ОБГОНЯЯ ВРЕМЯ
Созданный 64 года назад как институт усовершенствования учителей, ТОГИРРО вырос до высокого уровня. Сегодня это многофункциональное учреждение, которое не только даёт учите лю достойное дополнительное профессиональное образование, но и прогнозирует движение вперёд всей территориальной системы образования, выстраивает её инновационную траекторию, сопровождает, научно и методически поддерживает воплощение в жизнь программы развития - как педагогами, образовательными учреждениями, так и отраслью в целом. Руководство института прекрасно понимает: образование сегодня должно строиться на основе требований и прогнозов будущего, а образовательная система - быть «встроен ной» в новую экономику и, по сути, в новую социально-экономическую формацию России. Она обязана формировать и развивать личностные качества и ценности, способность жить в условиях рыночных отношений, учить толерантному мышлению и коммуникативности. Сделать это в наш реактивный век без применения информационных технологий нереально. Неслучайно эти важнейшие моменты прописаны в Концепции развития ТОГИРРО. Глубокому и многовекторному содержанию деятельности института соответствует его форма - сложная, гибкая, современная организационная структура, получившая соответствующее название: «матричная модель». Она состоит из разных подразделений, среди которых - центр информатизации и автоматизации, открытый относительно недавно.
В небольшом материале рассказать и даже просто перечислить всё, что сделано ТОГИРРО в области информатизации образования, невозможно. Назовём лишь некоторые факты. Например, в сельской местности институтом были определены опорные школы для подготовки тьюторов по конкретным направлениям информатизации. В частности, в Голышмановском районе на базе 18 общеобразовательных учреждений прошло обучение новым технологиям на основе специализированного программного обеспечения по всем предметам.
Кроме того, ТОГИРРО ведет научно-методическое сопровождение процесса обучения компьютерной грамотности в начальной школе, а также научно и методически обеспечивает процесс обучения информатике в основной и старшей школе, работает над повышением квалификации всех категорий педагогических работников.
Накопленный опыт позволил институту участвовать в реализации проектов федерального уровня. В 2007м по результатам кон курса субъектов Российской Федерации, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование», наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, Тюменская область получила статус региона-консультанта для 21 территории, затем для 33 территорий. А в конце 2008 года институт подписал контракт на 2008-2009 годы с Федеральным агентством по образованию РФ по обучению руководителей специалистов финансово-экономических служб органов управления образованием регионов России.
- Сегодня, - подчеркнула ректор ТОГИРРО Ольга Владимиров на Ройтблат, руководитель проекта, - практически любая деятельность человека сопровождается современными информационными технологиями, обеспечивающими её эффективность, прежде всего, во временном режиме. Поэтому мы и в федеральном проекте широко используем возможности информационно-коммуникационных технологий: современные компьютерные технологии (электронные каталоги, базы данных, компакт-диски, Web-ресурсы и т.п.), различные виды взаимодействия слушателей с информацией, что и реализуется нами при проектировании всех видов деятельности.
Приступая к выполнению государственного задания по консультированию регионов, реализующих комплексные проекты модернизации образования, ТОГИРРО проводит стажировки, межрегиональные научно-практические конференции и семинары, в которых участвовали представители 25 регионов России, дал 1200 консультаций, в том числе в режиме online, провел несколько интернет-форумов, участниками которых стали 1800 человек. Да, за опытом приезжали в Тюмень, но шёл и обратный процесс. Специалисты ТОГИРРО неоднократно ездили с обучающими семинарами в регионы - Калининградскую область, Краснодарскую область, Курганскую и т.д. Строили прочные мосты сотрудничества.
- Очень важно, что благодаря подобным стажировкам, - сказала проректор ТОГИРРО по учебно-методической работе и переподготовке кадров Марина Кускова, - каждый участник знакомится не только с теорией, но и практикой. Прямо на месте, в конкретном образовательном учреждении, может посмотреть нормативную базу, документацию о текущей деятельности учреждения, поговорить не только с его руководителем, но и с рядовым работником, узнать, как он воспринимает происходящие перемены. В результате получается живой диалог, в котором происходит обучение не только обучающегося, но и обучающего.
- Разработка и сопровождение этого ресурса были нацелены на обеспечение информационной поддержки регионов-победителей, комплексно преобразовывавших свои образовательные системы, - подчеркнула Наталья Милованова. - Портал предназначен для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещённым как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, баз данных, системы поиска и навигации.
