ОБГОНЯЯ ВРЕМЯ


Встреча заместителя губернатора Тюменской области Н. А. Шевчик с делегацией Калининградской области во главе с министром образования Н. С. Шерри.Созданный 64 года назад как институт усовершенствования учителей, ТОГИРРО вырос до высокого уровня. Сегодня это многофункциональное учреждение, которое не только даёт учите лю достойное дополнительное профессиональное образование, но и прогнозирует движение вперёд всей территориальной системы образования, выстраивает её инновационную траекторию, сопровождает, научно и методически поддерживает воплощение в жизнь программы развития - как педагогами, образовательными учреждениями, так и отраслью в целом. Руководство института прекрасно понимает: образование сегодня должно строиться на основе требований и прогнозов будущего, а образовательная система - быть «встроен ной» в новую экономику и, по сути, в новую социально-экономическую формацию России. Она обязана формировать и развивать личностные качества и ценности, способность жить в условиях рыночных отношений, учить толерантному мышлению и коммуникативности. Сделать это в наш реактивный век без применения информационных технологий нереально. Неслучайно эти важнейшие моменты прописаны в Концепции развития ТОГИРРО. Глубокому и многовекторному содержанию деятельности института соответствует его форма - сложная, гибкая, современная организационная структура, получившая соответствующее название: «матричная модель». Она состоит из разных подразделений, среди которых - центр информатизации и автоматизации, открытый относительно недавно.   

В небольшом материале рассказать и даже просто перечислить всё, что сделано ТОГИРРО в области информатизации образования, невозможно. Назовём лишь некоторые факты. Например, в сельской местности институтом были определены опорные школы для подготовки тьюторов по конкретным направлениям информатизации. В частности, в Голышмановском районе на базе 18 общеобразовательных учреждений прошло обучение новым технологиям на основе специализированного программного обеспечения по всем предметам.

Кроме того, ТОГИРРО ведет научно-методическое сопровождение процесса обучения компьютерной грамотности в начальной школе, а также научно и методически обеспечивает процесс обучения информатике в основной и старшей школе, работает над повышением квалификации всех категорий педагогических работников.

Накопленный опыт позволил институту участвовать в реализации проектов федерального уровня. В 2007м по результатам кон курса субъектов Российской Федерации, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование», наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, Тюменская область получила статус региона-консультанта для 21 территории, затем для 33 территорий. А в конце 2008 года институт подписал контракт на 2008-2009 годы с Федеральным агентством по образованию РФ по обучению руководителей специалистов финансово-экономических служб органов управления образованием регионов России.

- Сегодня, - подчеркнула ректор ТОГИРРО Ольга Владимиров на Ройтблат, руководитель проекта, - практически любая деятельность человека сопровождается современными информационными технологиями, обеспечивающими её эффективность, прежде всего, во временном режиме. Поэтому мы и в федеральном проекте широко используем возможности информационно-коммуникационных технологий: современные компьютерные технологии (электронные каталоги, базы данных, компакт-диски, Web-ресурсы и т.п.), различные виды взаимодействия слушателей с информацией, что и реализуется нами при проектировании всех видов деятельности.

Приступая к выполнению государственного задания по консультированию регионов, реализующих комплексные проекты модернизации образования, ТОГИРРО проводит стажировки, межрегиональные научно-практические конференции и семинары, в которых участвовали представители 25 регионов России, дал 1200 консультаций, в том числе в режиме online, провел несколько интернет-форумов, участниками которых стали 1800 человек. Да, за опытом приезжали в Тюмень, но шёл и обратный процесс. Специалисты ТОГИРРО неоднократно ездили с обучающими семинарами в регионы - Калининградскую область, Краснодарскую область, Курганскую и т.д. Строили прочные мосты сотрудничества.

- Очень важно, что благодаря подобным стажировкам, - сказала проректор ТОГИРРО по учебно-методической работе и переподготовке кадров Марина Кускова, - каждый участник знакомится не только с теорией, но и практикой. Прямо на месте, в конкретном образовательном учреждении, может посмотреть нормативную базу, документацию о текущей деятельности учреждения, поговорить не только с его руководителем, но и с рядовым работником, узнать, как он воспринимает происходящие перемены. В Представители Калининградской, Тамбовской, Челябинской областей, Пермского края, ЯмалоНенецкого автономного округа и Москвы на стажировке в Тюмени.результате получается живой диалог, в котором происходит обучение не только обучающегося, но и обучающего.

- Разработка и сопровождение этого ресурса были нацелены на обеспечение информационной поддержки регионов-победителей, комплексно преобразовывавших свои образовательные системы, - подчеркнула Наталья Милованова. - Портал предназначен для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещённым как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, баз данных, системы поиска и навигации.

