ОДНА, НО ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ

 

Училась сразу в двух школах - обычной и музыкальной. Удостоилась чести аккомпанировать в качестве  Встреча участников семинара-стажировки с заместителем губернатора Тюменской области Натальей Александровной Шевчикпианистки профессиональному ансамблю скрипачей. Это было на знаменательном событии - открытии Тюменской филармонии. Вот она, первая страсть Ольги Ройтблат - музыка. И музыка впоследствии привела ее к работе концертмейстером, уже начиная с четвертого класса общеобразовательной школы (!), руководителем мужского хора, вокальной группы завода гражданской авиации в Тюмени. А с восьмого класса школы - руководила ВИА Аргонавты. Она профессионально занималась музыкой вплоть до одного поворотного события в ее жизни. Но не будем спешить. Она ехала сдавать документы в музыкальное училище, а попала ... в Тюменский педагогический институт на факультет романо-германской филологии, на английский язык. И уже с 3-го курса стала преподавать в школе 34 го рода Тюмени. Той, которая когда-то строилась на ее девчоночьих глазах. Той, которая станет ее судьбой.

Восемь лет Ольга Ройтблат преподавала английский, затем становится завучем по воспитательной и внеклассной работе, все так же занимаясь музыкой. То, что для некоторых ее коллег было обязаловкой, она делала с удоволь ствием. Наблюдательный читатель скажет - ага! И не ошибется.

Школа ее жизни

В тридцать с небольшим она становится директором той самой 34 школы. И автоматически превращается Августовский педсовет. Экспозиция "Воспитание-приоритет регионального образования Тюменской области", август 2007 г. из человека, не обремененного, кроме чисто профессиональных, другими хлопотами - в, так сказать, ось планеты по имени школа. Это если красиво. А попросту - начинает бесконечный бег по хозяйственно-учебно-организационному кругу. Это и есть поворотное событие. Профессиональные занятия музыкой уплывают вдаль как сон, как утренний туман. Потому что сначала нужно вставить разбитые стекла в половине окон, потом разобраться с текущей крышей, одновременно - сама - соскабливая со стен, смывая то, что обыкновенно пишут на них детки, не отягощенные воспитанием. Это было начало, а после, когда школа приобрела более-менее пристойный вид, Ройтблат стала высаживать розы на школьной территории. Чтобы было красиво, чтобы красота стала фоном всей их меняющейся школьной жизни. Она сажает, а их выдирают. Может быть, даже родители тех самых, не отягощенных. Знаете, какой выход нашла Ольга Ройтблат? Стала выращивать роз столько, чтобы хватило на весь микрорайон.

В 34-й школе, впоследствии школе-лицее, она задержалась в должности директора почти на двадцать лет. Впрочем, задержалась - не то слово. Она перепахала эту школу. Ройтблат собрала педагогический коллектив единомышленников, вместе с которым методично выкорчевывала косность, нетворческое отношение к работе педагогов и бескультурье учеников. Во многом она «сотоварищи» была первой. Они первыми пригласили в школу на постоянную работу психолога, начиная уже с 1989 года ста ли преподавать иностранный язык со 2-го класса всем ученикам.

 Интернет-форум на портале ТОГИРРО. Для специалистов трудных вопросов нет. Ноябрь 2007 г.Школа зажила новой, творческой жизнью. Элитная по качеству образования, она провозгласила принцип: наша элита - таланты. Талантливым быть модно. И они лепили таланты из обыкновенных ребятишек. Сначала тюменского района Маяк, а потом всего города и области. Потому что Ольга Ройтблат не могла отказать в приеме в школу никому.

Музыкальные конкурсы - и семьдесят учеников школы, не Бахи и не Моцарты - пишут музыку, а потом в школе се исполняют. Потому что это вполне интересные произведения, это действительно музыка, и они могут ее исполнять. Стены школы заполняют рисунки, живопись юных авторов. Но не только художественные таланты. Свыше семидесяти преподавателей - исключительно мужчин - в разные годы занимаются с учениками научными изысканиями, четыре доктора наук, 36 кандидатов постоянно работают со школьниками. В результате в школе не только значительно улучшается дисциплина, но и появляются интересные научные работы, а многие выпускники составляют цвет тюменских и российских вузов.