Это даёт возможность специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, финансово-экономическим работникам выходить на контролируемые тематические форумы образовательной тематики, обращаться к услугам электронной библиотеки образовательных и научно-популярных ресурсов (книгам, статьям, аудио и видеоматериалам). Кроме того, каждый зарегистрированный пользователь может работать со своей собственной страницей. На неё он вправе выложить любые данные, которые затем могут быть доступны всем. Кроме того, с портала ТО ГИРРО имеется удаленный доступ к программному комплексу уже названной нами системы анализа Тюменской области.
Естественно, с момента своего старта в 2007 году в Интернете портал претерпел большие изменения, стал более емким с 2009 года. У него появились новые функции и возможности. Например, выставляемый материал доступен для скачивания пользователями. Для них же разработаны такие подразделы и интерактивные сервисы, как бегущая лента новостей, коллекция ссылок на популярные образовательные порталы, информационные, нормативно-право вые и методические материалы, относящиеся к сфере образования, другие тематические сайты.
Первая стажировка в 2009 году в рамках государственного контракта состоялась уже в феврале. На нее прибыли представители Калининградской, Тамбовской, Челябинской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы: главы муниципальных образований, руководители органов управления образованием, образовательных учреждений, финансово-экономические работники - всего более 100 человек. Гости, проявляя неподдельный интерес к тюменскому опыту, погрузились в проблему перевода учреждений дошкольного и дополнительного образования в новую организационно-правовую форму - автономные образовательные учреждения. Хотели знать теорию и практику. Подробно. До мело чей. Чтобы, вернувшись домой, сразу же приступить к обновлению.
Стажировка длилась всего четыре дня, а показать и рассказать хотелось о многом. Поэтому программа была свёрстана до предела плотно. Времени катастрофически не хватало... И тут организаторы крикнули: «Эврика!» И - запланированное на первый день, но вы павшее в результате очень плотного графика работы выступление старшего преподавателя ТОГИРРО Владимира Корякина о правовом регулировании создания и деятельности автономного учреждения было перенесено... в автобус. На нём участники стажировки во второй день отправились в Тобольск. И все четыре часа пути, как уверяют очевидцы, промелькнули незаметно. И весьма продуктивно. Ведь гости не только прослушали обещанную лекцию с объём ной демонстрацией презентационных материалов, но и посмотрели фильм о Тюменской области и др. Это состоялось благодаря техническим возможностям, которые не только имеет, но и умело использует институт. -
Мы, - сказал начальник центра информатизации и автоматизации образования ТОГИРРО Олег Шор, - прямо в автобусе смонтировали и настроили две плазменные панели достаточно большого размера, подключили их к компьютеру. Докладчик в од ной руке держал микрофон, в другой - пульт дистанционного управления презентацией. Он сам, по своему усмотрению, прекрасно владея материалом, управлял процессом. В результате слушатели пассажиры получали оперативную информацию, сопровождающуюся качественными визуальным и звуковым рядами. В процессе работы были даны индивидуальные консультации по желанию обучающихся.
На обратном пути путешественников ждал короткий «привал» в Абалаке. Каково же было их удивление, когда, оказавшись перед «плазмой» в местной сельской школе на 120 учащихся, они смог ли пообщаться с организаторами стажировки в Тюмени, обменяться впечатлениями, обсудить планы на будущий день. Помимо этих неожиданных впечатлений, тюменцы поразили гостей и телемостом, который был установлен во время совещания в мэрии. Доклады заместителя главы администрации Тюмени Веры Соловьёвой и директора городского департамента образования Павла Крекова сопровождались слайдами, изображение которых по каналу двух потокового видео транслировалось в удаленные территории, подключённые дистанционно. Затем эстафету переняли главы Сладковского и Тобольского районов Александр Анохин и Александр Решетников. Участники встречи, находившиеся в областном центре, могли не только слышать, видеть, но даже вступать в дискуссию с собеседниками, которые расположились в 300 километрах от них - в Абалакской и Сладковской школах.
Сладковский район может стать примером серьезного и комплексного подхода к информатизации для других территорий. И Абалакская школа, «школа будущего», дающая фору всем остальным сельским учебным заведениям региона по уровню информативности, - образец сельского учебного заведения, которое должно быть в каждом муниципалитете.
Участники стажировки отметили, что наибольшую ценность для них представляют оптимальная проработанность всех этапов перевода ОУ в новое качественное состояние, чёткость и слаженность действий структур управления, образовательных автономных учреждений, ТОГИРРО, продуманный экономический механизм, и подчеркивают соответствие логике развития российского образования
Елена Ёлкина
"Российский исторический журнал Родина", №4, 2009г.