Это даёт возможность специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, финансово-экономическим работникам выходить на контролируемые тематические форумы образовательной тематики, обращаться к услугам электронной библиотеки образовательных и научно-популярных ресурсов (книгам, статьям, аудио и видеоматериалам). Кроме того, каждый зарегистрированный пользователь может работать со своей собственной страницей. На неё он вправе выложить любые данные, которые затем могут быть доступны всем. Кроме того, с портала ТО ГИРРО имеется удаленный доступ к программному комплексу уже названной нами системы анализа Тюменской области.

Естественно, с момента своего старта в 2007 году в Интернете портал претерпел большие изменения, стал более емким с 2009 года. У него появились новые функции и возможности. Например, выставляемый материал доступен для скачивания пользователями. Для них же разработаны такие подразделы и интерактивные сервисы, как бегущая лента новостей, коллекция ссылок на популярные образовательные порталы, информационные, нормативно-право вые и методические материалы, относящиеся к сфере образования, другие тематические сайты.

Первая стажировка в 2009 году в рамках государственного контракта состоялась уже в феврале. На нее прибыли представители Калининградской, Тамбовской, Челябинской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы: главы муниципальных образований, руководители органов управления образованием, образовательных учреждений, финансово-экономические работники - всего более 100 человек. Гости, проявляя неподдельный интерес к тюменскому опыту, погрузились в проблему перевода учреждений дошкольного и дополнительного образования в новую организационно-правовую форму - автономные образовательные учреждения. Хотели знать теорию и практику. Подробно. До мело чей. Чтобы, вернувшись домой, сразу же приступить к обновлению.

Стажировка длилась всего четыре дня, а показать и рассказать хотелось о многом. Поэтому программа была свёрстана до предела плотно. Времени катастрофически не хватало... И тут организаторы крикнули: «Эврика!» И - запланированное на первый день, но вы павшее в результате очень плотного графика работы выступление старшего преподавателя ТОГИРРО Владимира Корякина о правовом регулировании создания и деятельности автономного учреждения было перенесено... в автобус. На нём участники стажировки во второй день отправились в Тобольск. И все четыре часа пути, как уверяют очевидцы, промелькнули незаметно. И весьма продуктивно. Ведь гости не только прослушали обещанную лекцию с объём ной демонстрацией презентационных материалов, но и посмотрели фильм о Тюменской области и др. Это состоялось благодаря техническим возможностям, которые не только имеет, но и умело использует институт. -

Мы, - сказал начальник центра информатизации и автоматизации образования ТОГИРРО Олег Шор, - прямо в автобусе смонтировали и настроили две плазменные панели достаточно большого размера, подключили их к компьютеру. Докладчик в од ной руке держал микрофон, в другой - пульт дистанционного управления презентацией. Он сам, по своему усмотрению, прекрасно владея материалом, управлял процессом. В результате слушатели пассажиры получали оперативную информацию, сопровождающуюся качественными визуальным и звуковым рядами. В процессе работы были даны индивидуальные консультации по желанию обучающихся.

Стажировка по дороге в г. Тобольск Тюменской области. Выступление В. Г. Корякина, старшего преподавателя ТОГИРО на тему «Правовое регулирование создания, деятельности автономного учреждения по законодательству РФ».На обратном пути путешественников ждал короткий «привал» в Абалаке. Каково же было их удивление, когда, оказавшись перед «плазмой» в местной сельской школе на 120 учащихся, они смог ли пообщаться с организаторами стажировки в Тюмени, обменяться впечатлениями, обсудить планы на будущий день. Помимо этих неожиданных впечатлений, тюменцы поразили гостей и телемостом, который был установлен во время совещания в мэрии. Доклады заместителя главы администрации Тюмени Веры Соловьёвой и директора городского департамента образования Павла Крекова сопровождались слайдами, изображение которых по каналу двух потокового видео транслировалось в удаленные территории, подключённые дистанционно. Затем эстафету переняли главы Сладковского и Тобольского районов Александр Анохин и Александр Решетников. Участники встречи, находившиеся в областном центре, могли не только слышать, видеть, но даже вступать в дискуссию с собеседниками, которые расположились в 300 километрах от них - в Абалакской и Сладковской школах.

Сладковский район может стать примером серьезного и комплексного подхода к информатизации для других территорий. И Абалакская школа, «школа будущего», дающая фору всем остальным сельским учебным заведениям региона по уровню информативности, - образец сельского учебного заведения, которое должно быть в каждом муниципалитете.

Участники стажировки отметили, что наибольшую ценность для них представляют оптимальная проработанность всех этапов перевода ОУ в новое качественное состояние, чёткость и слаженность действий структур управления, образовательных автономных учреждений, ТОГИРРО, продуманный экономический механизм, и подчеркивают соответствие логике развития российского образования

Елена Ёлкина

"Российский исторический журнал Родина", №4, 2009г.