты труда и финансовых расчётов.

В процессе нашей совместной работы многие неясные для нас моменты были сняты». И ещё немного информации. Среди участников семинара были и руководители общеобразовательных учреждений, и руководители органов управления образованием, руководители учреждений дошкольного и дополни- тельного образования, финансово-экономические работники. Все наиболее важные на сегодня сферы деятельности образовательных учреждений так или иначе имели место в рабочей повестке семинара. А в октябре 2008 года институтом был подписан контракт с Федеральным агентством по образованию РФ на 2008-2009 годы по обучению руководителей и специалистов финансово-экономических служб органов управления образованием регионов России. Год ещё не закончился, обучение взрослых продолжается.

Российский исторический журнал "Родина"(№11, 2008г.)