Все это время Ольга Ройтблат не только успешно вела школу по пути совершенствования. Несколько ее  Ольга Владимировна Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образованияпоездок в США в качестве переводчика, личные встречи, обернулись в итоге программой безвалютного обмена учащимися. Был построен, своего рода, мост Тюмень - штат Айова и штат Вашингтон. 280 тюменских учащихся из школы-лицея №34 периодически учились и жили в Америке, в семьях своих новых американских друзей, а 11 преподавателей прошли там стажировку - от месяца пребывания до одного года. В свою очередь на тех же условиях к нам приезжали американские дети и пре подаватели. В итоге - обмен опытом, улучшение качества образования, лучшее понимание особенностей двух стран, взаимопонимание и, наконец, дружба. Хороший пример народной дипломатии.

В 2000 году школа-лицей 34 заслуженно завоевывает почетное звание «Школа века».

В 2002 году Ольга Владимировна становится национальным победителем в российско-американском конкурсе преподавателей английского языка и страноведения США, организованном посольством США в России и Министерством образования Российской Феде рации. В том же году Ольга Ройтблат возглавила департамент по образованию и науке при администрации Тюменской области.

Вперед и вверх, а там...

Вместо заботы об одной школе стало 953 заботы. А еще детские дома, садики, средние учебные заведения, вузы и их филиалы.

Из сплоченного, созданного долгими года ми коллектива - в новую, непростую среду, полную традиций и амбиций. Свою школу она знала наизусть, а здесь их около тысячи плюс все остальное. Можно было просто плыть в сложившемся здесь за долгое время мейнстриме. Но Ольга Ройтблат так никогда не умела, да и не хо тела. За несколько лет департамент превратился в мощный штаб всей образовательной системы области. Наработанное вело вперед, накопленные опыт и знания требовали новых подходов.

Ройтблат смело шла навстречу внутреннему голосу, который вел ее все дальше и дальше по ниве совершенствования образования. И снова логический итог: она возглавила Тюменский областной Государственный институт развития регионального образования - ТОГИРРО.

А вот с этого момента поподробнее.

В ТОГИРРО уже несколько лет актив, но разрабатывалась и внедрялась концепция модернизации образовательной системы. От Министерства образования были получены два гранта - один способствовал проведению реформы модернизации образования, второй - созданию системы общественной ответственности за образование.

Все это позволило сформулировать организационно и научно-методическое обеспечение реформы. Были определены этапы реализации проекта. Если очень коротко:

 1-й - Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений.

2-й - Внедрение нормативного бюджетного финансирования. Начало эксперимента ЕГЭ.

3-й - Введение отраслевой системы оплаты труда преподавателей.

4-й - Формирование управляющих советов в школах.

5-й - Совершенствование механизмов управления образованием.

Да простят нас за столь специфическое, насыщенное терминами отступление. Иначе было бы трудно понять эту новую веху в жизни Ольги Ройтблат. А она мощно подключилась к новой работе, возглавила ее. Впрочем, в той или иной степени этой работой она занималась всю жизнь. И результаты не заставили себя ждать. В 2007 году в рамках приоритетного национально го проекта «Образование» проводился конкурс-регионов, активно внедряющих комплексные программы модернизации. 21 субъект России признан победителем. Но вне конкуренции оказались Москва, Санкт-Петербург и Тюмень.

Это открыло дорогу проведению в Тюмени конференций, семинаров и стажировок для других регионов-победителей. Тюмень стала консультантом.

Специалисты образования из Астрахани и Бурятии, Якутии и Калининграда, Свердловской области перенимали тюменский опыт, изучали наработки ТОГИРРО. Институт, возглавляемый ею, сегодня является флагманом России по внедрению комплексной программы модернизации образования. И это только начало - убеждена Ройтблат.

Таков сегодняшний день нашей героини. Заслуженного учителя России, лауреата премии им.Крупской, победителя всероссийских и международных конкурсов, кандидата педагогических наук, ректора ТОГИРРО.

А музыка? - все же спросим мы. Она осталась в записях, пластинках и дисках. Поздно вечером. Особенно Ройтблат любит джаз. А за фортепиано сесть, почти не получается. Некогда.

Из книги "ЛУЧШИЕ" (The best). Люди. События. Факты. (Российская федерация. Уральский федеральный округ. 2008г.)