О «модернизации» менталитета педагога ("Газета "Тюменская область Сегодня", 16 декабря 2009г., №232 (2581))
О «модернизации» менталитета педагога
Чтобы новые технологии и практические методики пришли и прижились в школе, руководители сами должны владеть современными педагогическими, как сейчас принято говорить, компетенциями. А помимо этого овладевать новыми моделями принятия управленческих решений и управленческими же технологиями. В помощь директорам, завучам школ, руководителям районных управлений по образованию и запустил в прошлом году свой проект «Школа современного руководителя» Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).
Соответствовать ученику
В этот раз в рамках проекта состоялась также всероссийская научно-практическая конференция «Специфика педагогического образования в регионах России», в работе которой участвовали ученые, педагоги-практики и представители педагогических вузов не только городов юга и севера Тюменской области, но и Омска, Челябинска, Кургана, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России.
Открывая конференцию, директор департамента образования и науки Тюменской области Ирина Лысакова заострила внимание собравшихся на том, что заявленные выступления содержат как научные выкладки, так и рекомендации практического характера.
К ученику сегодня предъявляются очень высокие требования, значит, и учитель должен соответствовать этому уровню. А «отставание» учителя, как это ни странно, обусловлено самим временем: по словам ректора ТОГИРРО Ольги Ройтблат, еще в 2002 году было установлено, что теоретические знания каждый год устаревают более чем на 20 процентов. За последние четыре года «период полураспада» педагогической компетентности составил 50 процентов. Поэтому-то и встал вопрос об обучении и переобучении учителя и руководителя в образовании в непрерывном режиме. То есть чаще, чем один раз в пять лет, как это предусмотрено законодательством.
Надо сказать, современные технологии способствуют этому: уже 15 семинаров ТОГИРРО провел посредством видеосвязи, охватив таким образом гораздо большее число педагогов юга области. И это становится нормой.
Однако важно, насколько выпускник педвуза – молодой педагог готов и умеет учиться. Не секрет, что, приходя работать в школу, он не всегда и с детьми-то умеет работать. Все потому, что устарели стандарты обучения студентов в педвузах. Вот и приходится «догонять» в рамках послевузовского образования.
В ТОГИРРО это понимают: перешли на модульную структуру процесса обучения, внедрили у себя так называемую матричную модель, которая позволяет сократить время от разработки темы до ее внедрения на практике.
Все это имеет свои плоды. Мониторинг показал, что там, где создаются условия для раскрытия творческого потенциала учителя, и ученик получает импульс к заинтересованному учебному творчеству. А это олимпиады, программа «Шаг в будущее», индивидуальные проекты, да и просто повышение самооценки, активная жизненная позиция.
Так что хочет того педагог или нет, но модернизация в образовании включает в себя и «модернизацию» менталитета учителя, в первую очередь – руководителя.
Казалось бы, методическим службам школ и районов в новых условиях и карты в руки – доносите до своих учителей все новинки, «изюминки». Но, по предположению Ирины Лысаковой, то ли незаслуженно забыты эти структуры, то ли предъявляются недостаточные требования к уровню их подготовки.
– Если говорить об инновациях, то массу вопросов вызывают 114 работающих в области экспериментальных площадок, – заметила Ирина Николаевна. – Главный вопрос к координационным советам при управлениях по образованию: насколько качественно создаются и курируются эти программы? Не хотелось бы, чтобы мы увлекались количеством, важна качественная отдача от эксперимента. Тематика программ не отличается большим разнообразием, не все смогли и обосновать грамотно выбранную тему. Методические службы и руководители должны более ответственно подходить к этому вопросу.
Наука — «человеку понимающему»
Ученые согласны, что менталитет педагога нуждается в «модернизации». По словам доктора педагогических наук, профессора академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ Альфии Закировой, это одна из важных проблем современности, которую необходимо решать педвузам, школам и структурам постдипломного образования.
– Педагог должен быть знающим, квалифицированным, широко эрудированным, – подчеркнула Альфия Фагаловна, – но есть еще одно качество, к которому даже восходит этимология слова «интеллигент»:
в переводе с латинского «homo intelligens» означает «человек понимающий». Важно, чтобы у педагога был открыт канал понимания не только ученика, но и культуры, в которой мы живем. За 70 лет советской власти в образовании много достижений, но немало и деформаций. Например, когда-то мы были самой читающей нацией в мире, а сейчас проблема чтения стоит очень остро. Клиповая культура не вмещает в себя ценности, предусмотренные концепцией воспитания школьников. Ее поддерживают системы ЕГЭ и тестирования, разного рода клише и штампы. О каком «человеке понимающем» можно говорить?
На кафедре разработан и экспериментально применяется на практике «герменевтический подход», позволяющий, условно говоря, в физиках пробуждать лириков, то есть гуманизировать «технарей» или – не потерять гуманистический смысл образования.
Практических алгоритмов мало
Надо это или не надо – специалистам виднее. Однако заместитель губернатора Наталья Шевчик, присутствовавшая на конференции, в надежде на высокое прикладное значение конференции высказалась достаточно определенно:
– Мы радуемся, что учитель занимается исследовательской работой. Но от кого он получил заказ? Он делает это исходя лишь из своего научного интереса, что не всегда актуально для всей системы образования, или его научный поиск имеет реальное практическое значение? Читаю эти научные работы – мало моделей, алгоритмов, которые можно использовать на практике. Здесь вопросы не столько стандарта образования, сколько адекватности самооценки людей, которые занимаются наукой. Они должны отдавать себе отчет, для чего это делают. Даже когда молодой учительнице «спускают» сверху план работы над какой-то темой, а она еще класс усадить не может, с родителями разговаривать не умеет. Зачем? Она еще своим ремеслом не овладела, какие исследования? В этой части нужно говорить о педагогической компетенции руководителя. Он должен понимать, для чего делает то или это. Для создания максимально восприимчивой педагогической и ученической среды сегодня не обойтись без науки и учителей-практиков, но делать это нужно вдумчиво. Идея не должна и лежать 20 лет, пока мы ее осмыслим, нужно осваивать ее параллельно практике. Тогда образование будет в порядке.
Руководителей Наталья Александровна пожурила за то, что не считают нужным донести до своих коллективов проблемы, которые обсуждаются на совещаниях и конференциях: «Вы – проводники нашей политики», – подчеркнула она.
«Школа современного руководителя» уделила немало внимания здоровьесбережению, причем не только школьников, но и учителей. Педагоги немало озабочены негативными явлениями в ученической среде – ранней алкоголизацией, курением, сиротством детей. Эту тему остро подняла доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Надежда Суртаева (г. Санкт-Петербург). По ее словам, подобные явления и способствовали появлению нового направления – критической педагогики. Наука еще молодая, возникла в 90-х годах прошлого столетия, но значение ее переоценить трудно, поскольку каждый учитель сталкивается в своей работе с конфликтами, группировками и непослушанием учеников, с социальными рисками, что делать в подобных ситуациях – подскажет новая наука.
В рамках мастер-классов педагоги поделились своим практическим опытом.
Автор Людмила Филатова
16 декабря 2009